ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рудченко Ирина Ивановна
младший научный сотрудник Научно-исследовательского института
интеллектуальной собственности Национальной академии правовых наук Украины 03680, Украина, г. Киев, ул. Боженко, д. 11, корп. 4, 13 этаж
E-mail: irirud@mela.ua.
MAIN DEVELOPMENT TRENDS OF THE LEGISLATION OF UKRAINE IN THE SPHERE OF INNOVATION ACTIVITY
Iryna Rudchenko
Research Assistant of Intellectual property research institute of the National academy of law sciences of Ukraine, 03680, Ukraine, Kyiv, Bozhenko str., 11, building 4, 13 floor
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблемам нормативно-правового обеспечения отношений в инновационной сфере, анализу эффективности действующего законодательства Украины, связанного с регулированием инновационной и научно-технической деятельности, а также вопросам усовершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие инновационной системы Украины. В работе рассмотрены состояние и особенности национального законодательного поля, которое определяет правовые основы научной, научно-технической и инновационной деятельности. Отправной точкой для исследования послужило понимание необходимости выяснения причин сложившейся в инновационной отрасти ситуации, когда при наличии практически сформированной юридической базы, определяющей
Рудченко И.И. Основные тенденции развития законодательства Украины в сфере инновационной деятельности // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 1 (22) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2874
организационно-правовые основы инновационной деятельности, темпы формирования национальной инновационной системы в Украине замедлены. Несмотря на определенную насыщенность законодательной базы, обеспечивающей деятельность в инновационной сфере Украины, ее содержание имеет пробелы в регулировании ряда правоотношений, требует оптимизации и улучшения условий для развития венчурного инвестирования инноваций в стране. Существует необходимость в создании условий для стимулирования инновационной активности, коммерциализации технологий. Необходима мотивированная предпринимательская среда, поощряющая развитие малого инновационного бизнеса. Являются остро востребованными меры налогового стимулирования, преференции таможенной политики в сфере инновационной деятельности. Автор полагает, что усовершенствование организационно -правового механизма регулирования инновационной деятельности, прежде всего путем создания системы действенных юридических механизмов поддержки и стимулирования инновационной сферы, способно обеспечить устойчивое развитие национальной инновационной системы.
ABSTRACT
This article is devoted to the problems of providing regulatory and legal relations in the innovative sphere, to the analysis of effectiveness of the active legislation of Ukraine related to regulating innovative, scientific, and technical activities, as well as to the questions of improvement to the legal framework that regulates the development of Ukraine’s innovation system. The article discusses the status and features of the national legislative framework, which defines the legal basis of scientific, technical and innovative activity. As a starting point it is assumed that it is necessary to understand the reasons for the current situation developed in the innovation sphere, where despite a presence of a practical legal base that dictates organizational and legal basis for innovative activity, the speed of formation of a national innovative system in Ukraine has slowed down. Despite the saturation of the legislative basis that provides activity within the innovation sphere of Ukraine, its content has gaps in the regulation of a series of legal relations and thus requires
optimization and improvement of conditions for the development of venture investments for innovation in the country. There is a need to create conditions that stimulate innovative activity and technology commercialization. Furthermore, the country’s economy needs a motivated business environment that encourages the development of small innovative businesses. There is an acute demand for tax incentives and preferential customs policies in the field of innovative activity. The author believes that the improvement of the organizational and legal mechanisms for regulating innovative activities, primarily through the creation of a system of existing legal mechanisms of support and incentive of the innovation sphere, is capable of ensuring stable development of the national innovation system.
Ключевые слова: законодательство, инновационная деятельность,
инновационная инфраструктура, стимулирование инновационной деятельности, национальная инновационная система, научно-техническая деятельность.
Keywords: legislation, innovative activity, innovation infrastructure,
incentivizing innovation, national innovation system, scientific and technical activity.
На сегодняшний день принято считать, что система украинского законодательства, предназначенного для осуществления регулирования сферы инновационной и научно-технической деятельности, практически сформирована. В то же время темпы развития национальной экономики оставляют желать лучшего, а национальная инновационная система находится лишь на стадии формирования, что дает основания предполагать наличие проблем эффективности действующего в Украине законодательства, которое регламентирует инновационную сферу. Кажущаяся полнота нормативного наполнения юридического поля в вопросах правового регулирования инновационной деятельности на деле обладает рядом нормативных пробелов, ему свойственна декларативность и фрагментарность, зарегулированность ряда вопросов указанной сферы. Отсутствуют действенные механизмы стимулирования инвестиционной активности частного сектора для привлечения
финансовых ресурсов в инновационную сферу. Не отработаны правовые инструменты для функционирования потенциально эффективных механизмов государственно-частного партнерства. Предусмотренные способы государственной поддержки инновационной и научно-технической деятельности требуют «отдельных» законов и своих «стимулов» для исполнения уже государством взятых на себя обязательств по поддержке не только инновационно-активных субъектов, но даже такой сферы «государственной ответственности», как наука.
Наличие проблем, связанных с вопросами эффективности законодательного обеспечения инновационной сферы, определяет актуальность настоящего исследования, посвященного анализу действенности национального законодательства, которое осуществляет регулирование отрасли инноваций, вопросам усовершенствования нормативно-правовой регламентации становления инновационной системы Украины [3], а также исследованию тенденций развития национального инновационного законодательства.
Законодательный базис всей государственной инновационной политики заложен в Конституции Украины. Статьей 54 Конституции предусмотрены гарантии гражданам свободы научной, технической и других видов творческой деятельности, защита интеллектуальной собственности, авторских прав. Статьей 116 определяются обязанности органа исполнительной власти -Кабинета Министров Украины - по обеспечению экономической политики в области образования, науки и культуры, разработке и осуществлению общегосударственных программ экономического, научно-технического и культурного развития страны [2].
Главные цели государственной инновационной политики определены в Законе Украины «Об инновационной деятельности». Государственная политика направлена на создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, на обеспечение
внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго-и ресурсосберегающих технологий, на производство и реализацию новых видов конкурентоспособной продукции.
В соответствии с законом основными принципами государственной
инновационной политики являются: ориентация на инновационный путь развития экономики Украины; определение государственных приоритетов инновационного развития; формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности; создание условий для сохранения, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала; обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности; эффективное использование рыночных механизмов для содействия инновационной деятельности, поддержка предпринимательства в научнопроизводственной сфере; осуществление мероприятий в поддержку международной научно-технологической кооперации, трансфера технологий, защиты отечественной продукции на внутреннем рынке и ее продвижение на внешний рынок; финансовая поддержка, осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности; содействие развитию инновационной инфраструктуры; информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности; подготовка кадров в сфере инновационной деятельности [1].
Согласно действующему законодательству источниками финансовой поддержки инновационной деятельности являются: средства Государственного бюджета Украины; средства местных бюджетов; собственные средства специализированных государственных и коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений; собственные или заимствованные средства субъектов инновационной деятельности; инвестиции любых физических и юридических лиц; другие источники [1].
В систему законодательства в сфере инновационной деятельности входят Законы Украины «Об инновационной деятельности», «Об инвестиционной
деятельности», «О научной и научно-технической деятельности», «О научной и научно-технической экспертизе», «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков», «О специальной экономической зоне "Яворов"», «О приоритетных направления инновационной деятельности в Украине» и другие нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в этой сфере.
Развитие науки и научно-технической сферы в Украине призваны обеспечить следующие законы: Закон Украины «О научной и научнотехнической деятельности», «О научно-технической информации», «О научной и научно-технической экспертизе», «О приоритетных направлениях развития науки и техники», «Об особенностях правового режима деятельности Национальной академии наук, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса», «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий», целый ряд государственных целевых экономических программ, комплекс подзаконных правовых актов.
Нормативно-правовые документы, которые осуществляют регулирование отношений, возникающих в результате инновационной деятельности, содержат в себе нормы, которые формулируют цели инновационной политики, указывают на приоритетные направления и принципы государственной научнотехнической и инновационной политики. В то же время такие нормы должны содержать действенные механизмы ускорения инновационного развития и его ресурсного обеспечения. В Законе Украины «Об инновационной деятельности» отсутствуют условия и правила функционирования потенциально эффективного негосударственного сектора национальной экономической системы, отсутствуют указания на состав и структуру национальной инновационной системы [5, с. 120].
Переход на инновационную модель развития экономики призвана обеспечить национальная инновационная система, которая, с учетом правовых, финансовых и организационных аспектов, представляет собой совокупность взаимосвязанных институтов, предназначенных для того, чтобы создавать,
использовать и передавать в хозяйственный оборот результаты интеллектуальной деятельности, которые определяют новые технологии.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 17.06.2009 г. № 680-р одобрена Концепция развития национальной инновационной системы, составляющей частью которой являются инновационные структуры.
Нормативно-правовая база, определяющая и обеспечивающая правовой статус инновационных структур - субъектов инновационной деятельности, которые осуществляют разработку, внедрение и коммерциализацию инновационных продуктов, включает в себя Гражданский кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, Налоговый кодекс Украины, Бюджетный кодекс Украины, Законы Украины «О научных парках», «О научном парке «Киевская политехника», «О специальном режиме инновационной
деятельности технологичных парков», другие законодательные и нормативноправовые акты, регулирующие отношения указанной сферы.
Несмотря на наличие значительного массива нормативных документов, к основным проблемам правового регулирования, которые ограничивают и сдерживают инновационную деятельность в Украине, а также замедляют развитие национальной инновационной системы, относится слабое государственное влияние в этой сфере. Г осударство отказалось
от прогрессивных непрямых методов стимулирования активности субъектов инновационной деятельности, таких как налоговые льготы. Для Украины также характерны низкий уровень государственного финансирования науки, научнотехнической сферы. Отсутствует реальная стратегия управления
инновационной деятельностью.
Важным направлением развития сферы инновационной деятельности в Украине является создание законодательной базы, которая сможет обеспечить согласованную государственную политику, инвестиционное, финансовое обеспечение инноваций, эффективное развитие и функционирование как научной сферы, так и процесса коммерциализации ее интеллектуальных результатов, реальное партнерство государства и частного сектора.
Для возможности финансовой поддержки инновационной деятельности, выполнения Государственных целевых экономических и инновационных программ необходимо ежегодно предусматривать в Государственном бюджете Украины соответствующие расходы. Насущною потребностью остается решение задачи налогового стимулирования субъектов хозяйствования, которые заняты в инновационной отрасли. Также необходимо возобновить осуществление прекратившей свое действие в 2013 году Государственной целевой экономической программы по созданию в Украине инновационной инфраструктуры, которая предусматривала создание разветвленной инфраструктурной сети в инновационном поле, а также предусмотреть в Госбюджете средства на ее финансирование. Государство обязано активно способствовать созданию эффективно функционирующей инновационной инфраструктуры [6, с. 574-575], внедрению в неполную и недостаточно развитую инновационную среду таких эффективных для финансирования частных инновационных предприятий структурных образований, как венчурные фонды, а также культивировать центры трансфера технологий [5, с. 119].
Сотрудниками научных учреждений Национальной академии правовых наук Украины подготовлен ряд законопроектов, в частности проект Закона «О поддержке и развитии инновационной деятельности» [4], определяющих правовые и экономические принципы поддержки и развития инновационной сферы, национальной инновационной системы, которыми предусмотрены изменения в действующих законодательных актах, касающихся вопросов стимулирования инноваций. Указанным законопроектом также предусмотрено усовершенствование правового обеспечения функционирования таких инвестиционных инструментов, как венчурные фонды.
Тенденции развития национального законодательства Украины в инновационной сфере направлены на выполнение задач по созданию соответствующих условий для внедрения высоких технологий, концентрации и направления инвестиций с целью обеспечения развития инновационной
инфраструктуры, в том числе на региональном уровне, на реализацию задач создания сети малого инновационного предпринимательства, на способствование коммерциализации результатов научно-технической деятельности, на повышение эффективности механизмов предоставления государственной поддержки, прозрачности такой поддержки, на решение задач по обеспечению роста объемов инвестиций, а также по стимулированию инновационной и инвестиционной активности частного сектора.
Список литературы:
1. Закон Украши «Про шновацшну д1яльшсть» / [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/40-15 (дата обращения:
17.12.2015) .
2. Конститущя Украши / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80 (дата обращения: 17.12.2015).
3. Постанова КМУ «Про затвердження Програми розвитку швестицшно!
та шновацшно! дiяльностi в Украшш вщ 02.02.2011 р. № 389
/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/389-2011-%D0%BF (дата обращения:
17.12.2015) .
4. Проект Закона Украины «О поддержке и развитии инновационной деятельности» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ndipzir.org.ua/archives/4015 (дата обращения: 17.12.2015).
5. Розвиток та стимулювання шновацшно! дiяльностi (економша, право, мiжнародний досвщ): монографiя / за наук. ред. О.Б. Бутшк-Оверського. -К. : НД1 1В НАПрНУ, 2014. - 364 с.
6. Стан та законодавче забезпечення розвитку науки та науково-техшчно! сфери держави: матер. Парлам. Слухань у Верховнш Радi Украши 2 липня 2014 р. / ВРУ; упорядники М.М. Шевченко, В.С. Семенюк, Г.О. Андрощук. -К.: Парлам.вид-во, 2015. - 744 с.
References:
1. Law of Ukraine About innovative activity Available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/40-15 (accessed 17 December 2015).
2. Constitution of Ukraine Available at:
http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80/ (accessed 17 December 2015).
3. Resolution of CM of Ukraine About claim of Program of development of investment and innovative activity in Ukraine from February, 2 in 2011 N 389. Available at: ttp://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/389-2011-%D0%BF (accessed 17 December 2015).
4. Draft Law of Ukraine On the support and development of innovation activities Available at: http://ndipzir.org.ua/archives/4015 (accessed 17 December 2015).
5. Butnik-Siverskyj O.B., eds. The development and stimulate innovation (economics, law, international experience). Kyiv. NDI IV NAPrNU Publ., 2014. 364 p. (In Ukrainian).
6. Shevchenko M.M., Semenjuk V.S., eds. Condition and legislative provision of science development and scientific and technical sphere of state: materials of Parliamentary hearings in the Verkhovna Rada of Ukraine, July 2, 2014. Kyiv. Parlam.vyd-vo Publ., 2015. 744 p. (In Ukrainian).