Научная статья на тему 'Правовое обеспечение регионального здравоохранения (сообщение 1)'

Правовое обеспечение регионального здравоохранения (сообщение 1) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
259
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / LEGAL SUPPORT / PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Губин Георгий Иннокентьевич

Обобщены материалы исследования основных тенденций демографических процессов на территории Иркутской области, дан анализ заболеваемости населения, итоги деятельности и перспективы развития специализированных служб здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Губин Георгий Иннокентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support of regional public health

A civilized decision of regional problems of population health protection is impossible without the proper legislative basis.This article presents a juristical draft of “Irkutsk Regional Public Health” bill for cveation of regionalpudlic health functioning legal basis.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение регионального здравоохранения (сообщение 1)»

Вопросы практического здравоохранения и случаи из практики

© ГУБИН Г.И. -УДК 614.2

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (сообщение 1)

Г.И. Губин

(Областной врачебно-физкультурный диспансер “Здоровье”, глав. врач. - к.м.н. Г.И. Губин)

Резюме. Обобщены материалы исследования основных тенденций демографических процессов на территории Иркутской области, дан анализ заболеваемости населения, итоги деятельности и перспективы развития специализированных служб здравоохранения.

С конца 60-х годов в России наметилась тенденция ухудшения состояния здоровья населения, являющегося одним из интегральных индикаторов отображающих законодательные и исполнительные действия государственной власти (федеральной и региональной) в области здравоохранения.

В 90-х годах эта тенденция еще более усилилась, что напрямую связано с изменением социально-экономических условий жизни населения, безработицей, локальными войнами, увеличением числа мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев. Об этом свидетельствует:

- рост заболеваемости по большинству нозологический форм, особенно это касается туберкулеза, сифилиса и СПИДа, т е. болезней с резко выраженной социальной компонентой; масштабы их роста (увеличение вен заболеваний за 5 лет в 30 раз) таковы, что они приобретают характер эпидемии;

- не менее опасно повышение психических заболеваний, так по оценкам экспертов 70% населения живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств

В 1992 г. началась депопуляция населения, которая составила в 1992 г. -219, в 1993 г. - 750, в 1994 г. - 893, в 1995 г. - 840, в 1996 г. - 778 и в 1997 г. -737 тысяч человек, т.е. идет перманентная убыль населения.

Но главное обстоятельство в области здоровья населения - ухудшение материнского и особенно детского здоровья. Складывается парадоксальная ситуация, когда проблемы здоровья перемещаются с групп престарелого населения в группы детей

и молодежи, что противоречит естественным процессам, когда человек теряет свое здоровье с возрастом. Кроме того, '»амечено, что происходит снижение здоровья каждого последующего поколения. Расчеты свидетельствуют о том, что население России ежегодно теряет около одного процента потенциального здоровья нации.

Отсюда видна негативность медико-демографической ситуации в стране, что в свою очередь отрицательно характеризует и состояние здравоохранения в целом.

К сожалению, эти проблемы не привлекают должного внимания органов государственной власти, недостаточно учитываются при принятии важнейших экономических и политических решений. Решение проблем охраны здоровья требует более эффективной государственной политики.

Ухудшающееся состояние здоровья населения обусловлено не только комплексом общих социально-экономических факторов, но и рядом негативных тенденций в системе здравоохранения. Перечислим важнейшие из них.

Острейший дефицит финансовых ресурсов. После относительной стабилизации финансирования здравоохранения, связанной с введением обязательного медицинского страхования, в 1995-1996 гг. ситуация снова ухудшилась. Появление нового источника финансирования в виде взносов на ОМС работающего населения стало перекрываться снижением бюджетных ассигнований, что в значительной мере связано с несоблюдением закона “О медицинском страховании граждан РФ”.

Снижение уровня управления системой охраны здоровья. В значительной мере утрачена комплексность системы охраны здоровья. Усилия

разных ведомств, связанных с охраной здоровья, оказались разъединенными. Заметно снизилось знамение стратегического и текущего планирования здравоохранения. Утрата прежних административных рычагов управления сетью ЛПУ не компенсировалась методами экономического управления. Как органы управления здравоохранением, так и органы и структуры ОМС утрачивают рычаги воздействия на учреждения здравоохранения, систему оказания медицинской помощи в целом.

Усиление структурных диспропорций в здравоохранении. Действующая система управления и финансирования здравоохранения предопределила крайне низкую эффективность использования ресурсов и несбалансированность структуры оказания медицинской помощи: в условиях острейшего дефицита средств в отрасли происходит ее смещение в сторону относительно дорогостоящих видов. Система здравоохранения сегодня финансируется по остаточному принципу, но действует по затратному. При этом основные потери средств связаны с несбалансированностью уровней и звеньев оказания помощи, то есть возникают “на стыках” системы.

Эти и многие другие негативные тенденции развития здравоохранения лишь частично можно объяснить сложностью общей социально-экономической ситуации. Но принципиальное значение имеет отсутствие современной законодательной основы реформирования отрасли. В настоящее время нельзя считать удовлетворительным правовое обеспечение проблем здравоохранения. Имеющиеся законодательные акты в этом отношении носят или чрезмерно общий характер, или регулируют лишь отдельные частные вопросы. Значительная часть правовых отношений в сфере '.дравоохранения регулируется ведомственными ноомативными актами, зачастую во многом устаревшими, что снижает эффективность деятельности системы и затрудняет взаимодействие с другими секторами в сфере охраны здоровья.

Все выше сказанное негативно характеризует ситуацию в здравоохранении как в целом по Российской Федерации, так и в отдельных ее регионах. Сегодня необходимо реформировать нормативно-правовую систему этой отрасли, выдвигать концептуальные подходы совершенствования ее законодательной базы, преодолевая крайне неэффективное использование имеющихся ресурсов.

Совершенствование законодательной и

правовой базы здравоохранения региона

Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам России охрану труда и здоровья (ст.7, ч.2.) и предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41, ч.1). Реализация этих конституционных прав в полном объеме и надлежащем качестве напрямую связана с состоянием здравоохранения в регионе и в целом в Российской Федерации. Интересы, цель и деятельность всех звеньев власти в

этой сфере должны не только совпадать, но и соответствующим образом регулироваться.

В настоящее время нельзя считать удовлетворительным правовое регулирование вопросов здравоохранения в Иркутской области. В регионе отсутствует единая система управления здравоохранением. Она разделена на несколько слабо связанных структур, отдельно регулирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия, оказания медицинской помощи и ее финансирования, социального обеспечения больных и т.д. В результате снижается эффективность деятельности практически всех служб здравоохранения, нерационально используется и так весьма ограниченные его финансовые ресурсы.

Состояние здоровья граждан Иркутской области является одним из тех показателей, в котором отражаются все законодательные и исполнительные действия государственной власти (федеральной и региональной) по обеспечению реального благосостояния, социальных гарантий и социальной защиты населения региона.

Вместе с тем, на законодательном уровне слабо увязаны между собой обязательства областной власти в сфере здравоохранения и имеющиеся финансовые ресурсы. В результате острой нехватки финансовых средств для обеспечения обязательств области неизбежно увеличивается доля личного участия граждан в оплате медицинских услуг. Подобная практика крайне пагубна для наиболее социально незащищенных групп населения. В областных нормативных, правовых актах не урегулированы вопросы контроля качества медицинской помощи и многое другое. Все эти проблемы в совокупности свидетельствуют об объективной необходимости разработки проекта и принятия Закона о здравоохранении Иокутской области.

Основная цель законопроекта - закрепление правовых, экономических, финансовых и социальных основ системы здравоохранения Иркутской области, установление порядка регионального планирования и финансового обеспечения медицинской помощи, упорядочение системы контроля за деятельностью учреждений здравоохранения и качества медицинской помощи населению, обеспечении государственных гарантий в сфере здравоохранения (минимальных социальных стандартов) - видов, объемов, условий оказания лечебно-профилактической помощи населению за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджета.

Принятие Закона о здравоохранении Иркутской области позволит создать законодательную основу для единой системы управления здравоохранением области, установить единые требования к системе оказания медицинской помоши. повысит эффективность деятельности в области охраны ■'доровья и за счет улучшения использования ресурсов даст определенный экономический эффект.

Законопроект устанавливает нормы, закрепляющие права и ответственность всех государственных органов, участвующих в обеспечении деятельности системы здравоохранения в соответствии с потребностями населения.

Принятие данного Закона должно способствовать устранению правового вакуума в системе здравоохранения на областном и местном уровнях, повышению эффективности се деятельности на территории Иркутского региона.

Юридическая конструкция законопроекта должна взаимосвязано формировать правовую базу функционирования областного (территориального) здравоохранения и позволит решить сле-дующиь задачи:

- определить принципы организации и управления в сфере здравоохранения;

- разграничить функции органов государственной власти региона и органов местного самоуправления по обеспечению деятельности в области здравоохранения;

- расширить права и усилить ответственность органов управления здравоохранением области.

Структура законопроекта

Цели и задачи законопроекта, принципы его разработки, общие положения включены в раздел, где также излагаются основные положения о здравоохранении Иркутской области, определяется область применения закона, правовые основы и принципы управления здравоохранением на региональном уровне, дается основной понятийный аппарат в соответствии с концепцией и выводами о здоровье человека.

В разделе посвященном компетенции органов управления здравоохранением и местного самоуправления в области здравоохранения подробно изложены вопросы совместного ведения Российской Федерации и Иркутской области в сфере здравоохранения, а также вопросы, относящиеся к ведению органов управления здравоохранением и местного самоуправления.

В разделе предусмотрены основные формы взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти Иркутской области в вопросах формирования и реализации политики в сфере здравоохранения, исходя из положений ст.72 Конституции РФ, ст. 7 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, иных законодательных актов РФ и Иркутской области, в соответствии с которыми координация вопросов здравоохранения отнесены к их совместному ведению. Этому будет способствовать, в частности: установление общих принципов управления здравоохранением и организации медицинской помощи населению; разработка и реализация Федеральных программ развития здравоохранения; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер медицинского характера по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий.

Законодательная и исполнительная власть в пределах своей компетенции путем принятия нормативных правовых актов должна обеспечивать решение актуальных проблем мсдииинскои помощи и профилактики заболеваний на территории области и быть гарантом обеспечения прав граждан на региональном и муниципальном уровнях.

В Законопроекте должны быть закреплены полномочия Законодательного собрания. Губернатора области и Администрации области.

Управление здравоохранением должно обеспечивать эффективность деятельности системы для получения гражданами качественной медицинской помощи, проведение профилактической работы с реальными конечными результатами, действенный санитарно-эпидемиологический надзор.

Экономическую основу деятельности системы здравоохранения региона составляют федеральная, региональная, муниципальная собственность в области здравоохранения, а также частная собственность, используемая для осуществления деятельности в области здравоохранения и удовлетворения потребностей населения Иркутской области в медицинской и лекарственной помощи.

Государственная система здравоохранения состоит из органов управления здравоохранением, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на осуществление государственной политики в области здравоохранения, в том числе обеспечение граждан качественной и доступной медицинской и лекарственной помощью, поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия, проведение научных исследований, подготовку специалистов, производство медицинской и фармацевтической продукции, а также координацию деятельности по этим направлениям.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба играет важную роль в организации профилактической работы в государственной системе здравоохранения.

Для обеспечения эффективного функционирования госсанэпидслужбы необходимо:

- определение организационно-правового статуса госсанэпидслужбы, создание законодательной базы функционирования ее на региональном уровне;

- четкое разделение функций санитарно-эпидемиологического надзора и санитарно-эпидемиологической деятельности;

- совершенствование экономического механизма деятельности и разработка критериев нормативного финансирования учреждений госсанэпидслужбы;

- усиление взаимодействия с другими контрольными и надзорными органами.

Муниципальная система здравоохранения -это совокупность муниципальных учреждений здравоохранения и муниципальных организаций, муниципальных органов управления здравоохра-

нением, деятельность которых направлена на обеспечение граждан по месту их жительства или пребывания медицинской и лекарственной помощью в пределах, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Иркутской области, органов местного самоуправления.

К частной системе здравоохранения относятся учреждения здравоохранения и организации, имущество которых находится в частной собственности. а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой. Деятельность частной системы здравоохранения направлена на предоставление населению медицинских и медикосоциальных услуг и может осуществляться как на коммерческой, так и некоммерческой основе.

Взаимодействие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения основывается на:

1. Договорах и соглашениях.

2. Совместной деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения по реализации программ в области охраны здоровья граждан.

3. Контроле за соблюдением нормативных правовых актов в области здравоохранения, стандартов медицинской помощи в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Иркутской области.

4. Едином порядке ведения учета и представления отчетности субъектами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

5. Единой системе сертификации медицинских и фармацевтических кадров, лицензирования и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности.

6 Единой системе подготовки и переподготовки кадров.

7. Единой системе областных стандартов медицинской и фармацевтической деятельности, основанных на федеральных стандартах.

Правовой базой системы управления здравоохранением области является федеральное и областное законодательство, объединенное в единую согласованную систему, обеспечивающую конституционное право граждан на получение медицинской помощи и охрану здоровья на областном и муниципальном уровнях.

Субъектами управления системы здравоохранения являются:

- Комитет здравоохранения Администрации Иркутской области;

- Органы местного самоуправления и их структурные подразделения.

Объектами управления системы здравоохранения являются:

- Организации и учреждения здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения,

- медицинские образовательные учреждения;

- научно-исслсдоватсльскис учреждения системы здравоохранения.

Медицинская помощь всех видов и форм может в установленном порядке предоставляться в Иркутской области любыми учреждениями здравоохранения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также частнопрактикующими врачами в соответствии и в пределах тех видов и объемов, которые определены их сертификатами и лицензиями.

Нормы, регулирующие оказание медицинской помощи, предусмотрены в разделе организации медицинской помощи.

Статьи данного раздела предусматривают основные принципы предоставления медицинской помощи населению, ответственность за их реализацию со стороны органов управления здравоохранением разных уровней, определена структура оказания медицинской помощи - первичная медико-санитарная помощь, специализированная (амбулаторная и стационарная), восстановительное лечение (медицинская реабилитация). Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при получении населением медицинской помощи, где особая роль отводится институту врача общей (семейной) практики.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается на фельдшерско-акушерских пунктах, здравпунктах, врачами общей (семейной) практики, амбулаториями, поликлиниками, станциями скорой и неотложной медицинской помощи.

Специализированная амбулаторная помощь предоставляется в амбулаторно-поликлинических учреждениях в соответствии с действующей номенклатурой, диспансерах, консультативно-диагностических центрах.

Стационарная помощь оказывается в больничных учреждениях различного профиля, специализированных больницах (отделениях), больницах сестринского ухода, хосписах.

Виды и объемы деятельности каждого больничного учреждения должны соответствовать его сертификату и лицензии.

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обеспечивают выполнение Государственных гарантий по предоставлению населению медицинской помощи.

К государственным учреждениям здравоохранения относятся учреждения, находящиеся в федеральной собственности и в областной собственности, включая учреждения здравоохранения министерств и ведомств. Вышестоящим органом управления системой оказания медицинской помощи для государственных учреждений здраво охранения ведомств являются соответствующие службы ведомств. Эти органы управления, отвечающие за медицинскую помощь определенным контингентам жителей области, должны координировать свою деятельность с областными органами управления здравоохранения и системой оказания медицинской помощи.

(продолжение в следующем номере)

LEGAL SUPPORT OF REGIONAL PUBLIC HEALTH

G.I. Gubin (Regional Medicai Sports Health Centre)

A civilized decision of regional problems of population health protection is impossible without the proper legislative basis.

This article presents a juristical draft of “Irkutsk Regional Public Health” bill for cveation of regional pudlic health functioning legal basis.

© СИЗЫХ Т.П, ГУРТОВАЯ Г.П., БОТОРОЕВ Ю.К., БОТОРОЕВА Л. A., РЕУТ Ю.А., АНЮШИНА Г.П., ЧЕРКАШИН А.Ф., ХМЕЛЬ В.Е., ИСАКОВА Л.М. -УДК 616.002.7

ГРАНУЛЕМАТОЗ ВЕГЕНЕРА

Т.П. Сизых, Г.П. Гуртовая, Ю.К. Ботороев, Л.А. Ботороева, Ю.А. Реут,

Г.П. Анюшина, А.Ф. Черкашин, В.Е. Хмель, Л.М. Исакова

(Иркутский Государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и АН ВШ A.A. Майбо-рода; Иркутская Государственная ордена “Знак Почета” Областная клиническая больница, глав, врач - к.м.н. Ю Л. Птиченко)

Резюме. Приводится случай некротизирующего гранулематозного васкулита Вегенера.

Первый случай некротизирующего гранулематозного васкулита был описан KLINGER в 1931 году, а название синдрома Вегенера получил в 1936 году, когда было опубликовано детальное описание клинической и патологической картины полного синдрома. Классический вариант гранулематозного васкулита Вегенера проявляется клинико-патологической триадой: поражением верхнего и нижнего респираторного тракта и почек. Впоследствии, в процессе изучения выявлены были ограниченные (неполные) клинические формы заболевания без вовлечения почек. Основное значение придают иммунологическим нарушениям, в частности отложениям иммунных комплексов в стенках кровеносных сосудов и нарушениям клеточного иммунитета.

Морфологическая картина характеризуется некротическим васкулитом артерий мелкого и среднего калибра, образованием полиморфноклеточных гранулём, содержащих тучные клетки.

Вначале сообщалось о высокой смертности нелеченных больных. Однако современные терапевтические схемы, включающие глюкокортикостероиды и циклофосфамид, существенно улучшили прогноз среди этих больных.

Наметившаяся в последние годы тенденция к учащению числа случаев этого синдрома и, в частности его неполных форм, побудила нас привести здесь описание сложного для диагностики наблюдения.

Больная С., 20 лет, находилась в кардиотерапевти-ческом и септическом отделениях клинической больницы с 08.02.99 по 19.03.1999 с жалобами на лихорадку в течение 5 месяцев, пролабирование спинки носа, гнойно-кровянистые выделения из носа, затруднённое

носовое дыхание, кашель, кровохарканье, похудание, слабость, недомогание.

Больной себя считает с апреля 1998 года, когда отметила одностороннее снижение слуха, по поводу чего не обращалась. После переохлаждения в июле 1948 появился насморк, затруднённое носоное дыхание, иногда с сукровичными выделениями из носа, повышение температуры до 37,5°С. Лечилась от простудного заболевания домашними средствами.

Позже принимала лечение у оториноларинголога амбулаторно по поводу острого гнойного гайморита, которое также не принесло успеха. Больная вновь обратилась к ЛОР врачам 10.10 1998г Был выставлен диагноз: затянувшийся гнойный средний отит справа. При амбулаторном лечении получала: цефамизин в/м, диок-сидин в виде капель в ухо, продувание евстахиевых труб по Политцеру, однако лечение не дало эффекта.

С 14.09. по 02.11.1998 была госпитализирована в ЛОР отделение городской клинической больницы с диагнозом: экссудативный 2-х сторонний средний отит, справа кондуктивная тугоухость 2-й степени Производилась пункция правой верхнечелюстной пазухи, катетеризация слуховых труб, тимпанопункция справа с введением в барабанную полость среднего уха эмульсии гидрокортизона. Улучшения не последовало. Выделения из носа приняли гнойный характер, сохранилась заложенность носа, присоединились боли в области сосцевидных отростков с гнойными скудными выделениями из слуховых проходов.

Больная была переведена в ЛОР клинику ИГМУ 10.11.1998 года. При осмотре отмечено, что нос правильной формы. Кожа в области крыльев носа и верхне-челюстных пазух отёчна, при пальпации болезненна. При надавливании на переднюю стенк) придаточных пазух носа болезненности нет, точки выхода I и II ветвей тройничного нерва без болезненны, как и надавливание на козелок. Температура к вечеру повышалась до 37,7°- 38,0°С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слизистая носа гиперемирована, отёчна, нижние носовые раковины отёчны, эрозированы, гипертрофированы, соприкасаются с носовой перегородкой. Носовые ходы сужены, носовая перегородка по средней ли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.