Таблица 2
Анализ прямых затрат на лечение детей с бронхиальной астмой, М±т (п=102)
При отсутствии регулярного наблюдения аллергологом (n=102) При наличии регулярного наблюдения аллергологом (n=102)
Расход услуги на больного/ год Затраты на больного/год (руб.) Расход услуги на больного/ год Затраты на больного/год (руб.)
Плановые осмотры аллергологом 0,5±0,1 136,3±15,1 5,0** 1362,6**
Плановые осмотры педиатрами 0,8±0,2 103,5±8,5 - -
Базисная терапия - 2247,7±235,1 - 5281,6±337,8**
ДАИ «Тайлед» (доза)
ДАИ «Беклазон эко легкое дыхание» 100 (доза)
ДАИ «Фликсотид» 125 (доза)
ДАИ «Фликсотид» 50 (доза)
ДАИ «Серетид» 25/125 (доза)
ДАИ «Серетид» 25/50 (доза)
«Симбикорт» Турбухаллер 4,5/80 (доза)
Осмотры аллергологом в приступе БА 0,2±0,1 53,4±18,6 0,5±0,1** 149,6±20,7**
Осмотры педиатрами в приступе БА 5,1±0,5** 669,8±67,7** 0,5±0,1 64,7±10,0
Бронхолитическая терапия - 32,9±3,9* - 22,7±4,2
Стационарное лечение обострений БА (дней) 15,3±1,8** 8384,8±923,4** 4,1±0,8 2097,9±431,2
Вызовы СМП 1,3±0,4** 1629,6±152,6** 0,07±0,03 83,6±30,5
Общие затраты на лечение БА - 13252,54±1162,4** - 9062,4±726,6
Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,001 - значимость различий между этапами наблюдения (критерий Вилкоксона).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бекезина Н.Ю., Косенкова Т.В., Мизерницкий Ю.Л. Стационарозамещающие технологии в комплексной реабилитации детей, страдающих бронхиальной астмой // Медицина и качество жизни. - 2008. - №4. - С.10-11.
2. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика. Национальная программа. - 3-е изд-ние, исправ. и доп. - М.: Союз педиатров России, 2008. - 108 с.
3. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / Под ред. А.Г. Чучалина. - М.: Атмосфера, 2007. - 104 с.
4. Горячкина Л.А. Исследование GOAL: достижимы ли цели лечения, сформулированные в GINA? // Аллергология.
- 2005. - №1. - С.40-46.
5. Мещеряков В.В., Маренко Е.Ю., Маренко А.Г. Уровень
знаний педиатров и качество диагностики бронхиальной астмы у детей в условиях поликлиники // Пульмонология. -2007. - №4. - С.41-45.
6. Огородова Л.М., Петровский Ф.И. Стремление к полному контролю бронхиальной астмы: обсуждение актуальных вопросов // Рос. аллергологический журн. - 2006. - №2.
- С.53-59.
7. Ленская Л.Г., Огородова Л.М., Малаховская М.В. и др. Фармакоэкономические аспекты лечения и медицинского наблюдения при неконтролируемой бронхиальной астме // Экономика здравоохранения. - 2003. - №11-12. - С.72-79.
8. Lai C.K., De Quia T.S., Kim Y.Y., et al. Asthma control in the Asia Pacific region: the asthma insights and reality in Asia-Pacific Study // J. Allergy Clin. Immunol. - 2003. - Vol. 111. №2.
- Р.263-268.
Информация об авторах: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, КрасГМУ, e-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]; Артюхов Иван Павлович - зав. кафедрой, д.м.н., профессор; Ильенкова Наталья Анатольевна - зав. кафедрой, д.м.н., доцент; Шульмин Андрей Владимирович - зав. кафедрой, к.м.н., доцент;
Степанова Людмила Викторовна - врач-аллерголог.
© ХАНТАЕВА Н.С., ГАЛИМОВ С.А. - 2010
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Н.С. Хантаева, С.А. Галимов (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)
Резюме. Основой повышения эффективности противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации является формирование единого правового пространства системы охраны здоровья населения. Смена социальноэкономической фармации в стране, реформы в системе отечественного здравоохранения, особенности развития эпидемиологической ситуации по туберкулезу обусловливают совершенствование региональной нормативноправовой базы по организации противотуберкулезной помощи населению с учетом современных достижений медицинской науки и техники.
Ключевые слова: Иркутская область, туберкулез, нормативно-правовая база, организация противотуберкулезной помощи на региональном уровне.
PERFECTING THE NORMATIVE-LEGAL BASE OF UNTI-TUBERCULOUS MEASURES AT REGIONAL LEVEL
N.S. Khantaeva, S.A. Qalimov (Irkutsk State Medical University)
Summary. The base of the efficient measures against tuberculosis in Russian Federation is forming of united legal space of the system of protection of population’s health. The change in social-economic formation in the country, reforms in the system of home public health, the features of the development of epidemiological situations associated with tuberculosis stipulate for the improvement of regional normative-legal base on organization of unti-tuberculous care for population taking into consideration the modern achievements of the medical science and technique.
Key words: Irkutsk region, tuberculosis, normative-legal base, organization of unti-tuberculous care at regional level.
Основной целью государственной политики в области реформирования здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает государство и граждане [5,10].
Одним из условий достижения указанной цели является формирование единого правового пространства системы охраны здоровья населения. В современных условиях развитие и совершенствование законодательной базы здравоохранения является приоритетным направлением реформирования здравоохранения [3,4,5]. Смещение полномочий и управления здравоохранением на уровень субъекта Российской Федерации в определенной степени привело к смещению акцентов на особенности каждого региона, к их методическому и организационно-правовому закреплению. Таким образом, региональные правовые акты являются важным компонентом регулирования вопросов охраны здоровья населения субъектов РФ [1,11].
В настоящее время наиболее остро реализация данного направления обозначилась в борьбе с социальнозначимыми заболеваниями. Управленческий опыт работы во фтизиатрии последнего десятилетия позволяет говорить о сравнительно новых сложностях функционирования противотуберкулезной службы, возникших в последние годы и связанных с недостатками нормативно-правовой базы [1,4,8].
Основой формирования государственной политики в области противотуберкулезной помощи населению России является Конституция РФ, в которой закреплено право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Исходя из Конституции РФ, приняты «Основы законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации», которые регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Данный документ устанавливает правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.
В связи с принятием Федеральных Законов №95-ФЗ от 04.07.2003 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и №122-ФЗ от 22.08.2004 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, касающиеся разграничений полномочий между федеральными органами государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В частности, к полномочиям органов государственной власти отне-
сено формирование расходов бюджетов субъектов РФ на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи в противотуберкулезных медицинских организациях, в том числе обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами, а также установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении. Следует обратить внимание на то, ни в полномочия органов государственной власти субъектов РФ, ни в полномочия органов местного самоуправления не попали организация и финансирование специализированной медицинской помощи в муниципальных организациях здравоохранения [2,7]. Вследствие, возникли трудности при организации и финансировании противотуберкулезных мероприятий в муниципальных учреждениях здравоохранения, не был определен статус противотуберкулезных учреждений в составе муниципальных учреждений здравоохранения и статус фтизиатров сельских районов. Во многих субъектах РФ прекратилось финансирование противотуберкулезных учреждений в составе муниципальных учреждений здравоохранения и районных фтизиатров из бюджетов муниципальных образований [8].
Во исполнение федерального законодательства в Иркутской области постановлением правительства администрации области от 07.06.2004 г. №13-па утвержден план мероприятий по реализации полномочий и реорганизации противотуберкулезной службы, с анализом, проверкой и корректировкой экономического обоснования бюджета вновь формируемых областных противотуберкулезных учреждений. В настоящее время структура противотуберкулезной службы Иркутской области представлена ГУЗ «Иркутский областной противотуберкулезный диспансер», имеющий в своем составе территориальные филиалы: Иркутский №1, Иркутский №2, Иркутский №3, Ангарский, Усольский, Черемховский, Шелеховский, Братский, Усть-Илимский и Саянский; ГУЗ «Областная детская туберкулезная больница»; Областное государственное учреждение здравоохранения «Окружной противотуберкулезный диспансер», 4 противотуберкулезными диспансерами (Нижнеудинский район, г. Тулун, Усть-Кутский район, Тайшетский район; 10 противотуберкулезными отделениями и 14 противотуберкулезными кабинетами в составе муниципальных учреждений здравоохранения).
Таким образом, вопросы организации и финансирования противотуберкулезной помощи в 28 противотуберкулезных учреждениях, в составе муниципальных учреждениях здравоохранения остается открытым и требует своего неотложного решения. Необходимо разработка и принятие региональных нормативноправовых документов, регулирующих взаимоотношение субъекта РФ (Иркутской области) и муниципальных образований в оказании специализированной противотуберкулезной помощи.
В настоящее время осуществлению необходимых для безопасности общества комплекса диагностических и лечебных мероприятий препятствует отсутствие четкого законодательного регулирования порядка обязательного обследования и лечения больных, опасных в эпидемиологическом отношении [9].
Конституция РФ в статье 55 предусматривает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека в интересах здоровья других лиц. Основываясь на этом, федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ч. 1, ст. 33) предписывает обязательную госпитализацию или изоляцию больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», туберкулез отнесен к группе социально опасных заболеваний. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» регламентируют, что для установления диспансерного наблюдения за больным без согласия последнего закон предусматривает необходимость решения комиссии врачей-специалистов, а принудительная госпитализация осуществляется только при наличии санкции суда. Также в действующем Федеральном Законе №77-ФЗ от 18.06.2001 г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» говорится о принудительной госпитализации в судебном порядке бациллярных больных туберкулезом, уклоняющихся от лечения.
Однако практическая реализация законодательно закрепленных прав и обязанностей противотуберкулезной службы в отношении этих больных крайне затруднена по следующим основным причинам: отсутствие регламентации порядка транспортировки больных в ЛПУ; не определена возможность применения мер физического воздействия и привлечения сотрудников милиции; не предусмотрена какая-либо ответственность больных, нарушающих режим лечения или уклоняющихся от него; установленный статус учреждения открытого типа противотуберкулезных стационаров не позволяет осуществлению принудительной госпитализации; отсутствие алгоритма действий персонала ЛПУ в столь сложной юридической ситуации.
Озабоченность проблемой распространения туберкулеза и необходимостью принятия в связи с этим более эффективных мер, защищающих более здоровое население, привела в ряде стран ближнего зарубежья к ужесточению порядка госпитализации лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих. Эти меры уже нашли свое отражение в законе республики Казахстан «О принудительном лечении граждан, больных заразной формой туберкулеза», в законе Украины «О борьбе с заболеванием туберкулезом», в законе Республики Беларусь «О здравоохранении» [9].
Одним из основных недостатков существующих законодательных документов являются устаревшие приказы о штатных расписаниях противотуберкулезных учреждений. Основу расчета штатных расписаний составляют приказы Минздрава СССР №97 от 02.03.1964 г. «О штатных нормативах медицинского персонала и работников кухонь туберкулезных больниц» и №25 от 12.01.1971 г. «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь противотуберкулезных диспансеров, отделений и кабинетов». В последние годы они не соответствуют по многих пунктам требованиям сертификации и лицензирования противотуберкулезных учреждений. Смена социально-экономической фармации в стране, реформы в системе отечественного здравоохранения, современные достижения медицинской науки и техники, особенности развития эпидемиологической ситуации по туберкулезу обусловливают совершенство-
вание нормативной базы по следующим направлениям: современное обеспечение деятельности противотуберкулезных учреждений, пересмотр штатных должностей и расчета нагрузки на медицинский персонал, медикосоциальная защита медицинских работников.
Для успешного противодействия распространению туберкулеза и организации многокомпонентной противотуберкулезной работы очень важно определение охраны здоровья граждан как совокупности мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарногигиенического и противоэпидемического характера. Это служит основанием для разработки комплексных программ противотуберкулезной работы и вовлечения в борьбу с туберкулезом органов исполнительной власти всех уровней, учреждений государственного, муниципального и частного здравоохранения, МВД, ГУФСИН, миграционной службы, Роспотребнадзора, Министерства образования, общественных организаций.
В настоящее время проблема распространения туберкулеза требует внимания с точки зрения полноценного использования ресурсного, трудового и рекреационного потенциала Иркутской области. Туберкулез выполняют барьерную функцию при анализе перспектив финансовой и инвестиционной политики в Иркутской области, а также всерьез рассматривается как препятствие различных проектов международного и российского бизнес-сообществ.
Следовательно, приоритетным направлением в борьбе с туберкулезом в сложившихся условиях является понимание сложности и социальной обусловленности данного заболевания, консолидации усилий органов и учреждений всех уровней власти, общественных организаций и населения Иркутской области. Безусловно ведущим является система мер медико-социальной защиты населения, которая может достаточно эффективно и оперативно противостоять неблагоприятным социальным условиям, способствующим распространению туберкулеза.
Таким образом, в настоящее время противотуберкулезная служба функционирует в условиях несовершенной нормативно-правовой базы. В действующей региональной законодательной базе по оказанию противотуберкулезной помощи населению Иркутской области отсутствуют стратегические документы, координирующие борьбу с туберкулезом в регионе, в котором необходимо обозначить место и роль противотуберкулезной службы и нормативно-правовые документы, определяющие административную и социально-экономическую поддержку планируемых противотуберкулезных мероприятий.
С целью совершенствования мероприятий по борьбе с туберкулезом и повышения эффективности противотуберкулезной службы Иркутской области на законодательном уровне необходимо разработать и принять следующие нормативно-правовые акты:
- Закон Иркутской области «О защите населения Иркутской области от туберкулеза»;
- Закон Иркутской области о наделении частичными полномочиями субъекта РФ в оказании специализированной медицинской помощи (диспансерное наблюдение и лечение больных туберкулезом) органов местного самоуправления;
- План межведомственных мероприятий по обеспечению взаимодействия и преемственности по выявлению и предупреждению распространения туберкулеза, оказанию помощи больным туберкулезом на территории Иркутской области;
- комплексный план по оптимизации проведения противотуберкулезных мероприятий и достижения стабилизации эпидемиологической обстановки по туберкулезу в Иркутской области на среднесрочный период.
Для совершенствования механизма координации
противотуберкулезными мероприятиями в регионе необходимо создание Координационного совета по проблеме туберкулеза при администрации Иркутской
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисов С.Е. Нормативная, инструктивная и методическая база противотуберкулезной работы в Российской Федерации // Материалы Всероссийского совещания главных врачей и руководителей организационно-методических отделов противотуберкулезных учреждений РФ (12-13 декабря 2007 г., Москва). - М.: Медикал Маркетинг, 2007. - С.35-41.
2. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю. Новое в Российском законодательстве в сфере охраны здоровья // Экономика здравоохранения. - 2004. - №11-12. - С.5-16.
3. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан / Под ред. В.И. Стародубова. - М.: МнЦфЭр, 2005. - 320 с.
4. Концептуальные основы реформирования Российского здравоохранения // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. - 2007. - Т. 71. № 8. - С.4-12.
5. Краткий обзор основных направлений реформирования Российского здравоохранения // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. - 2008. - Т. 80. №5. - С.8-16.
6. Михайлова Ю.В., Скачкова Е.И., Матинян Н.С., Шестаков М.Г. Национальная стратегия борьбы с туберкуле-
области, основной задачей которого будет являться разработка и согласование необходимых нормативноправовых документов.
зом в России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - №4. - С.33-35.
7. Найговзина Н.Б. Организация медицинской помощи и источники финансирования в здравоохранении. Разграничение полномочий по уровням власти // Экономика здравоохранения. - 2005. - №5-6. - С.5-11.
8. Сазыкин В.Л. Вопросы совершенствования организации работы противотуберкулезной службы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.
- 2008. - №7. - С.33-35.
9. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Барболина С.Ф. Медикоправовое обеспечение борьбы с туберкулезом // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.
- 2009. - №4.- С.36-38.
10. Цели и задачи деятельности Минздравсоцразвития России на 2007 год и на период до 2009 года в области здравоохранения // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. - 2007. - Т. 67. №4. - С.4-20.
11. Щепин О.П., Купеева И.А., Щепин В.О., Какорина Е.П. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения России. - М.: Медицина, Шико, 2007.
- 360 с.
Информация об авторах: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра общественного здоровья и здравоохранения; Хантаева Надежда Сергеевна - к.м.н., доцент; Галимов Сергей Азгатович - к.м.н., доцент, заместитель главного врача по организационно-методической работе ГУЗ - Иркутский областной противотуберкулезный диспансер, главный фтизиатр-эксперт Министерства здравоохранения Иркутской области
© КОРЕЦКАЯ Н.М., ГРИНЬ Е.Н. - 2010
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО АКТИВНОМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ТУБЕРКУЛЕЗА В ЗАКРЫТОМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ЖЕЛЕЗНОГОРСК (1981-2007 ГОДЫ)
Н.М. Корецкая1, Е.Н. Гринь2 ('Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов, кафедра туберкулеза с курсом ПО, зав. - д.м.н., проф. Н.М. Корецкая; 2ФГУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России, г. Железногорск, гл. врач - д.м.н. Г.Я. Мельников)
Резюме. Изучены количественные и качественные показатели активного выявления туберкулеза в закрытом административно-территориальном образовании г. Железногорск за 28-летний период, установлено их влияние на величину и структуру показателей заболеваемости, смертности. Показано, что снижение охвата флюорообследования населения с 88,5% в 1981-1984 гг. до 49,9% в 2001-2007 гг. привело к уменьшению доли активно выявленного туберкулеза с 64% до 45,9%, к росту показателя смертности с 1,8 до 4,3 на 100000 населения, в том числе до 1 года наблюдения (с 0 до 5,4%). Сделано заключение о необходимости интенсификации мероприятий по активному выявлению туберкулеза даже при невысоких показателях заболеваемости и смертности путем не однократного, а постоянного, в течение длительного периода, увеличения охвата населения проверочным флюорографическим обследованием с учетом факторов риска развития заболевания.
Ключевые слова: туберкулез, активное выявление.
ASSESSMENT OF THE EFFICIENT WORK IN REVEALING OF TUBERCULOSIS IN THE CLOSED ADMINISTRATIVE
TERRITORIA ZHELEZNOGORSK-CITY (1981 -2007)
N.M. Koretskya1, E.N. Qrin2 ('Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky;
2Hospital №51 FMBA Russia, Zheleznogorsk)
Summary. Quantitative and qualitative indexes of revealing tuberculosis have been studied in Zheleznogorsk. There has been studied their influence on quantity and structure of disease and mortality rates for the 28 year period. It has been shown that the decrease of fluorography investigations in population from 88,5% in 1981-1984 to 49,9% in 2001-2007 resulted in reduction of amount of actively detected tuberculosis from 64% to 45,9%. The index of mortality increased from 1,8 to 4,3 per 100000 people, including those of first year of supervision (from 0 to 5,4%). We come to the conclusion that in despite of its low rate it is necessary to provide the intensification of tuberculosis revealing. The measures should be complex and constant, during the long period of time, covering all the population with observation, directed to tuberculosis revealing.
Key words: tuberculosis, revealing.
Туберкулез в России остается неуправляемой инфекцией в силу не решенных на государственном уровне социальных, экономических и других проблем; наличия бациллярного ядра и дефектов активного выявления [1,7,12], ведущим ме-
тодом которого остается проверочное флюорографическое обследование (ПФЛГО) [1,6,9], а его нерегулярное прохождение приводит к несвоевременному и запущенному выявлению заболевания [15], что приобретает особое значение в