Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ УГРОЗАМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ УГРОЗАМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ УГРОЗА / INFORMATION THREAT / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ORGANIZATIONAL AND LEGAL SECURITY / МЯГКАЯ СИЛА / SOFT POWER / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION ENVIRONMENT / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INFORMATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуляева Полина Сергеевна

Статья посвящена методам противодействия информационным угрозам в сфере образования. Образование рассматривается в широком смысле - не только как сумма учебных заведений и государственных органов, но как целостная среда, элемент гражданского общества. Система образования и образовательная среда позиционируются одновременно как объект осуществления организационно-правовых мер по обеспечению безопасности и как субъект деятельности. Образование, культура и просвещение во взаимодействии с государственными органами способны трансформировать структуру общества и сделать его более открытым, демократичным, правовым, способствовать становлению информационного общества и цифровой экономики. Автор предлагает конкретные организационно-правовые меры реализации политики взаимодействия гражданского общества и государства в сфере образования и просвещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гуляева Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROVIDING OF COUNTERACTION TO INFORMATION THREATS IN THE SPHERE OF EDUCATION AND CIVIL SOCIETY

The article is devoted to methods of countering information threats in the sphere of education. Education is considered in a broad sense - not only as a sum of educational institutions and state bodies, but as an integral environment, an element of civil society. The educational system and the educational environment are positioned simultaneously as an object of implementing organizational and legal measures to ensure security and as a subject of activity. Education, culture and education in cooperation with state bodies are able to transform the structure of society and make it more open, democratic, legal, contribute to the formation of the information society and the digital economy. The author suggests specific organizational and legal measures to implement the policy of interaction between civil society and the state in the field of education and enlightenment

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ УГРОЗАМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК - 347 ГУЛЯЕВА Полина Сергеевна,

ББК - 67.404 юрист ООО «Правовая экспертиза»,

соискатель ученой степени кандидата юридических наук, Институт государства и права РАН polina-gulyaeva2016@bk.ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ УГРОЗАМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена методам противодействия информационным угрозам в сфере образования. Образование рассматривается в широком смысле - не только как сумма учебных заведений и государственных органов, но как целостная среда, элемент гражданского общества. Система образования и образовательная среда позиционируются одновременно как объект осуществления организационно-правовых мер по обеспечению безопасности и как субъект деятельности. Образование, культура и просвещение во взаимодействии с государственными органами способны трансформировать структуру общества и сделать его более открытым, демократичным, правовым, способствовать становлению информационного общества и цифровой экономики. Автор предлагает конкретные организационно-правовые меры реализации политики взаимодействия гражданского общества и государства в сфере образования и просвещения.

Ключевые слова: информационная угроза, государство, образование, гражданское общество, информационное общество, организационно-правовое обеспечение безопасности, мягкая сила, информационная среда, цифровая экономика, информационные системы, информационное управление.

GULYAEVA Polina Sergeevna,

LLC «Legal expertise», lawyer, a pretender for the degree of candidate ofjuridical sciences,

Institute of State and Law

LEGAL PROVIDING OF COUNTERACTION TO INFORMATION THREATS IN THE SPHERE OF EDUCATION AND CIVIL SOCIETY

Abstract. The article is devoted to methods of countering information threats in the sphere of education. Education is considered in a broad sense - not only as a sum of educational institutions and state bodies, but as an integral environment, an element of civil society. The educational system and the educational environment are positioned simultaneously as an object of implementing organizational and legal measures to ensure security and as a subject of activity. Education, culture and education in cooperation with state bodies are able to transform the structure of society and make it more open, democratic, legal, contribute to the formation of the information society and the digital economy. The author suggests specific organizational and legal measures to implement the policy of interaction between civil society and the state in the field of education and enlightenment.

Key words: information threat, state, education, civil society, information society, organizational and legal security, soft power, information environment, digital economy, information systems, information management.

Информационные технологии активно применяются во всех сферах общественной жизни. В одном случае это происходит благодаря частной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

инициативе, в другом - осуществляется государственными органами. Образовательная система не стала исключением. Развитие информационной среды откры-

вает множество возможностей для государства и права, общества, экономики России, реализации и применения человеческого потенциала. Такая область, как образование, имеет огромное значение для развития общества, построения цифровой экономики, заявленного Президентом и Правительством РФ [14], обеспечения безопасности информации и защиты национальных интересов в целом. Качественное образование является обязательным условием поддержания темпов роста экономики и обеспечения обороны страны в долгосрочной перспективе. Современное глобальное информационное пространство и информационное пространство в России, помимо невероятных перспектив и новых возможностей, создает условия для проявления огромного количества информационных угроз. Процессы, связанные с передачей вредной информации посредством информационных технологий, направленных на достижение противоправных целей, сопровождают современное общество в течение двух последних десятилетий. Можно сказать, что информационные войны велись и ранее, но в XXI в. эти процессы вышли на новый уровень.

Система образования как важнейшая сфера общественных отношений также сталкивается с информационными угрозами. Возникновение информационных угроз связано с тем, что в общественные отношения,

процессы сбора и обмена данных все активнее встраиваются новейшие технические системы, Интернет, создаются государственные информационные системы (далее - ГИС), реестры, происходит автоматизация процессов передачи и обмена информацией. На каждом этапе передачи информации возникает угроза распространения конфиденциальных сведений, складываются условия, когда возможен неправомерный доступ или искажение информации, использование информационного ресурса или доступа к нему в неправомерных целях.

Информационные угрозы, касающиеся системы образования, и информационные угрозы, как таковые, можно разделить на две большие группы:

информационные угрозы технического характера, как правило, связанные со взломом системы доступа или использованием правомерного доступа в противоправных целях, получением и распространением, продажей информации;

информационные угрозы, связанные с использованием информации. Такие угрозы касаются информационных технологий, имеющих целью проведение элементов социального управления.

Можно выделить следующие информационные технологии, применяемые в сфере образования, и основные элементы нормативно-правового регулирования.

Название Что содержит Нормативно-правовая база

Информационные системы. В России создаются, формируются и ведутся ГИС. Ведение осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость с иными ГИС, сетями и инфраструктурой. Примерами информационных систем, созданных частными лицами и организациями и имеющими отношение к образованию, можно считать правовые базы «Гарант» и «Кон-сультант+». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [15, ст. 97, п. 2]. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [16, ст. 13]. Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации» [5]. Постановление Правительства РФ от 24.05.2013 № 438 «О государственной информационной системе «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам»» [6]; Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования» [7]; Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о документах об образовании»» [8]; Постановление Правительства РФ от 10.09.2013 № 797 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации»» [9], и множество других.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Реализация принципа информационной открытости системы образования, образовательных организаций Содержит информацию о системе образования, такую, как данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные. Образовательные организации публикуют информацию о своей деятельности на открытых ресурсах Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [15, ст. 29, 98]; Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» [10]; Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» [12]; Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» [13].

Мониторинг в системе образования Данные мониторинга системы образования являются частью информации о системе образования и состоят из результатов систематических стандартизированных наблюдений за состоянием системы и динамикой изменений, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом и достижениями обучающихся, состоянием образовательных организаций. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [15, ст. 97]; Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» [11].

Обязательство размещать информацию о предоставлении мер социальной поддержки Информация о предоставлении мер соцподдержки и иных соцгарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций размещается в Единой ГИС социального обеспечения. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [15, ст. 98.1]; Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственной социальной помощи» [17, гл. 2.1].

В обеспечении безопасности от технических информационных угроз важнейшую роль играют организационно-правовые меры, связанные с защитой информации. Такие меры выражаются в создании материально-технической базы для защиты от информационных угроз и вопросах правового регулирования деятельности по защите и предотвращению негативного воздействия.

При рассмотрении угроз в части информационного управления ключевым звеном становится процесс применения информации, вопрос о том, кто пользуется информацией и с какими целями. На практике вопросы использования информации, которые можно считать информационной угрозой, выявить сложнее, чем, например, факт несанкционированного доступа к информации. Использование информации, которая не является секретной, при этом содержит правдивый, конструктивный контент, по сути, становится проявлением

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

и реализацией конституционного права на информацию, и уличить распространителя в неправомерных действиях проблематично. Однако подобная ситуация возможна. Например, если недобросовестный участник информационных отношений имеет цель дискредитировать авторитет государственных органов и создать угрозы стабильности внутри государства, злоумышленнику достаточно обратиться к перечню некоторых законопроектов за последние три года: налог на пикники [4], запрет депутатам носить импортные часы [1], добавить Аполлону на сторублевой купюре фиговый листок [1], запретить звонки через Skype [1], ограничить ввоз в Таможенный союз туфель на шпильках, балеток и кед [1], перекрасить Кремль в белый цвет [1], ввести штрафы за иностранные слова в рекламе [1].

Недавние комментарии чиновников о повышении налогов не являются противозаконными или деструктивными по существу, но их использование в русле

антигосударственной полемики обеспечивает успех аргументам, направленным против действующей власти и правопорядка.

Таким образом, можно заключить, что в некоторых случаях действия, соответствующие Конституции РФ, исходят из неправомерных целей и имеют признаки злоупотребления правом. Разграничение таких видов деятельности можно производить по критерию цели субъекта. При этом нельзя утверждать, что целесообразно наказывать таких субъектов, по крайней мере, напрямую. В данном случае, если субъекты, имеющие неправомерные цели в сфере информации, пользуются информацией общего доступа без искажений, то государство бессильно. Однако гражданское общество в такой ситуации имеет преимущество и может влиять на подобные процессы. Традиционное для России противоречие между государством и гражданским обществом может быть трансформировано в сотрудничество.

Как указывают многие исследователи, государство не только не противопоставлено гражданскому обществу, но и является его частью. Как отмечают Джин Л. Коэн и Э. Арато [3], противопоставление гражданского общества и экономики государству ошибочно. Конфликт интересов, по мнению исследователей, возникает в том случае, если государственные органы ограничивают возможности гражданского общества влиять на процесс принятия политических и экономических решений. Кроме того, авторы подчеркивают, что политическое и экономическое сообщество и государство являются составными частями гражданского общества, которые нельзя разделить и изолировать друг от друга.

В связи с этим предлагается классифицировать функции государства по признаку качества, в котором выступает государство в конкретном случае:

государство как авторитарный участник, носитель права судить и принуждать к исполнению закона;

государство как один из участников гражданского общества, который не апеллирует к монополии на силу, находится в диалоге.

Вторая ипостась проявляет качества развитого демократического общества, «умного управления» и «мягкой силы». Это не значит, что силовая функция государства должна быть низведена и объявлена устаревшей, но именно способность государства реализовы-вать национальные интересы и обеспечивать безопасность, проявляя свои качества во второй группе функций, обеспечит построение информационного общества и цифровой экономики. Эффективность первой группы функций государства также возрастает по мере реализации концепций мягкого взаимодействия.

Сочетание жесткого и мягкого подходов требует реализации высокого уровня управления, сложного, адаптивного подхода государственных органов и должностных лиц к выполнению своих обязанностей.

Одна из сфер, где государство может проявить добрую волю и либеральный подход, где может достичь целей, играя на одном уровне с остальными игроками, - это образование, культура и просвещение.

Принципы и меры, направленные на обеспечение информационной безопасности и противодействие информационным угрозам, проводимые в сфере образования и просвещения:

1) предлагается не рассматривать образовательную сферу сегментарно, выбирая ее как отдельную область, которую надо обезопасить; предлагается рассматривать организационно-правовую деятельность целостно, применяя систему образования как элемент борьбы за информационную безопасность, отказаться от стратегии обороны в этих вопросах и перейти к активной позиции;

предлагается дополнить организационно-правовую деятельность следующей классификацией. Меры, направленные на обеспечение безопасности, могут быть:

- силовыми,

- гражданского характера. Меры в образовательной сфере относятся ко второй категории;

предлагается создать перечень угроз, на которые рекомендуется отвечать мерами гражданского характера либо силовыми;

для мер гражданского характера и соответствующих угроз предложить перечень лиц, которые могут содействовать решению вопроса. Например, использовать такие варианты, как публикации на сайтах учебных заведений и в соцсетях разъяснений по широкому кругу вопросов. Нет необходимости обязывать, например, директоров школ или вузов вести просветительскую работу, достаточно предоставить им алгоритмы действий в определенных ситуациях и поощрять тех, кто справляется с поставленными задачами. К таким алгоритмам можно отнести рекомендации по реализации информационной политики государства, проведение стратегии открытости администрации учебных заведений по отношению к учащимся и иным лицам, взаимодействие через соцсети, мессенджеры, боты, создание приложений. Например, приложение Российской государственной библиотеки (далее - РГБ) полезно и показывает хорошие результаты: через него можно отметить заинтересовавшие книги и сохранить список в своем профиле, который доступен по электронной карте читателя в библиотеке. Внедрение других информационных технологий дало возможность заказывать книги через электронный каталог, читать диссертации и литературу в электронном виде. При этом были сохранены каталоги старого образца, которые привычны для старшего поколения читателей РГБ. Такая политика открытости дает прекрасные результаты. Кредит доверия, сформированный во взаимодействии с населением, можно использовать для проведения политики информационной безопасности и укрепления диалога государства и гражданского общества.

Меры информационного характера из гражданского перечня, рекомендуемые для чиновников и государственных органов:

предлагается наделить должностных лиц государственной и муниципальной власти полномочиями и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

ответственностью по обеспечению мер гражданского характера, противодействующих информационным угрозам;

к числу таких мер можно отнести:

- публикации регулярных отчетов о деятельности и актуальной ситуации в значимых вопросах, касающихся указанных чиновников и их ведомств;

- обязать ряд должностных лиц отслеживать обратную связь от населения в подотчетной сфере. Такую обратную связь можно получать при помощи социологических исследований, размещения сайта для подачи жалоб и предложений с категориями вопросов, соцсетей (например, на муниципальном уровне). Обязать давать публичные комментарии от своего имени по наиболее значимым для общества вопросам;

- организовать «горячие линии» с главами регионов по примеру президента;

рассмотреть вопрос о создании механизма отчетности глав регионов перед парламентом, хотя бы в форме доклада и ответов на вопросы;

рассмотреть вопрос о создании механизма отчетности депутатов перед населением; один из вариантов - дополнить перечень обязанностей выступлениями перед учащимися и преподавателями в вузах и на крупных тематических конференциях с обязательной сессией вопросов;

рассмотреть вопрос о создании интерактивной системы социологических исследований на базе портала госуслуги, где можно предлагать пользователям отвечать на вопросы по выбранной ими категории услуг и сфере общественных отношений, с ними связанных.

Главным выводом, который можно сделать, является понимание того, что мир, где информации становится все больше, содержит множество угроз и возможностей. Препятствовать технологическому и социальному прогрессу бессмысленно и вредно, гражданское общество в России будет усиливать свои позиции, и это естественный процесс. Развитию информационного общества и технологий на современном этапе сопутствует кратное увеличение и усложнение ситуаций с информационными угрозами. Однако есть вероятность, что такие угрозы не связаны напрямую с информационным обществом. Они являются именно продуктом общества старой формации, которые временно имеют возможность прогрессировать вместе с процессом инновационного развития.

Как отмечала И.Л. Бачило, «информационное общество не может быть таковым, если оно не является гражданским, демократическим, социальным, правовым» [2, с. 2:50], т.е. по мере трансформации общества в информационное уровень угроз будет снижаться при реализации его социальной и демократической природы. Важнейшей составляющей такого перехода является развитие и адаптация к современным условиям образовательной системы, принятие организационно-правовых мер в сфере образования и просвещения,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

развития институтов гражданского общества и реализации государства как участника гражданской сферы.

Можно заключить, что любая новейшая технология таит в себе опасность в условиях недостатка правовой основы безопасности. Новое знание, навык, понимание окружающего мира зависят от того, кто и с какими целями будет его применять, использовать. Большинство исследований и научных открытий являются нейтральными для общества и могут быть использованы для созидания или разрушения. Информационные угрозы - неизбежное следствие проявления процессов роста и развития информационной среды, но проработка качества реализации принципов информационного общества поможет снизить риски.

Список литературы:

[1] В Думе объявили войну швейцарским часам // Комсомольская правда [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.kp.ru/daily/26608/3625479/ (дата обращения - 02.04.2018).

[2] Выступление Илларии Лаврентьевны Бачило // Youtube [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:https://www.youtube.com/watch?v=YRhp0XEkxXE (дата обращения - 02.04.2018, 35:39).

[3] Коэн Джин Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир, 2003. - 784 с.

[4] Налог на пикники в лесу предложили ввести для россиян // Sibnetinfo [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://info.sibnet.ru/article/445118/ (дата обращения - 02.04.2018).

[5] Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 (ред. от 16.10.2017) «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации» // Собрание законодательства РФ. 09.09.2013. № 36. Ст. 4583.

[6] Постановление Правительства РФ от 24.05.2013 № 438 «О государственной информационной системе «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам» // Собрание законодательства РФ. 03.06.2013. № 22. Ст. 2821.

[7] Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования» // Собрание законодательства РФ. 26.08.2013. № 34. Ст. 4448.

[8] Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 729 (ред. от 15.11.2016) «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о документах об образовании»» // Собрание законодательства РФ. 02.09.2013. № 35. Ст. 4515.

[9] Постановление Правительства РФ от 10.09.2013 № 797 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалифика-

ции»» // Собрание законодательства РФ. 16.09.2013. № 37. Ст. 4711.

[10] Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» // Собрание законодательства РФ. 22.07.2013. № 29. Ст. 3964.

[11] Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» // Собрание законодательства РФ. 19.08.2013. № 33. Ст. 4378.

[12] Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 (ред. от 14.12.2017) «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» // Российская газета. 12.07.2013. № 151.

[13] Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017) «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» // Российская газета. 19.02.2014. № 38.

[14] Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ. 07.08.2017. № 32. Ст. 5138.

[15] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

[16] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 29.07.2006. № 165.

[17] Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 23.07.1999. № 142.

Spisok literatury':

[1] V Dume ob»yavili vojnu shvejcarskim chasam // Komsomol'skaya pravda [E'lektronny'j resurs] // Rezhim dostupa: URL: https://www.kp.ru/daily/26608/3625479/ (data obrashheniya - 02.04.2018).

[2] Vy'stuplenie Illarii Lavrent'evny' Bachilo // You-tube [E'lektronny'j resurs] // Rezhim dostupa: URL:https:// www.youtube.com/watch?v=YRhp0XEkxXE (data obrashheniya - 02.04.2018, 35:39).

[3] Koe'n Dzhin L., Arato E'. Grazhdanskoe obshhestvo i politicheskaya teoriya. M.: Ves' mir, 2003. -784 s.

[4] Nalog na pikniki v lesu predlozhili vvesti dlya rossiyan // Sibnetinfo [E'lektronny'j resurs] // Rezhim dostupa: URL: http://info.sibnet.ru/article/445118/ (data obrashheniya - 02.04.2018).

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2013 №

755 (red. ot 16.10.2017) «O federal'noj informacionnoj sisteme obespecheniya provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 09.09.2013. № 36. St. 4583.

[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.05.2013 № 438 «O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme "Reestr organizacij, osushhestvlyayushhix obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po imeyushhim gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatel'ny'm programmam» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 03.06.2013. № 22. St. 2821.

[7] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.08.2013 № 719 «O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme gosudarstvennogo nadzora v sfere obrazovaniya» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 26.08.2013. № 34. St. 4448.

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.08.2013 № 729 (red. ot 15.11.2016) «O federal'noj informacionnoj sisteme "Federal'ny'j reestr svedenij o dokumentax ob obrazovanii i (ili) o dokumentax ob obrazovanii"» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 02.09.2013. № 35. St. 4515.

[9] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.09.2013 № 797 «O federal'noj informacionnoj sisteme "Federal'ny'j reestr apostilej, prostavlenny'x na dokumentax ob obrazovanii i (ili) o kvalifikacii"» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 16.09.2013. № 37. St. 4711.

[10] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.07.2013 № 582 (red. ot 07.08.2017) «Ob utverzhdenii Pravil razmeshheniya na oficial'nom sajte obrazovatel'noj organizacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" i obnovleniya informacii ob obrazovatel'noj organizacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 22.07.2013. № 29. St. 3964.

[11] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.08.2013 № 662 «Ob osushhestvlenii monitoringa sistemy' obrazovaniya» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 19.08.2013. № 33. St. 4378.

[12] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.06.2013 № 462 (red. ot 14.12.2017) «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya samoobsledovaniya obrazovatel'noj organizaciej» // Rossijskaya gazeta. 12.07.2013. № 151.

[13] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10.12.2013 № 1324 (red. ot 15.02.2017) «Ob utverzhdenii pokazatelej deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii, podlezhashhej samoobsledovaniyu» // Rossijskaya gazeta. 19.02.2014. № 38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 № 1632-r «Ob utverzhdenii programmy' "Cifrovaya e'konomika Rossijskoj Federacii"» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 07.08.2017. № 32. St. 5138.

[15] Federal'ny'j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 07.03.2018) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 31.12.2012. № 53 (ch. 1). St. 7598.

[16] Federal'ny'j zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 25.11.2017) «Ob informacii, informacionny'x texnologiyax i o zashhite informacii» // Rossijskaya gazeta. 29.07.2006. № 165.

[17] Federal'ny'j zakon ot 17.07.1999 № 178-FZ (red. ot 07.03.2018) «O gosudarstvennoj social'noj pomoshhi» // Rossijskaya gazeta. 23.07.1999. № 142.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.