УДК 32.321
DOI 10.18413/2075-4458-2018-45-3-591-597
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВА, ГРАЖДАНСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
POLITICAL AND LEGAL MECHANISMS OF INTERACTION OF STATE INSTITUTIONS, CIVIL AND INFORMATION SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Ю.А. Белевская, А.П. Фисун Yu.A. Belevsky, A.P Fisun
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Россия, 302026, г. Орёл, пл. Комсомольская, 95
Orel state University named after I. S. Turgenev, 95 Komsomolskaya square, Orel, Russia
Среднерусский институт управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, 302028, Орёл, бульвар Победы, д. 5А
Central Russian Institute of management - branch of Russian presidential Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation, 5A Victory Boulevard, Orel 302028, Russia
E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В работе рассматриваются теоретические подходы к содержанию механизма взаимодействия институтов государства и общества. Подчеркивается важность качества политического управления в зависимости от выбора форм политико-правового взаимодействия государства и общества. Особое место в таком взаимодействии принадлежит известной Стратегии развития информационного общества, которая определила основные направления взаимодействия государства и информационного общества. Ее анализ определил основные направления механизмов взаимодействия государства и информационного общества, направленные не только на совершенствование деятельности институтов государства и гражданского общества, но и на качественно новое обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина в России. К таким основным направлениям можно отнести: правовые, экономические, социально-гуманитарные, технологические. В основе каждого из этих направлений лежит совершенствование механизмов, помогающих ускорить процесс внедрения информационных технологий. В рамках каждого направления должны рассматриваться возможности совершенствования законодательства, организационно-технические мероприятия, являющиеся стабильной платформой для обеспечения информационной безопасности государственной власти и общества в целом.
Abstract
In work theoretical approaches to the maintenance of the mechanism of interaction of institutes of the state and society are considered. Importance of quality of political management depending on the choice of forms of political and legal interaction of the state and society is emphasized. The special place in such interaction belongs to the known Development strategy of information society which has defined the main directions of interaction of the state and information society. Her analysis has defined the main directions of mechanisms of interaction of the state and information society directed not only on improvement of activity of institutes of the state and civil society, but also on qualitatively new ensuring basic
rights and freedoms of the person and citizen in Russia. It is possible to carry to such main directions: legal, economic, social and humanitarian, technological. Improvement of the mechanisms helping to accelerate process of introduction of information technologies is the cornerstone of each of these directions. Within each direction the possibilities of improvement of the legislation, organizational and technical actions which are the stable platform for ensuring information security of the government and society in general have to be considered.
Ключевые слова: информация, информационное общество, информационная сфера, гражданское общество, политико-правовые формы взаимодействия.
Keywords: information, information society, information sphere, civil society, political and legal forms of interaction.
Актуальность политико-правового взаимодействия государства, гражданского общества и информационного общества сегодня обусловлена рядом факторов и проблем, среди которых можно назвать [Шабашев, 2016, Шипунова, 2016]:
- смешение задач общества и государства, приводящих к негативным последствиям снижения уровня жизни граждан;
- сложности выбора форм взаимодействия на основе учёта принципов различных, социально-экономической, духовной и других сфер общественной жизни;
- противоречивость характера взаимодействия и интересов общества и государства;
- снижение роли и функций государства и возрастания социальных и экономических катаклизмов, обусловленных глобализацией во взаимодействии общества и государства;
- возникновение глобальных кризисов и поиск путей выхода из них на всех уровнях федерального, регионального и местного управления в России;
- ограниченность механизмов реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», носящей декларативный, постановочный характер и, как следствие, необходимость в таких информационно-аналитических ресурсах и технологиях, которые призваны способствовать принятию качественных управленческих решений;
- недостаточный уровень подготовки аналитических служб в использовании информационных ресурсов по вопросам науки, техники, образования технологий на всех уровнях государственного управления;
- специфика развития самого информационного общества и его институтов, которые в последнее время получили свое, в большей степени, искусственное распространение только в рамках известных программ «Электронная Россия», «Информационное общество» и т. п., в которых, к сожалению, вопросам формирования механизмов взаимодействия институтов информационного общества и государства уделено недостаточно внимания.
В политической науке под механизмом рассматривается система социально-политических связей и процедур [Политология, 2013]. И в отличие от вышеприведенных подходов, механизмы политических процессов рассматриваются с позиции синергетики и кибернетики. Такой подход существенно расширяет содержание политико-правовых механизмов взаимодействия государства и информационного общества, так как позволяет, с одной стороны, определить особенности информации, являющейся основным объектом политических отношений, с другой стороны, выявить специфику взаимодействия в зависимости от видов политической деятельности. И как отмечают сами ученые, механизм помогает получать определенные результаты.
Другой ученый в своей работе «Механизм взаимодействия базовых социальных институтов России в условиях формирования информационного общества» [Власова, 2011], определяет «механизм взаимодействия базовых социальных институтов может быть охарактеризован как реализуемая посредством деятельности социальных субъектов система социальных связей между ними» и предлагает ряд характерных черт механизма взаимодействия. Сам механизм взаимодействия Власова С.А. предлагает рассматривать через определенные модели (иерархичная, сетевая и анархичная модели). Применительно
к России, ученый отмечает, что модель механизма взаимодействия должна основываться с учетом исторического опыта государства. Вместе с тем автор не отразил в предложенных моделях взаимодействия саму специфику основного объекта информационного общества - информацию и возможности применения моделей в зависимости от многообразия угроз информации.
И.А. Гобозов отмечает, что взаимодействие общества и государства мало обсуждается в научной литературе. Тем не менее это «очень важная проблема, решение которой имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как смешение государственных и общественных задач нередко приводит к очень большим негативным последствиям, что сказывается в конечном итоге на жизненном уровне народа» [Гобозов, 2011].' Далее ученый говорит о так называемых формах взаимодействия, исходя из принципов сферы общественной жизни (политической, экономической, духовной, социальной и др.), раскрывая каждую из них и определяя противоречивость при определении пределов свободы общества и государства.
Так основная причина противоречивого характера взаимоотношений между обществом и государством, по мнению ученого, заключается в том, что общество и государство по-разному ссылаются на основные ценности.
Кроме этого, ученый отмечает и процесс глобализации во взаимодействии общества и государства. С одной стороны, он приводит к принижению роли государства (например, сужение функций государства), а с другой стороны - ведет к социальным и экономическим катаклизмам (рост миграции людей, размывание национальной идентичности и т. п.).
В науке понятие «механизм» рассматривается по разному: механизм правового регулирования, механизм управления, механизм реализации личных конституционных прав и свобод человека и т. д. Анализ взглядов ученых на данную категорию позволяет сделать вывод о том, что в основном под механизмом понимается система средств взаимодействия различных элементов, способ функционирования, система средств взаимодействия [Струсь, 2003].' Само словосочетание «механизм взаимодействия» или «механизмы взаимодействия» в большинстве случаев включает в себя деятельность органов государственной власти, различных объединений, организаций, направленную на эффективность принятия управленческих решений [Воржецов и др., 2008].'
Тем не менее необходимо представлять, что механизмы взаимодействия различных субъектов не могут быть сведены только к их деятельности, поскольку такое понимание существенно сужает важнейшие характеристики самого процесса взаимодействия. А это и определенные принципы, цели, задачи взаимодействия, непосредственно сами объекты (или объект) взаимодействия, субъекты взаимодействия. К перечисленному надо добавить и особенности самого информационного общества, которое, являясь одним из субъектов взаимодействия, динамично изменяется в связи с бурным развитием новых информационных технологий. Поэтому основная задача, стоящая в рамках данного исследования, сводится не столько к исчерпывающему анализу всего многообразия видов механизмов взаимодействия, а к определению приоритетных направлений, которые могут составить основу механизмов взаимодействия государства и информационного общества в целом.
Так, в своем исследовании «Правовое обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере» известный ученый Н.Н. Куняев отождествляет понятие «гражданское общество» с понятием «информационное общество», называя информационное общество высшей формой гражданского общества и рассматривает механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и государства через модель взаимодействия гражданского общества и государства. В основе такого взаимодействия, по мнению ученого, лежит ориентация общества и государства на интеллектуальное и физическое развитие личности. Для этого, как полагает Н.Н. Куняев, необходимо развивать систему взаимодействия в гражданском обществе.
В известной работе «Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России» механизм взаимодействия гражданского общества и госу-
дарства оценивается с точки зрения результатов взаимодействия институтов гражданского общества и государства. В свою очередь, результат определяется через понятие эффективность государственного управления. Эффективность государственного управления, как отмечают авторы работы, - это деятельность с эффективными показателями для удовлетворения потребностей людей [Воржецов, 2011]. Эффективное управление возможно лишь при успешном функционировании как демократических институтов государства, так и всех гражданских институтов общества (трудовых ассоциаций, семьи, творческих организаций, местного самоуправления, общественных объединений, партий, СМИ).
Авторы монографии важное значение уделяют принципам взаимодействия государственной службы и структур гражданского общества: доступность системы государственной службы; участие граждан в управлении делами государства; информирование граждан о деятельности государства; ответственность государственной службы; борьба с злоупотреблениями на государственной службе.
Авторы полагают, что служащие могут найти такие виды взаимодействия с гражданами, которые помогут эффективно решать задачи государства.
Приведенные примеры анализа механизмов взаимодействия общества и государства отражают общую тенденцию при исследовании механизмов взаимодействия государства и информационного общества. Вместе с тем в большинстве работ не нашла своего отражения известная деятельность Института современного развития и Института развития информационного общества, играющих важнейшую роль в определении механизмов взаимодействия. Рассмотрим их подробнее.
Как известно, Институт современного развития (ИНСОР) необходим для работы по актуальным направлениям государственной политики..Он организует разные конференции, разрабатывает рекомендации для Президента и Правительства РФ.
Анализ деятельности Института позволяет сделать выводы о новом подходе к определению взаимодействия и новой роли именно государственных институтов информационного общества. Так, в Программе развития информационного общества, предложенной Институтом, определены следующие актуальные направления:
1) Развитие экономики, необходимой для развития информационного общества.
2) Создание эффективной политической системы.
3) Сочетание потребностей общества и государства.
4) Развитие системы управления государства.
5) Совершенствование правовой базы и борьба с коррупцией.
6) Качественная торговля экологическими товарами и услугами.
7) Контроль за деятельностью органов государственной власти.
8) Эффективное использование ИКТ.
9) Обеспечение информационных прав граждан.
Институт развития информационного общества (ИРИО) - независимая исследовательская и сервисная организация, созданная 7 сентября 1998 г. по инициативе известных специалистов в сфере информационных технологий, телекоммуникаций и информационной политики, объединенных идеей развития информационного общества в России. К числу проектов данного Института относятся проекты, связанные как с разработкой концепций развития информационного общества, так и проекты, связанные с исследованием готовности регионов России к взаимодействию в информационной сфере. Анализ деятельности Института развития информационного общества позволяет говорить о приоритетной роли такого структурного подразделения как Дирекция, осуществляющей мониторинг развития информационного общества.
Таким образом, приведенный анализ части исследования специалистов в сфере развития информационного общества показывает большую значимость деятельности Института развития информационного общества, которую нельзя недооценивать. Без сомнения, он выполняет ключевую функцию при взаимодействии государства и институтов информационного общества.
В частности, в рамках своей деятельности дирекция Института развития информационного общества способствует решению задач научно-технического прогнозирования в области формирования информационного общества, создания условий для развития информационных ресурсов, информационных технологий, информационной инфраструктуры и информационных услуг, а также создания условий для эффективного международного сотрудничества в процессе формирования информационного общества. В компетенцию дирекции входят анализ и исследования в сфере развития информационного общества; изучение и обобщение опыта деятельности соответствующих российских, зарубежных и международных учреждений и организаций; публикация результатов аналитической и исследовательской работы.
Участвующий в работе дирекции коллектив экспертов накопил большой опыт в разработке показателей и анализе ключевых направлений и факторов развития информационного общества, использования ИКТ в различных сферах деятельности. В дирекции создана и поддерживается обширная база статистических и социологических данных, характеризующих развитие информационного общества в России, ее регионах, а также в различных странах мира. В компетенцию дирекции входят анализ и также исследования в сфере развития информационного общества; изучение и обобщение опыта деятельности соответствующих российских, зарубежных и международных учреждений и организаций; публикация результатов аналитической и исследовательской работы.
Подводя итоги рассмотренному выше необходимо отметить известную Стратегию развития информационного общества, в которой в интегрированном виде сосредоточены основные направления взаимодействия государства и информационного общества. Анализ Стратегии позволяет выделить ряд основных направлений, которые, по нашему мнению, могут составить основные направления механизмов взаимодействия государства и информационного общества.
К таким основным направлениям можно отнести следующие: правовые, экономические, социально-гуманитарные, технологические. Рассмотрим каждое из направлений. В основе правового направления лежит совершенствование механизмов, помогающих ускорить процесс внедрения информационных технологий. В рамках данного направления будут должны рассматриваться возможности совершенствования законодательства, включая его развитие по разным направлениям.
Экономическое направление связано с тем, что информационное общество базируется на знаниях в конкретной отрасли.
Поэтому в рамках данного направления необходимо обратить внимание на исследование механизмов влияния информационно-коммуникационных технологий на макропоказатели экономики и экономического роста. Кроме этого, в рамках данного направления необходим научный анализ положительных сторон, имеющихся сегодня у России.
Следующее направление - социально-гуманитарное - ориентировано на возможность информационно-коммуникационных технологий создавать эффективные механизмы влияния на человека, в части, касающейся важнейших сфер: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство. Помимо положительных тенденций, в этом направлении необходимо учитывать и обратное их влияние на человека. Дело в том, что активное внедрение в жизнь информационных технологий приводит к разным изменениям в образовании. Поэтому необходимо обратить внимание на ценности, когда используются ИКТ.
Технологическое направление подразумевает анализ динамики развития ИКТ, которые обеспечивают защиту информации. В этом разрезе необходимо исследовать механизмы развития самой сферы информационно-коммуникационных технологий, особенности их построения и функционирования в рамках многообразия государственных проектов в различных сферах личности, общества и государства.
В сложной внешнеполитической обстановке международное направление взаимодействия государства и информационного общества приобретает важнейшее значение.
Такое направление определяет условия для механизмов развития социально-политической и духовной сферах жизни российского общества.
Список литературы References
1. Бутенко Е.В. 2004. Эволюция теорий информационного общества: дис...канд. философ. наук. Томск, 1З0.
Butenko E.V. 2004. Jevoljucija teorij informacionnogo obshhestva : dis.kand. filosof. nauk. Tomsk, 1З0. (in Russian)
2. Винер H. 1983.Кибернетика, или управление и связь в животном и в машине. M., Издательство «Hаука», 47.
Viner N. 19S3. Kibernetika, ili upravlenie i svjaz' v zhivotnom i v mashine. M., Izdatel'stvo «Nauka»,47 (in Russian)
3. Власова С.А. 2011. Mеханизм взаимодействия базовых социальных институтов России в условиях формирования информационного общества: автореф. дис... канд. философ. наук. M., 30.
Vlasova S.A. 2011. Mehanizm vzaimodejstvija bazovyh social'nyh institutov Rossii v uslovijah formirovanija informacionnogo obshhestva: avtoref. dis. kand. filosof. nauk. M., 30 (in Russian)
4. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. 2008. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в совре менной России. Казань, Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 207.
Vorzhecov A.G., Hannanova I.Ju. 200S. Vzaimodejstvie institutov grazhdanskogo obshhestva i gosudarstva v sovre- mennoj Rossii. Kazan', Izd-vo Kazan. gos. tehnolog. un-ta, 207. (in Russian)
5. Глоссарий по информационному обществу. 2009. Под общ. ред. Ю.Е. Хохлова. M.:, Институт развития информационного общества: 62-63.
Glossarij po informacionnomu obshhestvu. 2009. Pod obshh. red. Ju.E. Hohlova. M., Institut raz-vitija informacionnogo obshhestva: 62-63. (in Russian)
6. Гобозов И.А. 2011. Общество и государство: их взаимодействие. Философия и общество. 2 (62): 2-4.
Gobozov I.A. 2011. Obshhestvo i gosudarstvo: ih vzaimodejstvie. Filosofija i obshhestvo. 2 (62): 2-4. (in Russian)
7. Как России сохранить цифровой суверенитет. Обогнать не догоняя. Российская газета. 201S. 5 марта: 1-2.
Kak Rossii sohranit' cifrovoj suverenitet. Obognat' ne dogonjaja. Rossijskaja gazeta. 201S. 5 marta: 1-2.
8. Караваев H^. 2014. Информационное общество: попытка осмысления сущности понятия. HTO. 6: 1-6.
Karavaev N.L. 2014. Informacionnoe obshhestvo: popytka osmyslenija sushhnosti ponjatija. NTI. 6: 1 -6. (in Russian)
9.Куняев H.H. 2010. Правовое обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. M., Логос, 250.
Kunjaev N.N. 2010. Pravovoe obespechenie nacional'nyh interesov Rossijskoj Federacii v infor-macionnoj sfere. M., Logos, 250. (in Russian)
10. Куняев H.H. 2010. Правовое обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере: автореф. дис. докт. юрид. наук. M., 53.
Kunjaev N.N. 2010. Pravovoe obespechenie nacional'nyh interesov Rossijskoj Federacii v infor-macionnoj sfere: avtoref. dis. dokt. jurid. nauk. M., 53. (in Russian)
11. Кузнецов П.У. 2005. Теоретические основания информационного права: автореф. дис.докт. юрид. наук. Екатеринбург, 57.
Kuznecov P.U. 2005. Teoreticheskie osnovanija informacionnogo prava: avtoref. dis.dokt. jurid. nauk. Ekaterinburg, 57. (in Russian)
12. Политология: учебник. 2013. Под В.И. Буренко. M., КГОРУС, 512.
Politologija: uchebnik. 2013. Pod V.I. Burenko. M., KNORUS, 512. (in Russian)
13. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № ^15-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы). Собрание законодательства РФ. 15.11.2010. 46: Ст. 6026 (утратило силу).
Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 20.10.2010 № 1815-r (v red. ot 15.08.2012) «O gosu-darstvennoj programme Rossijskoj Federacii «Informacionnoe obshhestvo (2011-2020 gody)». Sobranie zakonodatel'stva RF. 15.11.2010. 46: St. 6026 (utratilo silu). (in Russian)
14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Собрание законодательства РФ. 05.05.2014. 18 (часть II): Ст. 2159.
Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 313 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj pro-grammy Rossijskoj Federacii «Informacionnoe obshhestvo (2011-2020 gody)». Sobranie zakonodatel'stva RF. 05.05.2014. 18 (chast' II): St. 2159. (in Russian)
15. Струсь К.К. 2003. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 34.
Strus' K.K. 2003. Gosudarstvo i grazhdanskoe obshhestvo: problemy pravovogo vzaimodejstvija v Rossii: dis. kand. jurid. nauk. Saratov, 34.
16. Институт развития информационного общества. Официальный сайт. URL: http://www.iis.ru/directorate/monitoring (дата обращения 24.05.2018) (in Russian)
Institut razvitiya informacionnogo obshchestva. Oficial'nyj sajt. URL: http://www.iis.ru/directorate/monitoring (data obrashcheniya: 24.05.2018). (in Russian)
17. Трофимова И.Н. 2015. Взаимоотношения власти и общества в России: специфика текущего внешне- и внутриполитического контекста. Социологические исследования. 7 (375): 72-80.
Trofimova I.N. 2015. Vzaimootnoshenija vlasti i obshhestva v Rossii: specifika tekushhego vneshne- i vnutripoliticheskogo konteksta. Sociologicheskie issledovanija. 7 (375): 72-80. (in Russian)
18. Фролова Е.А. Рыжкова М.В., Кашапова Э.Р. 2015. Социальное и экономическое благополучие современного информационного общества. Информационное общество. 5: 3-7.
Frolova E.A. Ryzhkova M.V., Kashapova Je.R. 2015. Social'noe i jekonomicheskoe blagopolu-chie sovremennogo informacionnogo obshhestva. Informacionnoe obshhestvo. 5: 3-7. (in Russian)
19. Шабашев В.А. Щербакова Л.Н. 2016. Тенденции цифрового равенства/неравенства в современном мире. Социологические исследования. 9 (389): 3-13.
Shabashev V.A. Shherbakova L.N. 2016. Tendencii cifrovogo ravenstva/neravenstva v sovre-mennom mire. Sociologicheskie issledovanija. 9 (389): 3-13. (in Russian)
20. Шипунова Т.В. 2016. Гражданская безопасность и насилие: российские практики. Социологические исследования. 9 (386): 121-129.
Shipunova T.V. 2016. Grazhdanskaja bezopasnost' i nasilie: rossijskie praktiki. Sociologicheskie issledovanija. 9 (386): 121-129. (in Russian)