Kurochkin Andrey Viktorovich, candidate of jurisprudence, associate professor of the department of constitutional and municipal right; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
THE CONCEPT OF INFORMATION-ANALYTIC SYSTEM "ELECTRONIC REGION - ROSTOV REGION" WITHIN THE CONTEXT OF ELECTRONIC SAFETY
Abstract
The article introduces the concept of information-analytical system "Electronic region Rostov region" (IAS ER RO) The structure and the supply of information flows IAS ER PO determined the direction of the system: the residents of the Rostov region, public authorities, municipalities, community organizations business organizations based on Rostov region, describes how the information will be supplied, details the main modules (subsystems) components IAS ER PO also analyzed conclusion, unlimited expansion of the number of subsystems in IAS ER RO. Keywords: public government, electronic region, information system, municipal entity, state public services, public control, monitoring, interdepartmental interaction, information, security.
УДК 32
СТРАТЕГИЯ «ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Гишко кандидат философских наук, профессор кафедры философии и методологии Владимир науки, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Яковлевич народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Коваленко аспирант кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт Александра управления - филиал Российской академии народного хозяйства Сергеевна и государственной службы при Президенте РФ
(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Придыба магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Оксана Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Всеволо- народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ довна (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлена деятельность российского государства по правовому обеспечению процесса перехода к информационному обществу. Эффективным условием такого перехода являются программы «Открытого правительства» и «Открытого региона», которые предоставляют право гражданам участвовать в выработке и реализации государственных программ. В этих условиях общество должно обеспечить как безопасность информационно-коммуникационных систем, так и информационно-идеологических идей по консолидации общества.
Ключевые слова: «Открытое правительство, «Открытый регион», информационная безопасность, идеологическая безопасность, целевые программы, информационная среда.
Мировое сообщество вступило в XXI столетие с новыми качественными характеристиками, которые свидетельствуют о том, что в своем развитии оно пришло к такому состоянию благодаря процессам глобализации современного мира, проявляющимся в возрастании уровня взаимодействия и взаимозависимости между государствами и различными социальными сообществами. Формируется новый уровень экономических, социальных, политических и социокультурных отношений.
Важнейшим условием глобализационных процессов выступает переход к информационному обществу, технологическим основанием которого являются не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии, ибо информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор занимает ведущие позиции по темпам развития, по доле капиталовложений и по числу занятых. Именно поэтому понимание процесса глобализации некоторые исследователи связывают с распространением информационных технологий, продуктов и систем во все сферы общественной жизни, что в конечном итоге приводит к экономической и социально-культурной интеграции. Сторонники подобного подхода обосновывают социальный прогресс дальнейшим развитием глобального информационного общества, приводящего к многогранному расширению не только сфер социального бытия, но и возможностей его познания и преобразования. Оппоненты же не разделяют подобного оптимизма и предупреждают об опасности глобализации для национальных культурных традиций, углубления социального неравенства, утраты национальной и культурной идентичности, приводящих к возрастанию социального отчуждения. Вместе с тем, необходимо всесторонне учитывать объективные предпосылки постиндустриального развития и адекватно отвечать на вызовы современного этапа общественного прогресса.
Руководство страны стремится адекватно ответить на вызовы, которые история предъявляет к современному обществу. Начиная с середины 90-х годов XX столетия ведется последовательная работа по обоснованию и включению информационных тенденций в ткань российской государственной политики и социальной практики. Так, в 1995 году принят Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В этом законе отмечается, что «государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации» [1]. В 1999 году Государственной Думой РФ одобрена «Концепция формирования информационного общества в России», в которой отмечается: «Целью настоящей Концепции является определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу» [2].
В 2002 году была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010)», где сформулированы основные цели, которые заключаются в повышении и совершенствовании, во-первых, качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможностей доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, во-вторых, эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, в-третьих, эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля деятельности органов государственной власти, в-четвертых, оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения [3].
В 2010 году Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815р принята государственная программа «Информационное общество (2011-2020)». «Инновационный сценарий в наибольшей степени соответствует идеологии информационного общества, ориентированного на постиндустриальную экономику, - отмечается в данной программе. - При реализации инновационного сценария Программа решает задачи не только в сфере информационных технологий, но и становится инструментом решения задач модернизации в иных сферах (управление, образование, здравоохранение и др.), регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения» [4].
Наконец, в связи с завершением первого этапа вышеназванной программы, в 2014 году Постановлением Правительства России от 15.04.2014 г. № 313 утверждена государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», в которой конкретизированы основные направления деятельности государства, а также показатели (индикаторы) по формированию информационного государства и представлены целевые подпрограммы:
- подпрограмма 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;
- подпрограмма 2 «Информационная среда»;
- подпрограмма 3 «Безопасность в информационном обществе»;
- подпрограмма 4 «Информационное государство».
Основными задачами информационного государства, как определено в программе, выступают: повышение качества предоставления государственных услуг путем их перевода в электронный вид; развитие сервисов на основе информационных технологий для упрощения процедур взаимодействия и коммуникации общества и государства; развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти; создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, образования, науки и культуры, в иных сферах; распространение лучшей практики информационного общества на уровне субъектов Российской Федерации [5].
В реализации названных подпрограмм важная роль отводится таким элементам государственного управления в информационном обществе, как «Открытое правительство» и «Открытый регион», выступающими такой формой государственного управления, которая обеспечивает право граждан на доступ к важнейшим документам органов государственного и муниципального управления, а также создает возможности для эффективного общественного контроля. Эта деятельность базируется на следующих предпосылках: во-первых, предоставление гражданам возможности знать всё о государственном управлении; во-вторых, создание условий для участия граждан в принятии государственных решений; в-третьих, осуществление гражданским обществом контрольных функций по отношению к государственному аппарату.
При реализации Программы субъекты управления могут столкнуться с рисками, которые связаны как с пассивным сопротивлением использованию инфраструктуры электронного правительства и распространению современных информационных технологий со стороны органов государственной власти, так и с пассивным сопротивлением отдельных граждан и общественных организаций, вызванным этическими, моральными, культурными и религиозными причинами, проведению мероприятий Программы по созданию информационных баз, реестров, классификаторов и единого идентификатора гражданина. Об этом свидетельствует дискуссия, развернувшаяся за «круглым столом» «Электронное общество - угроза перевода России под внешнее управление», проведенном 30 марта 2015 г. фракцией КПРФ в Государственной думе. В резолюции круглого стола отмечается, что переход на электронную форму взаимодействия граждан и государства, создание единой базы данных на все население создаёт, как общую угрозу национальной безопасности государства, так и угрозу безопасности каждого человека в отдельности» [6].
По мере развития информационных технологий и расширения их использования в различных видах деятельности возникают дополнительные угрозы, в том числе многочисленные случаи вторжения в частную жизнь граждан Российской Федерации, которые являются нарушением их конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» ориентирована на создание условий безопасного для индивидов и общества использования информационно-телекоммуникационных технологий в информационном обществе. Реализация подпрограммы нацелена, с одной стороны, на создание необходимой инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствие доступных механизмов обеспечения доверия к информации, распространяемой посредством электронных носителей, с другой стороны - снижение количества компьютерных престу-
плений, роста их корыстной направленности, а также на минимизацию размера наносимого материального ущерба.
Сфера информационной безопасности в названных нормативных документах подразумевает понимание информации как ценности, которая становится объектом купли-продажи и даже кражи посредством несанкционированного доступа. Поэтому всякая информация и поддерживающая её инфраструктура должны быть защищены. Вместе с тем, информация включает и другую составляющую, которая связана с духовным содержанием интеллектуально-познавательной, ценностной и социально-психологической сфер сознания личности, социальных групп, государства. Иными словами, это духовно-идеологическая составляющая информационной безопасности, направленная на формирование таких состояний общественной психологии и общественного сознания, которые бы способствовали мобилизации людей на противодействие любым силам, стремящимся дестабилизировать обстановку в конкретной социальной общности и в государстве. Известно, что идеология представляет собой систему взглядов, отражающих коренные интересы больших социальных групп. Посредством идеологии формируются идеалы, на реализацию которых направляется деятельность как представителей этих групп, так и деятельность государства и всех его граждан. Важная роль в материализации идей принадлежит элитам государства.
В этой связи достаточно остро стоит вопрос об обеспечении безопасности, т.е. определении системы мер, которые предпринимаются государством с целью распространения в общественном сознании людей таких идей, которые способствуют обеспечению нормальной жизнедеятельности государства. В данном случае решается двуединая задача: с одной стороны, осуществляется целенаправленная деятельность информационных институтов по внесению в общественное сознание таких идей, которые имеют важное значение для сохранения стабильности государства, с другой, по созданию в стране таких институтов, которые противодействовали бы информации, направленной на разрушение господствующих идей.
Литература
1. Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите инфор-
мации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
2. Концепция формирования информационного общества в России Электронный ресурс. Интернет-ресурс: www.lis.ru/library/riss/
3. ФЦП «Электронная Россия 2002-2010». Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2002 //Собрание
законодательства РФ.-2002 - № 5, ст. 531.
4. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 г.) // Собрание законодатель-
ства РФ. 2010. N 46. Ст. 6026.
5. Государственная программа Информационное общество (2011-2020 г.). Постановление Правитель-
ства РФ № 313 от 15.04.2014 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18. Ч. II. Ст. 2159.
6. Электронное общество - угроза перевода России под внешнее управление //
http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/141186.html
Gishko Vladimir Yakovlevich, candidate of philosophical sciences, Professor of the Department of philosophy and methodology of science; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Kovalenko Alexandra Sergeevna, Postgraduate student of the department of political science and ethnic politics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] Pridiba Oksana Vsevolodovna, undergraduate student of the Department of state and municipal management; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
THE STRATEGY OF "OPEN GOVERNMENT" AND SOME ASPECTS OF INFORMATION SECURITY
OF THE RUSSIAN SOCIETY Abstract
In the article the activity of the Russian states of the legal providing of transfer to information society is represented. Effective condition of such transfer are programs "open government" and "open region", which let citizens participate in development and realizations of state programs. In such conditions society should provide both the security of information and communication systems and information and ideological ideas of society's consolidation. Keywords: "open government", "open region", information security, ideological security, target programs, information environment.
References
1. Federal'nyj zakon ot 20.02.1995 g. № 24-FZ «Ob informacii, informatizacii i zashhite informacii» // Sobranie
zakonodatel'stva RF. 1995. № 8. St. 609.
2. Koncepcija formirovanija informacionnogo obshhestva v Rossii Jelektronnyj resurs. Internet-resurs: www.lis.ru/library/riss/
3. FCP «Jelektronnaja Rossija 2002-2010». Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28.01.2002 //Sobranie zakonodatel'stva RF.-2002 - № 5, st. 531.
4. Gosudarstvennaja programma «Informacionnoe obshhestvo (2011-2020 g.) // Sobranie zakonodatel'stva RF.
2010. N 46. St. 6026.
5. Gosudarstvennaja programma Informacionnoe obshhestvo (2011-2020 g.). Postanovlenie Pravitel'stva RF №
313 ot 15.04.2014 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 18. Ch. II. St. 2159.
6. Jelektronnoe obshhestvo - ugroza perevoda Rossii pod vneshnee upravlenie // http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/141186.html
УДК 336
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ Бородина кандидат экономических наук, доцент,
Юлия Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии
Ивановна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
Одним из приоритетных направлений экономической безопасности является решение национальных интересов в целях стабильного развития экономики страны. В статье анализируется налоговая составляющая экономической безопасности государства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговая безопасность, налог, налоговая система.
В современном мире финансовый кризис, падение государственных доходов и дефицита федерального бюджета возрастает роль финансовых, институтов и механизмов, работа которых направлена на предоставление экономической безопасности России, стабильности ее бюджетно-налоговой системы.
На усиление национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, на развитие экономики, поддержание правовых и институциональных механизмов, а также иных ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российского государства, направлена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации [1].
Важнейшим элементом безопасности государства является экономическая безопасность. Являясь составной частью национальной безопасности государства, экономическая безопасность основана