Научная статья на тему 'Правовое обеспечение отношений собственности и предупреждение преступлений против них'

Правовое обеспечение отношений собственности и предупреждение преступлений против них Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
961
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СОБСТВЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / MARKET ECONOMY / A PROPERTY / AN ECONOMIC-LEGAL INFRASTRUCTURE / THE PROPERTY RIGHT / ECONOMIC SAFETY / PREVENTION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Ольга Викторовна

Институт права собственности оказывает непосредственное влияние на формирование новой российской государственности XXI века. Без фундаментальной защиты собственности, без развитых инструментов ее оборота не будет цивилизованного рынка. В настоящее время экономическая преступность вышла на уровень угрожающий национальной безопасности России. Борьба с экономической преступностью, а также предупреждение преступлений против собственности должны рассматриваться в качестве одного из важнейших направлений деятельности всех правоохранительных и контролирующих органов, и в первую очередь органов внутренних дел. Решение этой проблемы - основа для инновационного развития экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support of the relations of a property and the prevention of crimes against them

The institute of the property right makes direct impact on formation of new Russian statehood of the XXI century. Without fundamental protection of a property, without the developed tools of its turn there will be no civilized market. Now the economic crime left on level menacing to national security of Russia. Fight against economic crime, and also the prevention of crimes against a property should be considered as one of the major activities of all law-enforcement and supervisory authorities, and first of all law-enforcement bodies. The solution of this problem a basis for innovative development of economy

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение отношений собственности и предупреждение преступлений против них»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Экономика, финансы, менеджмент

УДК 343.85 О.В. Григорьева*

Правовое обеспечение отношений собственности и предупреждение преступлений против них

Институт права собственности оказывает непосредственное влияние на формирование новой российской государственности XXI века. Без фундаментальной защиты собственности, без развитых инструментов ее оборота не будет цивилизованного рынка. В настоящее время экономическая преступность вышла на уровень угрожающий национальной безопасности России. Борьба с экономической преступностью, а также предупреждение преступлений против собственности должны рассматриваться в качестве одного из важнейших направлений деятельности всех правоохранительных и контролирующих органов, и в первую очередь органов внутренних дел. Решение этой проблемы — основа для инновационного развития экономики.

Ключевые слова: рыночная экономика, собственность, экономико-правовая инфраструктура, право собственности, обеспечение права собственности, экономическая безопасность, предупреждение преступлений.

O.V. Grigoryeva*. Legal support of the relations of a property and the prevention of crimes against them. The institute of the property right makes direct impact on formation of new Russian statehood of the XXI century. Without fundamental protection of a property, without the developed tools of its turn there will be no civilized market. Now the economic crime left on level menacing to national security of Russia. Fight against economic crime, and also the prevention of crimes against a property should be considered as one of the major activities of all law-enforcement and supervisory authorities, and first of all law-enforcement bodies. The solution of this problem — a basis for innovative development of economy.

Keywords: market economy, a property, an economic-legal infrastructure, the property right, economic safety, prevention of crimes.

Одним из наиболее важных направлений государственной политики долгосрочного социальноэкономического развития России является обеспечение национальной (в т.ч. экономической) безопасности, которое требует наличия эффективного механизма контроля соблюдения законодательства, регулирующего гражданские правоотношения. Основой таких правоотношений в соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации является неприкосновенность собственности в сочетании с недопустимостью произвольного вмешательства в частные дела физических и юридических лиц.

Российская рыночная экономика нуждается в надлежащем правовом обеспечении. Одной из проблем является необходимость установления одних и тех же правил игры при осуществлении экономической деятельности, особенно в правоотношениях в сфере собственности. Установление этих правил — насущная и вечная задача, которая никогда не может быть решена окончательно, поскольку общество не стоит на месте, а постоянно развивается.

Формирование отношений собственности, имеющих на современном этапе рыночную природу, как верно отмечает Г.Х. Чукаева, «настоятельно требует развития специальной экономикоправовой инфраструктуры, которая обеспечила бы ее эффективное функционирование. Конечно, такая эффективность не станет выше от наличия громоздкого и огромного числа поспешно принятых законов» [9, с. 4]. Важнее создать нормативные правовые акты такого качества и ясности, чтобы их применение не затрудняло прогрессивное развитие общества во всех сферах, особенно в сфере проявления института права собственности.

По мнению члена Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности

О.М. Толкачева, в настоящее время «ощущается потребность в дополнительном законодательном

* Григорьева Ольга Викторовна, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: Grigoryeva.Olga@mail.ru.

* Grigoryeva, Olga Viktorovna, a teacher, St. Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: Grigoryeva.Olga@mail.ru.

© Григорьева О.В., 2012

регулировании отношений собственности. Законодательное обеспечение эффективного управления собственностью в России существует, но вместе с тем ощущается потребность в дополнительном законодательном регулировании отношений собственности» [2, с. 3].

По своей сути право собственности — это обеспечиваемое обществом право на выбор способов использования экономического блага, и никто не может законно использовать или как-либо воздействовать на физическое состояние благ, на которое другой человек обладает правами собственности, без разрешения или выплаты компенсации. Права собственности обнаруживаются как остаточные права владельца, позволяющие в соответствующей ситуации распоряжаться принадлежащими ему активами.

По мнению ученых Калифорнийского университета, право собственности отождествляется с властью человека над самим собой, своими поступками и своей свободой [1, с. 293]. Иными словами, защита права собственности есть защита свободы, а ограничение права собственности — ограничение свободы.

Отождествление со свободой — это чрезвычайно важная характеристика права собственности как юридического отношения. Отношения по поводу собственности нельзя провозгласить указом или законом. Это — реально существующая категория, урегулированная законодательством.

Институт права собственности оказывает непосредственное влияние на формирование новой российской государственности XXI в. Именно этот институт составляет материальную основу государственной власти вообще и в Российской Федерации в частности, придает ей правовую, политическую и социальную стабильность, устойчивость и автономию, служит фундаментом формирования рыночных отношений и является приоритетным направлением реализации экономической и социальной функции государства [4, с. 5].

По мнению выдающегося немецкого мыслителя Г.В. Гегеля, осуществление права возможно лишь при наличии свободы и собственности. А свобода личности, по мнению большинства ученых, может иметь место лишь при наличии собственности. Так Н.А. Бердяев считал, что собственность «по природе своей есть начало духовное, а не материальное» [3, с. 303 - 304].

Собственность — это многогранная система отношений, существенно различающихся по своему характеру и последствиям. Право же собственности, независимо от ее форм, по мнению Р.И. Капелюшникова, определяется как фактически действующая в обществе система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам и ценностям. Понятие «исключительность» выступает в качестве смыслового центра, организующего в определенную систему бесконечную вереницу разнообразных конкретных собственнических правомочий [5, с. 11].

На основании изложенного очевидно, что человечество не может обходиться без права собственности. Цивилизация на протяжении многих веков развивало это право, и в настоящее время именно это имущественное право составляет основу функционирования правовой системы всех развитых стран. Как считает У. Маттеи, нормы права собственности являются весьма древними, более древними, чем сама идея государства. При этом содержание этих норм меняется от места к месту, от организации к организации, являя собой пример слабых сторон идеи непреложности права личной собственности во времени и пространстве, провозглашаемой концепцией естественного права [6, с. 113—114].

Проблема права собственности актуальна для России на протяжении всего периода трансформации и получила разностороннее отражение в научной литературе. Однако исследований, посвященных проблеме надежных гарантий, мало [2, с. 9].

Обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченными ресурсами. Следует отметить, что правовая конструкция собственности не раскрывает процесс создания объектов собственности, экономические причины концентрации собственности у одних и отсутствие ее у других, тенденции изменения этих процессов с развитием производительных сил [7, с. 58]. В силу этих причин нельзя рассматривать институт права в отрыве от экономической сути категории «собственность».

Так, Л.М. Тимофеев в самом кратком и самом общем словарном значении понимает собственность как право и возможность свободно распоряжаться экономическими благами. Но право и возможность

— не одно и то же. Юридическое право владеть далеко не всегда совпадает с экономической возможностью распоряжаться благом. С экономической точки зрения, однако, только натуральное владение относиться к делу, и экономический смысл правового термина «должно принадлежать» заключается лишь в оказании поддержки приобретению, сохранению и возврату натурального владения [10, с. 61].

Конституция РФ 1993 г. в ч. 1 ст. 7 провозглашает: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Данная формулировка означает, что государство обязано гарантировать экономические и социальные права и свободы человека и гражданина. Таким образом, все неоправданные социальные различия в правах (в частности, праве собственности) государство должно свести к минимуму в целях интересов всего общества.

Учитывая вышеизложенное, экономическая суть собственности, влияющая на правовой институт собственности, выражается в эффективности и рациональности ее использования, т.е. в соблюдении постоянного баланса между государственной (публичной) и частной собственностью в целях поддержки стратегически важных отраслей экономики и развития социальной сферы.

Так, Н.Ф. Кузнецова считает, что экономическая преступность слагается из посягательств на собственность и предпринимательских преступлений, разделяя тем самым преобладающую в российской литературе точку зрения. Г.К. Мишин рассматривает экономическую преступность как проявление в социальной жизни всеобщей борьбы за существование. Суть экономического преступления, по его мнению, в конфликте экономических интересов. К числу экономических преступлений наряду с

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012

Экономика, финансы, менеджмент

хозяйственными следует относить все преступления против собственности, которые в условиях рыночной экономики так или иначе связаны с хозяйственной деятельностью [9, с. 134].

Экономическая преступность в отношении собственности тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и таким образом становится фактором мощного противодействия происходящим в России преобразованиям. Уже сегодня можно сделать вывод о том, что экономическая преступность вышла на уровень угрожающий национальной безопасности России. Поэтому борьба с ней должна рассматриваться в качестве одного из важнейших направлений деятельности всех правоохранительных и контролирующих органов.

Предупреждение преступлений против собственности является одной из важнейших задач правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел. Их деятельность требует постоянного совершенствования на уровне качественной концептуальной проработки и оценки оперативной обстановки, анализа ее внешней среды, района, территории, на которой расположены объекты собственности, механизма взаимодействия всех сил и средств, задействованных на этом направлении.

Уровень экономической безопасности напрямую зависит от грамотного планирования, которое невозможно без предварительного анализа оперативной обстановки внутренней и внешней среды.

Цель такого предупреждения является минимизация преступлений против собственности, в связи с чем, правоохранительные органы решают следующие задачи: 1) обеспечение охраны собственности; 2) создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений против собственности на определенной территории или объекте; 3) реализация оперативнорозыскной информации о лицах, подготавливающих преступления против собственности, для склонения к отказу от его совершения; 4) своевременное разобщение выявленных групп, совершающих преступления против собственности, в т.ч. организованных, с целью прекращения их преступной деятельности; 5) оперативное вмешательство с использованием всех имеющихся сил и средств реагирования на сообщения граждан, должностных лиц, на иную поступившую информацию о совершаемых или совершенных преступлениях против собственности для задержания преступников и раскрытии преступления; 6) накопление, систематизация и использование информации о лицах, совершивших преступления против собственности, с целью обеспечение своевременного принятия к ним предусмотренным законом мер; 7) активное привлечение общественности к работе по предупреждению преступлений против собственности; 8) информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств на собственность; 9) внесение в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений против собственности.

Следует отметить, что уровень экономической безопасности напрямую зависит от грамотного планирования, которое невозможно без предварительного анализа оперативной обстановки внутренней и внешней среды. В этом смысле особого внимания заслуживают исследования Г.К. Синилова и З.И. Корнеевой. Они определяют формирование экономико-правового механизма как одно из направлений защиты собственности. При этом достижение целей (обеспечение защиты собственности) предполагает наличие контроля. Следовательно, часть элементов экономико-правового механизма должна иметь контрольные функции.

Деятельность по предупреждению преступлений против собственности основывается на криминологической информации: о состоянии и динамике преступлений против собственности; о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество таких преступлений; о лицах, совершивших преступления против собственности и склонных и их совершению; об уровне латентности различных видов преступлений против собственности; о жертвах этих преступлений; о социальных последствиях указанной группы преступлений; о состоянии и мерах предупреждения преступлений против собственности и эффективности их применения; о влиянии на состояние этих преступлений различных социальных, экономических, политических и других процессов. При этом необходимо выявить не только причины и условия, обусловливающие негативные тенденции преступлений против собственности, но и позитивные факторы, которые следует изучать и стимулировать.

Переработанная и проанализированная криминологическая информация служит информационной базой для служб и органов внутренних дел, позволяющая сосредотачивать усилия по предупреждению преступлений на наиболее криминогенных участках и объектах, выбирать эффективные методы предупреждения преступлений против собственности, изучать и внедрять передовой опыт предупредительной деятельности, прогнозировать тенденции преступлений против собственности.

На основе прогнозов планируется работа по борьбе с преступлениями против собственности, на федеральном и региональном уровнях разрабатываются программы борьбы с преступностью, включающие разделы о предупреждении преступлений против собственности. Для успешного выполнения этих программ осуществляется координация и взаимодействие всех субъектов предупредительной деятельности.

Координация и взаимодействие правоохранительных органов в деятельности по предупреждению преступлений против собственности осуществляется и использованием следующих форм: создание постоянно действующих координационных органов; взаимный обмен информацией; совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, выработка согласованных действий по предупреждению преступлений против собственности; совместный анализ состояния преступности и участия в предупреждении преступлений различных субъектов; совместное планирование и проведение согласованных профилактических мероприятий; иная совместная практическая деятельность с оказанием разнообразной помощи друг другу; совместное осуществление контроля и общее подведение итогов предупредительной деятельности.

Основными субъектами предупреждения преступлений против собственности являются подразделения криминальной полиции ОВД и полиции по управлению экономической безопасностью, противодействию коррупции. На федеральном и региональном уровнях они в основном осуществляют организаторскую деятельность по предупреждению преступлений против собственности, сосредоточивая главное внимание на обеспечение повседневного организационно-методического руководства подведомственными аппаратами.

Правоохранительные и, прежде всего, органы внутренних дел являются важным субъектом обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов. На них возложена задача не только предупреждения и пресечения возникающих угроз экономической безопасности, но и охраны целостности самой среды для нормального воспроизводства экономических и производственных отношений.

Непосредственными исполнителями задач, связанных с предупреждением преступлений против собственности, являются соответствующие службы и подразделение городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. При этом одно из ведущих мест в этой работе отводится участковым уполномоченным полиции, патрульно-постовой службе, вневедомственной охране при органах внутренних дел, уголовному розыску и др. Формы и методы предупреждения ими преступлений против собственности весьма разнообразны.

Теоретический анализ проблемы права собственности в России основан на исследовании и решении задач практического характера, связанных с обобщением законотворческой практики и разработкой предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Список литературы

1. Тордли, Аж., Mameu, У. Защита владения // 44 Американский журнал сравнительного правоведения. — 1996.

2. Волков, В. Проблема надежных гарантий прав собственности и российский вариант вертикальной политической интеграции // Вопросы экономики. — 2010.

3. Выступление О. Толкачева на «круглом столе» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Законодательное обеспечение эффективного управления федеральной, региональной, муниципальной собственностью в Российской Федерации». — М., 2006.

4. Бердяев, Н. Л. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Письма двенадцати. О хозяйстве. / / Русская философия собственности. XVIII - XX вв. — СПб., 1993.

5. Власова, M. В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития: учебное пособие. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Эксмо, 2007.

6. Капелюшников, Р. И. Экономическая теория прав собственности (Методология, основные понятия, круг проблем). — М.: ИМЭМО, 1990.

7. Капелюшников, Р. И. Права собственности, приватизация и национализация в России. — М.: Новое литературное обозрение, 2009.

8. Mammeu, У., Суханов, Е. Л. Основные положения права собственности. — М.: Юрист, 1999.

9. Мишин, Г. К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения).

- М.: ВНИИ МВД России, 1994.

10. Тимофеев, Л. M. Теневые экономические системы современной России: теория — анализ — модели : учебник для вузов. — М.: Издат. центр РГГУ, 2008.

11. Чукаева, Т. X. Развитие института права частной собственности и особенности его реализации в российском праве (историко-правовой аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2006.

УДК 338/462 Л.Н. Смирнова*

Методы снижения угроз экономической безопасности государства, вызванных нарушениями бюджетного законодательства в системе МВД России

В статье рассматриваются проблемы, связанные с использованием бюджетный средств, влияющие на безопасность России, и предлагаются методы контроля включающие в себя элементы аудита эффективности.

Ключевые слова: безопасность, бюджет, методы, показатели, расходы, эффективность.

L.N. Smirnova*. Methods of reducing threats to the economic security of the state, caused by violations of the budget legislation in the system of the Ministry of internal affairs of Russia.

The article considers the problems associated with the use of budgetary funds, affecting the security of Russia, and suggests methods of control include elements of performance audit

Keywords: security, budget, methods, costs, efficiency.

* Смирнова, Лариса Николаевна, заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 190121, Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. E-mail: larkhen@mail.ru.

* Smirnova, Larisa, deputy head of the department of accounting, analysis and audit of the St. Petersburg University the Russian Interior Ministry. Russia, 190121, St. Petersburg, Repin sq., 1. E-mail: larkhen@mail.ru.

© Смирнова Л.Н., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.