Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ, ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ, ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
нефтегазовый комплекс / топливно-энергетический комплекс / правовое регулирование / государственное администрирование / налогообложение / инвестиции / ценообразование / валютные и налоговые поступления / государственный бюджет / акцизная политика / Россия / США.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аннадурдыева Гулпам Агамановна, Гапонов Игорь Константинович

В ходе исследования необходимо было рассмотреть состояние системы правового обеспечения процессов выработки налоговой, инвестиционной и ценовой политики в нефтегазовом комплексе России и указать ее особенности. Для этого были проанализированы организационно-правовые механизмы выработки налоговой, инвестиционной и ценовой политики в нефтегазовом комплексе России; сравнены системы российского и американского налогообложения; представлены перспективы дальнейшего развития нефтегазового комплекса России. В статье отмечается, что от правового регулирования и государственного администрирования, главным образом, зависит вся деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса. Автор констатирует, что своевременная разработка и внедрение законодательными органами власти и грамотное применение исполнительными органами власти необходимых нормативных актов является оплотом пополнения бюджета и процветания нашего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аннадурдыева Гулпам Агамановна, Гапонов Игорь Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ, ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ»

АННАДУРДЫЕВА Гулпам Агамановна,

старший преподаватель РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, e-mail: annadurdyyeva.g@gubkin.ru

ГАПОНОВ Игорь Константинович,

студент, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, e-mail: igor.k.g@mail.ru

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ, ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Аннотация. В ходе исследования необходимо было рассмотреть состояние системы правового обеспечения процессов выработки налоговой, инвестиционной и ценовой политики в нефтегазовом комплексе России и указать ее особенности. Для этого были проанализированы организационно-правовые механизмы выработки налоговой, инвестиционной и ценовой политики в нефтегазовом комплексе России; сравнены системы российского и американского налогообложения; представлены перспективы дальнейшего развития нефтегазового комплекса России. В статье отмечается, что от правового регулирования и государственного администрирования, главным образом, зависит вся деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса. Автор констатирует, что своевременная разработка и внедрение законодательными органами власти и грамотное применение исполнительными органами власти необходимых нормативных актов является оплотом пополнения бюджета и процветания нашего государства.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, топливно-энергетический комплекс, правовое регулирование, государственное администрирование, налогообложение, инвестиции, ценообразование, валютные и налоговые поступления, государственный бюджет, акцизная политика, Россия, США.

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-268-275 NIION: 2018-0076-4/23-266 MOSURED: 77/27-023-2023-4-266

ANNADURDYEVA Gulpam Agamanovna,

teacher, Gubkin University

GAPONOV Igor Konstantinovich,

student, Gubkin University

LEGAL SUPPORT OF TAX, INVESTMENT AND PRICE POLICY IN THE OIL AND GAS COMPLEX OF RUSSIA

Annotation. In the course of this study, it was necessary to consider the state of the system of legal support for the processes of developing tax, investment and pricing policy in the oil and gas complex of Russia and indicate its features. For this purpose, the organizational and legal mechanisms for the development of tax, investment and pricing policy in the Russian oil and gas complex were analyzed; the systems of Russian and American taxation were compared; prospects for further development of the Russian oil and gas complex were presented. All activities in the field of fuel and energy complex mainly depend on legal regulation and state administration. Timely development and implementation by legislative authorities and competent application by executive authorities of the necessary regulations is the mainstay of replenishment of the budget and prosperity of our state.

Key words: oil and gas complex, fuel and energy complex, legal regulation, public administration, taxation, investments, pricing, foreign exchange and tax revenues, state budget, excise policy, Russia, USA.

Введение. Предприятия топливно-энергетического комплекса являются важными субъектами функционирования как экономики России в целом, так и отдельных ее сфер. Поэтому с экономиче-

ской точки зрения, топливно-энергетический комплекс рассматривается как источник доходов бюджета, валютных поступлений, индустриализации страны, расширенного потребления энергоресур-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

сов в производстве и увеличения потребления энергии населением страны, а также ускоренного роста уровня доходов населения и создания предпосылок для инвестирования.

В настоящее время, по мнению С. В. Барулина и Б. Р. Скрипниченко, наиболее крупный и устойчиво работающий производственный комплекс экономики России среди прочих приро-до-эксплуатирующих отраслей - нефтегазовый сектор, являющийся частью национального топливно-энергетического комплекса. К нефтегазовому сектору экономики относят поиск, разведку углеводородов, их добычу, транспорт, первичную переработку, реализацию продуктов добычи и переработки [11, с. 35-39]. Как отмечают О.В. Ман-дрощенко и А.Л. Николаева: «Именно нефть и природный газ играют главную роль в мировом коммерческом энергобалансе» - развивая дальше свою мысль, они подчеркивают значимость ресурсного налогообложения, благодаря которому налоговые платежи нефтегазовых компаний составляют около половины доходной части консолидированного бюджета страны [13, с. 12271238].

В Российской Федерации система налогообложения сформировалась относительно недавно, в 1992 г., вскоре после распада СССР. Она была рассчитана на рыночную экономику. Правовой основой стал закон РФ от 27. 12. 1991 «Об основах налоговой системы» [10]. На протяжении многих лет в нормативно-правовую базу России вносились различные изменения и уточнения, на основе которых были построены базовые элементы и принципы налогообложения.

В настоящее время предприятия топливно-энергетического комплекса, являясь юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в соответствии с Конституцией РФ [1] и иной нормативно-правовой базой Российской Федерации, уплачивают в соответствующие бюджеты налоги, включенные в отдельные главы Налогового кодекса РФ [2], что указывает на функциональную составляющую фискальной политики, обеспечивающей стабильность экономической системы.

В связи с распространением коронавируса в мире и последовавшими международными санкциями, налагаемыми на Россию, актуальность ресурсного налогообложения для пополнения бюджета, значительно увеличилась.

В условиях рыночной экономики, сфера топливной энергетики нуждается в прямом и косвенном инвестировании для своего дальнейшего функционирования и развития. «Инвестиционная деятельность, - согласно тексту научной работы В.В. Робертуса, представляет собой объективный процесс, имеющий свою логику, развивающийся в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

соответствии с присущими ему закономерностями и играющий важную роль в экономике, так как по своей экономической природе инвестиции представляют собой отказ от текущего потребления ради получения доходов в будущем» [14], что требует инвестиционной стратегии. Формирование инвестиционной стратегии представляет собой сложный творческий процесс.

В нашем случае инвестиционная деятельность топливно-энергетического комплекса России основывается на инвестиционной стратегии, заложенной в энергетическую стратегии. Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р утверждена Энергетическая стратегия РФ до 2020 г. [9]. В ней определялись стратегическая цель, приоритетные направления развития топливно-энергетического комплекса, целевые индикаторы. Однако условия мирового финансового кризиса, стремительное падение цен на энергоносители вынудили органы государственной власти пересмотреть ее и разработать новую, более соответствующую российским реалиям. Так, 13 ноября 2009 г. своим Распоряжением № 1715-р Правительство РФ утвердило Энергетическую стратегию РФ на период до 2030 г. [8]. Согласно правовой политике в отношении инвестиционной деятельности в исследуемой сфере, в соответствии с положениями Энергетической стратегии России на период до 2030 г., энергетическая политика направлена, в том числе, на «улучшение предпринимательского климата путем создания ясных и стабильных правил экономической деятельности компаний, гарантирующих соблюдение прав инвесторов за счет введения предсказуемого и сбалансированного режима налогообложения и нормативной правовой базы, защищающей права инвесторов и развитие конкуренции».

Преобладающими источниками инвестиций являются собственные средства, прибыли акционерных компаний как отечественных (в основном), так и зарубежных, с привлечением кредитных ресурсов и средств от дополнительной эмиссии акций.

Если давать характеристику законодательству об инвестициях в сфере ТЭК, то можно выделить следующую нормативно-правовую базу, как основу инвестиционной политики:

- регулирование исследуемой сферы, в первую очередь, осуществляется Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

- Следуя хронологии принятия нормативных правовых актов, следующим является Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Согласно положениям указанного Закона, предметом дан-

ного нормативно-правового акта являются инвестиционные отношения в сфере поисков, разведки и добычи минерального сырья. Подобная форма иностранных инвестиций, согласно настоящему закону, как соглашение о разделе продукции создала для иностранного инвестора более благоприятную форму инвестиций в нефтяную и газовую промышленность, чем для российских инвесторов, и объясняется это тем, что цель Российской Федерации в данном вопросе не столько в привлечении иностранных инвестиции, сколько технологий, которыми обладают иностранные инвесторы в противовес национальным.

Общие вопросы инвестиционной деятельности также регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5];

- Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [3];

- Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [6].

«Для современной экономики, бизнеса, а также для каждого конкретного человека важнейшее значение имеет политика ценообразования. При этом одним из наиболее существенных, насущных проблем по формированию оптовых и розничных цен являются тарифы на электро- и тепловую энергию, производство и потребление которых имеет ряд специфических особенностей, оказывающих определенное влияние на выявление затрат и установление тарифов» [16, с. 45-49].

Принято считать, что особенности ценообразования в топливно-энергетическом комплексе обусловлены особенностями технологического процесса в отраслях этого комплекса, а также характером производимой продукции. Цена складывается под влиянием большого количества факторов: издержек, баланса спроса и предложения, цен мирового рынка, инвестиционной политики и др.

Цены внутреннего рынка естественным образом зависят от изменения уровня вывозных таможенных пошлин, сезонных колебаний спроса на отдельные нефтепродукты (бензины, дизто-пливо - летом; мазут - в осенне-зимний период), уровня промышленного потребления предприятиями газа и потребления его в отопительный сезон гражданами и иных рыночных факторов (например, сокращения предложения в связи с выводом в ремонт НПЗ, ГПЗ).

На уровень и динамику цен на нефтепродукты влияют монополизм в нефтяном секторе, налогообложение, динамика мировых цен на нефть. При благоприятной мировой конъюнктуре импорт российской нефти увеличивается, что приводит к дефициту сырья на внутреннем рынке, росту отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов. Ценовая дискриминация проявляется в том, что монополии, продукция которых оказалась высококонкурентной на мировом рынке, стремятся не только довести цены на внутреннем рынке до мировых, но и повысить их по сравнению с мировыми. Это объясняется тем, что производители платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который привязан к мировой цене на нефть. В цене природного газа для российских потребителей не учитывается содержание в нем различных компонент. В то же время в поставках топлива на экспорт, строго устанавливается зависимость цены от качественных характеристик.

При подобной ситуации необходимы меры, со стороны государства, способствующие ограничению темпов роста цен на продукцию ТЭК на внутреннем рынке и меры государства по регулированию деятельности предприятий ТЭК.

Учитывая все составляющие, становится очевидно, что для успешного функционирования топливно-энергетического комплекса в целом, как источника доходов бюджета, прежде всего требуется наличие совершенной системы правового администрирования в сфере налогового законодательства, без совершенствования которого невозможна выработка ценовой политики, влияющей на доходы в нефтегазовой отрасли. Также развитие топливно-энергетического комплекса во многом зависит от инвестиционной деятельности, что в свою очередь, предопределяется грамотным правовым регулированием этих инвестиционных процессов в нефтегазовом комплексе.

Необходимо рассмотреть состояние системы правового обеспечения процессов выработки налоговой, инвестиционной и ценовой политики в нефтегазовом комплексе России и указать ее особенности. Исходя из цели проводимого исследования, можно выделить следующие основные задачи:

- проанализировать механизмы правового администрирования в сфере ТЭК в соответствии с российским законодательством;

- определить статус и место в отечественной экономике предприятий топливно-энергетического комплекса;

- изучить общие вопросы организации и проведения правового администрирования процессов выработки налоговой, инвестиционной и ценовой политики в нефтегазовом комплексе России.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ [4] внес существенные изменения в гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ и особенно в ту ее часть, которая касается порядка исчисления и уплаты акцизов по операциям с нефтепродуктами. Так, с 1 января 2003 года акцизами стали облагаться операции по получению нефтепродуктов, а не по их реализации, как это было ранее, до 2003 г. С 1 января 2011 г. акцизы начали считать исходя из класса экологической безопасности. Акцизы регулярно повышались, ставки акциза на автобензин класса 5 повысились с 2010 по 2020 гг. с 3992 до 12752 руб./тонну (в 3,2 раза), а к 2022 г. до уровня 13793 руб./тонну; ставки акциза на дизельное топливо класса 5 повысились с 2010 по 2020 гг. с 1188 до 8835 руб./тонну (в 7,4 раза), а к 2022 г. до уровня 9556 руб./тонну.

Таким образом, гибкая акцизная политика служит поддерживающим механизмом формирования приемлемых для потребителя цен и сохранения эффективности работы нефтеперерабатывающих предприятий. Ещё одним из инструментов пополнения бюджета является таможенная пошлина на нефть, газ и нефтепродукты. Введение в 2002-2004 гг. высокой прогрессивной ставки экспортной пошлины на нефть и НДПИ резко повысило бюджетную эффективность налоговой системы и привело к радикальному перераспределению доходов, генерируемых в нефтяном секторе, в пользу государства. С конца 2008 г. таможенные пошлины начали устанавливаться раз в месяц. В 2019 г. наступила завершающая фаза налогового маневра, предполагающая отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к 2024 г., и в силу вступили соответствующие налоговые изменения в сегментах нефтедобычи и нефтепереработки, призванные сгладить этот эффект на различных уровнях производственной цепочки в секторе. Завершающий этап налогового маневра привнес в налоговую систему новые механизмы, в частности обратный акциз, демпфирующую компоненту и налог на добавленный доход (НДД).

«Начиная с 2019 года в отрасли введен обратный акциз на нефть, который должен компенсировать регулирующее воздействие на цены на моторное топливо на внутреннем рынке в соответствии с Соглашением о заморозке цен, заключенным Правительством с российскими компаниями - собственниками НПЗ» [15, с. 2757-2790]. Также нефтегазовыми компаниями уплачиваются в бюджет налоги, которые не учитываются в составе нефтегазовых доходов:

- НДС;

- Налог на прибыль;

- Налог на пользователей автомобильных дорог;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

- Налог на имущество организаций;

- Единый социальный налог/страховые взносы.

Принципы налогообложения нефтегазовой отрасли оказывают прямое влияние на формирование государственного бюджета и темпы экономического развития нашей страны. В связи с этим, всегда актуален вопрос выбора и совершенствования механизмов налогообложения нефтегазовых компаний России. В экономически развитых странах система налогообложения нефтегазовых компаний имеет ряд принципиальных отличий. Так, в США налогообложение является важнейшим инструментом формирования экономической политики нефтяных компаний, направленной не на удовлетворение текущих потребностей в нефти, а на обеспечение долгосрочной и надежной перспективы развития отрасли. Установлено, что структура налогов на добычу и потребление нефти в США схожа с той, что сложилась в России. Следует отметить, что в США, как и в других развитых странах основной популярностью пользуются налоги на дополнительный доход и финансовый результат. Однако, применение этих налогов не дало ни в одной из стран значительного роста добычи, а в долгосрочном периоде иногда приводило к потере дополнительных бюджетных доходов. По структуре налоговых изъятий и источникам обложения существующая система налогообложения нефтяного сектора России ближе к США и другим развивающимся странам. Преобладающая роль отводится механизмам изъятия условно-дифференциальной ренты. Условно потому, что действующая система в первую очередь защищает краткосрочные финансовые интересы нефтяных компаний за счет демпфирования скачков стоимости нефти и валюты на мировом рынке, и только потом в определенной степени учитывает разнообразие условий добычи, транспортировки и реализации нефти. Налоговая нагрузка на нефтяную промышленность в расчете на баррель в США вдвое больше, чем в России, особенно с учетом акцизов на нефтепродукты. Поэтому в условиях значительного налогового бремени и перепроизводства нефтепродуктов США вынуждены изобретать санкционные меры поддержки своей нефтяной промышленности.

Сравнив две системы российского и американского налогообложения в нефтегазовом комплексе, можно прийти к выводу, что российский нефтяной налоговый маневр в целом соответствует практике США, а акцизы в России вполне могут быть вдвое выше их настоящего уровня. Стимулирующая налоговая политика в нефтегазовой отрасли будет способствовать увеличению объёмов добычи и росту рентабельности нефтегазовых компаний.

Весьма важной является проблема установления эффективной системы налогообложения нефтегазового комплекса, которая должна сохранять достаточные стимулы для инвестиций в данный сектор. Нормативно-правовая база, которая приводилась выше и которая характеризует инвестиционную политику нашей страны, состоит из множества нормативных правовых актов, которые зачастую просто повторяют положения друг друга, способствует расплывчатости понимания, какие положения можно отнести к сфере ТЭК, а какие к ней не применимы. Ряд законодательных изменений периода кризисных явлений российской и мировой экономики, характеризуется смягчением законодательных условий иностранных инвестиций в ТЭК, что объясняется насущной необходимостью их привлечения. Но, несмотря на улучшение положения иностранных инвесторов, осуществляющих свою деятельность в том числе и в сфере ТЭК, объем прав и гарантий, предоставляемых им, отличается в различных нормативных правовых актах. Энергетическая стратегия (ЭС) инвестирования, принятая в России, бесспорно, задает главный курс развития российского энергетического сектора до 2030 года [7].

Развитие самого топливно-энергетического комплекса, так же, как и выработка ценовой политики в нем, невозможно без тщательного правого регулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере ТЭК. Как уже отмечалось выше, важное место в структуре цены в топливно-энергетическом комплексе занимают налоги, акцизные сборы, пошлины, платежи во внебюджетные фонды (единый социальный налог), регулирующиеся государством и находящиеся под его жестким контролем. Государство, в правовом плане, регулирует уменьшение или повышение налоговой нагрузки, чем способствует выработке ценовой политики в сфере ТЭК. Издает и принимает соответствующие законы и подзаконные акты. Так как инвестиционная деятельность влияет на все составляющие топливно-энергетического комплекса, то она относится и к числу факторов, воздействующих на ценообразование в сфере ТЭК. При гарантии устойчивости и стабильности всей экономики нашей страны и топливно-энергетического сектора, в частности, сохраняется устойчивое положение на рынке, ради которого нефтегазовая компания может согласиться и с меньшей нормой прибыли, в результате чего, будет стабильное и понятное для потребителя ценообразование. Правовое регулирования топливно-энергетического комплекса является основой информационно-правового администрирования и организации повседневной деятельности предприятий и организаций ТЭК. Выработка политики ценообразования через механизмы пра-

вового регулирования налогового бремени на участников ТЭК, регулирования и корректировок механизмов осуществления сборов (таможенных пошлин, акцыз и т.д.) указывает на тот факт, что правовое обеспечение, а точнее - правовое сопровождение и администрирование, есть столп - начало всех действенных процессов, влияющих на всю деятельность в сфере ТЭК. Своевременная разработка и внедрение законодательными органами власти и грамотное применение исполнительными органами власти необходимых нормативных актов является оплотом пополнения бюджета и процветания нашего государства.

Государство в соответствии с законодательством, действующим на территории РФ, гарантирует защиту инвестиций, в том числе и иностранных, независимо от форм собственности. За счет благоприятного инвестиционного климата, подкрепленного законодательной базой, за последние 10 лет результаты развития ТЭК, в значительной части, улучшены благодаря, как раз, инвестиционной привлекательности. Постоянство в сфере ТЭК дало возможность представлять определенные прогнозы о том, что российские генерирующие мощности к 2030-му году должны состоять из энергоустановок, работающих с использованием передовых технологий мирового уровня, гарантирующего их эффективную эксплуатацию, надёжное функционирование и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

Россия располагает 1/5 частью мировых ресурсов органического топлива, но отстает в их разведке. Наша страна занимает первое место среди стран мира по доказанным запасам природного газа. По данным ОПЕК, объемы месторождений в РФ на конец 2020 года составляли 48 938 млрд кубометров. По добыче нефти, в настоящее время, Россия занимает второе места, следом за США. 14 Рейтинг постоянно меняется, учитывая политическую и экономическую обстановку в мире. Одной из проблем российского ТЭК является весомая нагрузка на экономику. Согласно данным Международного энергетического агентства (Википедия), за последние 20 лет мир вкладывал в энергетику 1,5% от всего ВВП, оно же прогнозирует до 2030 г. капиталовложения в энергетику в размере 1,3-1,5% от ВВП. Это колоссальные объёмы - 21-22 трлн. долларов, но нагрузка энергетики на экономику остается более-менее прежней. В России капиталовложения в ТЭК, по прогнозам наших ученых, составят от 6 до 8% ВВП против 4%, которые в действительности тратились в последнее десятилетие. Это, и правда, уже предел возможностей экономики. Тем не менее, учитывая описанные проблемы, даже распространение по всему миру пандемии коронави-руса не остановило инвестиционный процесс в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

сфере ТЭК. Было замедление, но активность продолжалась. И только введение в отношении России ограничительных санкций последних пары лет, притормозило инвестиционные вливания европейских и западных инвесторов в экономику России в целом и в сферу ТЭК в частности. Но, гибкость и договороспособность политических кругов и руководства крупных российских корпораций, дали новый импульс развития топливно-энергетического комплекса и инвестирования в него.

Результаты и обсуждения. В настоящее время мы видим, что правительством и законодательными органами РФ разрабатываются новые механизмы разворота экономики в целом, и отрасли ТЭК в частности, в сторону дружественных государственных и политических международных образований. Так, увеличивается взаимодействие в этой сфере с Китаем, Индией, Турцией, Ираном, Саудовской Аравией и другими странами. Готовятся соответствующие законодательные акты о совместной деятельности. Увеличилась добыча нефти, которая к 2030 г. может выйти на максимальный уровень. Природный газ в мировом топливно-энергетическом балансе выходит на лидирующие позиции в мире. Так же, многие страны возлагают большие надежды на сланцевый газ, хотя перспективы его освоения пока остаются очень неясными.

Необходимо учитывать риски, которые могут возникать в нефтегазовом секторе: риски обнуления таможенной пошлины, риск дальнейшего применения демпфера на моторное топливо, риск дальнейшего применения демпфера на моторное топливо, риск высокой зависимости НДПИ, НДД от цен на нефть «Юралс» на международном рынке, риск отсутствия гибкой акцизной политики и сохранения действующего порядка выплаты акцизов НПЗ. Выработка мер по минимизации рисков, позволит обеспечить стабилизацию бюджетных нефтегазовых доходов, розничных цен на топливном рынке, компаниям-инвесторам - реализовать стратегически важные и технологически сложные проекты, необходимые для экономического роста государства.

Экономический спад в России объяснял наличие приостановленных проектов. Но, в последние годы докризисного, досанкционного состояния происходил рост инвестиций в добычу полезных ископаемых, в результате чего разрабатываются новые проекты - по запланированным объемам инвестиций лидирует сфера добычи нефти и газа и транспортирование по трубопроводам. Следует также отметить, что крайне важным шагом для стимулирования внутренних инвестиций является привлечение сбережений населения. Для этого целесообразно вводить дополни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

тельные льготы по налогообложению доходов, полученных от инвестиционной деятельности в российские предприятия, и получению кредитов на осуществление инвестирования, сокращать сроки окупаемости затрат, совершенствовать систему страхования капитала граждан от неблагоприятных факторов в экономике. Все это позволит усиливать инвестиционный потенциал российской экономики как в краткосрочный период, так и на перспективу.

Заключение. Топливно-энергетический комплекс является базой для развития как экономических, так и политических отношений. Учитывая то, что правовая основа инвестиционной деятельности в сфере ТЭК постоянно совершенствуется, целями инвестиционной политики следует считать разработку мероприятий по активизации инвестиционной деятельности и мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования, обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат, что будет служить экономическим ускорителем развития основы национальной экономики в целом. Инвестиции в ТЭК играют существенную роль и влияют на развитие страны в целом. Подготовка и усовершенствование необходимой правовой и организационной базы для повышения эффективности механизмов обеспечения инвестиционной деятельности и формирования основы сохранения и наращивания конкурентоспособности отечественной экономики, будет вести к таким необходимым условиям, при которых национальные инвесторы готовы будут вкладывать средства и использовать доходы внутри страны, а не вывозить их за границу.

В подтверждение вышесказанного выступает Васильева В.Д., которая в своей работе отмечает, «что топливно-энергетический комплекс России, потерявший после распада СССР более четверти своих мощностей, сумел не только выполнять прежние хозяйственно-производственные и технологические задачи, но и развиваться» [12]. Так, на законодательном уровне приняты и принимаются программы по выводу ТЭК России на качественно новый уровень, отдельно взятые научно-исследовательские центры разрабатывают и стараются усовершенствовать инновационные технологии, которые нужно систематизировать и ликвидировать разрозненность. В соответствии с поставленными задачами в настоящем исследовании были проанализированы организационно-правовые механизмы выработки налоговой, инвестиционной и ценовой политики в нефтегазовом комплексе России; сравнены системы российского и американского налогообложения; представлены перспективы дальнейшего разви-

тия нефтегазового комплекса России; определен статус и место в отечественной экономике предприятий топливно-энергетического комплекса; изучены общие вопросы организации и проведения правового администрирования процессов выработки налоговой, инвестиционной и ценовой политики в нефтегазовом комплексе России.

В итоге, совершенствуя и следуя упорядоченной нормативно правовой системе в сфере ТЭК, несмотря на все политические разногласия нашей страны с рядом иностранных государств, Россия реально может выйти на путь устойчивого и грамотного развития и быть лидером.

Выражаю благодарность своему научному руководителю Аннадурдыевой Гулпам Агама-новне за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению статьи.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_19671/ (дата обращения: 12.03.2023).

[3] Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (посл. ред.) [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_16283/ (дата обращения: 12.03.2023).

[4] Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37833/ (дата обращения: 12.03.2023).

[5] Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ 1^_22142У (дата обращения: 12.03.2023).

[6] Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (посл. ред.) [Электронный ресурс] https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_76660/ (дата обращения: 12.03.2023).

[7] Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на

период до 2035 года» [Электронный ресурс] https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_354840/ (дата обращения: 12.03.2023).

[8] Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» [Электронный ресурс] https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-13112009-n-1715-r/ (дата обращения: 12.03.2023).

[9] Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года» [Электронный ресурс] https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-28082003-n-1234-r/ (дата обращения: 12.03.2023).

[10] Закон РФ от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы» (посл. ред., утратил силу) [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_207/ (дата обращения: 12.03.2023).

[11] Барулин С.В., Скрипниченко Б.Р. Налоговое регулирование как основной инструмент государственной политики развития нефтегазового комплекса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 2 (66). - С. 35-39.

[12] Васильева В.Д. Топливно-энергетический комплекс России: Проблемы и перспективы развития // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-2. - С. 26-31.

[13] Мандрощенко О.В., Николаева А.Л. Развитие налогообложения нефтегазового комплекса РФ в современной экономике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 7 (352). - С. 1227-1238.

[14] Робертус В.В. Особенности инвестиционной деятельности топливно-энергетического комплекса России // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 4. - С. 56-58.

[15] Сафонова Т.Ю. Эволюция налогообложения в нефтегазовой отрасли // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 11. - С. 2757-2790.

[16] Чунина А.Е., Синицина Д.Г., Коноплева В.С. Проблемы ценообразования в энергетической отрасли России // Общество, экономика, управление. 2019. Т. 4. № 3. - С. 45-49.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii, prinyataya na vsenarodnom referendume 12.12.1993 // Rossi-jskaya gazeta. 1993. 25 dekabrya.

[2] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 146-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

[3] Federal'nyj zakon ot 09.07.1999 № 160-FZ «Ob inostrannyh investiciyah v Rossijskoj Federacii» (posl. red.) [Elektronnyj resurs] https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_16283/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[4] Federal'nyj zakon ot 24.07.2002 № 110-FZ «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i nekoto-rye drugie akty zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii" [Elektronnyj resurs] https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37833/ (data obrash-cheniya: 12.03.2023).

[5] Federal'nyj zakon ot 25.02.1999 № 39-FZ «Ob investicionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii, osushchestvlyaemoj v forme kapital'nyh vlozhenij» [Elektronnyj resurs] https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[6] Federal'nyj zakon ot 29.04.2008 № 57-FZ «O poryadke osushchestvleniya inostrannyh inves-ticij v hozyajstvennye obshchestva, imeyushchie strategicheskoe znachenie dlya obespecheniya obo-rony strany i bezopasnosti gosudarstva» (posl. red.) [Elektronnyj resurs] https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_76660/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 09.06.2020 № 1523-r «Ob utverzhdenii Energetich-eskoj strategii Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda» [Elektronnyj resurs] https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_354840/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[8] Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 13.11.2009 № 1715-r «Ob Energeticheskoj strategii Rossii na period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs] https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-13112009-n-1715-r/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[9] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.08.2003 № 1234-r «Ob Energeticheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda» [Elektronnyj resurs] https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-28082003-n-1234-r/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[10] Zakon RF ot 27.12.1991 «Ob osnovah nalogovoj sistemy» (posl. red., utratil silu) [Elektronnyj resurs] https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_207/ (data obrashcheniya: 12.03.2023).

[11] Barulin S.V., Skripnichenko B.R. Nalogovoe regulirovanie kak osnovnoj instrument gosudarstven-noj politiki razvitiya neftegazovogo kompleksa // Vest-nik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-eko-nomicheskogo universiteta. 2017. № 2 (66). - S. 35-39.

[12] Vasil'eva V.D. Toplivno-energeticheskij kompleks Rossii: Problemy i perspektivy razvitiya // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2019. № 2-2. - S. 26-31.

[13] Mandroshchenko O.V., Nikolaeva A.L. Razvitie nalogooblozheniya neftegazovogo kompl-eksa RF v sovremennoj ekonomike // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2017. T. 13. № 7 (352). - S. 1227-1238.

[14] Robertus V.V. Osobennosti investicionnoj deyatel'nosti toplivno-energeticheskogo kompleksa Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 4. - S. 56-58.

[15] Safonova T.Yu. Evolyuciya nalo-gooblozheniya v neftegazovoj otrasli // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2020. T. 10. № 11. - S. 2757-2790.

[16] Chunina A.E., Sinicina D.G., Konopleva V.S. Problemy cenoobrazovaniya v energeticheskoj otrasli Rossii // Obshchestvo, ekonomika, upravlenie. 2019. T. 4. № 3. - S. 45-49.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.