Научная статья на тему 'Правовое обеспечение использования информационных технологий в рамках Евразийского экономического сообщества'

Правовое обеспечение использования информационных технологий в рамках Евразийского экономического сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЕВРАЗЭС / РАЗРАБОТКА ТИПОВОГО ПРОЕКТА ЕВРАЗЭС ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ / МИРОВОЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EURASEC / WORKING OUT OF EURASEC MODEL LAW ABOUT ELECTRONIC TRADE / WORLD EXPERIENCE OF LEGAL MAINTENANCE OF USE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марышев А. А.

Отмечается, что последовательной реализации правовых актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС в целях формирования информационной экономики, препятствует ограниченность сферы использования информационных и коммуникационных технологий во всех странах - членах Сообщества и отсутствие законодательства, которое определяло бы применение электронных эквивалентов в соглашениях, заключаемых ими. Автор подчеркивает, что первоочередной стратегической задачей в настоящее время является разработка типового проекта об электронной торговле в ЕврАзЭС и использование опыта США и ЕС в этой области, в том числе в связи с расширением практики развития электронной коммерции между участниками ВТО. В статье приводятся сведения о разработке в ряде стран ЕврАзЭС законов и программ для ускорения процесса электронизации экономики и управления народным хозяйством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal maintenance of an information technologies use in frameworks of the Eurasian economic community

It is noticed, that consecutive realization of the IPA EurAsEC model law acts with a view of the information economy creation is limited by the sphere of the information and communication technologies use in all countries of the Community and by the absence of the legislation which would defi ne the application of the electronic equivalents in the agreements concluded by them interferes. The author underlines, that a prime strategic task is the working out of the model law about electronic trade in EurAsEC and the use both experience of the USA and EU in this area, including in connection with the expansion of electronic commerce development practice between WTO participants. There is presented an information about the development in the number of the EurAsEC countries of the laws and programs for the electronic economy improvement.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение использования информационных технологий в рамках Евразийского экономического сообщества»



ПРАВО

А.А. Марышев,

советник Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Многие нормативные правовые акты, разрабатываемые Межпарламентской Ассамблеей Сообщества, находят отражение в национальном законодательстве стран ЕврАзЭС, способствуя его сближению и унификации.

Это относится и к правовым проблемам в сфере информационных технологий, прежде всего при решении задач по организации электронного документооборота и электронной торговли. В результате совместной законотворческой деятельности унифицируются подходы к применению электронно-цифровой подписи, ее закрытого и открытого ключей, порядку сертификации, выдачи, продления сроков и аннулированию регистрационных свидетельств, лицензированию центров регистрации.

Вместе с тем, быстрой реализации уже принятых Ассамблеей правовых актов пока препятствует общая для стран ЕврАзЭС ограниченность сферы применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), несовершенство соответствующего национального законодательства, невыполнение принимаемых совместных обязательств в этой области.

В странах ЕврАзЭС имеются ряд национальных концепций и программ, направленных на создание основ электронной коммерции, например, «Концепция развития электронной коммерции в Республике Казахстан», программа в Российской Федерации «Организационно-правовые стандарты электронной коммерции», совместный проект Кыргызской Республики и Эстонии «ИКТ для развития».

Но еще не существует законодательства, в полной мере определяющего параметры использования электронных эквивалентов соответствующих договоров и развития современной системы электронных платежей. Это не позволяет заключать контракты посредством обмена электронными данными, развивать отношения между субъектами электронной коммерции.

Нужны законы, определяющие юридическую силу элект-

ронного документа, нормативные документы для обеспечения эффективного использования системы электронной торговли, решения в отношении конфиденциальности, налогообложения при электронной коммерции, контроля за экспортом криптографических технологий, информации о покупках и т. д.

Стратегической задачей ЕврАзЭС становится совместная разработка типового проекта об электронной торговле, который содержал бы перечень основных принципов регулирования электронной торговли и определял ее сферу, участников, необходимый комплекс нормативных актов, параметры ее саморегулирования посредством «кодексов поведения», условия беспрепятственного осуществления коммерческой деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, гарантии судебной защиты прав участников электронной торговли. Такой типовой проект, однако, не должен напрямую корректировать национальное законодательство о налогообложении, антимонопольных правилах, обороте ценных бумаг, наследственном праве, нотариате, защите клиентов, представительстве в суде и т. д.

С учетом изменений в законодательстве должны изменяться и акценты в системе управления (прежде всего для принятия решений в фирмах и расширения обратной связи с частными лицами и общественностью), развиваться практика подключения юридических и частных лиц к системе государственно финансируемых информационных услуг и их получению через Интернет. Соответственно необходимы организация тендеров по услугам базовой государственной информационной сети, а также увеличение размеров инвестирования в Интернет-сети регионов и муниципалитетов.

В этих целях следует использовать положения соответствующих международных конвенций и международный опыт, в частности, опыт Европейского союза и США. Во многих странах ЕС уже давно приняты специальные нормативно-правовые документы, регулирующие электронные подписи.

В США их имеют даже отдельные штаты -Юта, Калифорния, Массачусетс и др.

При решении стратегических задач по развитию экономической интеграции государств - членов Евразийского экономического сообщества использование такого опыта приобретает особое значение.

В первую очередь это относится к Директиве Европейского союза о правовых основах использования электронных подписей (принятой 13 декабря 1999 года), вводящей в за-коноприменительную практику положения, согласно которым государства - участники интеграционного образования могут формировать систему добровольной аккредитации для повышения качества сертифицированных информационных услуг, признавать сертификаты, выданные поставщиками услуг третьих стран, принимать совместные меры против мошенничества с сертификатами.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что во Всемирной торговой организации уже идут многосторонние торговые переговоры по вопросам международного регулирования электронной коммерции. Рост операций в данной сфере привел к развитию многосторонних торговых переговоров по методам сбора таможенных платежей, уплате НДС и некоторых других налогов, по защите прав интеллектуальной собственности, определению страны происхождения товара, поставленного с помощью электронных средств, проблемам законности электронной сделки, подлинности коммерческих документов, составленных в письменном виде или подписанных собственноручно ее участниками.

В мае 1998 г. на Женевской конференции министров стран - членов ВТО была принята Декларация о глобальной электронной коммерции. В ней содержится поручение Генеральному совету ВТО разработать программу по изучению всех торговых аспектов электронной коммерции, закреплена договоренность стран - членов ВТО продолжать сложившуюся практику необложения электронных торговых операций таможенными пошлинами. Это договоренность, формально

действовавшая до очередной министерской конференции в Сиэтле, состоявшейся в 1999 году, была продлена и может приобрести обязательный характер.

Параллельно с переговорами специалистами изучается вопрос о характере модификации международных правил торговли товарами и услугами, положений, регулирующих охрану прав интеллектуальной собственности с учетом особенностей, присущих электронной коммерции.

Опыт развития электронной коммерции в США и Западной Европе показывает, что унифицированные правила должны применяться и на государственном уровне, и на уровне взаимоотношений фирм для эффективного функционирования торговых систем (посредством сделок в Интернете), платежных систем (исполнения денежных обязательств, возникающих при совершении сделок в Интернете), систем доставки товаров (гарантий при его поставке), систем арбитража (для разрешения споров).

В некоторых новых членах ЕС, например в Эстонии, многие законодательные акты уже имеют компоненты, относящиеся к ИКТ. Уголовный Кодекс страны обращает внимание на необходимость регулировать вопросы компьютерных преступлений, Закон о Правительстве Республики - на обязанности в сфере координации ИКТ, Закон о Государственной службе - на компьютерные навыки, необходимые для государственных служащих.

В Российской Федерации существует Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», принятый Государственной Думой 13 декабря 2001 года. Он предусматривает правовые условия для использования электронной цифровой подписи в электронных документах - условия, при которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Аналогичный закон несколько раньше, 10 января 2000 года, был принят в Республике Беларусь. В этом законе «Об

ПРАВО

электронном документе» определены правовые основы применения таких документов, требования к ним, права, обязанности и ответственность участников правоотношений в сфере их обращения.

На первом информационном саммите «ИКТ для развития» в Кыргызской Республике (27 - 28 февраля 2001 года в Бишкеке) были обсуждены основные задачи реализации национальной стратегии в области информационных и коммуникационных технологий, содействующие обеспечению прозрачного и подотчетного управления государственным сектором экономики, созданию конкурентной экономики, созданию равных условий для доступа к информации, формированию законодательства, гарантирующего свободу информации и одновременно защиту интересов государства, предпринимателей, права на интеллектуальную собственность.

В Республике Казахстан при разработке концепции развития электронной коммерции к важнейшим стратегическим решениям были отнесены:

- подготовка информационного проекта международных торговых сделок посредством электронной торговли;

- создание региональных центров электронной торговли;

- организация пилотной зоны электронной торговли;

- внедрение в систему электронного бизнеса аппаратно-программных комплексов «бизнес-бизнес» и «бизнес-потребитель»;

- разработка закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»;

- создание системы управления цифровыми сертификатами;

- аккредитация центров сертификации и испытательных лабораторий в сфере электронного бизнеса;

- организация учебно-консультационных центров по электронной коммерции.

В Федеральном законе Российской Федерации об электронных сделках, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указывается, что

законодательство о таких сделках должно использоваться наряду с иным законодательством, регламентирующим предпринимательскую деятельность, охрану прав потребителей и авторских прав, а если в международных договорах предусмотрены иные правила, чем в законе об электронной коммерции, то должны применяться правила этих договоров.

28 января 2002 года Правительство РФ утвердило стратегическую программу «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» в целях формирования нормативно-правовой базы в сфере ИКТ, развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, создания условий для подключения к открытым информационным системам и для эффективного взаимодействия органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого использования ИКТ.

По программе предполагается: создание единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций; подключение населения и субъектов бизнеса к общедоступным информационным системам через специальные общественные пункты; формирование системы электронной торговли, в том числе для осуществления государственных закупок, с подсистемой информационно-маркетинговых центров и

единой базой данных о продукции и услугах, доступной (через компьютерные сети) для всех граждан, хозяйствующих субъектов и властных структур.

Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества в целях гармонизации соответствующего законодательства государств - членов ЕврАзЭС в 2002 году приняла типовой проект «Об электронном документе» и Рекомендации по законодательному обеспечению развития электронной торговли во всех странах - членах ЕврАзЭС.

В настоящее время в ЕврАзЭС при пока неразвитой электронной коммерции существует потребность в проведении различных мероприятий для ее развития и повышения уровня единства информационных систем, гарантирующих и защиту прав человека, и финансирование развития ИКТ, и координацию работы в государственной информационной системе. Эта потребность с каждым годом возрастает.

Ключевые слова: информационные технологии в ЕврАзЭС; разработка типового проекта ЕврАзЭС об электронной торговле; мировой опыт правового обеспечения использования информационно-коммуникационных технологий.

Keywords: information technologies in EurAsEC; working out of EurAsEC model law about electronic trade; world experience of legal maintenance of use of information-communication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.