ПРАВО
А.А. Марышев,
советник Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Многие нормативные правовые акты, разрабатываемые Межпарламентской Ассамблеей Сообщества, находят отражение в национальном законодательстве стран ЕврАзЭС, способствуя его сближению и унификации.
Это относится и к правовым проблемам в сфере информационных технологий, прежде всего при решении задач по организации электронного документооборота и электронной торговли. В результате совместной законотворческой деятельности унифицируются подходы к применению электронно-цифровой подписи, ее закрытого и открытого ключей, порядку сертификации, выдачи, продления сроков и аннулированию регистрационных свидетельств, лицензированию центров регистрации.
Вместе с тем, быстрой реализации уже принятых Ассамблеей правовых актов пока препятствует общая для стран ЕврАзЭС ограниченность сферы применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), несовершенство соответствующего национального законодательства, невыполнение принимаемых совместных обязательств в этой области.
В странах ЕврАзЭС имеются ряд национальных концепций и программ, направленных на создание основ электронной коммерции, например, «Концепция развития электронной коммерции в Республике Казахстан», программа в Российской Федерации «Организационно-правовые стандарты электронной коммерции», совместный проект Кыргызской Республики и Эстонии «ИКТ для развития».
Но еще не существует законодательства, в полной мере определяющего параметры использования электронных эквивалентов соответствующих договоров и развития современной системы электронных платежей. Это не позволяет заключать контракты посредством обмена электронными данными, развивать отношения между субъектами электронной коммерции.
Нужны законы, определяющие юридическую силу элект-
ронного документа, нормативные документы для обеспечения эффективного использования системы электронной торговли, решения в отношении конфиденциальности, налогообложения при электронной коммерции, контроля за экспортом криптографических технологий, информации о покупках и т. д.
Стратегической задачей ЕврАзЭС становится совместная разработка типового проекта об электронной торговле, который содержал бы перечень основных принципов регулирования электронной торговли и определял ее сферу, участников, необходимый комплекс нормативных актов, параметры ее саморегулирования посредством «кодексов поведения», условия беспрепятственного осуществления коммерческой деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, гарантии судебной защиты прав участников электронной торговли. Такой типовой проект, однако, не должен напрямую корректировать национальное законодательство о налогообложении, антимонопольных правилах, обороте ценных бумаг, наследственном праве, нотариате, защите клиентов, представительстве в суде и т. д.
С учетом изменений в законодательстве должны изменяться и акценты в системе управления (прежде всего для принятия решений в фирмах и расширения обратной связи с частными лицами и общественностью), развиваться практика подключения юридических и частных лиц к системе государственно финансируемых информационных услуг и их получению через Интернет. Соответственно необходимы организация тендеров по услугам базовой государственной информационной сети, а также увеличение размеров инвестирования в Интернет-сети регионов и муниципалитетов.
В этих целях следует использовать положения соответствующих международных конвенций и международный опыт, в частности, опыт Европейского союза и США. Во многих странах ЕС уже давно приняты специальные нормативно-правовые документы, регулирующие электронные подписи.
В США их имеют даже отдельные штаты -Юта, Калифорния, Массачусетс и др.
При решении стратегических задач по развитию экономической интеграции государств - членов Евразийского экономического сообщества использование такого опыта приобретает особое значение.
В первую очередь это относится к Директиве Европейского союза о правовых основах использования электронных подписей (принятой 13 декабря 1999 года), вводящей в за-коноприменительную практику положения, согласно которым государства - участники интеграционного образования могут формировать систему добровольной аккредитации для повышения качества сертифицированных информационных услуг, признавать сертификаты, выданные поставщиками услуг третьих стран, принимать совместные меры против мошенничества с сертификатами.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что во Всемирной торговой организации уже идут многосторонние торговые переговоры по вопросам международного регулирования электронной коммерции. Рост операций в данной сфере привел к развитию многосторонних торговых переговоров по методам сбора таможенных платежей, уплате НДС и некоторых других налогов, по защите прав интеллектуальной собственности, определению страны происхождения товара, поставленного с помощью электронных средств, проблемам законности электронной сделки, подлинности коммерческих документов, составленных в письменном виде или подписанных собственноручно ее участниками.
В мае 1998 г. на Женевской конференции министров стран - членов ВТО была принята Декларация о глобальной электронной коммерции. В ней содержится поручение Генеральному совету ВТО разработать программу по изучению всех торговых аспектов электронной коммерции, закреплена договоренность стран - членов ВТО продолжать сложившуюся практику необложения электронных торговых операций таможенными пошлинами. Это договоренность, формально
действовавшая до очередной министерской конференции в Сиэтле, состоявшейся в 1999 году, была продлена и может приобрести обязательный характер.
Параллельно с переговорами специалистами изучается вопрос о характере модификации международных правил торговли товарами и услугами, положений, регулирующих охрану прав интеллектуальной собственности с учетом особенностей, присущих электронной коммерции.
Опыт развития электронной коммерции в США и Западной Европе показывает, что унифицированные правила должны применяться и на государственном уровне, и на уровне взаимоотношений фирм для эффективного функционирования торговых систем (посредством сделок в Интернете), платежных систем (исполнения денежных обязательств, возникающих при совершении сделок в Интернете), систем доставки товаров (гарантий при его поставке), систем арбитража (для разрешения споров).
В некоторых новых членах ЕС, например в Эстонии, многие законодательные акты уже имеют компоненты, относящиеся к ИКТ. Уголовный Кодекс страны обращает внимание на необходимость регулировать вопросы компьютерных преступлений, Закон о Правительстве Республики - на обязанности в сфере координации ИКТ, Закон о Государственной службе - на компьютерные навыки, необходимые для государственных служащих.
В Российской Федерации существует Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», принятый Государственной Думой 13 декабря 2001 года. Он предусматривает правовые условия для использования электронной цифровой подписи в электронных документах - условия, при которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Аналогичный закон несколько раньше, 10 января 2000 года, был принят в Республике Беларусь. В этом законе «Об
ПРАВО
электронном документе» определены правовые основы применения таких документов, требования к ним, права, обязанности и ответственность участников правоотношений в сфере их обращения.
На первом информационном саммите «ИКТ для развития» в Кыргызской Республике (27 - 28 февраля 2001 года в Бишкеке) были обсуждены основные задачи реализации национальной стратегии в области информационных и коммуникационных технологий, содействующие обеспечению прозрачного и подотчетного управления государственным сектором экономики, созданию конкурентной экономики, созданию равных условий для доступа к информации, формированию законодательства, гарантирующего свободу информации и одновременно защиту интересов государства, предпринимателей, права на интеллектуальную собственность.
В Республике Казахстан при разработке концепции развития электронной коммерции к важнейшим стратегическим решениям были отнесены:
- подготовка информационного проекта международных торговых сделок посредством электронной торговли;
- создание региональных центров электронной торговли;
- организация пилотной зоны электронной торговли;
- внедрение в систему электронного бизнеса аппаратно-программных комплексов «бизнес-бизнес» и «бизнес-потребитель»;
- разработка закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»;
- создание системы управления цифровыми сертификатами;
- аккредитация центров сертификации и испытательных лабораторий в сфере электронного бизнеса;
- организация учебно-консультационных центров по электронной коммерции.
В Федеральном законе Российской Федерации об электронных сделках, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указывается, что
законодательство о таких сделках должно использоваться наряду с иным законодательством, регламентирующим предпринимательскую деятельность, охрану прав потребителей и авторских прав, а если в международных договорах предусмотрены иные правила, чем в законе об электронной коммерции, то должны применяться правила этих договоров.
28 января 2002 года Правительство РФ утвердило стратегическую программу «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» в целях формирования нормативно-правовой базы в сфере ИКТ, развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, создания условий для подключения к открытым информационным системам и для эффективного взаимодействия органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого использования ИКТ.
По программе предполагается: создание единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций; подключение населения и субъектов бизнеса к общедоступным информационным системам через специальные общественные пункты; формирование системы электронной торговли, в том числе для осуществления государственных закупок, с подсистемой информационно-маркетинговых центров и
единой базой данных о продукции и услугах, доступной (через компьютерные сети) для всех граждан, хозяйствующих субъектов и властных структур.
Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества в целях гармонизации соответствующего законодательства государств - членов ЕврАзЭС в 2002 году приняла типовой проект «Об электронном документе» и Рекомендации по законодательному обеспечению развития электронной торговли во всех странах - членах ЕврАзЭС.
В настоящее время в ЕврАзЭС при пока неразвитой электронной коммерции существует потребность в проведении различных мероприятий для ее развития и повышения уровня единства информационных систем, гарантирующих и защиту прав человека, и финансирование развития ИКТ, и координацию работы в государственной информационной системе. Эта потребность с каждым годом возрастает.
Ключевые слова: информационные технологии в ЕврАзЭС; разработка типового проекта ЕврАзЭС об электронной торговле; мировой опыт правового обеспечения использования информационно-коммуникационных технологий.
Keywords: information technologies in EurAsEC; working out of EurAsEC model law about electronic trade; world experience of legal maintenance of use of information-communication technologies.