Политика и правовое государство
В. С. ИГНАТОВ
ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ОДКБ: ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
ОДКБ, парламентская ассамблея,
ЕврАзЭС, НАТО, СНГ
В статье описывается история становления Парламентской Ассамблеи ОДКБ, рассматриваются основные направления деятельности трех постоянных комиссий организации, а также обсуждаются перспективы ее развития и сотрудничества со странами ЕврАзЭС, СНГ и НАТО.
KEY WORDS:
CSTO, parliamentary assembly,
EurAsEC, NATO, CIS
The history of foundation of the Parliamentary Assembly of CSTO is described in the article. The main directions of the activity of the organization three standing commissions are considered, as well as the perspectives of its development and cooperation with the countries of EurAsEC, NATO and CIS are discussed.
Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности — достаточно молодая организация, хотя истоки ее создания восходят еще к 1999 г., когда Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ принял специальное решение, согласно которому парламентские делегации, представляющие государства — членов Договора о коллективной безопасности (ДКБ), стали рассматривать в рамках Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ правовые вопросы реализации данного договора. Статус Межпарламентской Ассамблеи СНГ как парламентской структуры Договора о коллективной безопасности закрепился
в 2000 г. на сессии Совета коллективной безопасности ДКБ в Бишкеке (Кыргызская Республика), когда перед МПА СНГ были поставлены задачи по разработке модельных законов и рекомендаций с целью унификации и гармонизации законодательств стран — участниц Договора.
23 ноября 2001 г. на первом заседании Совета МПА СНГ была принята Программа правового обеспечения Плана основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств — участников Договора о коллективной безопасности на период 2001-2005 гг. В этой программе, утвержденной председателями Совета коллектив-
ной безопасности ДКБ и Совета МПА СНГ, содержались основные направления деятельности парламентариев на период до 2005 г.
Основными формами работы Межпарламентской Ассамблеи СНГ в формате ДКБ стали регулярные заседания членов Совета МПА СНГ государств — членов ДКБ и постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности. Кроме того были налажены такие виды взаимодействия административных органов Совета МПА СНГ и ДКБ как обмен информацией между ними, сотрудничество в разработке проектов документов, направленных на укрепление коллективной безопасности государств — членов ДКБ. Помимо этого, группами депутатов МПА СНГ — членов ДКБ осуществлялось изучение военно-политической обстановки во всех регионах коллективной безопасности (в Центрально-Азиатском — в марте 2001 г., в Кавказском — в октябре 2004 г., в ЗападноЕвропейском — в сентябре 2005 г.). Следует отметить, что подобная практика существует и по сей день.
В связи с необходимостью адаптации Договора о коллективной безопасности к процессам становления региональной и международной безопасности и с целью противодействия новым вызовам и угрозам 14 мая 2002 г. на юбилейной московской сессии ДКБ было принято решение о преобразовании Договора в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
23 июня 2006 г. на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ была сформулирована необходимость развития парламентского измерения ОДКБ в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ в целях гармонизации национальных законодательств, разработки модельных законов для решения уставных задач ОДКБ, организации взаимодействия по вопросам международной и региональной безопасности. Основываясь на этом Решении Совета коллективной безопасности ОДКБ и на Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств, председатели парламентов государств СНГ — членов ОДКБ в ходе заседания, состоявшегося 16 ноября 2006 г., приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ)1.
30 марта 2007 г. состоялось заседание парламентских делегаций ОДКБ, на котором основной темой повестки дня стало создание Парламентской Ассамблеи ОДКБ. Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б. В. Грызлов.
ПА ОДКБ действует в соответствии с «Временным положением
о Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной
1 На этой же сессии было закреплено вступление Узбекистана в ОДКБ.
Игнатов. В. С. Парламентская Ассамблея ОДКБ: процесс становления и актуальные проблемы развития
Политика и правовое государство
безопасности». К основным целям организации относятся:
— обсуждение вопросов сотрудничества государств — членов ОДКБ в международной,военно-политиче-ской, правовой и иных областях;
— выработка соответствующих рекомендаций, направляемых Совету коллективной безопасности, другим органам ОДКБ и национальным парламентам.
Кроме того, ПА ОДКБ принимает типовые (модельные) законодательные акты, направленные на регулирование правовых отношений в сферах деятельности ОДКБ, а также рекомендации по сближению законодательств государств — членов ОДКБ и приведению их в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ.
Руководящим органом Ассамблеи является Совет. Пленарные заседания ПА ОДКБ и Совета ПА ОДКБ проводятся не реже двух раз в год. Организацию деятельности ПА ОДКБ осуществляет ее Председатель и Совет. Председатель ПА ОДКБ избирается сроком на три года на ротационной основе. Члены Совета ПА ОДКБ — руководители парламентов — являются заместителями Председателя ПА ОДКБ. Функции по организационно-техническому и иному обеспечению деятельности ПА ОДКБ возлагаются на секретариат Совета МПА СНГ, который в организационно-штатной структуре имеет специализированное подразделение. Деятельностью данного под-
разделения руководит Ответственный секретарь ПА ОДКБ2.
В состав ПА ОДКБ входят три постоянные комиссии: по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотруд ничеству, по социально-экономическим и правовым вопросам.
К основным относятся следующие направления деятельности:
— содействие правовому обеспечению деятельности Организации Договора о коллективной безопасности в сферах компетенции постоянных комиссий Парламентской Ассамблеи ОДКБ, в том числе разработка модельных законов и рекомендаций по гармонизации национального законодательства и других документов;
— подготовка предложений по координации законопроектной деятельности национальных парламентов, обеспечивающих реализацию целей и задач ОДКБ;
— рассмотрение вопросов об использовании в национальном законодательстве модельных законов и рекомендаций по гармонизации национального законодательства в сфере компетенции постоянных комиссий Парламентской Ас-самб леи ОДКБ;
— содействие осуществлению обмена между государствами — члена-
2 Сотрудники секретариата ПА ОДКБ являются работниками информационно-аналитического отдела ОДКБ в рамках экспертноаналитического управления секретариата Совета МПА СНГ.
ми ОДКБ информацией правового характера;
— изучение военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности в целях совершен ствования мер правового обеспечения формирования системы коллективной безопасности государств — членов ОДКБ;
— подготовка и проведение научнопрактических конференций, семинаров, «круглых столов» и иных мероприятий по основным направлениям деятельности ОДКБ.
— подготовка органами ОДКБ, международными организациями предложений по развитию взаимодействия с парламентами государств — членов ОДКБ, а также по иным вопросам межпарламентского сотрудничества.
В рамках ПА ОДКБ действуют также такие структуры как экспертноконсультативный Совет при Совете ПА ОДКБ и информационно-анали-тиче ский центр.
Перед постоянной комиссией ПА ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству сегодня стоят важнейшие задачи, которые необходимо решать в соответствии с основными направлениями деятельности, среди которых следует выделить:
1. Совершенствование нормативноправовой базы в области внешней политики, международной безопасности и общих вопросов нераспространения различных видов оружия и вооружений.
2. Подготовка предложений по совершенствованию механизма ко-
ординации внешней политики между государствами — членами ОДКБ по актуальным вопросам региональ ного и международного характера.
3. Оказание содействия на парламентском уровне повышению международного статуса ОДКБ, консоли дации усилий ОДКБ с международными организациями в целях противодействия современным вызовам и угрозам, а также укреплению международного правопорядка.
4. Изучение общественно-политической обстановки в государствах — членах ОДКБ, осуществление анализа военно-политической ситуации в «горячих точках», выработка механизмов миротворческой деятельности, предусматривающих участие депутатов в миротворческих операциях, урегулирование «замороженных» конфликтов, а также парламентский контроль за ситуацией в постконфликтный период. Подготовка предложений и рекомендаций по обеспечению политической стабильности.
5. Продвижение политических инициатив государств — членов ОДКБ по мерам укрепления доверия и безопасности.
6. Аналитический обзор информации по выборам депутатов в национальные парламенты государств — членов ОДКБ. Подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию избирательного законодательства.
Игнатов. В. С. Парламентская Ассамблея ОДКБ: процесс становления и актуальные проблемы развития
Политика и правовое государство
7. Участие в разработке механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации политического, военного, природного и техногенного характера, затрагивающие интересы государств — членов ОДКБ.
8. Выработка предложений по законодательному обеспечению информационной безопасности государств — членов ОДКБ, про ведению мониторинга информационной деятельности международных организаций и третьих стран, осуществляемой в зоне деятельности ОДКБ и ПА ОДКБ.
9. Содействие развитию сотрудничества ОДКБ с международными организациями, включая ООН, ШОС, ОБСЕ, НАТО и др.
10. Подготовка предложений по развитию внешнеполитических связей ПА ОДКБ с парламентскими и другими международными органи зациями, включая участие в подготовке проектов соглашений о международном сотрудничестве и проведение анализа выполнения подписанных документов.
11. Создание проектов заявлений и обращений от имени Парламентской Ассамблеи ОДКБ и ее Совета по политическим вопросам, затрагивающих интересы государств — членов ОДКБ.
12. Уточнение и координация позиций государств — членов ОДКБ по международным вопросам повестки дня европейских парламентских организаций, подготовка предложений по вопросам
взаимодействия парламентских делегаций государств — членов ОДКБ в рамках ПА ОБСЕ, ПАСЕ и иных европейских структур.
13. Осуществление консультаций по военно-политическим вопросам и обмен информацией с другими международными организациями и третьими странами по заключаемым с ними соглашениям и договоренностям.
14. Информационно-пропагандистское сопровождение деятельности ОДКБ и Парламентской Ассамблеи ОДКБ, сотрудничество с Межгосударственной телерадиокомпанией «Мир», национальными телерадиокомпаниями и другими СМИ по вопросам деятельности ОДКБ и ее Парламентской Ассамблеи.
15. Проведение мониторинга и оказание содействия в синхронизации выполнения внутригосударственных процедур по международным договорам, заключенным в рамках ОДКБ, предусматривающих сотрудничество в сферах внешней политики, миротворческой деятельности, общих вопросов безопасности, а также осуществление наблюдения за выполнением государствами — членами ОДКБ обязательств по многосторонним договорам в области международной безопасности, заключенных в рамках других международных организаций.
Следует отметить, что сегодня
уже созданы определенные механизмы взаимодействия и выработки со-
гласованных позиций государств — членов ОДКБ в международных организациях, так, имеется определенная практика совместных консультаций и рассмотрение заявлений, которые выражают общее мнение парламентариев государств — членов ОДКБ по конкретным вопросам.
Как пример такого взаимодействия можно привести заявление Совета ПА ОДКБ «Об изменении конфигурации военного присутствия НАТО в Европе» от 31 октября 2007 г. (речь шла об обеспокоенности по поводу размещения элементов противоракетной обороны на территории Чехии и Польши). Текст данного Заявления был направлен в ООН, Межпарламентский Союз, ПА ОБСЕ, ПАСЕ, ЕвроПарламент и ПА НАТО.
Не просто складывается взаимодействие с НАТО. В марте 2007 г. Председателю Парламентской Ассамблеи НАТО Жозе Лелло было направлено письмо с информацией об учреждении ПА ОДКБ и предложением установления регулярных контактов.
В ответ было получено уведомление о том, что вопрос сотрудничества будет включен в повестку дня Постоянного комитета ПА НАТО в марте
1. Медведев Д. А. Россия, вперед! [Электронный
http://www.gazeta.ru/comments/2009/09/10_
2008 г., а также просьба выслать основные документы по ПА ОДКБ. Все документы были отосланы, но на этом все контакты прервались.
Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин призвал НАТО признать ОДКБ. В свою очередь, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что у альянса налажены отношения с отдельными странами — членами ОДКБ, а также о том, что в Брюссель приглашались сменяющиеся председатели ОДКБ для выступлений в рамках Совета РФ-НАТО и что в настоящий момент в НАТО нет консенсуса относительно официальных отношений между этими двумя организациями. Таким же образом дела обстоят и с ПА ОДКБ.
В статье «Россия, вперед!» Президент Д. А. Медведев отметил, что наряду с активной работой на западном направлении Россия должна углублять сотрудничество со странами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ, т. к. они самые близкие стратегические партнеры [1]. В этой связи представляется, что парламентской составляющей интеграции в рамках ОДКБ будет дан новый импульс для развития.
документ] // Газета.ш 2009. 10 сентября. URL: 1_3258568^11Ш1. (дата обращения 16.10.2009).
Игнатов. В. С. Парламентская Ассамблея ОДКБ: процесс становления и актуальные проблемы развития