Научная статья на тему 'Правовое обеспечение функционирования информационно-справочных систем в Российской Федерации'

Правовое обеспечение функционирования информационно-справочных систем в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2574
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / LEGAL REFERENCE SYSTEMS / INFORMATION / LEGAL INFORMATION / NORMATIVE LEGAL ACTS / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шельменков Валентин Николаевич

Исследуются вопросы связанные с совершенствованием законодательства, созданием и функционированием справочных правовых систем и их роли в систематизации национального и международного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support of functioning of directory systems in the Russian Federation

Questions the legislations connected with improvement, creation and functioning of legal reference systems and their role in ordering of the national and international legislation are investigated.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение функционирования информационно-справочных систем в Российской Федерации»

Шельменков Валентин Николаевич

аспирант Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации E-mail: [email protected]

Правовое обеспечение функционирования информационно-справочных систем в Российской Федерации

Исследуются вопросы связанные с совершенствованием законодательства, созданием и функционированием справочных правовых систем и их роли в систематизации национального и международного законодательства.

Ключевые слова: справочные правовые системы, информация, правовая информация, нормативно-правовые акты, информационные ресурсы.

Shelmenkov Valentin

E-mail: [email protected]

Legal support of functioning of directory systems in the Russian Federation

Questions the legislations connected with improvement, creation and functioning of legal reference systems and their role in ordering of the national and international legislation are investigated.

Keywords: legal reference systems, information, legal information, normative legal acts, information resources.

Своеобразным синтезом применения инновационных, наукоемких технологий в области права является создание и распространение информационно-справочных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и систематизацию различных видов правовой информации, а также предоставляющих возможность доступа к такой информации для граждан, организаций и государственных органов. Применение информационных справочных систем способствует повышению правовой грамотности и правовой культуры, позволяет повысить эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности.

Поскольку в России и в других странах существуют справочные правовые системы, исследование проблематики их функционирования будет способствовать повышению эффективности таких систем как способа улучшения качества самой систематизации российского законодательства.

В литературе понятие справочной правовой системы определяют как приложение, содержащее полную, систематизированную и

оперативно обновляемую информацию по законодательству, а также программные средства поиска, анализа и обработки этой информации.

Основными компонентами справочной правовой системы является: информационный банк, содержащий тексты документов и вспомогательную информацию, база пользовательских настроек, а также программная оболочка, предоставляющая сервисные средства работы с информационным банком.

В широком понимании справочная правовая система представляет собой целый комплекс организационных, технологических и материально-технических средств, а также трудовых и информационных ресурсов, задействованных в сборе, обработке и распространении правовой информации. Следует сказать, что само понятие справочной правовой системы законодатель не использует.

Значительно выросло число специалистов, в своей деятельности сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных

правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С использованием справочных правовых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается. Более того, среди людей, работающих с правовой информацией, в последнее время сильно выросло число специалистов, не имеющих специального юридического образования. При необходимости решения конкретного правового вопроса многие из них не знают, какие конкретно нормативные правовые акты регулируют этот вопрос. Такие проблемы нередко возникают и перед юристами, не являющимися специалистами в рассматриваемой правовой области. Этих трудностей можно избежать, воспользовавшись различными поисковыми возможностями, предоставляемыми современными справочными правовыми системами.

Наконец неоспоримая роль справочных правовых систем в процессе юридического образования. Этот факт нашел свое отражение в учебных программах многих ведущих юридических вузов по дисциплине «Правовая информатика», в которых присутствуют разделы по изучению возможностей современных справочных правовых систем[1, с.322].

В настоящее время существуют следующие справочные правовые системы: справочно правовая система «Гарант» («Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис»), правовая система «КонсультантПлюс» (АО «КонсультанПлюс»), информационно-правовая система «Кодекс» (Центр компьютерных разработок г. Санкт-Петербург), ИПС «Эталонный банк правовых актов», разработанная в научнотехническом центре «Система» ФСО, база данных «ЭталонПлюс» (Научный центр правовой информации Министерства юстиции России), «Собрание законодательства РФ» (Центр новых компьютерных технологий научно-технического центра ФАПСИ), справочно-правовая система АРМ-юрист и др. А также справочные правовые системы других стран: «Thomas», «LexisNexis» (США), «RIS» и «RDB» (Австрия), «LexGalaxy» (Чехия), «ЮРИСТ» (Казахстан), «Legifrance» (Франция), «JURIS» (Германия) и т.д. Их целью становится формирование современной и оптимальной инфраструктуры для научных исследований. Законотворчества, правоприменения и правового образования. Англоязычные

информационные ресурсы системы «ГАРАНТ» выбраны в качестве единственного представителя российского законодательства.

Условно все системы, в которых представлена правовая информация, можно разделить на две большие категории: универсальные, которые содержат наиболее полный набор правовых актов по всем отраслям законодательства, в том числе наиболее важные законодательные акты, и специализированные, в которых представлены правовые акты, судебные решения, дополнительная правовая информация по какой-либо тематике и содержатся специализированные поисковые возможности.

Можно утверждать, что универсальные системы служат общим задачам удовлетворения потребностей в правовой информации. Такие системы, как правило, обладают ограниченным набором поисковых возможностей, для них основное - дать доступ к текстам нормативных актов. Зачастую такие системы доступны в интернете.

Что же касается специализированных систем, как правило, касающихся одной конкретной отрасли права, то, не давая доступа к универсальному набору правовых актов, они представляют значительно больше возможностей для анализа информации. Они представляют собой не просто банк данных (набор документов), а являются экспертными системами, в которых собраны специальные научные сведения в определенной предметной сфере. Некоторыми исследователями при этом подчеркивается, что такие системы аккумулируют опыт и знания экспертов - проводится четкий отбор материалов для системы, при этом некоторые научные материалы готовятся для нее специально, эксперты постоянно следят за состоянием системы, специализированные возможности представления информации и дополнительные виды поиска дают возможность воспользоваться знаниями экспертов и решать конкретные правовые проблемы. Достаточно часто специализированные системы издаются на CD-ROM или DVD-ROM либо распространяются в сети Интернет.

Наличие и функционирование таких систем, особенно при устранении ряда юридических, да и технических проблем, позволяет осуществлять наиболее полный анализ всех действующих в Российской Федерации нормативно-правовых актов, соотносить их с актами других стран, а также сформировать современные направления систематизации законодательства.

Давайте рассмотрим правовое обеспечение функционирования справочных правовых систем, которое выступает юридической основой правоотношений, возникающих по их поводу. Основная роль принадлежит следующим нормативно-правовым актам:

1. Решению Совета глав правительств СНГ «О концепции формирования национальных баз данных и организацию межгосударственного обмена информацией по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности» [2].

2. Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации (ETS № 185) [3].

3.Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве, касающемся «Информационных общественных услуг» (ETS № 180) [4].

4.Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства (ETS № 62) [5].

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6].

Особый интерес для сферы разработки и распространения справочных правовых систем представляет Рекомендация Rec (2002)2, принятая Комитетом министров 21 февраля 2002 г. на 784-ом заседании заместителей министров. В документе подчеркивается, что для обеспечения доступа населения к официальным документам особенно важно органам государственной власти эффективно обрабатывать свои документы, чтобы их можно было легко найти, а также применять четкие, официально утвержденные правила хранения и уничтожения своих документов. Современные технологии обработки и хранения информации можно считать оптимальными средствами достижения этих целей.

Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации наше государство является демократическим и правовым. Правовое и демократическое государство немыслимо без построения гражданского и информационного общества. Поэтому не случайно, что в Стратегии развития информационного общества подчеркивается, что обеспечение свободного доступа граждан к информации является одной из важнейших задач государства.

Реализация права на информацию, закрепленного в статье 29 Конституции, служит основополагающим средством для выстраивания партнерских отношений между гражданс-

ким обществом и правовым государством. Право на информацию, являясь незыблемой основой гражданского общества и правового государства, является в первую очередь правом на правовую информацию. Границы должного поведения и ответственность за нарушение этих границ должны быть общеизвестны. Примечательно, что создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам отнесено к основным направлениям реализации Стратегии развития информационного общества.

В Окинавской Хартии глобального информационного общества [7], которая упоминается и в утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212 Стратегии развития информационного общества[8], отмечается, что «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Информационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы».

В свою очередь, в начале 90-х годов высокие технологии начали становиться реалиями повседневной жизни, проникать в различные социальные сферы. В связи с этим было принято несколько подзаконных актов:

1. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 963 «О мерах по реализации правовой информатизации России» [9].

2. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994 г. № 361 «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации» [10].

3. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. № 808 «О президентских программах по правовой информатизации»[11].

4. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию»[12].

5. Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации»[13].

6. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 «О концепции правовой информатизации России»[14].

Данные нормативные акты посвящены правовому регулированию информатики, информатизации, правовой информатики, защиты информации, реализации конституционного права на информацию. Отмеченные акты устанавливают:

1. необходимость правовой информатизации; 2) введение понятия информационная система, под которой понимается: «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

Согласно п. 16 Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 4 мая 2011 г. (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011г. Пр-1168)[15] мерами государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения является: обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационноправовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем.

Следует заметить, что информация, полученная в результате работы информационносправочной системы, хранящей и обрабатывающей официальную правовую информацию, не будет являться официальной. Исключение составляет эталонный банк правовой информации

«Система». Согласно Указу Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 [16] тексты правовых актов в машиночитаемом виде в этой системе являются официальными.

Из этого следует, что центральной проблемой функционирования справочных правовых систем является отсутствие официального статуса справочной правовой системы, и отсутствие официального статуса правовых документов,используемых в ней.

Само государство устранилось от формирования нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование справочных правовых систем и финансирования таких систем. Поэтому разработчики реализуют этот проект только за счет своей непосредственной прибыли.

Соответственно необходимо так совершенствовать законодательную базу, чтобы в ней

четко прописана роль и место справочных правовых систем. Особенности российского нормотворчества предопределяют следующий путь решения этой проблемы — принятие Федерального закона «О справочных правовых системах в РФ».

Федеральный закон должен, в частности, регулировать следующие вопросы:

> содержание справочной правовой системы, т.е. акты, подлежащие включению в данную систему;

> юридическая сила документов, содержащихся в справочной правовой системе;

> орган, уполномоченный на формирование и поддержание текущего функционирования правовой системы;

> основные правила взаимодействия органов для формирования и текущего функционирования справочной правовой системы;

> доступ к справочной правовой системе граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления;

> защита справочной правовой системы от неправомерного воздействия;

Пока справочные правовые системы возникают стихийно, из-за отсутствие четких нормативно закрепленных требований к качеству справочных правовых систем создает для разработчиков высокий уровень возможных вариантов таких систем.

Для успешного функционирования информационно-справочных систем в правовом поле необходимо: во-первых, как было указано выше, разработка и принятие закона «О справочных правовых системах в РФ», во-вторых, на международном уровне необходимо принять Конвенцию « О единой справочной правовой системе».

^исок литературы:

1. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник/ под ред. В.Д. Элькина. - Москва: Проспект, 2012. - с. 348

2. Решение о Концепции формирования национальных баз данных и организации межгосударственного обмена информацией по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности (Душанбе, 25 мая 2006 г.). Решение вступило в силу для Российской Федерации 25 мая

2006 г. Текст Решения официально опубликован не был.

3. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS N 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.).Конвенция вступила в силу 1 июля 2004 г. Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует.

4. Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве, касающемся «Информационных общественных услуг». Заключена в г. Москве. 04.10.2001.[Консультантплюс: Международное право. 01.12.2006].

5. Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства (ETS № 62). Заключена в г. Лондоне 07.06.1968.// Бюллетень международных договоров. 2000. №1.

6. Российская газета. 29.07.2006. № 165

7. Дипломатический вестник. № 8, август 2000 г.

8. Российская газета. 16.02.2008. № 34

9. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 05.07.1993. № 27. Ст. 2533

10. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 28.02.1994. № 9. Ст. 699

11. Собрание законодательства РФ. 07.08.1995. № 32. Ст. 3289

12. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 10.01.1994. № 2. Ст. 74

13. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 24.01.1994. № 4. Ст. 305

14. Российская вести. 13.07.1993. № 132

15. Российская газета. 14.07.2011 № 151

16. Российская газета. 06.04.1994. № 64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.