Научная статья на тему 'Правовое обеспечение экологической безопасности в России'

Правовое обеспечение экологической безопасности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3887
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ENVIRONMENTAL SAFETY / ENVIRONMENTAL LAW / REGULATIONS ENVIRONMENT / GREENING / ENVIRONMENTAL MONITORING / ENVIRONMENTAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафонова Юлия Дмитриевна

Статья посвящена рассмотрению правового обеспечения экологической безопасности РФ, также рассматриваются правовые, нормативные акты, механизмы регулирования защиты окружающей среды, ответственность за нарушение экологического законодательства, экологический контроль, описываются нормативы качества природной окружающей среды, а также экономический механизм охраны окружающей среды. Важнейшей характеристикой состояния экономики и качества жизни является безопасность человека и среды его обитания. Существуют различные виды безопасности, главным из которых является экологическая безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение экологической безопасности в России»

УДК 349.6:504.75

Сафонова Юлия Дмитриевна, студент специальности «Экономическая

безопасность» ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарёва»

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правового обеспечения экологической безопасности РФ, также рассматриваются правовые, нормативные акты, механизмы регулирования защиты окружающей среды, ответственность за нарушение экологического законодательства, экологический контроль, описываются нормативы качества природной окружающей среды, а также экономический механизм охраны окружающей среды. Важнейшей характеристикой состояния экономики и качества жизни является безопасность человека и среды его обитания. Существуют различные виды безопасности, главным из которых является экологическая безопасность.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическое право, нормативные акты, окружающая среда, экологизация, экологический контроль, экологическая экспертиза.

Safonova Yuliya Dmitrievna, student "Economic security", Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia

State University», Saransk

LEGAL SUPPORT OF ECOLOGICAL SAFETY IN RUSSIA

Summary. The article considers the legal environmental safety of the Russian Federation, brand also people monitoring of the pleasant considered legal, dog regulations, regulatory mechanisms of environmental protection, responsibility

environmental factors for violation of environmental legislation, environmental weight cat control, describes the standards for the swarthy acclimatization quality of the candy natural environment, as well as the economic mechanism of environmental protection. As for me, it's more comfortable to travel by train and by plane. The most important lane characteristic of the economy group and quality of life is human strained security and its habitat. There are different types of security, chief of which is environmental safety.

Keywords: environmental safety, environmental law, regulations environment, greening, environmental monitoring, environmental assessment

Важнейшей характеристикой состояния экономики и качества жизни является не только безопасность человека, но и среды его обитания. Среда обитания является неотъемлемой частью жизни человека, от которой зависит благополучие нашего физического, психологического здоровья, а также здоровья нашего будущего поколения [7]. Сейчас существуют различные виды безопасности, главным из которых является экологическая безопасность, то есть защищенность населения от каких-либо вредных факторов природной среды.

Экологическая безопасность охватывает защиту населения не только от чрезвычайных экологических ситуаций, бедствий, катастроф, но и от неблагоприятного влияния на него от загрязнения окружающей среды, перемен климата и т.д. [6]. Рассуждая об экологической защищенности можно сказать, что это состояние окружающей среды, которое предупреждает ухудшение экологических условий и возникновение угрозы для жизни и здоровья людей. Достигается она с помощью определенного комплекса обязательных правил, норм, а также требований по охране окружающей среды и др.

Экологическая защищенность - сложное общественное явление, которое настоятельно требует законодательного укрепления, и дальнейшей правовой регламентации [4].

Данная тема актуальна, так как сейчас люди не задумываются о нашем будущем, не берегут окружающую среду. Многие предприятия загрязняют природу различными сбросами и выбросами, поэтому в данной статье мы рассмотрим какие наказания могут понести предприятия (организации) за загрязнения окружающей природной среды. Экологическая безопасность регулируется общепризнанными мерками экологического права, которые являются составной части правовой системы страны на современном этапе становления, но, при этом она представляет собой не только природоресурсное, но и прироохранное право.

Главным источником экологического права в условиях России считаются подзаконные нормативные акты, которые включают в себя указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты субъектов РФ, например, организаций (предприятий) и другие акты. Ключевыми подзаконными актами считаются указы Президента России.

В то же время не существует деятельности, нормативно-правовое регулирование, которой не затронуло бы соблюдение требований экологической безопасности. Кроме того, в законотворческом процессе прослеживается экологизация права (уголовного, гражданского, административного и др.), сопряженных с внедрением правил, нормативов, требований, стандартов, а также других императивов экологической защищенности.

На сегодняшний день в законодательстве РФ предусматривается административная, уголовная, имущественная, дисциплинарная ответственность за загрязнение окружающей среды. Дискуссии в этой сфере разрешаются в судебном режиме. Кроме того, на население и должностных лиц, которые допустили нарушение закона, повлекшие за собой загрязнение окружающей среды, распространяются все указанные виды ответственности. Компании, учреждения и организации (предприятия) могут нести административную и гражданско-правовую обязанность.

Наиболее часто применяемой мерой является административное взыскание, так показывает анализ практики использования экологического законодательства. Оно предполагает наложение штрафа и возмещение причиненного вреда. Наиболее жесткой мерой административного влияния в отношении предприятий (организаций) считается приостановка или же абсолютная остановка деятельности предприятия. Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается почти всеми законами, подзаконными актами, которые были изданы органами государственной власти и управления. Привлечение лиц к административной ответственности не освобождает их от гражданской ответственности, которая также предусматривает возмещение причиненного вреда (ущерба). Так, в ст. 77 Закона РФ «Об охране окружающей среды» [1] указывается: «Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в виде истощения, загрязнения, порчи, уничтожения, нерационального применения природных ресурсов, разрушения экологических систем и деградации природных комплексов и ландшафтов, а также другого нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны компенсировать его в полном размере в согласовании с законодательством РФ».

Также к подзаконным актам относятся распоряжения Правительства РФ. Между предусмотренными в ст. 114 Конституции РФ возможностей Правительства РФ имеются такие, которые относятся не только к регулированию, но и реализации экологических отношений, а именно, разработка и представление федерального бюджета, и обеспечение его исполнения и проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии; управление федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, а также охране собственности и общественного порядка [4].

Нормативные акты предприятия, хотя и присутствуют в иерархии нормативных актов на самой низшей ступени, но они должны соответствовать

всем вышестоящим нормативным актам, тем не менее, данные акты считаются актуальными источниками экологического законотворчества.

На территории РФ обеспечение экологической безопасности, развитие и улучшения экологического правопорядка базируются на действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.) [1]. Данный закон включает свод правил и процессов охраны среды в современных условиях, хозяйственного развития и регулирует природоохранительные взаимоотношения, никак не отделяет и выделяет отдельные объекты природы, охране которых посвящено специальное законодательство.

В ст. 13 закона РФ "Об охране окружающей среды" содержится система государственных мер обеспечения экологических прав граждан и различных общественных объединений в сфере охраны окружающей среды.

В системе экологических прав и обязанностей органы исполнительной власти преднамеренно уполномочены на проявление всемерного содействия общественным объединениям и гражданам, а также осуществлять требуемые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности. С целью защиты предоставленных государством гарантий учитывается привлечение к ответственности в обозначенных законодательством пределах не только должностных лиц, но и граждан, препятствующих выполнению общественными объединениями и гражданами их экологических прав и обязательств, вытекающих из Конституции РФ и иных нормативных актов [3].

Охрана природной среды, а через нее и здоровья человека; предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества все это является основными задачами природоохранительного законодательства. Эти задачи можно разделить на три основные группы норм: • нормативы качества окружающей среды;

• экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

• механизм исполнения этих требований.

Независимо от форм собственности и подчиненности всем хозяйствующим субъектам, гражданам РФ предъявляются экологические требования. Право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях имеют органы охраны окружающей среды и Санэпиднадзора. Закон закрепляет различные полномочия общественных экологических объединений и граждан по охране окружающей природной среды, а также гарантирует право граждан не только на здоровую, но и на благоприятную природную среду. Также он содержит право предоставления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращения в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, и обращения с исками о возмещении вреда, который может быть причинен здоровью или имуществу [3].

Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов регулирования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм и основ, регулирующих порядок и условия аккумулирования денежных средств, которые поступают в виде платы за загрязнение окружающей среды и другие вредные её воздействия - это экономический механизм охраны окружающей среды [8]. Финансирование мер по охране окружающей среды и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов осуществляется с помощью применения налоговых и других льгот. А также, с другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, которая выпускается с применением экологически опасных технологий [8].

Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений и приостановление деятельности.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др.

Данные нормативы уточняются Госсанэпиднадзором и обязательны для выполнения всех предприятий, учреждений, организаций и т. д. Поддержание охраны окружающей среды предполагают льготы при внедрении новых экологических технологий, при начислении налогов, кредитовании и финансировании.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Комитет по геологии) [2].

Государственные стандарты, устанавливающие общие требования к конкретным видам природопользования считаются основными и главными нормативно-техническими документами. Данные документы показывают методики и признаки определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей.

Систему контроля и надзора за исполнением природоохранных требований следует отнести к числу основных условий обеспечения экологической безопасности, но необходимы сильные контролирующие органы.

Экологическое регулирование включает в себя связь административных и экономических мер управления, которая позволяет создавать действенный хозяйственный механизм природопользования, а также предусматривает уголовное, административное наказание за загрязнение окружающей среды. Также людям необходимо воспитывать в себе бережное отношение к окружающей нас природе [5]. Мы должны заботиться о природной среде, ведь от этого зависит наше здоровье, здоровье наших детей и вообще будущее в целом.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об охране окружающей среды". Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. М.: Юридическая норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 768 с.

3. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник 5-e изд., перераб. и доп. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. 400 с.

4. Маковкина Л.Н. Правовое регулирование в системе экологической безопасности / Л.Н. Маковкина, Е.И. Сорокина // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 61-63.

5. Каверин А.В., Массеров Д.А. Роль экологического образования в устойчивом развитии общества // Интеграция образования. 2014. № 3. С.46-52.

6. Массеров Д.А. Особенности экологического кризиса современного общества // Научное обозрение. 2014. № 1. С. 56-59.

7. Массеров Д.А. Экология: Учеб. пособие. Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2015. 180 с.

8. Слепенкова О.А. Правовой механизм обеспечения экологической безопасности: Монография. - Ульяновск, 2010. - 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.