Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды в РФ
Хабарова Ирина Андреевна,
кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Городского кадастра»
Хабаров Денис Андреевич,
аспирант кафедры «Почвоведения, экологии и природопользования»
Жучкова Олеся Викторовна,
магистрант по направлению подготовки 21.04.02 «Землеустройство и кадастры», профиль: «Оценка и управление городскими территориями»
Государственный университет по землеустройству
Аннотация: В статье анализируется совокупность эколого-правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, а также основные виды загрязнения окружающей среды. Авторами отмечается, что в российском законодательстве отсутствует комплексное правовое регулирование в области ликвидации накопленного вреда окружающей среде. При этом отмечается, что проблема накопленного вреда является актуальной и требующей детальной проработки.
Summary: In the article the authors analyze the set of ecological and legal norms regulating social (ecological) relations in the sphere of interaction between society and nature for the purpose of environmental protection and the main types of environmental pollution. The authors note that in the legislation of the Russian Federation there is no comprehensive legal regulation in the field of elimination of accumulated environmental damage. At the same time, the authors of the article note that the problem of accumulated harm is relevant and requires detailed study.
Ключевые слова: загрязнение окружающей среды, экологическое право, законодательная база, экологический аудит.
Keywords: environmental pollution, environmental law, legislative framework, environmental audit.
Загрязнение окружающей среды - это привнесение в окружающую среду, или возникновение в ней новых, как правило, не характерных химических, физических и биологических агентов, или превышение их естественного среднемноголетнего уровня в
различных средах, что приводит к негативным воздействиям. Основным субъектом воздействия является естественное и антропогенное воздействия. Говоря об объектах воздействия, можно выделить водоемы, почву и атмосферу. Существует несколько видов загрязнения окружающей среды: физическое, химическое, биологическое, механическое. Существует и классификация загрязнения окружающей среды по масштабу. В таком случае, степень загрязнения подразделяется на локальный, региональный, глобальный уровни [1].
Под экологическим правом понимается совокупность эколого-правовых норм, которые регулируют общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.
Основными источниками экологического права, которые образуют экологическое законодательство РФ является: 1) Конституция РФ; 2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды; 3) Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления [2].
Основные виды загрязнения окружающей среды классифицируются: 1) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и других веществ; 2) загрязнение почв и недр; 3) загрязнение окружающей среды теплом, шумом, электромагнитными, ионизирующими и иными видами физических воздействий; 4) сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 5) размещение отходов производства и потребления; 6) другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет сбор платы за негативное воздействие на окружающую среду (в рамках п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717). Необходимо подчеркнуть, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является фискальным платежом, поэтому данный платеж нельзя отнести к налогу. Порядок расчета экологических платежей установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее — постановление № 632).
Постановление правительства РФ от 28.08.1992 №632(ред. от 26.12.2013) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение
окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» устанавливает порядок расчета экологических платежей. Данное постановление указывает, что изложенный порядок оплаты распространяется на организации, учреждения, предприятия, физических лиц, юридических лиц, иностранных лиц, индивидуальных предпринимателей, которые на территории РФ производят любую деятельность, связанную с природопользованием [3, 4].
Для определения сущности и состояния современного нормативно-правового обеспечения защиты окружающей среды в Российской Федерации представляется необходимым определить основные этапы развития законодательства об охране окружающей среды и выявить основные проблемы реализации законодательства об охране окружающей среды на каждом этапе его реформирования.
Задача природоохранного законодательства - регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды. Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологический аудит вводится как добровольный инструмент, позволяющий бизнесу стать экологически прозрачным, привлекать финансовые средства зарубежных банков, проводить 1РО и совершать операции на фондовых рынках, формировать имидж компании, бережно относящейся к природе.
Законопроектом устанавливается система требований, регламентирующих деятельность компаний, занимающихся экологическим аудитом, — таким образом, создается новый институт в природоохранной деятельности.
Обеспечение экологической безопасности — одна из составляющих экологической функции Российского государства и, соответственно, задача практически всех государственных органов. Экологическая безопасность — это состояние защищенности общества и государства; человека и биосферы в целом от угроз, возникающих в результате
антропогенных и природных (стихийных) воздействий на окружающую среду. Кроме того, это достижение условий и уровня сбалансированного сосуществования окружающей среды и хозяйственной деятельности человека, когда уровень нагрузки на среду не превышает способности ее к восстановлению.
В российском законодательстве отсутствует комплексное правовое регулирование в области ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В период с 2012 по 2014 годы действовали Методические рекомендации по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба, утвержденные приказом Росприроднадзора от 25.04.2012 г. № 193, которые были разработаны для обеспечения мероприятий по инвентаризации объектов поэтапного решения проблем накопленного экологического ущерба и проведения инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба. В соответствии с указанными Методическими рекомендациями накопленный экологический ущерб — это выраженный в денежном выражении вред, причиненный окружающей среде или ее компонентам в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, в том числе в результате нарушения природоохранного законодательства, а также убытки (затраты) на ликвидацию и предотвращение отрицательных последствий нанесенного вреда окружающей среде. В результате проведенной инвентаризации объектов прошлого экологического ущерба было выявлено 340 крупных объектов, на которых накоплено около 400 млн т загрязнений и в результате негативному влиянию подвержено более 17 млн человек. В настоящее время, в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнен новой главой «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», которая вводит новые понятия «накопленный вред окружающей среде», «объекты накопленного вреда окружающей среде» и направлена на установление правовых оснований для формирования системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Также, в соответствии с указанными изменениями выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов. Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. При этом для отнесения объекта к объектам накопленного вреда окружающей среде, существенным условием является
отсутствие собственника такого объекта, негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду, жизнь и здоровье людей. Представляется целесообразным включение в государственный реестр объектов накопленного вреда, выявленных по результатам проведенной инвентаризации в 2012-2014 годах. [5,6].
Для эффективного развития нового для Российской Федерации института ликвидации накопленного вреда представляется целесообразным рассмотрение зарубежного опыта в указанной сфере. В зарубежных странах, таких как Германия, Дания, Бельгия, процесс разработки планов мероприятий и программ по решению проблем накопленного вреда начался еще 1970-1980 годах, в результате которого был принят ряд нормативных правовых актов, ставших правовой базой для решения указанной проблемы. Международный опыт показывает необходимость государственного — частного партнерства и участия общественности для эффективной ликвидации накопленного вреда.
Проблема накопленного вреда является актуальной и требующей детальной проработки, так как он угрожает здоровью и экологической безопасности граждан, а так же снижает инвестиционную привлекательность загрязненных регионов [2, 7].
Учитывая экстремальные природные условия и высокую уязвимость арктической природной среды следует отметить необходимость ликвидации накопленного экологического ущерба в связи с прошлой хозяйственной деятельностью в Арктической зоне РФ и на прибрежных территориях. Кроме того, решение проблемы восстановления экологической системы Арктики является одной из задач Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014 - 2025 годы», что также требует правового анализа [4].
В ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 содержится законодательное определение понятий: образование, воспитание, обучение, где описывается важность охраны окружающей среды. Образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Образование определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Это определение отличает настоящий Закон от предшествующего, перекладывавшего ответственность за воспитание ребенка целиком на плечи семьи и
восполняет пробел предшествующих 20 лет. Воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, равно как предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания относятся по Закону к основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Главным в вопросе воспитания студентов является: привитие обучаемым на личном примере чувства высокой гражданской ответственности за качество своего вклада в процветание РФ; воспитание их в духе патриотизма, уважения к правам и свободам человека, Конституции и законам РФ; воспитание любви к профессии, освоение достижений национальной и общечеловеческой культуры; формирование гражданских качеств личности и готовности включиться в систему современных социальных, политических и правовых отношений. Как известно формирование и становление профессиональных качеств, характеризующих профессиональную подготовку, также начинаются в период обучения в вузе и это отвечает требованиям новых образовательных стандартов и запросам работодателя. Естественно, выпускнику образовательного учреждения необходимо не только овладевать глубокими научными знаниями, но и уметь использовать действующее, изменяющееся законодательство для решения практических задач. Данное обстоятельство обуславливает потребность в дальнейшем развитии преобразования действовавшей ранее системы образования, характеризовавшейся преобладанием теоретико-абстрактного, академического обучения.
В числе ключевых программных документов, нацеленных на совершенствование, природоохранной деятельности нашего государства и ее правового обеспечения, следует обозначить «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Президентом России 30 апреля 2012 года. Курс на модернизацию основных (базовых) отраслей народного хозяйства, необходимость сбережения окружающей среды и природных ресурсов выделены в качестве приоритетов в Концепции долгосрочного социально- экономического развития России до 2020 года. Сохранение природной среды и разумное природопользование — одна из острейших проблем, стоящих перед человечеством. Однако зачастую под воздействием лоббируемых экономических интересов публичные экологические интересы, оказываются незащищенными, допуская необоснованную и неоправданную диспропорцию [5, 6, 8].
Список использованной литературы
1. Петров О.В. Загрязнение окружающей среды// Геологический словарь : [в 3 т.] / — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб. : ВСЕГЕИ, 2010. — Т. 1. А - Й. — С. 362.
2. Снакин В.В. Экология и охрана природа: Словарь-справочник. — М.: Академия, 2008. с. 17.
3. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».
4. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды».
5. Маковкина Л. Н., Сорокина Е. И. Правовое регулирование в системе экологической безопасности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 61-63.
6. Мельников А.А., Егоров В.Н, Хабарова И.А. Методология анализа взаимодействия природы и общества.// Геодезия и аэрофотосъемка, №6, 2015, с.97-104.
7. Хабарова И.А. Психология восприятия глобальных изменений окружающей среды.// Сборник Славянский форум, 2016, № 1 (11) с. 220-232.
8. Хабарова И.А., Хабаров Д.А., Кривичев А.И. Структурно-функциональная организация природно-территориальных комплексов и экологический каркас территорий «Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» №4/2017.- 15 с.
9. Фомин А.А. Обеспечение эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Московский экономический журнал. 2018. № 1. С. 3.
10. Фомин А.А. Импортозамещение в АПК — приоритетное направление социально-экономического развития России. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 75.
11. Фомин А.А., Рубанов И.Н. Перспективы импортозамещения в отечественном сельском хозяйстве. Хлебопродукты. 2015. № 7. С. 6-7.
12. Фомин А.А. Оценка влияния вступления России в ВТО на состояние аграрного комплекса. Хлебопродукты. 2013. № 6. С. 4-7.
13. Фомин А.А. Достаточна ли государственная поддержка АПК. Комбикорма. 2010. № 5. С. 4-5.