3. Brown L. From Growth to Sustainable Development / L. Brown, S. Postel, C. Flavin // Population, Technology, and Lifestyle: Transition to Sustainability. Washington: Island Press, 1992. 224 p.
4. Rogers P. An Introduction to Sustainable Development / P. Rogers, J. Kazi, J.A. Boyd. London: Earthscan, 2008. 416 p.
5. Danilov-Danilyan V.I., Losev K.S., Reyf I.E. Before the Main Challenge to Civilization. View from Russia. M.: INFRA-M, 2005. 224 p.
6. Strategy and Problems of Sustainable Development of Russia in the XXI Century / under the editorship of A.G. Granberg, V.I. Danilov-Danilyan, M.M. Tsikanov, E.S. Shop-khoyev. M.: Economy, 2002. 414 p.
7. Brinchuk MM. Concept of Sustainable Development: Needs for Improvement//As-trakhan bulletin of ecological education. 2015. № 1 (31). 5-13 p.
8. Kholopov V.A. A Role of the Concept of Sustainable Development of the City in Realization of Municipal Strategic Management (on the example of municipal unit Ryazan) // The Law and Management. 21st century. 2009. № 1.3-11 p.
УДК 349.6
Ю.А. Плотникова, Е.А. Тарасова
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Введение: в статье рассматриваются правовые основы регламентации сферы обеспечения безопасности при использовании атомной энергии как важнейшей составляющей энергетической отрасли Российской Федерации. Цель: обосновать необходимость функционирования системы мероприятий по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии. Методы: комплексность обеспечения безопасности при использовании атомной энергии предполагает использование частнонаучного (специально-юридического, формально-юридического, сравнительно-правового) инструментария. Результаты: проанализированы актуальные данные научно-практического характера; обоснована значимость сложившейся практики и мер, направленных на обеспечение безопасности при использовании атомной энергии и учета внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии. Выводы: необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в сфере использования атомной энергии в Российской Федерации при обеспечении безопасности, т.к. негативное воздействие на окружающую среду при безаварийной эксплуатации АЭС незначительно, однако даже малейший сбой в работе станции может привести к долговременным последствиям разрушительного характера.
© Плотникова Юлия Анатольевна, 2018 2
Кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская госу- £3
дарственная юридическая академия); e-mail: plotn-yulya@yandex.ru ю
© Тарасова Елена Анатольевна, 2018
Старший преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: plotn-yulya@yandex.ru
© Plotnikova Yuliya Anatolievna, 2018
Candidate of Law, Associate professor of Land and Ecological Law department (Saratov State Law Academy) © Plotnikova Yuliya Anatolievna, 2018
Candidate of Law, Associate professor of Land and Ecological Law department (Saratov State Law Academy) 235
Ключевые слова: атомная энергия, АЭС, энергетическая отрасль, охрана окружающей среды, энергетическая безопасность, радиационная безопасность, электроэнергия, энергоблок, АО «Концерн Росэнергоатом», ядерная безопасность.
Yu.A. Plotnikova, Е.А. Tarasova
LEGAL SUPPORT OF SAFETY WHEN USING NUCLEAR ENERGY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Background: the article deals with the legal basis for regulating the sphere of safety in the use of nuclear energy as an important component of the energy industry of the Russian Federation. Objective: the authors of the article intend to justify the need for functioning of the system of measures to support safety in the use of nuclear energy. Methodology: complexity of supporting safety in the use of nuclear energy involves the use of private scientific (special-legal, formal-legal, comparative-legal) tools. Results: the analysis of the given actual data of scientific and practical nature, allowed to justify the significance of the current practice and measures aimed at ensuring safety in the use of nuclear energy and taking into account the external impacts of natural and man-made origin on the objects for the use of nuclear energy. Conclusions: the research revealed the need for further improvement of legislation in the field of nuclear energy use in the Russian Federation while supporting its safety, as the negative impact on the environment during accident-free operation of nuclear power plants is insignificant, but even the slightest failure in the operation of the plant can lead to long-term consequences of destructive nature.
Key-words: atomic energy, nuclear energy NPP, power branch, environmental protection, energy security, radiation safety, electric power, power unit, JSC Rosenergoatom Concern, nuclear safety.
Атомная отрасль энергетики России существует более 60 лет. За эти годы специалистами в этой сфере накоплен колоссальный опыт в научных исследованиях, технологических разработках и эксплуатации объектов атомной энергетики.
В настоящее время атомная энергетика является высокотехнологичным сегментом экономики страны, призванным обеспечивать устойчивое развитие экономики России и гарантировать энергетическую безопасность государства. По уровню научно-технических разработок российская атомная энергетика является одной из лучших в мире и занимает 3-е место в структуре производства электроэнергии в Российской Федерации после ТЭС и ГЭС1. Отметим также, что атомная энергетика является наиболее экономичным способом получения энергии в сравнении с другими (большое количество «чистой» (за исключением отходов) энергии, которую производят атомные электростанции (далее — АЭС), экономично используя при этом ядерное топливо), но данная деятельность сопряжена с особыми рисками как для окружающей среды, так и для общества. В большинстве случаев эти риски носят трансграничный характер. Поэтому российское законодательство в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии учитывает основные направления развития атомной отрасли: инновационных технологий, создание современной системы учета че-
1 См.: Атомная энергетика России — локомотив для развития других отраслей. URL: http:// 236 madenergy.ru/stati/atomnaya-energetika-rossii.html (дата обращения: 01.12.2017).
ловеческого фактора в целях безаварийной эксплуатации АЭС, экологичность объектов атомной энергетики в долгосрочной перспективе.
Основные принципы регулирования отношений, возникающих в процессе использовании атомной энергии, содержатся в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 3 июля 2016 г.)2. Так, к одному из основных принципов правового регулирования в области использования атомной энергии законодатель относит обеспечение безопасности при использовании атомной энергии, т.е. защиту отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности. В настоящее время разработаны новейшие программно-технические комплексы в управляющих системах безопасности атомных электростанций. Подобные системы направлены на реализацию технического разнообразия, гарантирующего обеспечение высокого уровня безопасности объектов атомной энергетики. В этой связи В.В. Зверковым отмечается зависимость структурных и функциональных решений программно-технических комплексов безопасности от определенных факторов. К ним следует отнести следующие: специфические требования блока нормативной документации в области обеспечения безопасности АЭС (принципы разнообразия, независимости и т.п.); положения концепции безопасности; технологические требования по видам технологического оборудования в каждом проекте определенной атомной электростанции [1, с. 5].
Обеспечение безопасной эксплуатации АЭС в современных условиях развития международных отношений осуществляется в соответствии с техническими регламентами, правилами и нормами (например: Решение Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 768 (в ред. от 25 октября 2016 г.) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (вместе с «ТР ТС 004/2011. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности низковольтного оборудования»)3! СанПин 2.6.1. 28-2000 Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных станций ПРБ АС-994| Пин АЭ-5.6, ВСН АС-90 Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством энергоблоков5 и т.п.).
АЭС представляет собой наукоемкий, технически и технологически сложный промышленный объект. Энергоблок станции объединяет в технологическую цепь ядерный реактор, разнообразное оборудование реакторной установки, сложнейшие элементы электротехнических узлов, арматуры, контрольно-измерительной аппаратуры и т.д. Структурные элементы атомной электростанции, среди которых можно выделить здания, сооружения и подземные коммуникации, должны подвергаться регулярному техническому мониторингу с последующим обслуживанием и ремонтными мероприятиями6! Российские АЭС практикуют т.н. плановый ремонт, что существенно облегчает текущее и перспективное пла-
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48, ст. 4552; 2016. № 27, ч. II, ст. 4289. 2
3 См.: Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion. £3 org/ http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 01.12.2017). ю
4 См.: Консорциум «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200074840 (дата обращения: 01.12.2017).
5 См.: Консорциум «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200034031 (дата обращения: 01.12.2017).
6 См.: Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2010. № 26, ст. 3365. 237
нирование по поставкам оборудования и материалов. Такой подход значительно снижает технические и экономические результаты работы атомных электростанций. Концепция обслуживания и ремонта элементов АЭС направлена на поддержание нужных уровней безопасной эксплуатации станции и технических систем безопасности за счет применения инновационных, корректных методов определения технического состояния всех видов оборудования. Техническая надежность различных элементов АЭС позволит исключить внезапные отказы в работе оборудования в межремонтный период и повысит коэффициент использования установленной мощности. При таких условиях специалисты атомной отрасли смогут обеспечить обслуживание и ремонт элементов АЭС, базируясь на принципе «безопасность — надежность — экономическая эффективность» [2, с. 3]. Так, например, Энергоблок № 2 Ленинградской АЭС по заявке на плановый ремонт, которая согласована с Объединенным диспетчерским управлением энергосистемами Северо-Запада и эксплуатирующей организацией — АО «Концерн Росэнергоатом».
В аспекте конституционного принципа о праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ7), в т.ч. информацию и о деятельности АЭС. Согласно ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 8 марта 2015 г.) к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства8.
При осуществлении государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии необходимо учитывать стоящие перед атомной отраслью задачи, как то: создание правовых основ системы государственного управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных юридических лиц и граждан9.
В настоящее время в России в целом создана правовая основа безопасного использования атомной энергии, функционирует специально уполномоченные регулирующие органы — Ростехнадзор, Госатомнадзор и другие, осуществляющие нормативное регулирование в этой сфере, федеральный государственный надзор, оценку безопасности, применение установленных законодательством санкций и др.
Заслуживает внимания и деятельность АО «Концерн Росэнергоатом», которое входит в Электроэнергетический дивизион Госкорпорации «Росатом», является одним из крупнейших предприятий энергетической отрасли России и единственной в России компанией, осуществляющей функции эксплуатирующей организации (оператора) АЭС, приоритетные направления деятельности которого заключаются в следующем: обеспечение безопасности при использовании
7 См.: Российская газета. 1993. 25 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
8 См.: Российская газета. 1993. 21 сент.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 10, ст. 1393.
9 См.: Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48, ст. 4552;
238 2016. № 27, ч. II, ст. 4289.
атомной энергии и рациональное, а также разумное природопользование, эффективное оздоровление экологической обстановки в стране и сохранение окружающей среды. Цель экологической политики Концерна — обеспечение уровня безопасности АЭС, при котором воздействие на окружающую среду, общество и персонал АЭС на ближайшую перспективу и в долгосрочном периоде должно обеспечить сохранение окружающей среды, а также поддержание их целостности и функций жизнеобеспечения при открытости и доступности информации о природоохранной деятельности, поддержание наименьшего риска для населения в районе расположения АЭС, снижение воздействия АЭС на окружающую среду до минимального10.
Кроме того, обеспечение безопасности при использовании атомной энергии базируется на международных договорах, ратифицированных Россией, и других международных документах (Конвенции о ядерной безопасности, требованиях и рекомендациях Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в области обеспечения безопасности, положениях и принципах документов Международной группы по ядерной безопасности (ИНГАС)). Согласно международным нормам государство несет ответственность за создание и поддержание правовых основ безопасности при использовании атомной энергии (требований, регулирующих положения в области безопасного использования атомной энергии; системы лицензирования деятельности, установление нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и т.п.).
Важнейшим элементом интегрированной системы обеспечения безопасной работы АЭС, по мнению В.А. Машина, является учет опыта персонала в эксплуатации станции [3, с. 6]. Так, катастрофа на атомной электростанции Фукусима-1 (Япония, 2011 г.), стала причиной обеспокоенности мировой общественности. Экспертное сообщество установило, что при полном отсутствии электроснабжения на Фукусима-1 можно было предотвратить плавление активных зон трех реакторов и не допустить радиоактивных выбросов в атмосферный воздух и радиоактивных сбросов в морскую среду. Несмотря на оперативно проведенную эвакуацию, население подверглось мощному радиоактивному воздействию. В распоряжении персонала станции было более двух часов для принятия экстренных противоаварийных мероприятий. Тем не менее, сотрудники Фукусима-1 не смогли воспользоваться временным резервом в силу объективных причин: персонал станции не прошел специальной подготовки по работе в темноте, не был снабжен индивидуальными средствами освещения и самое важное — персонал психологически не справился с возложенными на него профессиональными обязанностями. В этой связи российские АЭС проверялись на готовность к любым непредвиденным событиям, т.е. проходили стресс-тесты11! В этой связи следует отметить, что после трагических событий на Чернобыльской АЭС отечественная энергетика приступила к разработке и внедрению системы аварийного реагирования, которая предполагает рассмотрение специалистами вариантов запроектных аварий, а также выработку у персонала АЭС навыков работы в
10 См.: Экологическая политика АО «Концерн Росэнергоатом». URL: http://www.rosener-goatom.ru/about/ (дата обращения: 01.12.2017).
11 См.: Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2011 г. № 671 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Требования к системам аварийного электроснабжения атомных станций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
2012. 30 апр. 239
стрессовых ситуациях в технически неорганизованной среде с существенным дефицитом времени [4, с. 51].
Таким образом, обеспечение безопасности при использовании атомной энергии — приоритетная задача государства, для решения которой государство целенаправленно формирует систему мероприятий, направленных на снижение воздействия АЭС на состояние окружающей среды, повышение уровня экологической безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и документов, а также реализации экологической политики Российской Федерации.
Библиографический список
1. Зверков В.В. Программно-технические комплексы в управляющих системах безопасности АЭС // Электрические станции. 2017. № 1. С. 3-11.
2. Гуринович В.Д., Янченко ЮА., Ткачук СА. О концепции обслуживания и ремонта элементов атомных электростанций // Электрические станции. 2017. № 8. С. 2-4.
3. Машин ВА. Культура безопасности: система учета опыта эксплуатации // Электрические станции. 2017. № 7. С. 2-7.
4. Корниенко А.Г. Атомная энергетика сегодня// Электрические станции. 2015. № 1. С. 50-51.
References
1. Zverkov V.V. Program Technical Complexes in the Operating Security Systems of the NPP // Power plants. 2017. No. 1. 3-11 p.
2. Gurinovich V.D., Yanchenko YuA, Tkachuk SA. About the concept of service and со repair of elements of nuclear power plants // Power plants. 2017. No. 8. 2-4 p.
S 3. Mashin VA. Safety Culture: System of Accounting of Operating Experience // Power
Я plants. 2017. No. 7. 2-7 p.
™ 4. Korniyenko A.G. Nuclear Power Today // Power plants. 2015. No. 1. 50-51 p.
z.
5
s
Ф
q:
(0 *
ra 55
0 *
и CL
1 5
:
5
a 2 55
0
1 I CL CD U
a ra
и О
5S
О *
и ш О