Научная статья на тему 'Правовые аспекты экологической безопасности эксплуатации АЭС'

Правовые аспекты экологической безопасности эксплуатации АЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
768
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / LEGISLATION IN THE SPHERE OF NUCLEAR ENERGY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGICAL SAFETY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ" / ROSATOM NUCLEAR ENERGY STATE CORPORATION (ROSATOM) / NUCLEAR-POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абросимова Наталья Викторовна

В статье рассматривается необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в сфере использования атомной энергии при обеспечении экологической безопасности, исключающей негативное воздействие на человека и окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абросимова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juridical aspects of ecological safety of NPP exploitation

This article says about the necessity of further perfection of legislation in the sphere of nuclear-power using for providing ecological safety eliminating the negative influence on man and environment.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты экологической безопасности эксплуатации АЭС»

ГЛОБАЛЬНАЯ ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 2013 №1(6), С.91-95

_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _

--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС

УДК 349.7

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭС

© 2013 г. Н.В. Абросимова

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.

Поступила в редакцию 10.02.2013 г.

В статье рассматривается необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в сфере использования атомной энергии при обеспечении экологической безопасности, исключающей негативное воздействие на человека и окружающую среду.

Ключевые слова: атомная энергия, законодательство в сфере атомной энергетики, экологическая безопасность, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Использование атомной энергии в современных условиях является научно обоснованным и устойчивым лишь при обеспечении экологической безопасности. Благодаря функционированию объектов атомной энергетики возможно также повышение конкурентоспособности в отношении иных отраслей энергетики, работающих на органическом топливе, или использующих ветровую и солнечную энергию. Существенное значение при этом имеет комплексное правовое обеспечение деятельности объектов атомной энергетики, определяемое парадигмой устойчивого развития.

До 1995 года в России, вообще, не было законов, устанавливающих правовую основу и принципы безопасности при использовании атомной энергии, защищающих жизнь, здоровье, имущество граждан и окружающую среду от возможных негативных воздействий использования атомной энергии и функционирования ядерного комплекса России. Однако за последние годы в этой области произошли значительные изменения. Приняты и работают базовые законы, регулирующие использование атомной энергии в стране, а именно, «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения Российской Федерации», «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территорий», законодательные акты по социальной защите граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф и т.д. В развитие указанных законов приняты многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, входящие в систему правового регулирования использования атомной энергии в России. Особое, концептуальное значение имеют принятые недавно Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. приказом Президента РФ 1 марта 2012 года № 539), а также Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении руководства по безопасности «Оценка эффективности корректирующих мер по нарушениям в работе атомных электрических станций и исследовательских ядерных установок и анализ информации об опыте эксплуатации атомных электрических станций и исследовательских ядерных установок».

©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2013

Тот факт, что в нормативном правовом массиве увеличился удельный вес законов (ранее в правовом регулировании преобладали подзаконные акты - правительственные и ведомственные) следует отметить как позитивное явление. Тенденция к примату законодательного регулирования отношений должна служить фактором последовательной реализации конституционного принципа разделения властей и построения в России правового государства.

В то же время, существующее правовое обеспечение деятельности в области использования атомной энергии нельзя признать удовлетворительным, в полной мере обеспечивающим интересы развития ядерного энергетического и ядерного оружейного комплекса страны. Во-первых, основополагающие законодательные акты, регулирующие вопросы использования атомной энергии, в частности, законы об использовании атомной энергии и о радиационной безопасности населения, требуют дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не отвечают интересам отрасли и не обеспечивают ее эффективного функционирования. Во-вторых, проведение современных экономических и организационных реформ и дальнейшее развитие правовой системы России, требуют приведения в соответствие с ними норм атомного законодательства, ставя перед последним новые задачи (в частности, развитие форм собственности и организационно-правовых форм организаций атомной энергетики, а также правового режима их имущества; лицензирование видов деятельности по атомной тематике; техническое регулирование и т.д.). В-третьих, существуют определенные теоретико-правовые проблемы осуществления государственного регулирования и контроля за обеспечением экологической безопасности атомной энергетики, например, касающиеся совмещения Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» административно-распорядительных, контрольно-надзорных функций и элементов ее частноправового статуса.

В настоящее время детального нормативного регулирования требует проблема обеспечения безопасности использования атомной энергии. Как известно, атомная энергетика является одной из немногих областей человеческой деятельности, в которой прогнозирование последствий принимаемых проектных, конструкторских и технологических решений, а также последствий действий обслуживающего персонала, возможно лишь средствами математического моделирования физического эксперимента. Прямые физические «эксперименты» типа аварий на АЭС в Чернобыле (1986 г.), на Фукусиме (2011 г.) с оцененным ущербом свыше 500 миллиардов долларов вновь и вновь подтверждают ограниченность наших знаний о природе возникновения и протекания тяжелых аварий, и несовершенство применяемых методов математического моделирования результатов таких физических «экспериментов». Кроме того, до недавнего времени нормативная база, регламентирующая вопросы прогнозирования возможных негативных последствий, связанных с эксплуатацией АЭС, была далека от совершенства.

Как обстоят дела с прогнозированием экологической безопасности объектов ядерной энергетики в России сегодня? Еще в постчернобыльское время появилось понимание важности анализа неопределенностей в прогнозных оценках безопасности. Тогда бросились совершенствовать расчетные коды, оснащать АЭС дополнительной измерительной и диагностической аппаратурой, совершенствовать существовавшие и создавать новые системы обеспечения безопасности, появились первые тренажеры для обучения персонала.Однако подобный подход и системный анализ должны сопровождать процесс использования атомной энергии не по факту, а еще при планировании размещения объектов атомной отрасли.

В связи с этим, положительное значение для обеспечения экологической

безопасности на объектах атомной энергетики может иметь рецепция (с учетом российской специфики) германского опыта по деятельности «экологических уполномоченных» на ядерных объектах [1]. При этом в российских условиях эффективное функционирование данного института должно обеспечиваться комплексом правовых, организационных и финансовых мер, предполагающих назначение данных лиц из числа ведущих специалистов в области атомного и экологического права, независимость их статуса и достаточные финансовые гарантии деятельности «экологических уполномоченных».

Анализ правовых норм и принципов развития атомной энергетики в Российской Федерации, а также соотношения с законодательством развитых стран в этой области (США, Франция, Италия, Швеция) показал целесообразность включения в систему специальных установлений принципа предосторожности, отражающего оценку рисков, опасностей, иного неблагоприятного воздействия на окружающую среду при принятии нормативных актов в рассматриваемой сфере [2].

Реализация такого подхода обеспечит безопасное использование атомной энергии при осуществлении Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г.№1715-р.

Исходя из текста вышеуказанного распоряжения, основными целями правового регулирования в сфере атомной энергетики являются:

- всемерное развитие атомной энергетики (использование атомной энергии) для удовлетворения потребностей народного хозяйства, науки и техники;

- обеспечение радиационной и ядерной безопасности лиц, работающих с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, и всего населения;

- охрана окружающей среды от возможного в результате развития атомной энергетики радиоактивного и теплового загрязнения;

- нейтрализация других побочных отрицательных факторов, которые могут возникать при производстве и использовании атомной энергии.

Следует подчеркнуть, что атомное право является комплексной отраслью и содержит нормы разных отраслей права, в том числе экологического права (в части охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения), и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Важно отметить также, что изменение законодательства в сфере атомной энергетики неизбежно влечет за собой преобразования и в других отраслях права (административном, уголовном и т.д.).

Исторические особенности развития нашей страны, высокий уровень коррупции и недостаточное внимание к проблемам экологической безопасности показывают, что в России необходимо всячески усиливать контроль за объектами атомной энергетики. Такой контроль должен носить максимально открытый характер с целью недопущения злоупотреблений и иных серьезных нарушений. Этой цели можно достичь путем привлечения видных экологов и специалистов по охране окружающей среды для проведения независимого контроля за соблюдением норм экологического законодательства на АЭС. При этом необходимо исключить прямое подчинение каким-либо структурам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Эффективное выполнение данной задачи будет способствовать повышению уровня доверия общества к атомной энергетике, что в свою очередь приведет к исключению в будущем целого ряда проблем, связанных со строительством и модернизацией новых АЭС. Это также существенно снизит риски возникновения внештатных ситуаций и усилит контроль со стороны руководства АЭС и всей Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в целом за экологической безопасностью на объектах атомной энергетики [3].

Таким образом, главная задача проводимой сегодня экологической политики заключается не в умении действовать после аварий на предприятиях атомной отрасли, а в поиске возможностей таких аварий избежать.

Для выполнения поставленной задачи необходимо сосредоточить усилия на следующих основных направлениях:

1) совершенствование государственного управления и координации работ в области безопасного использования атомной энергии, включая вопросы организации перевозок ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, развития культуры безопасности на объектах использования атомной энергии с учетом международной практики;

2) совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, включая вопросы нормативного регулирования, государственного контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью, повышения эффективности лицензионной деятельности и экспертиз по безопасности в этой области, в том числе создание механизмов для проведения всесторонней экспертизы безопасности ядерно и радиационно опасных объектов;

3) усиление защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов от возможного вредного влияния человеческого, техногенного, природного факторов, а также террористических проявлений, включая совершенствование систем и средств физической защиты объектов использования атомной энергии, повышение их противодиверсионной и антитеррористической устойчивости;

4) кадровое обеспечение всех видов работ, относящихся к деятельности по использованию атомной энергии и влияющих на обеспечение безопасности, включая совершенствование системы профессионального отбора, подготовки, переподготовки, повышения квалификации с использованием современных генетических, психофизиологических и медицинских методов диагностики состояния здоровья персонала, осуществляющего деятельность в области использования атомной энергии;

5) ликвидация и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов и реабилитация радиационно загрязненных участков территорий Российской Федерации;

6) совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и системы реагирования на радиационные аварии;

7) дальнейшее развитие международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, организации аварийной готовности и аварийного реагирования.

В настоящее время Россия находится на этапе, требующем ускоренных и устойчивых темпов инновационного развития атомной отрасли. Это соответствует общемировой проблеме увеличения энергопотребления при одновременном снижении негативного влияния на экологию Земли. Поэтому возрастает роль нормативно-правового регулирования, прежде всего, безопасного использования атомной энергии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гордон, Б.Г. Безопасность и развитие атомной энергетики [Текст] / Б.Г. Гордон // Ядерная физика и инжиниринг. - 2012. - № 3. - С. 18.

2. Румянцев, А.Н. О вере в безопасность ядерной энергетики [Текст] / А.Н. Румянцев // Альтернативная энергетика и экология. - 2013. - № 2. - С. 27.

3. Шеян, К.Д. Новое в атомном законодательстве [Текст] / К.Д. Шеян // Российская юстиция. -2013. - № 1. - С. 24.

Juridical aspects of ecological safety of NPP exploitation

N.V. Abrosimova

Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360, e-mail: abnatvik@yandex.ru

Abstract- This article says about the necessity of further perfection of legislation in the sphere of nuclear-power using for providing ecological safety eliminating the negative influence on man and environment.

Keywords: nuclear-power, legislation in the sphere of nuclear energy, ecological safety, Rosatom Nuclear Energy State Corporation (Rosatom).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.