Научная статья на тему 'Правовое информирование населения как условие повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления'

Правовое информирование населения как условие повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2371
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое информирование / правовая информация / обращения граждан / обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления / правове інформування / правова інформація / звернення громадян / забезпечення доступу до інформації щодо діяльності органів державної влади і місцевого самоврядування / legal informing / legal information / appeals of citizens / access to information about the activities of government and local self-government authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минина Анна Александровна

В статье анализируется складывающая в настоящее время нормативная база, направленная на регулирование отношений по правовому информированию населения. Автором делает вывод о том, что правовое информирование – это не только обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправление, но и условие повышения эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal informing of people as a condition for improvement of government and local government effective functioning

The article analyzes the current regulations that control relations on legal informing of people. The author concludes that the legal information is not only the obligation of government and local self-government bodies, but also a condition for improving their effective functioning.

Текст научной работы на тему «Правовое информирование населения как условие повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления»

спублики Алтай» : постановление Государственного Собрания - Эл Курултай республики Алтай от 31 мая 2006 г. № 3-3: [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. О положении о комитетах и постоянных комиссиях Законодательного Собрания Забайкальского края» : постановление Законодательного Собрания Забайкальского края от 25 февраля 2011 г. № 42 : [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс» .

7. Отчет комитета Законодательной Думы Томской области по законода-

тельству, государственному устройству и безопасности об итогах работы за 2012 год: приложение к постановлению Законодательной Думы Томской области от 31 января 2013 № 913: [Электронный ресурс]: Ы±р:/^ита.

tomsk. ru/page/23979 (дата обращения 01. 08. 2013).

8 «Об утверждении положения о комитете Законодательной Думы Томской области» : постановление Законодательной Думы Томской области от 22 ноября 2001 г. № 1085 : [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс»

УДК 342. 7

Минина А.А.*

ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Минина А.А. Правовое информирование населения как условие повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. - Статья .

В статье анализируется складывающая в настоящее время нормативная база, направленная на регулирование отношений по правовому информированию населения . Автором делает вывод о том, что правовое информирование - это не только обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправление, но и условие повышения эффективности их деятельности .

Ключевые слова: правовое информирование, правовая информация, обращения граждан, обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

Minina A.A. Legal informing of people as a condition for improvement of government and local government effective functioning. - Article .

The article analyzes the current regulations that control relations on legal informing of people . The author concludes that the legal information is not only the obligation of government and local self-government bodies, but also a condition for improving their effective functioning.

* Минина Анна Александровна - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ставропольского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат психологических наук, доцент.

Keywords: legal informing, legal information, appeals of citizens, access to information about the activities of government and local self-government authorities

МінінаГ.О. Правове інформування населення як умова підвищення ефективності діяльності органів державної влади й місцевого самоврядування. - Стаття .

У статті аналізується нормативна база, що склалась на цей час, яка спрямована на регулювання відносин з правового інформування населення . Автор робить висновок про те, що правове інформування - це не тільки обов’язок органів державної влади й органів місцевого самоврядування, але й умова підвищення ефективності їх діяльності .

Ключові слова: правове інформування, правова інформація, звернення громадян, забезпечення доступу до інформації щодо діяльності органів державної влади і місцевого самоврядування

Более двух лет назад - 4 мая 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев официально утвердил «Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (далее - Основы) С принятие Основ государство взяло на себя функции по формированию высокого уровня правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, преодолению правового нигилизма в обществе

Особое место в Основах отведено правовому информированию граждан, как мере государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения. Хотя и до принятия Основ органы государственной власти и местного самоуправления были обязаны участвовать в правовом информировании населения

Важнейшими конституционными гарантиями правового информирования населения являются положения ст 15 и 24 Конституции Российской Федерации Так, ст 15 Конституции указывает на необходимость обязательного опубликования всех норма-

тивных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина; а ст. 24 Конституции устанавливает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность непосредственного ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы Кроме того, в силу непосредственного действия ч 2 ст 24 Конституции гражданину должна быть предоставлена любая информация, затрагивающая его права и свободы, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью.

Система правового информирования населения определена Федеральным законом от 21.11. 2011 г. № 324-ФЭ «О бесплатной юридической помощи» (далее - Закон № 324-ФЗ) [1]. Закон № 324-ФЗ стал первым федеральным законом, принятым во исполнение Основ

В статье 28 Закона № 324-ФЗ определены уполномоченные на правовое

информирование субъекты: те, кто обязан, и те, кто вправе осуществлять указанную деятельность. Обязаны участвовать в правовом информировании населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица Обязанность по правовому информированию населения может быть возложена и государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов

Юридические клиники образовательных организаций высшего образования и негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе участвовать в правовом информировании населения на добровольных началах

В ст. 28 Закона № 324-ФЗ определён и перечень информации, которую указанные субъекты обязаны доводить до граждан Таким образом, правовое информирование, исходя из смысла ст. 28 Закона № 324-ФЗ, - это доведение до граждан указанной информации различными способами, перечень которых является открытым Так, уполномоченные субъекты обязаны доводить до сведения граждан посредством размещения в местах, доступных для них, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо иным способом следующую информацию:

1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;

2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты

гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;

3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;

4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;

5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий

В последнее время доступ граждан РФ к правовой информации стал более доступным Сегодня детально регламентируют процедуру получения доступа к правовой информации нормы ряда Федеральных закон: от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) [2], от 22.12. 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» (далее Закон № 262-ФЗ) [3], от 09 02 2009 г № 8-ФЗ «Об обе-

спечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон № 8-ФЗ) [4]

Федеральный закон от 02 05 2006г № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные со всеми обращениями граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в ином порядке в соответствии с конституционными законами и иными федеральными законами Федеральным законом от 07 05 2013 г № 80-ФЗ [5] действие Закона № 59-ФЗ распространено и на правоотношения, связанные с рассмотрение обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами

Обращения граждан являются инструментом повышения правосознания граждан, обеспечивают поддержание информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления

В последнее время в законодательство, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан, вносилось немало изменений, что, безусловно, повлияло на эффективность института обращения граждан Однако следует заметить, что данное законодательство нуждается и в дальнейшем совершенствовании Прежде всего,

по-прежнему вызывает нарекание 30-дневный срок рассмотрения обращений граждан А кроме того, часть 2 ст 12 Закона об обращениях содержит норму, которая позволяет в исключительных случаях руководителю государственного органа или органа местного самоуправления, должностному лицу продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив гражданина, направившего обращение При этом, как справедливо отмечено Н И Гритчиной, нормативно не определены те случаи, которые могут быть отнесены к числу исключительных, что на практике может привести к необоснованному затягиванию времени рассмотрения поступающих обращений [6]

Современный этап развития российской государственности характеризуется расширением правового регулирования правоотношений, связанных с обращениями граждан. В частности, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относит (ст 7) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц, создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества, обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов

Федеральный закон от 22 12 2008г № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» регулирует правоотношения, свя-

занные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов. Закона № 262-ФЗ в статье 6 определил исчерпывающий перечень способов такого доступа Между тем законодательной новеллой с принятием Закона № 262-ФЗ стала обязанность размещать информацию о деятельности судов в сети Интернет В литературе отмечается, что в настоящее время конкретные механизмы контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности судов ни в федеральном законодательстве, ни во внутриведомственных актах не урегулированы, что по вполне объяснимым причинам создает определенные трудности в правоприменительной практике В этой связи правоприменительным субъектам приходится использовать так называемые нормы общего регулирования [7]

Федеральный закон от 09 02 2009г № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулирует правоотношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Положения Закона № 8-ФЗ не распространяются или распространяются не в полном объеме на отношения, связанные со спецификой предоставления отдельных видов информации (информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, профессиональную тайну, а также информация о частной жизни, персональные данные и иные)

В отличие от Закона № 262-ФЗ Закон № 8-ФЗ в ст 6 закрепляет от-

крытый перечень способов доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

До принятия Закона № 8-ФЗ правовое регулирование вопросов доступа к информации о деятельности органов власти носило общий характер: основу правового регулирования доступа к информации о деятельности органов власти составляли ст. 24 и 29 Конституции Российской Федерации и отдельные нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», закрепляющие лишь общие аспекты права на доступ к информации. Такое положение вещей негативным образом отражалось на практике реализации гражданами указанного права [8]

Статья 10 Закона № 8-ФЗ обязывает государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности создавать официальные сайты в сети Интернет с указанием адресов электронной почты, а ст. 13 содержит перечень информации, которая может быть размещена на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Она размещается соответствующим органом в зависимости от сферы его деятельности Не совсем корректна формулировка статьи, получается, что «информация содержит общую информацию» Перечень достаточно обширный, поэтому неслучайно Общественная палата РФ в своем заключении на проект Закона указывала, что подобный перечень очень трудно сделать полным и непротиворечивым [9].

Между тем в п 1 ст 10 Закона № 8-ФЗ установлено, что в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование Указанная норма может создать проблемы в правоприменении, так как Законом не определены конкретные случаи, когда муниципальное образование «не имеет возможности» размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет. Указанный пробел в настоящее время восполняется за счёт судебной практики Так, в своём апелляционном определении Магаданский областной суд от 10 октября 2012 г. № 33-957/2012 [10] согласился с доводами суда первой инстанции, что только в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации либо на официальном сайте муниципального района Иные причины, в том числе высокодотационный бюджет, отсутствие финансовой или иной возможностей, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети «Интернет» и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования

Таким образом, правовое информирование - это деятельность уполномоченных субъектов по доведению до граждан правовой информации,

затрагивающей права, свободы и обязанности человека и гражданина посредством размещения в местах, доступных для них, в средствах массовой информации, в сети Интернет либо иным способом При этом правовое информирование - это не только обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправление, но и условие повышения эффективности их деятельности

В настоящее время создана необходимая нормативная база, направленная на регулирование деятельности уполномоченных субъектов по правовому информированию населения Между тем она требует определённой консолидации, а отдельные законодательные нормы - совершенствования

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 21. 11. 2011 № 324-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48 . - Ст. 6725.

2. Федеральных закон: от 2 мая 2006 г № 59-ФЗ (ред от 02 07 2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ,- 2006,- № 19,- Ст. 2060.

3 Федеральный закон от 22 12 2008 № 262-ФЗ (ред от 02 07 2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» // Собрание законодательства РФ - 2008 - № 52 (ч. 1). - Ст. 6217.

4 Федеральный закон 09 02 2009 № 8-ФЗ (ред от 07 06 2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и

А. Е. ГУЗИЙ

органов местного самоуправления» //

Собрание законодательства РФ. - 2009. -№ 7. - Ст. 776.

5. Федеральный закон от 07. 05. 2013 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 5. 59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013,- № 19,- Ст. 2307.

6 . Гритчина Н. И. Проблемы реализации законодательства об обращениях граждан в органы местного самоуправления // Современное право. - 2012. -№ 6 - С 21-25

7 Коновалов А О Некоторые проблемы реализации внесудебных механизмов защиты конституционного

УДК: 342. 574

Гузий А.Е.*

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДЕ ОМСКЕ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

ГузийА.Е. Территориальное общественное самоуправление в городе Омске: правовое регулирование и практическая реализация. - Статья .

В статье анализируются правовые и организационные основы деятельности территориального общественного самоуправления, практические вопросы их реализации .

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление (ТОС), форма непосредственной демократии, положение о ТОС, комитеты территориального общественного самоуправления, старший по дому, председатель совета многоквартирного дома

Guziy A.E. Territorial self-government in the city of Omsk: legal regulation and practical implementation. - Article

This article examines the legal and organizational basis for the activities of the territorial self-government, the practical questions of their implementation .

* Гузий Артемий Евгеньевич - преподаватель кафедры конституционного и международного права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия» .

права на доступ к информации о деятельности судов в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права - 2013 - № 6 - С 673-678 8 Павлов И Ю , Сухих Д Н Доступ к информации о деятельности органов власти: новое законодательство и первые проблемы правоприменения // Государственная власть и местное самоуправление . - 2011. - № 8. - С. 20-23.

9. Червяковский А. В . Проблемы законодательного обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти // Информационное право - 2011 - № 1 - С 6-9 10 Апелляционное определение Магаданского областного суда от 10. 10 . 2012 № 33-957/2012 по делу № 2-111/2012 // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.