Научная статья на тему 'Правовое регулирование доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления'

Правовое регулирование доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4469
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / IGHTS AND FREEDOMS OF A CITIZEN / ACCESS TO INFORMATION / INFORMATION ON ACTIVITY OF STATE AGENCIES AND AGENCIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петречук Александр Сергеевич

В статье приводится системный анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Автор раскрывает содержание правового регулирования в данной сфере. Автор рассматривает основные проблемы правого регулирования и делает вывод о необходимости дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в данной сфере. В статье формулируются следующие предложения: на законодательном уровне необходимо четко определить критерии и максимально регламентировать процедуру отнесения сведений к категории «служебная тайна»; необходимо совершенствовать способы доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в электронной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петречук Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ACCESS TO INFORMATION ON THE ACTIVITIES OF STATE AGENCIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article provides a systematic analysis of the Russian legislation regulating access to information about the activities of state agencies and agencies of local self-government. On the basis of the analysis the author reveals the content of legal regulation in this area. The author examines main problems of legal regulation and concludes on the need to further improvement of the legal and regulatory framework in this area. Moreover, this article gives the following proposals: at the legislative level it is necessary to define the criteria and procedure for categorizing information classified as «official secrets» clearly; there is a need to improve ways to access information about the activities of state agencies and agencies of local self-government in an electronic form.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления»

УДК 342.5:004+004.738.5:342 ББК Х401.114+Х401.132

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

А. С. Петречук

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье приводится системный анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Автор раскрывает содержание правового регулирования в данной сфере. Автор рассматривает основные проблемы правого регулирования и делает вывод о необходимости дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в данной сфере. В статье формулируются следующие предложения: на законодательном уровне необходимо четко определить критерии и максимально регламентировать процедуру отнесения сведений к категории «служебная тайна»; необходимо совершенствовать способы доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в электронной форме.

Ключевые слова: права и свободы гражданина, доступ к информации, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Право на информацию является одним из важнейших конституционных прав в условиях становления современного демократического, правового государства с развитым гражданским обществом. Закрепляя данное право как конституирующую основу функционирования и развития информационных отношений, государство не просто признает за гражданами одно из важнейших прав, не только берет на себя ответственность по защите данной юридической возможности субъектов права, но и обязано всячески содействовать постоянной и повсеместной его реализации. В этой связи особо актуальной является проблема совершенствования правового регулирования доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Вступая в правоотношения с властными субъектами, граждане должны быть уверены в реализации своего права на получение достоверной, полной и объективной информации в максимально сжатые сроки, при наличии эффективной и отработанной системы межведомственного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления.

Под доступом к информации понимается совокупность правомочий на поиск и получе-

ние информации. Указанное право может быть реализовано только через исполнение обязанности по ее предоставлению. В данном случае речь идет об обязанности по предоставлению информации государственных органов и органов местного самоуправления. Законодательство, регулирующее обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, характеризуется многоуровневостью, высокой степенью динамичности, но тем не менее не является совершенным. Данное положение определяет необходимость комплексного научного исследования правовых основ предоставления информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также формулирования предложений по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

В ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ устанавливается, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом «Об информации, информационных техноло-

гиях и о защите информации» и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Действующим законодательством устанавливается перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

В мае 2006 года был принят Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предоставивший гражданам право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в том числе в виде заявлений с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод на получение информации. В 2008 году принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ. В январе 2010 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (далее - Закон об обеспечении доступа к информации). Принятие данных актов оказало огромное влияние на создание в России условий, при которых органы власти должны стать более открытыми и доступны-

ми для граждан, а значит, подотчетными обществу.

Важной гарантией обеспечения доступа к информации стало, что в случае специального регулирования доступа к информации о деятельности того или иного государственного органа и органов местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации должны применяться специальные нормы. Например, ряд специальных правил устанавливается в отношении доступа к информации о деятельности судов. Действие Закона об обеспечении доступа к информации распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Другой важной гарантией, установленной законодательством об обеспечения доступа к информации, является гарантированная возможность доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (п. 1 ст. 10 Закона). При этом в пп. 5 ст. 1 Закона официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления определяется как сайт в информационно-телекоммуникационной се-

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

ти Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Несмотря на достаточно прогрессивные положения анализируемых законов, тем не менее их анализ позволил выявить и ряд проблем. Наиболее значимой проблемой правового регулирования в данной сфере на сегодняшний день является проблема недостаточной определенности правового режима информации ограниченного доступа. Прежде всего это касается служебной тайны. В настоящее время действует утвержденное Постановлением Правительства РФ положение «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» от 3 ноября 1994 г. № 1233. В п. 1.2 данного положения устанавливается, что к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Также определяется краткий перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения (нормативные акты, описание структуры органа власти, решения по заявлениям граждан и ряд других). Но за исключением этого перечня ограничения в предоставлении любой другой информации могут диктоваться «служебной необходимостью», что находится сугубо не усмотрении должностных лиц.

Данная проблема должна быть решена в кротчайшие сроки, дабы обеспечить полноценную реализацию положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления». В сложившейся ситуации наиболее эффективным решением было бы принятие Федерального закона «О служебной тайне», устанавливающего четкие критерии и детально регламентирующего отнесение сведений к категории «служебная тайна».

Особое значение в условиях формирования информационного общества приобретает совершенствование форм и способов предоставления информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В этой связи стоит особо отметить значимость применения информационных технологий для повышения доступности и качества предоставления информации посредством ее предоставления с использованием сети Интернет, реализации на практике в полном объеме проекта «Электронное правительство», внедрения многофункциональных информационных центров, реализации принципа «одного окна» при работе с заявлениями и обращениями граждан.

Необходимо совершенствование процедур предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу в электронной форме.

К сожалению, в настоящее время, кроме официального портала правовой информации www.pravo.gov.ru, отсутствует официальный сайт, который в полном объеме обеспечил бы доступ граждан к действующему законодательству, в том числе к подзаконным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, а также к проектам нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти. Не предполагается и создание в сети Интернет сайта, позволяющего гражданам получать социально значимую информацию и консультации по действующему законодательству, ознакомиться с действующим законодательством.

Говоря о требованиях к сайтам, необходимо отметить, что в условиях развития электронного правительства сайты органов государственной власти должны предоставлять пользователям возможность беспрепятственного поиска и получения доступа ко всей информации, размещенной на официальном сайте, включая поиск документов по их реквизитам, ключевым словам, дате принятия, дате размещения на официальном сайте, содержанию документов, а также по фрагменту текста, содержащемуся в размещенном на официальном сайте документе.

Сайты должны предоставлять пользователям возможность знакомиться с новостями сайта, перечнем новых материалов, размещенных на сайте, обеспечивать возможность подписки пользователей на новостные рассылки сайтов, перехода пользователя на сайты других органов власти.

Кроме того, необходимо закрепить на законодательном уровне максимальное время обновления на сайтах органов государствен-

ной власти и местного самоуправления информации. Представляется, в частности, что нормативные правовые акты, принимаемые соответствующим органом государственной власти и местного самоуправления, должны размещаться одновременно с их официальным опубликованием в соответствующих печатных изданиях.

Требуется привлечение институтов гражданского общества к осуществлению общественного контроля и мониторинга за качеством, доступностью и своевременностью предоставления информации о деятельности ор-

ганов государственной власти и местного самоуправления.

Право на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления является одним из важнейших элементов системы правовых гарантии обеспечения функционирования демократического информационного общества. Только в том случае, если данное право будет максимально полно защищено, будут отработаны действенные механизмы его реализации, возможно достижение качественно нового уровня развития российского государства в XXI веке.

Петречук Александр Сергеевич - аспирант кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: alek-sandr.petrechuk@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 4 мая 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University

Series “Law"

____________2014, vol. 14, no. 3, pp. 102-105

LEGAL REGULATION OF ACCESS TO I NFORMATION ON THE ACTIVITIES OF STATE AGENCIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT

A. S. Petrechuk

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article provides a systematic analysis of the Russian legislation regulating access to information about the activities of state agencies and agencies of local self-government. On the basis of the analysis the author reveals the content of legal regulation in this area. The author examines main problems of legal regulation and concludes on the need to further improvement of the legal and regulatory framework in this area. Moreover, this article gives the following proposals: at the legislative level it is necessary to define the criteria and procedure for categorizing information classified as «official secrets» clearly; there is a need to improve ways to access information about the activities of state agencies and agencies of local self-government in an electronic form.

Keywords: rights and freedoms of a citizen, access to information, information on activity of state agencies and agencies of local self-government.

Alexander Sergeevich Petrechuk- postgraduate of Constitutional and Administrative Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: aleksandr. petrechuk@mail.ru.

Received 4 May 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.