Научная статья на тему 'Правовое и фактическое положение личности в демократическом и авторитарном государстве'

Правовое и фактическое положение личности в демократическом и авторитарном государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1650
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / АВТОРИТАРИЗМ / STATE / PERSONALITY / DEMOCRACY / AUTHORITARIANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шомахов Аслан Русланович

Государства по-разному смотрят на личность. Одни из них видят в личности безупречную единицу, способную к самопожертвованию и патриотизму. Такие государства отрицают необходимость вмешательства со своей стороны в жизнь граждан, так как считают, что народ всегда действуют в собственных интересах и во благо себе. Иные же видят в личности единицу, природа которой не позволяет ей быть во всем безупречной. Подобные государства осознают личность, которая действует, в долгосрочной перспективе, не в своих интересах. В зависимости от выбора позиции в спорах о том, как именно стоит осознавать личность, страны делятся на государства с демократическим и авторитарным режимом. В данной работе выявляется правовое и фактическое положение личности в демократических и авторитарных государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND FACTUAL STATUS OF THE INDIVIDUAL IN A DEMOCRATIC AND AUTHORITARIAN STATE

States look at individuals differently. Some of them see in their personality an impeccable unit capable of self-sacrifice and patriotism. Such states deny the need for intervention on their part in the lives of citizens, since they believe that people always act in their own interests and for their own good. Others see in the personality a unit whose nature does not allow it to be impeccable in everything. Such states are aware of a person who acts, in the long run, not in his own interests. Depending on the choice of position in disputes about how to be aware of a person, countries are divided into states with a democratic and authoritarian regime. In this work, the legal and factual status of the individual in democratic and authoritarian states is revealed.

Текст научной работы на тему «Правовое и фактическое положение личности в демократическом и авторитарном государстве»

УДК 340.15

Шомахов Аслан Русланович Финансовый университет при Правительстве РФ

Юридический факультет Россия, Москва shomahov3107@mail.ru Shomakhov Aslan

Financial University under the Government of the Russian Federation

Law faculty Russia, Moscow

ПРАВОВОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ И АВТОРИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ Аннотация: государства по-разному смотрят на личность. Одни из них видят в личности безупречную единицу, способную к самопожертвованию и патриотизму. Такие государства отрицают необходимость вмешательства со своей стороны в жизнь граждан, так как считают, что народ всегда действуют в собственных интересах и во благо себе. Иные же видят в личности единицу, природа которой не позволяет ей быть во всем безупречной. Подобные государства осознают личность, которая действует, в долгосрочной перспективе, не в своих интересах. В зависимости от выбора позиции в спорах о том, как именно стоит осознавать личность, страны делятся на государства с демократическим и авторитарным режимом. В данной работе выявляется правовое и фактическое положение личности в демократических и авторитарных государствах.

Ключевые слова: государство, личность, демократия, авторитаризм.

LEGAL AND FACTUAL STATUS OF THE INDIVIDUAL IN A DEMOCRATIC AND AUTHORITARIAN STATE Annotation: states look at individuals differently. Some of them see in their

personality an impeccable unit capable of self-sacrifice and patriotism. Such states deny the need for intervention on their part in the lives of citizens, since they believe that people always act in their own interests and for their own good. Others see in the personality a unit whose nature does not allow it to be impeccable in everything. Such states are aware of a person who acts, in the long run, not in his own interests. Depending on the choice of position in disputes about how to be aware of a person, countries are divided into states with a democratic and authoritarian regime. In this work, the legal and factual status of the individual in democratic and authoritarian states is revealed.

Key words: state, personality, democracy, authoritarianism.

Ключевым моментом в характеристике демократического и авторитарного режимов является вопрос о положении личности в обществе и государстве. Именно исходя из положения личности мы в итоге и различаем политико-правовые режимы и оцениваем их. При этом, целостной эта оценка может стать только в случае, когда мы анализируем не только формальное положение личности в соответствующем государстве, но и фактическое.

Категория личности выступает в роли одной из ключевых категорий данной работы. Проанализировав точки зрения различных мыслителей и ученых, можно сделать вывод о том, что категория личности трактуется по -разному. При этом данные трактовки имеют точку соприкосновения в том, что «личность», как дефиниция, предполагает не только сферу биологического, природного, но и сферу социального.

Определение верного для развития в долгосрочной перспективе политического режима является важнейшей задачей государства. От этого выбора будут зависеть характер используемых средств и методов осуществления власти, взаимоотношения между государством и обществом, а также само положение в нем личности. На сегодняшний день в большинстве стран мира господствует демократический режим, однако существуют и страны с авторитарным укладом, что делает выбор в пользу конкретного

политического режима не столь однозначным.

Демократия, как нам известно, означает власть народа. При этом некоторые теоретики "Теории государства и права" высказывают мнение о том, что демократия представляет собой идеал, к которому надо стремиться. Однако, по их мнению, на сегодняшний день, демократия, как вид политического режима, не реализована в полной мере ни в одной стране мира.

Демократическое государство, при наделении своих граждан правами и свободами, не должно ограничиваться формальным объявлением равенства граждан в правах и свободах. Оно стремится к реальному осуществлению данных прав и свобод, предоставляет условия для их реализации. В условиях демократии источником власти является народ, который, как правило, наделяется правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Демократическое государство невозможно без многопартийности, невозможно без контроля над преступностью и без достаточного уровня социально-экономической жизни широкой массы граждан [1, с. 109].

В качестве основного принципа демократии выступает правление большинства при уважении прав меньшинства [2, с. 214]. Данный принцип представляет собой то, что принятие важных решений осуществляется на основании того, что за него голосует большинство людей, имеющих право голосовать во время избирательного процесса. Круг лиц, не обладающих правом голоса, как правило, определяется законом. Так, например, в ст. 32 Конституции РФ устанавливается, что правом голоса не обладают недееспособные лица, а также те, что содержатся в местах лишения свободы [3, с. 11]. Уважение прав меньшинства заключается в том, что люди или организации, оставшиеся в меньшинстве в процессе голосования, а следовательно, те, что находятся в положении проигравших, не лишаются прав отстаивать свои интересы, если это не выходит за рамки закона.

Как уже отмечалось, большинство государств современного мира провозглашают себя демократическими. Подобными странами являются: Норвегия, Финляндия, Канада, Франция, Соединенные Штаты Америки,

Россия, Бельгия и иные страны. В качестве примера демократического государства рассмотрим современную Россию. Тот факт, что наша стран является демократическим государством, закреплен в пункте 1 статьи 1 Конституции РФ. В Конституции страны закреплены права и свободы человека и гражданина, закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, провозглашается, что единственным источником власти в государстве является народ. Однако опираться исключительно на Конституцию стран для определения политического режима государства, как показывает практика, не совсем верно. Для того, чтобы дать наиболее полную характеристику господствующего режима в государстве, необходимо изучить различные законы страны. Например, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. закрепляет, что гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме на основе всеобщего, равного и тайного голосования [4]. Согласно Федеральному закону "О политических партиях" от 11.07.2001 г., в Российской Федерации признается и гарантируется политический плюрализм, многопартийность и равенство политических партий перед законом [5]. Таким образом, личность в государстве обладает большим перечнем прав и свобод, может участвовать в политической жизни государства и свободно выражать свои интересы. Безусловно, как и во всех демократических странах современного мира, в России существуют некоторые проблемы, препятствующие полной реализации прав и свобод человека. К таким проблемам можно отнести коррупцию, политическую пассивность определенного числа населения, существование преступности, невозможность удовлетворить интересы всех слоев населения и иные проблемы. Более того, ни одна из стран современного мира не может характеризоваться, как в полной мере достигшая идеалов демократии. Различные нормативно-правовые акты ограничивают гражданина в правах и свободах, в связи с тем, что иное означало бы возможность ущемления этим гражданином прав и свобод других граждан и невозможность гарантирования

со стороны государства прав и свобод населению.

Авторитаризм представляет собой политический режим, при котором власть сохраняет исключительное право на контроль политической жизни государства, но не стремится к тотальному контролю над обществом. Его специфика заключается в том, что руководство государством осуществляется узким кругом лиц. При этом в качестве крайней формы авторитаризма многие авторы выделяют тоталитаризм. Его проявлением является всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни своих граждан.

Примером крайней формы авторитарного государства является Германия в период с 1933 г. по 1945 г. Проиграв в Первой мировой войне, Германии находилась в крайне тяжелом положении. Государство находилось в финансовом кризисе, миллионы немцев потеряли работу, страна была не способна выплачивать военные долги, которые предусматривались Версальским договором. Пользуясь подобным положением, Гитлер стал использовать свои ораторские способности, чтобы привлечь к себе внимание немцев. После неудачной попытки государственного переворота, Гитлер все же смог получить власть законным путем. 1 декабря 1933 г. в Германии был издан Закон "Об обеспечении единства партии и государства", согласно которому Национал-социалистская германская рабочая партия провозглашалась носительницей германской государственной мысли. Члены партии подлежали особому порядку судопроизводства. 24 марта того же года был принят Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", который фактически устанавливал на территории государства чрезвычайное положение. Статья 2 данного нормативного акта допускала отступление содержания законов от положений Конституции государства. Фактически Веймарская Конституция перестала действовать, однако ее статьи активно использовались в целях пропаганды. В Конституции имелся раздел, в котором были закреплены права и свободы граждан государства. В числе подобных прав были право на неприкосновенность личности, право эмиграции, свобода слова и мысли. Говоря о пропаганде и главенствующей идеологии в нацистской Германии, не

стоит упускать из внимания и сожжение книг, которое осуществлялось с марта по октябрь 1933 г. В ходе кампании было сожжено около 25 тысяч томов, которые не соответствовали идеологии национал-социализма. Таким образом, люди лишались выбора альтернативной идеологии. В Германии данного периода проводилась антисемитская политика. К числу постановлений, которые ограничивали евреев на территории государства можно отнести: Закон о восстановлении профессионального чиновничества от 1 апреля 1933 г., Закон о создании имперской палаты культуры от 22 сентября 1933 г., Закон о редакторах от 4 октября 1933 г. и иные нормативные акты.

Еще одним примером авторитаризма в крайней степени его проявления является Италия в период с 1922 г. по 1928 г. Италия, как и Германия, находилась в тяжелом состоянии после Первой мировой войны. Италия понесла значительные финансовые убытки, имела большой внешний долг и подвергалась быстрому росту инфляции. Последствием ухудшения положения рабочих стал подъем рабочего и демократического движения. Большую популярность имела Социалистическая партия. Подобное положение привело к появлению фашистского движения, которые крайне отрицательно относились к рабочему движению. Умело пользуясь демагогией, фашисты, которые при зарождении не имели большой популярности, смогли завоевать доверие народных масс и крупной буржуазии. Итальянский фашизм уделял немалое внимание социальной политике и стремился разработать учение, благодаря которому удалось бы разрешить противоречия, присущие капитализму. При этом решить данные проблемы предполагалось не через диктатуру пролетариата или либеральные реформы, а через фашистскую революцию. У фашизма было собственное определение свободы человека, исходившее из утверждения Бенито Муссолини, который в своей книге "Доктрина фашизма" писал, что вне государства ничего человеческого и духовного не имеет ценности [6]. Таким образом утверждалось верховенство государства над личностью, верховенство интересов государства, как совокупности интересов всех граждан. Интересным является тот факт, что

если ранее итальянское законодательство в некоторых случаях допускало забастовки, то при фашистской Италии забастовки были полностью запрещены, а нарушителей привлекали к ответственности по уголовному законодательству. Против забастовок были установлены санкции, предусмотренные Законом от 3 апреля 1926 г. "О правовой организации коллективных трудовых отношений", а именно статьями 18-22 и рядом статей Уголовного кодекса. Избирательным правом в Италии данного периода обладали граждане, достигшие 21 года, которые уплачивали взнос в синдикаты, либо обладали акциями и облигациями, либо получали пенсию от государства, либо являвшиеся лицами духовного сана. Таким образом, избирательным правом обладали те слои населения, которые обладали имуществом и были надежными для фашистского режима. В 1928 г. был издан Кодекс полиции безопасности, который систематизировал все фашистские законы, запрещавшие идеологическую деятельность, противоречащую принципам фашизма.

Как показывает исторический опыт, большинство государств пользуются авторитарными средствами организации власти в тех случаях, когда имеют множество проблем в различных сферах общественных отношений. При этом, стоит повторно упомянуть нацистскую Германию и фашистскую Италию, которые сформировались в периоды, характеризующиеся бедственным положением стран. Так, например, в Италии фашисты смогли набрать популярность во время социальной напряженности и экономического бедствия в стране, когда осуществлялись массовые выступления рабочих, останавливалось производство и рос уровень безработицы. В Германии к власти пришли нацисты во время самого высокого в стране уровня инфляции, безработицы, запрета иметь многочисленную армию. Более того, в Конституциях некоторых современных демократических государств также присутствуют механизмы, свойственные для авторитарных государств, которые могут быть реализованы в случаях крайней необходимости. Так, ст. 16 Конституции Французской Республике предоставляет право Президенту

Республики принимать различные меры по своему усмотрению, которые диктуются наступившими обстоятельствами.

Иногда авторитарные страны закрепляют неполитические права своих граждан и подвергают законодательному закреплению определенные принципы организации и формирования органов государственной власти. При этом, закрепление подобных принципов и прав в законе не всегда означает соблюдение их на практике. Стоит вспомнить пример с Никарагуа, где с 1934 по 1979 г. у правления находились три поколения Сомосы, которые запугивали народ посредством репрессий, хотя в соответствии с Конституцией 1950 г. государственной строй данной латиноамериканской страны характеризовался как демократический и республиканский.

Как и в государствах с авторитарным режимом, при демократии фактическое положение личности не всегда соответствует формальному положению, закрепленному в законодательстве. Для того, чтобы целостнее анализировать положение личности, необходимо рассмотреть и эту сторону. Одной из центральных категорий в демократии выступает свобода слова. В демократических государствах она провозглашается, как неотъемлемое право, которым в условиях демократии должен обладать каждый человек. В реальности мы можем наблюдать множество случаев, когда, например, в США, люди, высказывая отличное от позиции правящей верхушки мнения могут попасть под травлю, либо юридическое преследование. Даруя гражданину обширный перечь прав и свобод, включающие в себя, в частности, политические права и возможность выбирать любую политическую силу, государство фактически же вынуждает человека выбирать между демократической и республиканской партией. Проблему расхождения формального и фактического положения личности стоит искать не столько в конкретном государстве, сколько в самих принципах демократии. Государство не может даровать всем своим гражданам права и свободы. Это означало бы, что личность, пользуясь своими правами, нарушала бы права другого человека. Государство не может обеспечить и полную свободу слова по той причине, что,

пользуясь таким правом, человек мог бы нарушить права другого человека. В связи с тем, что государство пользуется различными правовыми актами для того, чтобы ограничивать права личности, следует факт, что сама личность не является идеальной в своих действиях. По этой причине, даже при современной нам демократии, государство не может предоставить полный перечень прав и свобод людям.

Изучив нормативную базу существовавших авторитарных и в крайней степени авторитарных государств, можно сделать вывод, что личность в них, несмотря на некоторые закрепленные права и свободы, находилась в подчиненном положении. Отмечалась роль не конкретного индивида, а коллектива, народа и нации в ее целостном состоянии. Авторитарные государства характеризуются принятием жестких мер для ликвидации нежелательных последствий и решения определенных социальных, экономических и иных проблем. В качестве доказательства данного факта выступает законодательство, в котором права и свободы человека имеют второстепенное значение. Можно сказать, что подобные государства образуются, как правило, в тех случаях, когда страна находится в кризисе, а народ, огорченный деятельностью властных органов, отдает свое доверие радикальным движениям, обещающим народу процветание и успех. Жесткие меры по отношению к гражданам обусловлены взглядами авторитарных государств. Так, в личности они замечают несовершенную единицу, для которой необходим сильный сдерживающий фактор в роли авторитарного или тоталитарного государство. Авторитарное государство не может полностью доверять личности. Оно не отрицает природы человека, замечая все его недостатки, поэтому не может предоставить ему обширный перечень прав и свобод. Авторитарное государство, словно строгий отец, пытается действовать в интересах своего народа и на его благо, ругая свой народ, когда тот неправ. При этом, проблема авторитарных режимов состоит в том, что это «благо» может по-разному трактоваться, и за данной категорией могут быть скрыты вполне конкретные антигуманные и корыстные цели.

При демократическом государстве личность может наделять властными полномочиями тех, к кому она испытывает доверие. Таким образом, демократия опирается на личность, осознающую степень своих прав и обязанностей, не действующей в исключительно собственных интересах и испытывающую чувство патриотизма по отношению к стране. Можно сказать, что демократические государства обращаются к народу, как к действующему в своих интересах объединению. Подобные государства предоставляют своим гражданам и политические права, надеясь на высокий уровень их политической активности. При этом, государство провозглашает себя демократическим и пользуется демократическими механизмами тогда, когда находится в относительно стабильном экономическом, социальном и политическом состоянии. В периоды роста различного рода напряженности в стране наблюдается использование именно авторитарных средств обеспечения устойчивости. Это подводит к мысли о том, что по природе человек не является безупречным с моральной и политической точек зрения существом. Например, в периоды кризисов личность, как правило, пытается действовать в собственных интересах, частично забывая про остальных граждан страны, благодаря чему появляется необходимость жесткого регулирования различных сфер общественных отношений. Государство в подобные периоды не может полагаться на личность и по этой причине позволяет себе существенно ограничивать ее в правах.

Список литературы:

1. Учебное пособие: Теория государства и права / под ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. М.: Издательство Юрайт. 2016. 466 с.

2. Политология: учебное пособие / под ред. А. Ю. Мельвиля М.: Московский гос. ин-т международных отношений МИД России, ТК Велби, Проспект. 2008. 618 с.

3. Конституция Российской Федерации. Государственная символика РФ: гимн, герб, флаг: сборник законов. М.: Омега-Л. 2007. 63 с.

4. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Российская газета", N 106, 15.06.2002.

5. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О политических партиях" // "Российская газета", N 133, 14.07.2001.

6. Б. Муссолини. Доктрина фашизма - Париж: Издательство «Возрождение». 1938 г. [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.org/web/20120302053608/http://lib.misto.kiev.ua/POLITOLOG/ MUSSOLONI/mussol.txt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.