ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). С. 81-88. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). P. 81-88.
Научная статья УДК 316.61
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСАХ
Оксана Брониславовна Панова
Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, Вологда, Россия, xenia-vipe@mail.ru
Аннотация. На основе теоретического исследования представляются сущностные характеристики правовой социализации человека как социально-педагогического явления, раскрываются ее особенности с позиций разных типов правовой культуры, обосновывается предпочтительность антропоцентристской правовой культуры, выдвигающей на первый план субъектно-субъектный подход в социально-педагогическом сопровождении процесса правовой социализации человека.
Ключевые слова: правовая социализация, правовая социализированность, дефекты правовой социализированности, педагогическое сопровождение
Для цитирования: Панова О. Б. Правовая социализация личности в социологическом и психолого-педагогическом дискурсах // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). C.81-88.
Original article
LEGAL SOCIALIZATION OF PERSONALITY IN SOCIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL DISCOURSES
Oksana B. Panova
Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, xenia-vipe@mail.ru
Abstract. On the basis of theoretical research, the essential characteristics of the legal socialization of a person as a socio-pedagogical phenomenon are presented, its features are revealed from the standpoint of different types of legal culture, the preference of the anthropocentric legal culture, which highlights the subject-subject approach in the socio-pedagogical support of the process of legal socialization of a person, is substantiated. Keywords: legal socialization, defects of legal socialization, pedagogical support For citation: Panova O. B. Legal socialization of personality in sociological and psychological-pedagogical discourses. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). Pp. 81-88. (In Russ.).
В научных исследованиях проблеме правовой социализации личности уделяется большое внимание, поскольку она оказывает положительное воздействие на успешное существование человека в обществе на основе использования личностных ресурсов в право-
© Панова О. Б., 2022
значимых жизненных ситуациях. Являясь особым феноменом, правовая социализация сохраняет все признаки социализации человека. Многогранность социализации делает ее предметом изучения ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, юриспруденции и др. Основные аспекты интегрирования человека в общество были четко обозначены в XIX в. К. Марксом, Ф. Энгельсом и др. В частности, в «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс аргументировали актуальность социализации, подчеркнув, что развитие индивида обусловлено «развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении», «различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой» [1, с. 76-77].
Включение категории в научный язык относится к концу XIX в. и связано с именем Ф. Гиддингса, который в трактате «Основания социологии» раскрыл признаки этого явления, главным из которых выступает «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [2, с. 19]. Э. Дюркгейм обогатил данное определение педагогическим значением, определив социализацию в качестве предмета «науки о воспитании» [3, с. 252-254]. Широкое употребление термина «социализация» фиксируется с 50-х гг. XX в., когда начали складываться подходы, соответствующие определенным направлениям в изучении социализации. В научном сообществе структурного функционализма закрепилось понимание социализации как всесторонней интеграции индивида в общественную систему, базирующейся на «интарнализации ценностей и норм общества его членами» и состоящей в получении ориентаций, необходимых для удовлетворительного функционирования в роли [4, с. 800]. Школа социального научения связывает социализацию с овладением индивидом новых видов реагирования средствами подражания поведению окружающих. А. Бандура, подчеркивая, что «человек с большей вероятностью воспринимает поведение модели, если оно приводит к полезным результатам, нежели если оно оказывается неэффективным», отмечает важность актуализации обстоятельств «избирательного наблюдения», которое ведет к развитию общественного статуса человека [5, с. 48].
Сторонники учения символического интеракционизма характеризуют социализацию как социальное взаимодействие индивидов, отражающее их согласованность и взаимно конформное существование. В теории групповой динамики социализация человека рассматривается в русле его отнесенности к определенным малым группам, где возникают многообразные отношения с другими людьми или сообществами; результативность социализации при этом обусловливается направленностью и устойчивостью существующих в таких сообществах отношений [6, с. 33-372]. Ч. Х. Кули утверждает, что в процессе социализации «каждый привносит в общую жизнь нечто неповторимо свое, чего не может сделать никто другой» [7, с. 33]. Он подчеркивает, что социализация не идет вразрез с развитием субъектности отдельной личности: «явления, обычно называемые индивидуалистическими, всегда социальны в том смысле, что они выражают тенденции, вырастающие из совокупной жизни» [7, с. 35].
Современная социология характеризует социализацию как процесс становления и развития личности, состоящий в усвоении и воспроизводстве индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта [8, с. 939].
Рассмотрению сущностных характеристик социализации особое внимание уделяется в социально-психологических исследованиях. Изучая социализацию как цель, процесс и результат, ученые выделяют разные стороны данного явления. И. С. Кон ход социализации связывает со становлением у человека особой общественной позиции [9, с. 71]; А. А. Реан - с усвоением и последующим транслированием человеком социального опыта [10, с. 32-34]. А. Г. Асмолов процесс социализации отождествляет с приобретением индивидом социального опыта через интерактивную деятельность [11, с. 153].
В современной педагогической науке социализация все чаще исследуется в связи с развитием социальной компетентности человека, включающей два аспекта - ценностное восприятие социальной реальности и практическое умение человека применять различные социальные технологии при решении жизненных проблем. Педагогически организованная социализация, осуществляемая в интересах личности и общества и включающая процесс становления человека как социального существа, обеспечивается в процессе образования. Самым важным способом получения систематического образования является обучение -специфический процесс познания, управляемый педагогом. Результатом социализации выступает социализированность, к структурным компонентам которой отнесены социальная адаптация, автономность, активность. Социальная адаптация предусматривает приспособление индивида к условиям социальной среды; социальная автономизация - проектирование социальных установок на себя, устойчивость в поведении, опосредованную представлениями человека о себе; социальная активность понимается как готовность к социальным действиям [12, с. 29].
Таким образом, социализация являет собой усвоение человеком установленных обществом социокультурных норм. Она может быть продуктивной при условии, что индивид приобщается к принятым в определенном сообществе ценностям, осваивает необходимые социальные роли, творчески перерабатывает их, воспроизводя собственные модели поведения, ведущие к успешной жизнедеятельности.
В настоящее время социализация исследуется в русле проблематики разных социальных сфер: политической, экономической, правовой, трудовой, что ориентирует на выделение соответствующих видов социализации. Термин «правовая социализация» был включен в категориальный оборот Ж. Карбонье, который определил его как интериоризацию права личностью [13, с. 65].
Не секрет, что в значительной мере право реализуется в зависимости от того, в какой степени общество может усвоить его. С позиций педагогики использование конструкта «правовая социализация» актуализируется в связи с необходимостью выделить значимые образовательные процессы при сопровождении человека в юридически значимых ситуациях. Такое понимание отражает глубокую связь проблематики правовой социализации с культурологическим подходом, отражающим выявление возможности выражения духовности в праве.
В соответствии с существующей в науке типологией правовой культуры представлены и охарактеризованы теоцентристский, социоцентристский, натуроцентристский, антро-поцентристский типы правовой культуры [14, с. 10]. В теоцентристской правовой культуре право отождествляется с религиозной догмой; нарушение его норм оценивается с позиций греховности. Социоцентристскому типу правовой культуры присуще понимание роли права в аспекте обслуживания государственных целей; натуроцентристскому свойственно приравнивание права к закону, что, в свою очередь, создает глубокую пропасть между ним и обыденной жизнью людей.
В русле антропоцентристского типа обнаруживается связь между правом и ценностями, выступающими особыми социальными регуляторами общества в процессе правовой социализации. К моральным ценностям права относятся легальность, справедливость, достоинство [12]. Применительно к ценности права «легальность» Н. А. Бердяев отмечает, что право «охраняет личную жизнь и свободу человека», «если бы не было права, то каждый человек зависел бы от нравственных качеств и духовного совершенства, присущего окружающим людям» [15, с. 91]. Ценность права «легальность» олицетворяет необходимость права и закона.
Справедливость реализуется в системе равных прав и свобод, которые закрепляются юридически. Ценность «достоинство» детерминирует значимость ответственности человека перед самим собой. Содержание этой ценности определяется двумя компонентами: объективным, представляющим собой общественный статус человека как личности, и субъективным, в котором представлена самооценка человеком. Специфика антропоцентристской правовой культуры заключается в выдвижении в качестве основной ценности свободной личности, которая обладает высокой мерой ответственности за свою свободу в реализации юридических прав. Культура такого типа не допускает создания барьеров между человеком и правом, между правом и моралью. Обращение к правовой культуре, таким образом, олицетворяет соблюдение человеком юридических норм в связи с внутренним согласием с ними, опосредованным убежденностью в их справедливости. Представленные типы правовой культуры оказывают влияние на выработку подходов к определению хода правовой социализации: субъектно-объектного и субъектно-субъектного. Их вариативность указывает на расхождение в понимании роли личности в этом процессе.
Субъектно-объектный подход основывается на одном из типов правовой культуры (теоцентристском, социоцентристском, натуроцентристском) и ориентирован на ведомую позицию человека в ходе правовой социализации с присущим требованием внешнего демонстрирования выполнения юридических норм. Правовая социализация трактуется в данном случае как приспособление человека к господствующим в социуме правовым стереотипам. Нередко такой подход ведет к развитию приспособленчества и становится тормозом для подлинного самоопределения личности в правовом пространстве.
Субъектно-субъектный подход, соответствующий антропоцентристскому типу правовой культуры, ориентирован на развитие правовой активности личности, на позитивное изменение человеком себя, выход за пределы неблагоприятных жизненных обстоятельств. При рассмотрении правовой социализации в русле субъектно-субъектного подхода делается акцент на персонифицированном осмыслении права индивидом и соотнесении ее с формированием системы правовых знаний, оценок, социально-правовых установок, базирующейся на нравственно-правовой аксиосфере личности.
Социологическая школа, следующая традициям субъектно-субъектного подхода, характеризует правовую социализацию как «взаимодействие человека с правовой средой», «процесс, который имеет две взаимозависимые стороны: усвоение индивидом правовых знаний и опыта, норм и ценностей общества, в котором он живет, и активное воспроизводство системы социальных связей на основе правового опыта и правомерного поведения индивида за счет его деятельности и активного включения в правовую среду» [16, с. 59]. Соответственно, с позиций субъектно-субъектного подхода правовая социализация предполагает развитие тех компонентов социализированности человека, которые актуализируются в юридически значимых ситуациях: качества личности, положительно влияющие на успешность решения жизненных задач определенного вида. На мировоззренческом уровне правовая социализированность представлена в правовой идеологии; на поведенческом -отражает предметно-практическое функционирование индивида в правовой реальности. Результативность правовой социализации измеряется тем, в какой мере такое функционирование эффективно.
Итак, правовая социализация представляет собой взаимодействие человека с окружающим правовым пространством и включает усвоение и воспроизводство правовых норм и ценностей; ее результатом выступает совокупность личностных свойств, определяющих готовность и способность человека к успешному функционированию в правовой среде как дополнительной форме бытия. И если в общем значении правовое пространство представляет собой сферу регламентации юридическими нормами правомерного поведения граж-
дан в границах определенной территории и конкретного исторического времени, то в педагогическом контексте оно рассматривается, кроме того, как вид воспитательного пространства, в котором воспитуемый приобретает социально-правовой опыт.
Интеграция индивида в правовое пространство может быть осложнена наличием у него определенных дефектов правовой социализированности - негативных социальных явлений, при которых у человека формируются идеи, настроения и эмоции, искаженно отражающие юридическую действительность и негативно влияющие на отношение к действующему праву и правопорядку. Нами рассматриваются такие виды дефектов правовой социализированности, как правовое невежество, правовой нигилизм, инфантилизм, квиетизм, цинизм.
Правовое невежество состоит в отсутствии элементарных представлений, необходимых для реализации человеком своих основных прав и обязанностей. Правовой нигилизм заключается в наличии у человека надменно-пренебрежительного отношения к праву при отсутствии непосредственного намерения к совершению правонарушений. Природа правового нигилизма, по мнению К. А. Абульхановой, определяется тем, что в менталитете человека доминирует только один аспект - «требования общества, обращенные к личности, но не требования прав от общества» [17, с. 183]. В таких обстоятельствах человек воспринимает право преимущественно в запретительно-карательной плоскости, не осмысляя его в качестве инструмента решения жизненных проблем.
Правовой инфантилизм реализуется в стереотипах мышления, в соответствии с которыми юридические нормы рассматриваются как препятствия, которые можно преодолеть с учетом несовершенства законодательства и правоприменительной практики. Инфантилизм отражает наивное представление о безнаказанности, ошибочную уверенность в вероятности избегания правовой ответственности.
Под правовым квиетизмом понимается созерцательно-безразличное поведение в обстоятельствах, требующих проявления правовой активности. Квиетизм становится способом выражения специфического отношения к праву в конкретных правозначимых обстоятельствах.
Правовой цинизм, под которым имеем в виду осознанное отрицание права, указывает на наличие у его носителей умысла на совершение правонарушений и является самым опасным дефектом правовой социализированности.
В последние годы наблюдается повышенный интерес к исследованию факторов контролируемой и стихийной правовой социализации подрастающего поколения. Среди институтов правовой социализации наиболее влиятельными являются семья, школа, средства массовой информации, правоохранительные органы, церковь; отдельным направлением исследования является влияние культурного контекста на особенности правосознания. Характеризуя роль общеобразовательных учреждений в правовой социализации подрастающего поколения, следует отметить, что школа является источником обыденной и официозной правовой социализации. Обыденная правовая социализация опосредована неформальными нормами, установленными при взаимодействии между учащимися, а также при взаимном влиянии учеников и учителей. Официозная правовая социализация осуществляется посредством преподавания учебных предметов с правовым содержанием. Включение в учебный план специальных правовых дисциплин оказывает позитивное влияние на ход и результаты правовой социализации обучаемых.
Традиционные функции средств массовой информации состоят в информировании людей об уровне преступности, в обучении их правильным формам поведения, формировании представлений о правовых нормах и о неотвратимости наказания за совершенные преступления. Семья, как первый институт правовой социализации, в котором ребенок оказы-
вается с момента рождения, формирует представление о нравственных и правовых ценностях и нормах поведения. Работники полиции и судьи выступают в качестве источника информации о правовых нормах или о том, что эти нормы нарушаются. На процесс правовой социализации оказывает влияние общий уровень развития правовой культуры населения.
Особое внимание следует обратить на роль церкви как института правовой социализации. На самом деле, когда христианское учение провозглашает, что в человеке - полученное свыше «царство Божие» как благодатное состояние души, оно тем самым ориентирует верующего на преображение всех слагаемых личного духа, включающих мысли и чувства, лежащие в основе правоотношений индивида. Духовная среда человека синкретична, в ней все социальные сферы имеют единое начало. Отсюда становится очевидным: подлинная вера выполняет особые функции в процессе вхождения индивида в общественную жизнь, утверждая в душе человека их неоспоримые корни - чувство собственного духовного достоинства, способность к автономной жизни и признанию духовного начала в других людях. Причины преступности Русская православная церковь связывает с «духовной дезориентацией», «искаженным пониманием добра и зла». Таким образом, хотя само христианство не является основой правовой оценки, его общая ценностная направленность дает возможность применять критерии для оценки поведения человека в ситуациях с юридическим контекстом.
Следует признать, что утрата советской модели правового воспитания в современном российском обществе была обусловлена деформацией ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становлением новой системы социального контроля, способствующего формированию дисбаланса организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности. Многие отечественные ученые анализируют правовую социализацию учащейся молодежи сквозь призму ее поведения, отмечая рост различных проявлений делинквентности, усиление воздействия на сознание молодого поколения криминальной субкультуры.
В последние десятилетия происходит изменение условий, в которых осуществляется правовая социализация человека. Негативно влияют на данный процесс экономические факторы, определяющие неопределенность жизненного старта значительной части молодежи, рост социального исключения представителей подрастающего поколения, что ведет к его отчуждению, социокультурная трансформация российского общества, девальвация общечеловеческих ценностей, норм, стилей «правильного поведения», дисфункциональ-ность традиционных институтов социализации (семьи, школы, учреждений дополнительного образования и др.) в современном обществе и их ориентированность на решение материальных задач, возрастание влияния субкультурных оснований и критериев жизни. Возникающие трудности в реализации жизненных планов, страх оказаться в ситуации невостребованности социумом обусловливают частичное или полное отрицание правовых норм и ценностей людьми.
Таким образом, правовая социализация является одним из видов социализации и характеризуется всеми признаками, присущими социализации в ее общенаучном значении. В педагогическом контексте оперирование понятием «правовая социализация» позволяет более точно обозначить важные образовательные процессы при сопровождении человека в обстоятельствах, подлежащих регламентации нормами права. Содержание процесса правовой социализации человека состоит в развитии личности, следствием которого становится формирование системы отношений к правовой действительности.
Правовая социализация человека является динамичным процессом. Этот процесс зависит от внутренних и внешних условий. Внешние условия отражают: требования общества к правовому поведению человека, общепринятое соотношение общечеловеческих и
правовых ценностей, воспитательную стратегию традиционных институтов правовой социализации. К числу внутренних условий отнесены: принятие человеком общественных ценностей, мотивация на успешное существование в правовом пространстве, степень личностной деформированности, сформированность ответственного отношения к себе и окружающим людям.
Список источников
1. Маркс К. Немецкая идеология: Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. Т. 3. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1955. 544 с.
2. Гиддингс Ф. Основания социологии. М.: URSS, 2012. 427 с.
3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон +, Реабилитация, 2006. 352 с.
4. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Акад. проект, 2002. 832 с.
5. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
6. Левин К. Динамическая психология: избр. тр. М.: Смысл, 2001. 572 с.
7. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.
8. Социология: энцикл. / сост. А. А. Грицанов и др. Минск: Книжный дом, 2003. 1312 с.
9. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. 560 с.
10. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
11. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. 367 с.
12. Панова О. Б. Педагогическое обеспечение правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2013. 489 с.
13. Карбонье Ж. Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986. 352 с.
14. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX века. В. Новгород: НовГУ, 2002. 162 с.
15. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 382 с.
16. Энциклопедия юридической психологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
607 с.
17. Абульханова К. А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.
References
1. Marks K. Nemetskaya ideologiya: Kritika noveishei nemetskoi filosofii v litse ee predstavitelei Feierbakha, B. Bauera i Shtirnera i nemetskogo sotsializma v litse ego razlichnykh prorokov [German Ideology: Criticism of the latest German philosophy represented by Feuerbach, B. Bauer and Stirner and of German socialism represented by its various prophets]. Marks K., Engel's F. Sochineniya. Vol. 3, Moscow, Gos. izd-vo polit. lit., 1955, 544 p. (In Russ.).
2. Giddings F. Osnovaniya sotsiologii [Foundations of sociology]. Moscow, URSS, 2012, 427 p. (In Russ.).
3. Dyurkgeim E. Sotsiologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie [Sociology. Its subject, method, purpose]. Moscow, Kanon +, Reabilitatsiya, 2006, 352 p. (In Russ.).
4. Parsons T. O sotsial'nykh sistemakh [About social systems]. Moscow, Akad. proekt, 2002, 832 p. (In Russ.).
5. Bandura A. Teoriya sotsial'nogo naucheniya [Social learning theory]. Saint Petersburg, Evraziya, 2000, 320 p. (In Russ.).
6. Levin K. Dinamicheskaya psikhologiya [Dynamic psychology]. Moscow, Smysl, 2001, 572 p. (In Russ.).
7. Kuli Ch. Kh. Chelovecheskaya priroda i sotsial'nyi poryadok [Human nature and social order]. Moscow, Ideya-Press, Dom intellektual'noi knigi, 2000, 320 p. (In Russ.).
8. Sotsiologiya [Sociology]. Minsk, Knizhnyi dom, 2003, 1312 p. (In Russ.).
9. Kon I. S. Sotsiologicheskaya psikhologiya [Sociological psychology]. Moscow, Mosk. psik-hol.-sotsial. in-t, Voronezh, MODEK, 1999, 560 p. (In Russ.).
10. Rean A. A. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya [Social educational psychology]. Saint Petersburg, Piter, 2000, 416 p. (In Russ.).
11. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti: Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza [Psychology of Personality: Principles of General Psychological Analysis]. Moscow, MGU, 1990, 367 p. (In Russ.).
12. Panova O. B. Pedagogicheskoe obespechenie pravovoi resotsializatsii nesovershennoletnikh osuzhdennykh v vospitatel'noi kolonii [Pedagogical support of legal resocialization of juvenile convicts in an educational colony]. Doctoral dissertation. Yaroslavl, 2013, 489 p. (In Russ.).
13. Karbon'e Zh. Yuridicheskaya sotsiologiya [Legal sociology]. Moscow, Progress, 1986, 352 p. (In Russ.).
14. Kovaleva I. V. Tsennosti pravovoi kul'tury v predstavleniyakh rossiiskogo obshchestva kontsa
XIX - nachala XX veka [The values of legal culture in the views of Russian society in the late XIX - early
XX centuries]. V. Novgorod, NovGU, 2002, 162 p. (In Russ.).
15. Berdyaev N. A. O naznachenii cheloveka [About the appointment of a person]. Moscow, Re-spublika, 1993, 382 p. (In Russ.).
16. Entsiklopediya yuridicheskoi psikhologii [Encyclopedia of Legal Psychology]. Moscow, YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2003, 607 p. (In Russ.).
17. Abul'khanova K. A. Psikhologiya i soznanie lichnosti: Problemy metodologii, teorii i issledo-vaniya real'noi lichnosti [Psychology and Consciousness of Personality: Problems of Methodology, Theory and Research of Real Personality]. Moscow, Mosk. psikhol.-sots. in-t, Voronezh, MODEK, 1999, 224 p. (In Russ.).
Информация об авторе О. Б. Панова - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и педагогики, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний.
Information about the author O. B. Panova - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor at the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Статья поступила в редакцию 05.09.2022; одобрена после рецензирования 15.09.2022; принята к публикации 16.09.2022.
The article was submitted 05.09.2022; approved after reviewing 15.09.2022; accepted for publication 16.09.2022.