УДК 376.5
О. Б. Панова
Педагогические характеристики становления правовой позиции воспитанника детского исправительного учреждения
В статье дана педагогическая характеристика становления правовой позиции воспитанника исправительного учреждения. Его этапы определяются уровнем социализации личности. Представлена точка зрения, в соответствии с которой формирование этого феномена должно базироваться на идее дифференцированного подхода к социализации детей, отбывающих наказание в исправительном учреждении.
Ключевые слова: правовое воспитание, правовая позиция несовершеннолетнего осужденного, правовая активность, социализация личности, педагогическая поддержка
О. B. Panova
Pedagogical Characteristics of Legal Position Formation of a Pupil of Children's Correctional Facility
The subject of the article is the pedagogical characteristics of formation of a pupil of prisoners' legal position. The stages of the process are determined with the level of personality socialization. The author proposes a pedagogical analysis of the structure of a pupil of prisoners' legal outlooks. The presented approach shows that formation of the phenomenon is based on the idea of differentiation of socialization of juveniles in correctional facility.
Key words: legal education, a pupil of prisoners' legal position, a legal activity, personality socialization, pedagogical support.
В соответствии с положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г., актуализируется задача формирования и развития у осужденных стремления к соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения. В связи с этим сущность правового воспитания целесообразно рассматривать в контексте становления правовой позиции воспитанника исправительного учреждения. Такое личностное образование понимается нами как устойчивая система ценностных отношений к правовым явлениям, определяющая стратегию юридически значимого поведения.
В лексиконе педагогической науки наряду с базовыми категориями «воспитание», «формирование», «развитие» все чаще используется понятие «становление», указывающее на приобретение индивидом определенных признаков того или иного личностного новообразования. Л. И. Духова характеризует становление личности как процесс, включающий в себя этапы, соответствующие образовательной подготовке, вхождению в среду, социализации. По ее мнению, динамика становления характеризуется качественными изменениями в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и комму-
никативно-поведенческой сфере на каждом из этапов [1].
По мнению М. Р. Мирошкиной социальное становление есть социально-педагогический процесс со-индивидуализации, суть которого состоит в обеспечении педагогической поддержки построения человеком индивидуального жизненного проекта через освоение им социального пространства и самоопределения в нем [2]. Т. А. Ольховая подходит к становлению личности как к целостному, динамически развертывающемуся во времени и пространстве процессу расширения отношений к миру, себе и другим, который предполагает переход от центрированности на самом себе к ценностно-конструктивному освоению и преобразованию себя и всего спектра жизнедеятельности [3].
В исследовании А. П. Чернявской процесс становления личностной позиции представлен в виде трехмерной схемы, содержание которой составляет соединение критериев формируемой позиции с уровнями кристаллизации системы ценностей [4]. М. В. Шакурова содержание становления личности представляет как цикличные этапы жизнеосуществления человека (адаптивный и активный) [5].
© Панова О. Б., 2011
Какое бы определение мы ни взяли, в каждом из них становление трактуется как процесс, основанный на устремленности индивида к социально одобряемым ценностям. В нашем исследовании становление правовой позиции воспитанника исправительного учреждения рассматривается как процесс, отражающий трансформирование состояния ситуативного отношения к правовым ценностям, к состоянию осознанного поведения воспитанника по приобщению к ним, обусловливающего приобретение качеств правовой личности.
Исследование, проведенное в ряде воспитательных колоний (ВК) (Алексинская ВК, Архангельская ВК, Атлянская ВК, Брянская ВК, Вологодская ВК, Колпинская ВК и др.), указывает на то, что большинство воспитанников склонны проявлять ситуативную юридически значимую личностную позицию, отражающую внешнее демонстрирование правопослушания, поскольку реально не осознают иных функций правовых институтов, кроме карательных (не менее 92 %). Представляется, что при соответствующем педагогическом сопровождении правозначимая позиция воспитанника претерпевает динамичные поэтапные изменения по схеме: ситуативная личностная позиция - правопослушная позиция (выполнение правил внутреннего распорядка исправительного учреждения) - правомерная позиция (стремление использовать доступные правовые средства при решении возникающих проблем с ресоциализирующим содержанием) - активная правовая позиция (проявление инициативы и самостоятельности в реализации правового статуса осужденного, включающее возмещение причиненного ущерба, примирение с потерпевшей стороной, участие в органах самоуправления, позитивное влияние на юридически значимое поведение других осужденных) в соответствии с уровнем правовой социальности.
Сущность становления правовой позиции воспитанника исправительного учреждения состоит в развитии его экзистенциальной сферы, в ходе которого происходит обретение воспитанниками своей собственной «самости», осуществление своих собственных возможностей; формирование готовности к самостоятельному выбору юридически значимого варианта поведения и ответственности за него [6]. В данном контексте правовая позиция связывается с такими проявлениями самостоятельности, как «я способен», «я ответственен», «я не могу иначе», «я обязан».
В качестве механизмов становления правовой позиции воспитанников исправительных учреждений мы рассматриваем постижение правовой реальности, эмоциональное реагирование на правозначимые события, правовую рефлексию, самопрезентацию в юридически значимых обстоятельствах, преодоление кризиса правовой позиции.
Постижение правовой реальности рассматриваем как процесс накопления социально-правового опыта в результате взаимодействия с актуальным правовым пространством. Воспитанник постепенно накапливает знание о том, как соотносить жизненные явления и события с категориями «необходимое», «справедливое», «должное» через уяснение сущности юридических прав и обязанностей. В процессе запоминания, воспроизведения, понимания, применения и оценки юридической информации он получает актуальные правовые знания; в ходе распознания, типизации и обобщения юридически значимых ситуаций - овладевает стереотипами правового поведения, ориентированного на преобразо-вывание своей жизни. Постижение правой реальности приводит к пониманию смысла правовой информированности, получению актуального правового знания, осознанию своего места в правовой реальности.
Например, определенные нормы права, объективно существующие, но неведомые воспитаннику, становятся объектом его активного усвоения лишь тогда, когда тот осознает их значимость для жизни. Как любой человек, несовершеннолетний сначала пытается осознать значимость объекта правовой реальности, а затем включает свою интеллектуальную составляющую, которая начинает изучать вновь осознанный объект, определять его свойства и то, как следует к нему относиться: полезен он для жизненных целей, представляется опасным, рискованным или безразличным? Интеллект человека в первую очередь выполняет роль инструмента для понимания того, значимость чего должна быть предварительно осознана им: «нельзя говорить о познании, если оно не имеет своим объектом нечто, трансцендирующее само человеческое бытие постольку, поскольку это бытие является существенно большим, нежели просто выражение себя самого» [7]. Реальное накопление правового информационного опыта воспитанником исправительного учреждения будет определяться осознаванием им своей роли и места в правовом пространстве. Все, что его по-
настоящему заинтересует, будет подвергнуто интеллектуальной обработке.
Существенным для становления правовой позиции воспитанника является его эмоциональное реагирование на юридически значимые события и явления, проявляющееся в адекватной реакции на юридически значимые поступки, события, явления, в эмоциональных переживаниях по поводу ситуаций с правовым контекстом: чувстве вины, стыда, раскаяния, отчаяния, гнева, удовлетворения, радости, сочувствия, сострадания и т. п.
Правовая рефлексия. Ее содержание составляет соотнесение образа права с ценностно-смысловым ядром «Я-концепции» воспитанника. С позиций экзистенциального подхода взаимосвязь субъекта с правовой реальностью уходит своими корнями в проблему самопознания и самопонимания, дающим возможность человеку обратиться к своей сущности, ответить на вопрос: какой он с точки зрения жизненно значимых правовых норм, и что с ним происходит.
В науке самопонимание рассматривается как интегративная способность к объединению различных сторон психической жизни в целостный, рефлексируемый субъектом внутренний мир, как процесс постижения смысла своего существования, результатом которого является когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и реальной действительности. Самопонимание как механизм правовой рефлексии воплощается в первую очередь в смыслах приобщения к моральным ценностям права. Правовая рефлексия, являясь результатом осмысления своей юридически значимой жизнедеятельности, составляет основу духовной деятельности воспитанника, в процессе которой происходит постановка себе вопросов типа «Что я делаю?», «Как я это делаю?» «Почему я это делаю?» «Соответствует ли мое поведение общепринятым нормам морали и права?». Таким образом, рефлексия, основанная на анализе знаний и поступков, размышлении об их границах и значении, становится импульсом для развития способностей к самоуправлению, предусматривающему задерживание намерений совершения антиобщественных поступков, взвешивание всех «за» и «против», сдерживание отрицательных эмоций, развитие самообладания, умение конструктивного разрешения конфликта.
Правовая рефлексия как диалог человека с самим собой предполагает выбор критериев, с которыми сопоставляется содержание диалога. Она может проявляться на уровне осознания и
быть неосознанной; по своему предмету она может быть направлена на внутренний мир (правовые чувства, правовое мышление, моральные ценности права), способы и формы правовой деятельности. Уровень правовой рефлексии определяется этими тремя измерениями, ее положительным результатом мы рассматриваем решение изменить прежний (противоправный) образ жизни [8].
Эмоциональное реагирование и тесно связанная с ним правовая рефлексия в момент трансформации в пространство бытия призваны реализоваться в правозначимой самопрезентации воспитанника, которая как особый феномен при взаимодействии человека с правовой реальностью представляет собой сущность индивидуальности, выраженную в стремлении человека к достижению своей подлинности посредством соизмерения своих действий, переживаний, мыслей с социально-правовыми нормами. Она отражает сложное взаимодействие соответствия человека социально-правовым основаниям, соответствия самому себе, своему Я и рефлексии. Результатом такого взаимодействия становится выбор поведенческой стратегии, самопрогнозы относительно варианта будущей жизни.
Формой правовой самопрезентации выступает правовой поступок, в котором происходит событие, отражающее целостность индивидуальности человека, соответствие социально-правовым основаниям, базирование на правовой рефлексии. Правовой поступок всегда предполагает выбор и осуществление такого действия, в основе которого лежат не прагматические установки, а система базовых моральных ценностей права.
Правовая самопрезентация отражает выбор средств совершения правовых поступков, дея-тельностное выражение правовой позиции, выстраивание правовой жизнедеятельности, определение границ реализации правовой позиции, чувство удовлетворения от совершения правовых поступков. Показателем ее результативности становится совершение правовых поступков, получение «обратной связи» в виде одобрения и поддержки, самопроекты для последующих юридически значимых ситуаций.
Преодоление кризиса правовой позиции. Постигая правовую реальность, воспитанник наряду с приобретением социально значимой юридической информацией получает массу поводов для правового нигилизма. К сожалению, воспитательная колония далеко не всегда функционирует в форме правового пространства, и мы
сплошь и рядом узнаем о нарушениях прав несовершеннолетних в местах лишения свободы. В таких условиях они испытывают дезориентацию, недостаток способности соответствовать требованиям и условиям окружающей правовой реальности, отсутствие защищенности.
Возможность развертывания кризиса правовой позиции создает и рефлексия, которая в обстоятельствах явного несоответствия имеющегося персонального юридически значимого опыта постигаемой социально-правовой реальности выступает основанием для снижения собственной самооценки. Прогнозирование вероятности быть по этой причине отвергнутым обществом обусловливает реадаптацию несовершеннолетнего осужденного как на чувственном, так и на смысловом уровне правосознания.
С точки зрения деятельностного подхода, преодоление кризиса правовой позиции может быть представлено как процесс обретения воспитанником нового социально-правового и экзистенциального опыта. Динамика кризиса может быть описана через последовательное разворачивание трех основных фаз: «погружение», «тупик», «выход» [9]. Основаниями для их дифференциации служат динамика кризисных переживаний, смена стратегии переживания, динамика направленности рефлексии.
Опыт, полученный при переживании и преодолении кризиса, оказывает существенное влияние на развитие правовой позиции воспитанника исправительного учреждения и ее переход на более высокий уровень, поскольку ставит несовершеннолетнего перед необходимостью решать новые задачи, связанные с самоопределением в правовом поле, в ходе решения которых происходит обогащение индивидуального социально-правового опыта несовершеннолетнего.
На этапе преодоления кризиса познавательного плана информативная среда исправительного учреждения должна быть максимально адаптирована к интеллектуальным способностям воспитанника, что обусловливает использование персонифицированного образовательного маршрута, ориентированного на индивидуальный смысловой контекст. В процессе его освоения у несовершеннолетнего актуализируется ощущение сопричастности к правовой реальности как проявление активного постижения правового поля и своего места в нем. Он стремится к осознанию категорий «быть» и «уметь» как феноменов практической ориентации в правовом пространстве.
Показателями поступательного продвижения правовой позиции выступает осознание значимости самообразования как внутреннего механизма взаимодействия с правовой действительностью, выработка индивидуальных познавательных стратегий, формирование стратегий мыслительной деятельности, позволяющих решать доступными способами разнообразные по характеру и содержанию проблемы с правовым контекстом, умение видеть отдаленные последствия принимаемых юридически значимых решений.
В ходе преодоления кризиса правовой позиции актуализируется значимость целенаправленного формирования у воспитанников рефлексивных способностей, обеспечение их поступательного изменения от эмоционального к рациональному уровню. В целом развитие правовой рефлексивности идет по направлению упрочения представлений о самоценности воспитанника как субъекта правовых отношений.
Поскольку моральная ценность права представляет собой относительно устойчивое смысловое образование, а кризисные проявления носят изменяющийся ситуационный характер, то момент преодоления кризиса субъективно не воспринимается воспитанником в обстоятельствах оказания ему необходимой педагогической поддержки. К нему возвращается интерес, связанный с приобретением новых правовых знаний; он проявляет склонность к самоанализу с позиций правовых норм, способность к конструированию правового поведения, ориентированного на достижение желаемого состояния бытия. В целом состояние кризиса правовой позиции возникает и исчезает в связи с динамикой эмоционального реагирования по поводу отсутствия и восполнения социально-правового опыта.
Представляется, что процесс становления правовой позиции определяется рамками обусловленности жизненных ситуаций воспитанника исправительного учреждения юридическим контекстом и может быть представлен как смена функционирования определенных компонентов завершающегося кризисом, преодоление которого обеспечивает достижение более высокого уровня правовой позиции. Направленность становления юридически значимой позиции может быть различной (как позитивной, так и негативной), что делает значимым обеспечение специального педагогического сопровождения. Продвижение правовой позиции воспитанника к более высокому уровню связывается с актуализацией новой, более сложной, ситуации, требую-
щей ориентации в правовом пространстве, усложнением содержания социально-правовых ролей и увеличением их количества, вытеснением эмоциональных переживаний рациональным подходом, переходом от ситуативной - к правомерной поведенческой стратегии, а от нее - к правовой активности. Представленное понимание сущности становления правовой позиции воспитанника исправительного учреждения указывает на особую роль педагогической составляющей в его содержании. В первую очередь, она состоит в выявлении степени осознания и усвоения юридической информации несовершеннолетними осужденными и учете интеллектуальных особенностей детей в процессе постижения правовой реальности, в исследовании способностей к рефлексии и их развитии, формировании мотивации к совершению правовых поступков.
Библиографический список:
1. Духова, Л. И. Субкультура учителя как социально-педагогическое явление [Текст] / Л. И. Духова. - Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005. - 301 с.
2. Жедунова, Л. Г. Личностный кризис и образ мира (субъективная реальность кризиса) [Текст]
/Л. Г. Жедунова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. -135 с.
3. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] // Психологический журнал : научный журнал /учредитель РАН, 2003. - Том 24. - № 5. - С. 45-57.
4. Мирошкина, М. Р. Теория и практика социализации подростков и молодежи в подростково-молодежных клубах по месту жительства [Текст] / М. Р. Мирошкина. - М. : Изд-во МПГУ, 2005. - 340 с.
5. Ольховая, Т. А. Становление образа «Я - будущий педагог» студента университета [Текст] / Т. А. Ольховая. - М. : Изд-во «ТЦ Сфера», 2004. -150 с.
6. Рожков, М. И. Концепция экзистенциональной педагогики [Электронный ресурс] / М. И. Рожков. -Режим доступа : http://www.yspu.yar.ru
7. Чернявская, А. П. Становление партнерской позиции педагога [Текст] / А. П. Чернявская. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. - 224 с.
8. Шакурова, М. В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности [Текст] / М. В. Шакурова. - Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2006. - 200 с.
9. Ялом, И. Самопонимание [Текст] / И. Ялом. -М. : Изд-во «ЭКСМО», 2002. - 288 с.