Научная статья на тему 'Обсуждение морально-правовых дилемм как средство активизации правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии'

Обсуждение морально-правовых дилемм как средство активизации правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ДИЛЕММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / КОРРЕКЦИЯ ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панова О. Б.

В статье раскрывается понятие «правовая ресоциализация» как процесс, состояние и результат, описывается методика применения морально-правовых дилемм с учетом особенностей несовершеннолетних правонарушителей, обобщается опыт обсуждения морально-правовых дилемм как средства педагогического влияния на процесс правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обсуждение морально-правовых дилемм как средство активизации правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии»

УДК 376.58:343.8

Обсуждение морально-правовых дилемм как средство активизации правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных

в воспитательной колонии

■ О. Б. ПАНОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент

В статье раскрывается понятие «правовая ресоциализация» как процесс, состояние и результат, описывается методика применения морально-правовых дилемм с учетом особенностей несовершеннолетних правонарушителей, обобщается опыт обсуждения морально-правовых дилемм как средства педагогического влияния на процесс правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: правовая ресоциализация; правовое воспитание; несовершеннолетние осужденные; морально-правовые дилеммы; педагогические средства; коррекция правовых представлений; самоопределение в правовом пространстве.

The moral and legal dilemmas discussing as a means of strengthening the legal re-socialization of juvenile convicts in an educational colony

■ O. B. PANOVA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Associate Professor

The author reveals the essence of the concept of «legal re-socialization», describing it as a process, condition and result, presents the method of applying moral and legal dilemmas taking into account characteristics of juvenile offenders, the article summarizes the experience of discussing moral and legal dilemmas as the means of pedagogical influence on the process of legal re-socialization of juvenile convicts.

Key words: legal re-socialization; legal education; juvenile convicts; moral and legal dilemmas; means of pedagogical influence; correction of legal ideas; self-identity in the legal space.

педагогические науки

В условиях построения правового государства происходят существенные изменения социальных отношений в системе «человек-право». При всем многообразии ролей праву все чаще отводится роль нормативной среды, для успешного существования в которой человеку необходимо быть должным образом подготовленным. Соответствующее сопровождение особенно ак-

туально в отношении несовершеннолетних осужденных, чей социальный и правовой статус на разных этапах отбывания наказания, а также после освобождения претерпевает неоднократные изменения.

Возвращение воспитанника исправительного учреждения в нормальную жизнь общества связывается с ресоциализацией. В последние годы категория «ресоциали-

зация» начинает использоваться в связи с проблематикой частных вопросов. Так, специально исследуются аспекты нравственной, трудовой, физической ресоциализаци. Те или иные уточняющие обстоятельства нацеливают на специфические подходы к процессу интегрирования человека в общественные отношения определенного вида.

Известно, что право реализуется в той мере, в какой общество способно его усвоить. Для более точного обозначения образовательных процессов при сопровождении несовершеннолетнего осужденного в обстоятельствах, подлежащих регламентации нормами права, мы используем терминологический конструкт «правовая ресоциа-лизация», который характеризуется всеми признаками, присущими ресоциализации в ее общепринятом значении, но при этом имеет свою специфику. Сущность правовой ресоциализации составляет коррекция противоправных представлений, оценок и поведенческих установок, сформированных в результате неадекватного восприятия несовершеннолетним правовых отношений, и развитие у него способности к ориентации и самоопределению в правовом пространстве на основе принятия ценностей права (легальность, равенство, достоинство)1.

Правовая ресоциализация несовершеннолетнего осужденного может быть представлена как процесс и состояние. Как процесс она предполагает поэтапную последовательность решения задачи, ориентирующей на усвоение смысла правовой жизни; при этом имеет место преодоление психологических барьеров как разрешение противоречий между недостаточным социально-правовым опытом и возникающими в новых обстоятельствах потребностями в самореализации в правовом пространстве.

Как состояние правовая ресоциализация связана с сознательным отказом несовершеннолетнего от криминальных идеалов и ценностей, постижением значения правовой жизни, переходом от ситуативного и бессознательного следования правовым нормам к осмысленному правовому поведению. Результат правовой ресоциализации связывается с обретением смысла правовой жизни, принятием ценностей права, адекватным эмоциональным реагированием на право-значимые события и явления, установкой на правовое поведение.

Продуктивность правовой ресоциализации воспитанников исправительных учреждений зависит от субъективных (внутренних) и объективных (внешних) условий. Актуали-

зация внутренних условий предусматривает опору на позитивный потенциал возрастных особенностей несовершеннолетних осужденных: сензитивность в восприятии правовых норм, стремление к самоопределению, поиску смысла жизни и своего места в ней; появление личностных новообразований - самоутверждения, способности выбора, самостоятельного решения. В качестве определяющего внешнего условия выступает ориентированность воспитательной системы исправительного учреждения на создание развивающей среды для овладения осужденными социально-правовым опытом.

Успешной правовой ресоциализации воспитанников препятствуют объективно существующие обстоятельства, а именно: деформированное мировоззрение и поведение, активное влияние криминальной субкультуры, преобладание в исправительных учреждениях воспитательных систем авторитарного типа и др. Перечисленные явления убеждают в необходимости специального педагогического сопровождения, которое как стимулирующий фактор правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных представляет собой совокупность методологически обоснованных средств, направленных на формирование у воспитанников готовности к внесению позитивных изменений в свое поведение и отношение к людям на основе принятия ценностей права. Уточняя значение термина «педагогическое средство», обратимся к взглядам А. С. Макаренко, который в статье «Методы воспитания» отмечает, что к педагогическим средствам может быть отнесено все то, что приводит к результатам. При этом средство должно выводиться из цели и быть связанным с конкретной ситуацией. Основываясь на таком понимании вопроса о выборе средств, рассмотрим ряд аспектов, значимых для анализируемой проблемы.

Действующее законодательство нацеливает на формирование у осужденных уважительного отношения к нормам права, выделяя в качестве приоритетного направления стимулирование правопослушания. Такой подход в определенной степени сужает социализирующую функцию исполнения наказаний до императивного и запретительного содержания: главным критерием становится не делать то, что запрещено нормами права, при этом осужденному отводится преимущественно пассивная роль. Вместе с тем возраст несовершеннолетних осужденных (14-18 лет) характеризуется ярко

выраженной направленностью на поиск смысла жизни, выбор будущего социального положения и способов его достижения. Недооценка важности поддержания естественного стремления к самоопределению служит основанием для неблагоприятного прогноза, связанного с сохранением и углублением у воспитанников исправительных учреждений противоправных убеждений и установок.

Гуманистическая тенденция гармонизации отношений несовершеннолетнего осужденного с правовой реальностью, соответствующая его стремлению к проявлению своей индивидуальности, находит отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., ориентирующей на мотивацию осужденных к законопослушному поведению. Такой подход предполагает обращение к внутренним потребностям воспитанника и нацеливает на использование педагогических средств, побуждающих несовершеннолетних осужденных к более осознанному восприятию своей роли в системе правовых отношений. В ряду таких средств особо выделим обсуждение морально-правовых дилемм2.

Одним из первых ученых, обосновавших целесообразность использования дилемм морального выбора, был американский психолог Л. Колберг. В 1958 г. он защитил докторскую диссертацию «Развитие образа моральных суждений и выбора в 10-16 лет». Базовой идеей морально-правового развития личности явилось представление об универсальности основополагающих ценностей, принимаемых всеми обществами и культурами. В предложенной ученым модели степень отношения к ценностям составляет критерий морально-правового развития. Человек, обладающий морально-правовой зрелостью, не только способен принять существующие моральные принципы, но и воспроизводить новые. Суть концепции Л. Колберга состоит в отнесении человека к определенному уровню нравственно-правовой зрелости в соответствии с его готовностью действовать тем или иным образом в экстраординарных ситуациях с морально-правовым контекстом3. Методика включает интервью моральных суждений, которое состоит из трех дилемм, и предусматривает выбор либо в пользу субъективных моральных представлений, допускающих нарушение закона, либо в пользу правовых, идущих вразрез с нравственными представлениями. Таким образом, интервьюируемый

изначально ставится в крайне сложные условия.

На основе методики Л. Колберга учеными разных стран было разработано значительное число модификаций, предусматривающих использование дилеммы в качестве основного диагностического и личностно-развивающего инструмента. Экстраполирование авторских вариантов, производных от оригинальной методики, на те или иные исследовательские площадки затруднено тем, что содержание дилемм определяется культурной относительностью представленных в них ситуаций. В соответствии с современными представлениями, принятыми в отечественном педагогическом сообществе, приверженцы метода дилеммы должны быть сориентированы не только на использование готовых ситуаций, но и на конструирование своих собственных. В любом случае дилемма как метод воспитания в содержательном плане должна соответствовать следующим критериям: наличие общественной значимости, реалистичность представленной ситуации, четкость и однозначность ее описания. Заданием должно быть предусмотрено, что при решении испытуемому недостаточно ограничиваться односложными высказываниями (типа «да» или «нет»), а следует аргументировать их, прогнозировать варианты развития событий.

Достаточно продуктивным оказался опыт применения морально-правовых дилемм в рамках разработанной нами программы правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных «Человек в правовом поле»4. Первоначально данная программа была апробирована на экспериментальных площадках в ходе педагогического сопровождения правовой ресоциализации осужденных нескольких воспитательных колоний (Вологодской, Брянской, Колпинской), а затем использовалась в исправительном процессе других пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних. Обсуждая юридически значимые моральные дилеммы, воспитанники овладевали социально-правовым опытом, учились отстаивать свою мировоззренческую позицию, обосновывать ее, поступать в соответствии с нормами права.

Работа с дилеммой предполагает использование вопросов, проблематизирующих ее, представляющих морально-правовую ситуацию через призму разноаспектных обстоятельств. Участие в обсуждении становилось в нашем опыте средством самовоспитания осужденных, стимулом морально-право-

вой рефлексии, которая заключалась в самоанализе и осознании морального значения правовых принципов, норм и правил, трансформирующихся в социально-правовой опыт и способствующих становлению правовой позиции молодого человека. При всем многообразии ситуаций, представленных в морально-правовых дилеммах, их приоритетное содержание фокусировалось на альтернативах, при которых сделанный выбор способствовал кристаллизации отношения воспитанников к ценностям права. Проиллюстрируем данное утверждение на конкретных примерах.

При формировании у осужденных адекватного отношения к ценности права «Легальность» общая для всех дилемм формула сводилась к необходимости выбора одного из утверждений, подлежащего обоснованию: а) без права прожить невозможно; б) возможно жить без права. Образцом соответствующей дилеммы служит задача, предложенная воспитанникам при усвоении ими вопроса о культурно-исторических предпосылках возникновения права в ходе дискуссии «Дикие времена правового поля». В ходе дискуссии воспитанникам предлагалось обсудить вопросы «Всегда ли были законы?», «Вы часто встречаетесь с понятиями "право" и "закон". Что их объединяет и в чем различие между ними?», выразить свое мнение по поводу выражений «Закон суров, но он - закон», «Око - за око, зуб - за зуб». Признавая преимущества законов перед иными инструментами разрешения спорных вопросов, воспитанники заявляли о принятии ценности права «Легальность».

Для упрочения понимания несовершеннолетними идеи о неизбежности появления законов они получили информацию об ордалиях - разновидностях так называемого божьего суда, в процессе которого устанавливалась судебная истина во времена отсутствия юридического закона. После того как воспитанники узнавали, что нередко ордалии были сопряжены с физическими страданиями подозреваемых, каждому участнику предлагалась дилемма, решение которой озвучивалось в группе.

Пример дилеммы. Представьте, что Вам дана возможность выбрать один из вариантов прохождения судебного процесса: либо Вы выбираете уже известный путь, то есть судебный процесс, который прошли в реальности, либо предпочли бы судебное испытание, подобное тому, что описано в предложенной ситуации (далее следовало описание ордалии). Обоснуйте свой выбор.

Использование подобных дилемм выполняло не только социально ориентирующую, но и диагностическую функцию, так как позволяло определить направленность поведенческой стратегии осужденного. Обращение к историческим фактам, отражающим жестокость беззакония, оказывало сильное эмоциональное воздействие на воспитанников, побуждало их к признанию необходимости существования закона. Легальность права начинала восприниматься участниками программы в качестве значимой характеристики.

Приоритетное содержание дилемм, связанных с принятием ценности права «Равенство», в общем виде сфокусировано в следующей ситуации выбора: «Выберите одно из утверждений, с которым Вы согласны:

а) целеустремленный и настойчивый человек может и должен защищать свои права;

б) нет смысла бороться за свои права -только время потеряешь. Объясните свой выбор». Приведем пример задачи, содержащей соответствующую дилемму.

Ситуация. Несовершеннолетний К., вернувшись домой после отбытия наказания в воспитательной колонии, решил в тот же день пойти в школу, где обучался ранее. В школу он пришел со своим приятелем, который тоже недавно освободился из мест лишения свободы и на тот момент нигде не учился и не работал. Директор школы отказал К. в его просьбе о зачислении. Он пояснил юноше, что родители бывших одноклассников К. были категорически против, так как ранее К. систематически издевался над их детьми. Пришедший с К. приятель в этой ситуации предложил «отомстить» директору. В его план входило: разбить ночью стекла первого этажа школьного здания, переломать мебель и оборудование. С учетом сильных морозов молодой человек рассчитывал на то, что батареи в классах «разморозятся», а учебные занятия по этой причине будут отменены. Это и будет их местью. После этого мальчики уйдут из дома и будут жить случайными заработками.

Дилемма: как следовало поступить К. в ответ на предложение приятеля? Выберите один из двух вариантов. Подумайте, какое продолжение в развитии ситуации могло бы последовать в каждом из двух вариантов. Обоснуйте свое мнение.

- К. следовало принять предложение приятеля. Надо было отомстить директору, ведь никто не может отказать ребенку в праве учиться в школе по месту жительства. А раз К. никому не нужен, он будет назло всем

вести бродяжнический образ жизни и ни от кого не зависеть.

- К. следовало обдумать сложившуюся ситуацию, попытаться понять причину отказа директора школы и начать решать вопрос с восстановлением на учебу с помощью взрослых: родителей, сотрудников департамента образования, правоохранительных органов и др. Очевидно, что получение образования - неотъемлемое право каждого гражданина.

В ходе педагогического сопровождения принятия воспитанниками ценности права «Достоинство» приоритетное содержание дилемм концентрировалось на обобщенной ситуации выбора: «Выберите одно из утверждений, с которым Вы согласны: а) делая свой выбор, я несу ответственность только перед собой; б) за свой выбор я несу ответственность не только перед собой, но и перед другими людьми. Объясните свой выбор». Приведем пример одной из задач, содержащих соответствующую дилемму.

Ситуация. На железнодорожном вокзале незнакомая модно одетая девушка, с которой Ваш приятель обменялся парой фраз, просит его присмотреть за чемоданами, пока она сходит в магазин. Девушка удаляется, а у Вашего приятеля мгновенно созревает план скрыться, присвоив чемоданы себе. Он испытывает серьезные материальные затруднения, при этом делает предположение: если девушка одета «шикарно», то и в чемодане у нее наверняка находятся дорогие вещи. Некоторое время он остается в замешательстве, не может принять решение, а девушка может вернуться в любую минуту.

Дилемма: как следует поступить Вашему приятелю в предложенной ситуации? Выберите один из двух вариантов. Подумайте, какое продолжение в развитии ситуации могло бы последовать в каждом из двух вариантов. Обоснуйте свое мнение.

- Ваш приятель осознает низость такого поведения и отказывается от совершения преступления. Ведь как приятно, когда тебе доверяют и считают нормальным человеком.

- Ваш приятель берет чемоданы и старается скрыться как можно быстрее, ведь никто не заставлял незнакомую девушку быть такой наивной и доверчивой. По всему видно, что она не бедная - не пропадет. А Вашему приятелю легкая добыча поможет хоть как-то свести концы с концами.

Методика использования морально-правовых дилемм включает в себя следующий

алгоритм работы: подготовительный этап, презентацию дилеммы, ее обсуждение, коррекцию поведенческих установок, побуждение к правовой рефлексии, обобщение при-обретеннного социально-правового опыта. Обращение к использованию морально-правовых дилемм предполагает наличие ряда педагогических условий: следование предложенному алгоритму, создание позитивного морально-психологического климата, стимулирование социального закаливания.

Особо следует учесть специфику организации рефлексивной деятельности воспиту-емых. Среди соответствующих рефлексии приемов большое значение имеет дереф-лексия, с помощью которой у человека пробуждается способность «к самоотстранению». В. Франкл, часто использующий данный прием в своей практике, делал это в связи с необходимостью подтолкнуть человека «к открытию им для себя адекватного смысла»5. Раскрывая сущность дерефлек-сии, философ пояснял, что объектом оценивания для человека становится некий посторонний индивид, оказавшийся в сходной с этим человеком ситуации. В обстоятельствах, когда человек как бы дистанцируется от своей физической сущности, процесс оценивания не себя, а другого, не травмирует психику и происходит более объективно. В то же время сходство обстоятельств побуждает к проецированию оценочных суждений уже на себя. Таким образом, дереф-лексия пробуждает собственно рефлексию.

Морально-правовые дилеммы помогают воспитанникам исправительных учреждений постигать ответственность за ситуацию и людей, которые с ней связаны. Решая дилеммы, несовершеннолетние осознают приоритет правовых ценностей, задумываются о ничтожности сиюминутной, подчас сомнительной выгоды в сопоставлении с потенциальными потерями, привыкают к мысли о необходимости обдумывания целесообразности того или иного варианта юридически значимого поведения. Дилемма ставит воспитанника перед необходимостью выбора между правомерным и противоправым поступком. В качестве способа решения дилеммы выступает диалог, который строится на основе последовательных вопросов, раскрывающих специфику конкретной ситуации выбора. Такой диалог может развиваться как в устном высказывании, так и в письменной форме. С помощью морально-правовых дилемм осуществляется педагогическая поддержка воспитанников испра-

вительных учреждений, обеспечивающая функционирование механизмов правовой ресоциализации в соответствии с цепочкой: мотивация ^ усвоение социально-правового знания ^ эмоциональное реагирование ^ правовая рефлексия ^ преодоление кризиса правовой позиции ^ самоопределение в правовом пространстве.

Следует отметить, что основным детерминантом правового самоопределения являются смысловые ориентации. В каждой ситуации выбора актуализируются специфические для данной ситуации правовые ценности. В определенных обстоятельствах, когда правовой выбор связан с поиском смысла жизни и обусловлен смыс-ложизненной текстурой, он имеет особое значение для несовершеннолетних. В ситуации правового выбора активизируется такое качество личности, как избирательность. Источником возникновения ситуаций правового выбора выступает определенное противоречие, имеющее личностную значимость. Главной движущей силой в ситуации выбора является стремление к наиболее полной реализации в своем поведении идеальных моделей способов удовлетворения общечеловеческих потребностей, в том числе в самореализации, самоутверждении, потребности быть достойным человеком в любых обстоятельствах.

Методикой применения морально-правовых дилемм предусмотрено, что после презентации ее повествовательного ядра (фабулы) наступает своеобразная пауза, дающая время на обдумывание и мыслен-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1994. С. 409; Матвеев П. Е. Моральные ценности : моногр. Владимир, 2004. С. 111.

2 См.: Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие. М., 2008. С. 57.

3 См.: Kohlberg L. The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment // The Journal of Philosophy. 1973. Vol. 70 (18).

4 См. подр.: Панова О. Б. Человек в правовом поле: методика правового воспитания несовершеннолетних осужденных : учеб.-метод. пособие. Вологда, 2011. С. 37-302.

5 См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 18.

ное обоснование решения. В этот момент происходит некая «остановка бытия», своеобразная «точка бифуркации», при которой ситуация становится неопределенной и возникает вопрос: останется ли ситуация тупиковой или она предсказуема и может перейти на новый уровень? События как бы замирают, а их дальнейшее развитие теперь зависит от мнения присутствующих, которые при выборе того или иного варианта призваны домыслить происходящее и ответить на вопрос: что последует дальше? а потом? и т. д. Проектирование вероятных последствий продолжается до наступления наивысшего напряжения (кульминации) и последующей развязки.

Опыт применения дилемм в воспитательных колониях показывает, что несовершеннолетние осужденные обладают различной степенью готовности к совершению правового выбора, поскольку у каждого неодинаковый уровень социально-правового опыта. Это становится особенно очевидным в ходе возникающей дискуссии, когда присутствующие демонстрируют разную степень переживания ситуаций выбора. Использование морально-правовых дилемм в качестве инструмента педагогического сопровождения правовой ресоциализации дает возможность адресно и конкретно влиять на процесс становления правовой позиции воспитанников исправительных учреждений, позволяет сформировать у них убеждение в том, что следование нормам права - единственно верный способ продуктивного существования в правовом пространстве.

1 Sm.: Il'in I. A. O sushhnosti pravosoznanija. M., 1994. S. 409; Matveev P E. Moral'nye cennosti : monogr. Vladimir, 2004. S. 111.

2 Sm.: Rozhkov M. I. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju. Junogogika : ucheb. posobie. M., 2008. S. 57.

3 Sm.: Kohlberg L. The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment // The Journal of Philosophy. 1973. Vol. 70 (18).

4 Sm. podr.: Panova O. B. Chelovek v pravovom pole: metodika pravovogo vospitanija nesovershennoletnih osuzhdennyh : ucheb.-metod. posobie. Vologda, 2011. S. 37-302.

5 Sm.: Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M., 1990. S. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.