Научная статья на тему 'Правовая социализация и юридическое образование'

Правовая социализация и юридическое образование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВО / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВ / EDUCATION / LAW / LAWMAKING / LEGAL REALIZATION / LEGAL MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бессарабов Роман Александрович

В статье исследуются проблемы теоретического и практического характера правовой социализации в юридическом образовании. Анализируются различные подходы к пониманию этого теоретико-правового феномена, а также необходимость использования технико-юридических средств и способов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal socialisation in the juridical education

The article is dedicated to the problems of theoretical and practical matters of social law in education, their part and place in lawmaking, legal explanatory and law realization process. In this article are analysed different approaches to understanding of this legal theoretical phenomenon, also the necessity of application technical legal means and methods in the education process

Текст научной работы на тему «Правовая социализация и юридическое образование»

Бессарабов Р.А. Правовая социализация и юридическое образование

В Конституции Российской Федерации закреплено право на образование как одно из основных и неотъемлемых социальных прав граждан (ч. 1 ст. 43). Каждый гражданин согласно Конституции Российской Федерации имеет право получить бесплатно дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование и на конкурсной основе высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Исходя из этого право на образование является естественным правом, принадлежит к категории основных прав человека. В пользу составляющей основы права на образование говорит тот факт, что уровень образования во многом характеризует правовой статус личности и степень правовой социализации человека, а законодательно закрепленный и обеспеченный уровень обязательного образования - достижение социально-экономического развития общества. С одной стороны, обеспечение граждан базовым уровнем образования - обязанность государства, провозглашающего себя правовым и социальным, а с другой - существует так называемый государственный и социальный заказ на образование, или потребность общества в соответствующих специалистах в определенной области и уровне их образования [1].

И в данной ситуации на первый план, на наш взгляд, выдвигается проблема системы юридического образования и правовой социализации молодежи.

Правовая социализация личности - это процесс непрерывный, идет на протяжении практически всей жизни человека. В правовой социализации молодежи особо существенна роль образовательных учреждений. Формирование у обучаемых способности выбирать правильную линию поведения в разнообразных жизненных ситуациях немыслимо без правовой социализации, т.е. без разъяснения им смысла и назначения российских законов, сообщения необходимых правовых знаний, без выработки у них привычки соблюдать закон, без воспитания убежденности в необходимости и целесообразности следовать велениям права. Как отмечает А.В. Симоненко [2, с. 33], формирование и развитие правосознания личности и социальных групп осуществляется в результате сложного взаимодействия определенных факторов (социально-экономических и политических условий, культурной и идейной жизни, нравственной атмосферы и состояния законодательства) и целенаправленной идеологической, воспитательной деятельности общества [3].

Далеко не случайно юридическое образование как широкая практика и самостоятельная отрасль обучения появилось значительно позже самой юридической профессии, совпав с процессом восстановления смысла утраченного римского правового наследия в средневековых университетах Италии и Германии. Также не случен и тот факт, что до сих пор значительная часть юристов в мире готовится методом индивидуального обучения юридическим действиям в конкретной сфере практики. Такая модель подготовки признается весьма эффективной, т.к. концентрирует внимание на строгой специфике юридического метода. Однако именно подобный тип подготовки юристов наиболее отчетливо демонстрирует реальный механизм социализации права: содержательные и технико-догматические элементы хотя и занимают в нем важное положение, но, по сути, являются вспомогательными, инструментальными и надстраиваются в основном на более широком образовательном фундаменте [4].

При этом наиболее активным и успешным субъектом правовой социализации и юридического образования является вуз, поскольку в нем не только реализуются задачи теоретического образования, но и существует ориентация на повышение правовой культуры, особенно молодежи, на развитие правосознания граждан, правового воспитания гражданственности, юридической ответственности, формирование правовых установок на правомерное поведение и правовую активность. Поскольку правовая культура как

феномен представляет собой целостность, объединяющую когнитивный, эмоционально-оценочный и деятельностный компоненты, то юридический вуз является наиболее оптимальным агентом правовой социализации. Его образовательные профессиональные программы нацелены как на формирование правовых знаний, так и правовых оценок, стереотипов, правовых установок правомерного поведения как осознанных принципов правового поведения, так и бессознательной готовности поступать в соответствии с нормами права, принятыми в государстве [5].

Джон Дьюи в свое время внес неоценимый вклад в развитие юридического образования и правовой культуры США. Он вообще рассматривал юридическое образование как предназначенное преимущественно для правовой социализации личности. Ученый считал, что несовершеннолетний - больше, чем потенциальный субъект права и избиратель. Он еще и будущий представитель власти, правотворец и правоохранитель. Поэтому и юридическое образование должно быть полезно в созидании лучшего судьи, прокурора, адвоката, государственного служащего, а достигая этой цели, оно будет формировать лучшего гражданина. Более того, Джон Дьюи пытался внедрять научный подход в правовое образование. Поскольку ученый считал, что «гражданское = демократическое образование» означает приверженность к определенным методам наблюдения, гипотетического правового мышления, рассуждения, которые разделяют люди, поэтому оно должно учить не тому, что думать, но тому, как думать. Такой подход, в свою очередь, должен приветствовать разнообразие мнений и способствовать углублению приверженности человека к демократии и реализующим ее американским институтам [6].

Юридическое образование как средство правовой социализации личности связано с реализацией ее основополагающих потребностей, комплексным показателем которых является качество правовой жизни. В структуре взаимосвязи элементов, выражающих системно-целостную природу правовой жизни, признается и качество юридического образования, которое имеет особое значение в обеспечении жизнедеятельности и жизнеспособности общества, отдельных социальных групп и личности, в частности. В многочисленных спорах о юридическом образовании проблема его качества занимает центральное место на уровне теории права, государственных решений и на обыденном уровне как проблема правовой жизни граждан. В последнем случае речь обычно идет о том, какое образование дает то или иное учебное заведение - хорошее или не очень, т.е. качественное или нет, пригодно ли оно, надежно ли как средство правовой социализации молодого человека в правовую жизнь, как средство жизнеустроения. Ученые и организаторы систем юридического образования ведут полемику о том, что такое качество юридического образования, как его оценивать, как им управлять, изменять к лучшему, совершенствовать [7].

На наш взгляд, качество юридического образования можно охарактеризовать двумя основными факторами:

- успешная правовая социализация молодого специалиста;

- обретение в процессе правовой социализации высокого социально-правового статуса.

С позиции социологии, качество образования - это нормативные требования общества к образованию как одной из его важнейших подсистем, заключающиеся в необходимости соответствовать критериям эффективности деятельности, т.е. оптимальному выполнению своих социальных функций. В этом смысле качество есть уровневая характеристика функционирования системы образования. Как механизм социальной регуляции образовательной сферы оно реализуется через нормативные характеристики - правовые, институциональные и др.

В повседневной жизни нормативы качества подвижны и формируются через систему потребностей индивидуальных и групповых субъектов образовательного процесса: участников и потребителей образовательных услуг (студентов, преподавателей,

администрации и др.), а также потребителей результата образования - работодателей. Интегрированная оценка качества образования складывается из оценок последнего академическим сообществом, работодателями и выпускниками. Важным показателем качества образования является успешная социализация молодого специалиста. Не случайно именно этому показателю уделяется особое внимание в рейтинговых оценках университетов мира. Так, в Великобритании в рейтинге университетов The Guardian делается акцент на качество преподавания и перспективы профессиональной деятельности, в рейтинге The Financial Times - на зарплату выпускников через три года после окончания университета, их международную мобильность, знания иностранных языков и зарубежный опыт во время учебы [8].

Успешная правовая социализация, на наш взгляд, недостижима средствами лишь профессиональной подготовки. Правовая социализация должна предполагать необходимость освоения таких видов правовых знаний и форм юридической деятельности, развития таких способностей и навыков, которые могли быть востребованы в контексте различных ситуаций личностного бытия в мире социума.

Тогда как правовая компетентность и правовая культура личности, расширяющие возможности восприятия разнообразия правовой жизни, гибкого и безболезненного включения в новую ситуацию в условиях современных изменений законодательства, возрастания темпов правовой жизни и правовой активности личности, ее «уплотнение» в информационном, событийном, социально-ролевом отношениях способствуют успешной правовой адаптации и правовой социализации. Поэтому формирование способности к рефлексии, освоение правовой культуры, обретение юридической ответственности являются важными структурными элементами качественного юридического образования, позволяющими видеть широкий социокультурный контекст профессиональной юридической деятельности, верно оценивать ее перспективы и последствия. Именно единство профессиональной юридической подготовки является важным фактором успешной правовой социализации молодого специалиста, расширяющим возможности его активного участия и самореализации во всем многообразии форм современной общественной жизни.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что правовая социализация в процессе юридического образования предполагает предоставление равных стартовых возможностей неравным людям.

При этом нельзя забывать, что о необходимости введения правовой социализации в образовательных учреждениях, его содержании, формах и методах осуществления уже много сказано в отечественной литературе [9, с. 79-90; 10, с. 45-53; 11, с. 46-47].

Известно, что сегодня семья и сфера образования не всегда справляются с задачей правовой социализации и инкультурации молодежи. В этих условиях необходимо развивать сферу просвещения, восполняющую дефицит социально необходимой культурной информации. Причем в отличие от советского культпросвета, сочетавшего государственную идеологию с развлечением, просветительские программы сегодня должны быть не только идеологическими и развлекательными, но также прагматичными и ориентированными в первую очередь на интересы подрастающих поколений [12].

В связи с этим юридическое образование должно быть направлено и на правовую социализацию личности, и на морально-нравственную, чтобы выпускники могли стать не только законопослушными гражданами, обладающими правовыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для полноценной жизни в современном обществе, но и нравственно устойчивыми. Одна из наиболее важных задач в данном случае - помочь осознать свои положительные возможности и научиться использовать их для личного и правового развития.

Для этого потребуется реформирование системы образования. Возможности успешного реформирования во все времена определялись эффективным образованием и социализацией молодого поколения, способного не только адаптироваться к быстро

изменяющимся условиям, но и быть готовым поддержать и развивать позитивные начала в экономической, социально-культурной и политической жизни общества. Прогрессивность и эффективность преобразовательной деятельности молодого поколения определяются теми свойствами, которые целенаправленно формируются в процессе его социального, духовного и биологического взросления и развития.

За основу мы берем современную образовательную политику стран, принадлежащих к англо-американской и австралийской правовым системам, реформирование которых производится не только в русле транспарентности, глобализма и диверсификации, но и в русле социализации образования, предоставления возможности обучения всем категориям граждан [13].

Источник этого убеждения - в этнолингвистических познаниях, приобретенных в процессе профессионального юридического образования или в рамках правовой социализации в соответствующей этим познаниям национально-языковой среде.

В этом процессе вуз предстает как профессионально-образовательная организация, действующая в сфере гражданского общества на основе правовой социализации через трансформацию управленческих связей для решения установленных задач системы высшего образования при соблюдении частных и публичных интересов [14].

Традиционное обучение в больших группах (лекция-семинар) превращает студента в пассивного субъекта. Необходимо формировать способность аналитически мыслить, выстраивать правовую позицию. Методики индивидуального обучения по разным специальностям при этом объективно различаются, что разумно предусмотреть при выработке концептуальных положений, образовательных стандартов и учебных планов.

Требуется институализация в системе юридического образования дистанционного обучения, которое должно рассматриваться как часть общего учебного процесса. Приобретение знаний «лицом к лицу» останется жизненно важным для правовой социализации личности, особенно для молодого поколения, при получении начального и среднего образования. Дистанционное - прерогатива высшего профессионального и послевузовского образования, особенно в целях обеспечения непрерывности процесса в течение всей жизни [15].

Подводя итог, можно сделать вывод, что на сегодняшний день динамика правового регулирования свидетельствует о формировании обширного массива законодательных актов Российской Федерации в социальной сфере. Идет постепенный процесс «правовой социализации» законодательства. Он характеризуется не просто принятием «социальных» законов (законов в сфере образования населения), правовая социализация законодательства означает инкорпорирование в российское законодательство принципов социального государства [16, с. 47-51].

Литература

1. Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственном общеобразовательном учреждении // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. АНО «Центр публично-правовых исследований», 2006. Т. 1.

2. Симоненко А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

3. Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь. 2008. № 10.

4. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7.

5. Сморгунова В.Ю. Обзор международного научно-практического семинара для переводчиков международных организаций «Законодательный процесс в Российской Федерации» (Санкт-Петербург, 26-28 февраля 2009 г.) // История государства и права. 2009. № 18.

6. Сморгунова В.Ю. К истории формирования американской правовой культуры и гражданской идентичности // История государства и права. 2006. № 2.

7. Довженко Г.А. Качественное образование как важнейший фактор социализации современной молодежи // Общество и право. 2008. № 1.

8. http://www.tim.timesonline.co.uk; http:// www.guardian.co.uk

9. Долгова А.И. Правосознание в механизме преступного поведения и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970.

10. Ефремова Г.Х. Некоторые вопросы правового воспитания школьников // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. статей. М., 1970.

11. Сибиряков С.Л., Шеховцова Н.А. Из опыта организации системы этико-правового воспитания и профилактики девиантного поведения учащихся в общеобразовательной школе // Преступность и культура общества. М., 1998.

12. Есаков В.А. Характер, цели, задачи и методы управления отраслью культуры в современных условиях // Культура: управление, экономика, право. 2007. № 3.

13. Кананыкина Е.С. Источники права о специальном образовании в англоамериканской правовой семье // Юридическое образование и наука. 2006. № 4.

14. Кирилловых А.А. Развитие механизмов автономии в современном административно-правовом регулировании учреждений высшей школы // Административное и муниципальное право. 2009. № 5.

15. Пуляева Е.В. Обеспечение качества юридического образования: правовые аспекты // Журнал российского права. 2009. № 11.

16. Калашников С.В. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. 2002. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.