УДК 340
Евгения Алексеевна Чернышова, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Институт права и национальной безопасности, магистрант 1 курса
E-mail: [email protected]
Evgeniya Alekseevna Chernyshova, Tambov state University named after G.R. Derzhavin, Institute of Law and National Security, 1st year undergraduate
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
В статье анализируются вопросы взаимосвязи понятий правовой социализации и девиантного поведения. Рассматриваются причины девиантного поведения в современных условиях развития общества, предлагаются способы решения сложившихся проблем.
Ключевые слова: девиантное поведение, правовая социализация, аномия, правовая культура, правосознание.
LEGAL SOCIALIZATION AND DEVIANT BEHAVIOR OF YOUTH AT THE PRESENT STAGE
OF SOCIETY DEVELOPMENT
The article analyzes the relationship between the concepts of legal socialization and deviant behavior. The reasons of deviant behavior in modern conditions of development of society are considered, ways of the solution of the developed problems are offered.
Key words: deviant behavior, legal socialization, anomie, legal culture, legal consciousness.
В свете современных тенденций развития общества все более четко проявляется взаимосвязь таких понятий, как правовая социализация и девиантное поведение молодежи. Под девиантным поведением понимают поведение, которое отклоняется от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
Проблемы девиантного поведения поднимаются на самом высоком уровне, в частности, они нашли свое отражение в «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (далее - Стратегия), утвержденной Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-27531. В разделе третьем Стратегии «Цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму» указывается, что одним из основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму в сфере образования и государственной молодежной политики является мониторинг девиантного поведения молодежи.
Исходя из этого анализ указанных категорий в их соотношении и выявление способов решения сложившихся проблем является очень важным и актуальным. Выявление соотношения рассматриваемых понятий в их взаимосвязи необходимо начать с рассмотрения такой категории, как правовая социализация.
Правовая социализация является одним из элементов общей социализации личности, в который включается поэтапное освоение личностью сложившихся в обществе правовых принципов и норм поведения, а также развитие самоконтроля поведения на основе правовых установок, сложившихся в обществе2. Специфика правовой социализации сводится к сложному процессу встраивания личности в систему правовых отношений общества и освоения личностью конкретных юридических и социальных норм, в ходе которого происходит адап-
1 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) // СПС КонсультантПлюс.
2 Самыгин П.С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4. С. 210.
тация и интериоризация социального опыта. То есть можно говорить о том, что правовая социализация направлена на освоение основных правовых принципов и норм права, а также на формирование способности к внутреннему анализу собственного поведения на основе усвоенных официальных и неофициальных правовых установлений.
Представляется необходимым рассмотреть вопрос относительно структуры правовой социализации молодежи и выделить ее основные этапы.
В первую очередь, это правовое образование, сводящееся к формированию правосознания личности. Не менее важным элементом структуры выступает также нравственно-правовое воспитание личности с целью формирования правовой культуры молодого человека, что является необходимым этапом на пути правильной правовой социализации личности в современном обществе. Можно сказать, что степень усвоения установок, заложенных в понятия правосознания и правовой культуры, определяется посредством оценки правомерного поведения личности, вызванного не страхом ответственности за совершение неправомерных действий, а стойким сформированным убеждением в справедливости существующей системы правовых норм и заложенных нравственных ценностей. Данные понятия находят свое соотношение в контексте нравственно-правовой культуры, право и нравственность оказывают регулятивное воздействие на сферу свободы и объективно направлены на стимулирование правомерной активности личности, создание всех необходимых предпосылок для её социализации. В то же время необходимо отметить, что, как верно указывается в работе Ю.В. Кузнецова и И.Ю. Салминой, полная нравственно-правовая социализация личности является лишь идеалом, стремление к которому человеку предписывает долг его практического разума1. Однако необходимо понимать то, что достижение подобного результата в полной мере невозможно в силу того, что понятие полной нравственно-правовой социализации является в известной мере идеализированной теоретической конструкцией.
Отдельно необходимо выделить и провести анализ вопроса относительно социальных условий, в которых проходит процесс социализации молодежи. Как отмечается рядом ученых, «общепризнанным в социологической науке является тот факт, что на правовую социализацию личности определяющее воздействие оказывают происходящие в обществе трансформационные процессы»2, к числу которых можно отнести различные виды общественно-экономических и политических, идеологических кризисов, периодически проходящих в обществе на определенных этапах его развития. При этом данный факт приобретает особую значимость в контексте негативных тенденций динамических процессов в обществе применительно к молодежи, у которой в силу естественных причин еще не до конца сформировались и окрепли правосознание и правовая культура, то есть еще не завершился процесс правовой социализации. В данном контексте уместно привести позицию, высказываемую М.А. Гусаровой, в соответствии с которой неотъемлемыми характеристиками молодежи в подобные кризисные периоды становятся «социальная дезориентированность, психологическая растерянность и маргинальность»3.
Видится необходимым затронуть вопрос относительно двух самостоятельных видов правовой социализации. Принято выделять, во-первых, целенаправленное воздействие на личность, и, во-вторых, стихийные процессы социализации. Разница между приведенными видами социализации, как нам представляется, является явной, однако дополнительно отметим, что первый вариант является собственно целенаправленным воспитанием, а второй выражается в спонтанном взаимодействии личности с различными социальными группами и
1 Кузнецов Ю.В., Салмина И.Ю. Правовая социализация молодежи как фактор развития гражданского общества // Вестник МГТУ. 2010. № 2. С. 435.
2 Самыгин П.С., Попов М.Ю., Самыгин С.И. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. № 2. С. 300.
3 Гусарова М.А. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в период ано-мизации // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3. С. 150.
отдельными индивидами, характерном для общества, находящегося в состоянии нестабильности, кризисности и аномии.
Возникновение ситуации, при которой происходит значительное увеличение роли стихийности в процессе социализации, является крайне нежелательной, поскольку в такой ситуации эффективность правовой социализации посредством воспитания резко снижается, что приводит к распространению форм девиантного поведения среди молодежи1.
Особую тревогу вызывает распространение форм девиантного поведения среди современной молодежи. К сожалению, данная проблема является актуальной для современной ситуации в нашем государстве. Как верно отмечается в работе Э.С. Рахматуллина, существует целый ряд причин, определяющих актуальность представленной проблемы для современной России2. Все эти причины органично разбиваются на два крупных блока. Первый блок причин включает в себя экономические аспекты, в частности, имущественный разрыв между верхами и низами общества, приводящий низы к мыслям о необходимости и обязательности нарушения сложившихся правовых норм в целях получения более высокого социального статуса и имущественных благ. Второй блок связан с социальными вопросами, в первую очередь с такими явлениями, как маргинализация населения и усиление социальной мобильности, проходящей в «неправильном» направлении, что приводит к росту числа лиц, которые не прошли успешную правовую социализацию и имеют склонности к проявлению элементов девиантного поведения.
Анализ указанных причин приводит к мысли о том, что девиантное, а также делин-квентное поведение в сложившейся современной ситуации в российском обществе охватывает собой большое количество различных групп населения и целых социальных слоев, что фактически означает проникновение элементов вышеуказанного поведения в большинство сфер общественной жизни, что является крайне опасной тенденцией. В случае становления девиантного поведения в качестве массового оно начинает восприниматься как правильный стиль поведения, что является крайне опасным и требующим серьезного анализа и искоренения явлением. Это особенно относится к молодежи как наиболее пластичной и психологически неустойчивой возрастной группе населения. Представление о морали и праве в силу целого ряда причин, в том числе и возрастных, находятся у молодежи на вербальном уровне, но не стали еще осознанными, тем более автоматическими регуляторами их поведения.
В то же время, то состояние, в котором находится современное российское общество, нельзя назвать иначе, чем кризисное, что в свою очередь позволяет характеризовать российское общество как общество, в котором распространяется явление аномии, то есть происходит распад системы социальных норм, которые необходимы для нормального функционирования и дальнейшего поступательного развития общества, ведущий в дальнейшем к разрушению системы моральных и правовых ценностей, а равно и к нарушению процесса социализации молодежи, повышению роли стихийных элементов в этом процессе, что в последующем неизбежно ведет к повышению числа случаев проявления девиантного, в том числе делинквентного поведения. Помимо этого, также и системные аспекты правой социализации становятся более противоречивыми по своей форме, поскольку такие социальные институты, являющиеся базовыми агентами социализации, в том числе правовой, как семья, школа и СМИ, оказывают зачастую даже негативное влияние на этот процесс .
В то же время государством предпринимаются меры, направленные на решение сложившихся проблем в сфере правовой социализации личности и борьбы с проявлениями де-
1 Троцук И.В. Проблема насилия в российском обществе: «нормальные» и «патологичные» проявления // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 3. С. 50.
2 Рахматуллин З.С. Девиантное поведение в ряду социальных проблем // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. Кн.5. Ч. 2. С. 129.
3 Заячковский О. А. Проблемы правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 9. С. 20.
виантного поведения молодежи, в частности, это находит отражение в уже упоминавшейся Стратегии противодействия экстремизму, к примеру, в форме проведения социологических исследований социальной обстановки в образовательных организациях, что может помочь выявить проблемы на ранней стадии и успешно с ними бороться.
Подводя итог, можно сказать, что решение сложившихся проблем видится в первую очередь в социально-экономическом развитии страны, что будет способствовать искоренению явлений маргинализации общества и социального неравенства в экономическом аспекте, росту удельного веса среднего класса, без чего невозможно развитие в обществе высокого уровня правосознания и правовой культуры, а равно и качественное прохождение этапа правовой социализации молодежи. Представляется необходимым и обоснованным дальнейшее развитие правовых, социологических, психологических исследований и исследований смешанного характера в рассматриваемой тематике в целях более детального осмысления сложившихся в данной сфере проблем.
Список литературы
1. Гусарова М.А. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в период аномизации // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - № 3. - С. 149-157.
2. Заячковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аномии российского общества // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2010. - № 9. - С. 18-25.
3. Кузнецов Ю.В., Салмина И.Ю. Правовая социализация молодежи как фактор развития гражданского общества // Вестник МГТУ. - 2010. - № 2. - С. 433-440.
4. Рахматуллин З.С. Девиантное поведение в ряду социальных проблем // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2009. - Т. 151. - Кн.5. - Ч. 2. - С. 127-135.
5. Самыгин П.С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 4. - С. 207-213.
6. Самыгин П.С., Попов М.Ю., Самыгин С.И. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества // Вестник РУДН. - Серия: Социология. - 2016. - № 2. - С. 297-305.
7. Троцук И.В. Проблема насилия в российском обществе: «нормальные» и «патологичные» проявления // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2007. - № 3. - С. 47-56.
List of references
1. Gusarova M.A. Osobennosti pravovoy sotsializatsii sovremennoy rossiyskoy molodezhi v period anomizatsii // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo [Features of legal socialization of modern Russian youth in the period of ano-mization // Society: politics, economics, law]. - 2011. - № 3. - Pp. 149-157.
2. Zayachkovsky O.A. Problemy pravovoy sotsializatsii v usloviyakh anomii rossiyskogo obshchestva // Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [Problems of legal socialization in the conditions of anomie of Russian society // Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant]. - 2010. - № 9. - Pp. 18-25.
3. Kuznetsov Yu.V., Salmina I.Yu. Pravovaya sotsializatsiya molodezhi kak faktor razvitiya grazhdanskogo obshchestva // Vestnik MGTU [Legal socialization of youth as a factor in the development of civil society // Bulletin of MSTU]. - 2010. - № 2. - Pp. 433-440.
4. Rakhmatullin Z.S. Deviantnoye povedeniye v ryadu sotsial'nykh problem // Uchenyye zapiski Kazanskogo go-sudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki [Deviant behavior in a number of social problems // Scientific notes of Kazan State University. Humanitarian sciences]. - 2009. - V. 151. - Book 5. - Part 2. - Pp. 127-135.
5. Samygin P.S. Pravovaya kul'tura molodezhi v kontekste modernizatsii pravovoy sistemy Rossii // Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya [Legal culture of youth in the context of modernization of the legal system of Russia // Social and humanitarian knowledge]. - 2005. - № 4. - Pp. 207-213.
6. Samygin P.S., Popov M.Yu., Samygin S.I. Pravovaya sotsializatsiya molodezhi v usloviyakh krizisnogo sos-toyaniya sovremennogo rossiyskogo obshchestva // VestnikRUDN. Seriya: Sotsiologiya [Legal socialization of youth in a crisis state of modern Russian society // Bulletin of RUDN University]. - Series: Sociology. - 2016. - № 2. -Pp. 297-305.
7. Trotsuk I.V. Problema nasiliya v rossiyskom obshchestve: «normal'nyye» i «patologichnyye» proyavleniya // Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannyye. Analiz. Diskussii [The problem of violence in Russian society: «normal» and «pathological» manifestations // Bulletin of public opinion. Data. Analysis. Discussions]. - 2007. - № 3. - Pp. 47-56.