Научная статья на тему 'Правовая регламентация задержания подозреваемого'

Правовая регламентация задержания подозреваемого Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1629
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ / ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО / МЕРА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ЛИЧНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / СРОК ЗАДЕРЖАНИЯ / MAN / HIS RIGHTS AND FREEDOMS / THE DETENTION OF A SUSPECT / THE MEASURE OF CRIMINAL PROCEDURE ENFORCEMENT / PERSONAL PRIVACY / THE PERIOD OF DETENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Францифоров Ю.В., Овчинникова Н.О.

Рассматривается процессуальная характеристика задержания, проводится анализ отдельных положений Федерального закона «О полиции» и УПК РФ, касающихся задержания лица по подозрению в совершении преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the arrest ofthe suspect

The article discusses the procedural characteristics of the detention, the analysis of certain provisions relating to the detention of a person suspected of a crime of the Federal law «On police» and the code of criminal procedure.

Текст научной работы на тему «Правовая регламентация задержания подозреваемого»

УДК 343.132

Ю. В. Францифоров, Н. О. Овчинникова

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО

Рассматривается процессуальная характеристика задержания, проводится анализ отдельных положений Федерального закона «О полиции» и УПК РФ, касающихся задержания лица по подозрению в совершении преступления.

К л ю ч е в ы е с л о в а: человек, его права и свободы, задержание подозреваемого, мера уголовно-процессуального принуждения, личная неприкосновенность, срок задержания.

LEGAL REGULATION OF THE ARREST OF THE SUSPECT

The article discusses the procedural characteristics of the detention, the analysis of certain provisions relating to the detention of a person suspected of a crime of the Federal law «On police» and the code of criminal procedure.

K e y w o r d s: man, his rights and freedoms, the detention of a suspect, the measure of criminal procedure enforcement, personal privacy, the period of detention.

Поступила в редакцию 8 сентября 2015 г. Задержание в уголовном процессе обусловлено необходимостью применения процессуального принуждения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, и связано с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, установленного ч. 1 ст. 22 Конституции РФ, ст. 3 и 9 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (определено в ст. 9 Всеобщей декларации прав человека). Человек, его права и и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Однако уголовно-процессуальное законодательство, установив задержание в качестве меры принуждения, закрепила и ряд процессуальных гарантий для лиц, в отношении которых применяется эта вынужденная мера, а именно: максимальный 48-часовой срок задержания лица по подозрению в совершении преступления, который применим без судебного решения, а также детальная регламентация процедуры задержания лица по подозрению в совершении преступления и уведомления об этом заинтересованных лиц, в том числе основания освобождения подозреваемого, порядок обжалования действий и решений должностных лиц на стадии предварительного расследования в случаях незаконного задержания.

Несмотря на то что уголовный процесс во многом основан на применении мер процессуального принуждения, требования норм уголовно-процессуального законодательства не противоречат положениям Основного закона и международным правовым актам. В соответствии с положением ч. 1 ст. 10 УПК РФ никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ.

© Францифоров Ю. В., Овчинникова Н. О., 2016

До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более двух суток.

Таким образом, применение такой меры принуждения, как задержание подозреваемого, обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, поскольку лишь эффективная организация уголовного преследования может противостоять преступности, которая становится все более организованной, профессиональной и изощренной.

Вместе с тем в процессуальной науке остается ряд спорных вопросов, касающихся как процессуальной формы, так и правового содержания такой меры принуждения, как задержание.

В словаре русского языка под задержанием понимаются действия, направленные на то, чтобы «воспрепятствовать движению, остановить, принудить, арестовать, взять под стражу»1.

В уголовном процессе задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ) с целью обеспечения эффективности и своевременности дальнейшего расследования преступлений.

В соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» целью задержания подозреваемого является требование доставить его в органы власти и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений.

Для задержания подозреваемого не требуется ни санкции прокурора, ни решения суда, поскольку процедура задержания вызвана либо неотложным, либо предупредительным характером процессуального принуждения, которое отличается от целевого назначения применения мер пресечения.

Основаниями задержания лица по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, являются обстоятельства, при которых лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Подозреваемый может быть также задержан следователем, дознавателем и органом дознания, если он пытался скрыться либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1, 2 ст. 91 УПК РФ).

Аналогичные требования содержались и в ст. 257 Устава уголовного судопроизводства 1864 г., в соответствии с которыми полиция вправе задержать подозреваемого, если он застигнут при совершении преступного деяния или тотчас после его совершения; когда потерпевшие от преступления или очевидцы укажут прямо на подозреваемое лицо; когда на подозреваемом или в его жилище будут найдены явные следы преступления; когда вещи, служащие доказательством преступного деяния, принадлежат подозреваемому или оказались при нем; когда он

1 Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1990. С. 206.

сделал покушение на побег или пойман во время или после побега, и когда подозреваемый не имеет постоянного места жительства или оседлости.

Таким образом, в соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание подозреваемого в качестве меры процессуального принуждения может быть применено органом дознания, дознавателем, следователем. Однако в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ, раскрывающего особенности задержания подозреваемого, сказано, что на задержание лица, совершившего преступление, могут иметь право не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении2.

Расширительное толкование фактического задержания, распространяющее процессуальные полномочия задержания и на лиц, не являющихся участниками уголовного судопроизводства, противоречит положениям п. 11 ст. 5, ч. 1 ст. 91, ч. 1 ст. 92 УПК РФ. Однако в ч. 1 ст. 38 УК РФ установлено право задержания подозреваемого лицом, не наделенным такими полномочиями, для пресечения возможности совершения подозреваемым новых преступлений и доставления его органам власти, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.

Следует согласиться с тем, что осуществить фактическое задержание вправе две группы лиц. К первой группе относятся потерпевший, свидетель, а также любой гражданин; ко второй группе относятся должностные лица, фактическое задержание для которых является служебной обязанностью3.

Для устранения противоречия между требованием УПК РФ и УК РФ в отношении субъектов фактического задержания следует закрепить в главе 12 УПК РФ возможность фактического задержания подозреваемого гражданами, оказавшимися на месте совершения преступления, для доставления его органам власти.

Рассматривая процедуру задержания в уголовном судопроизводстве следует обратить внимание на существующее противоречие Федерального закона «О полиции» и УПК РФ, касающееся момента, с которого необходимо исчислять срок задержания подозреваемого.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК РФ срок задержания подозреваемого исчисляется с момента фактического задержания, т.е. с момента, производимого в соответствии со ст. 92 УПК РФ, установленного в виде фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ).

Однако по ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О полиции» срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Полагаем, что понятие «ограничение свободы передвижения лица» используется при избрании отдельных мер пресечения. Так, подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в ограничении свободы передвижения лица, связанного с выездом за пределы постоянного или временного места жительства. Домашний арест в качестве меры пресечения связан с более строгим ограничением свободы передвижения лица, а именно с ограничением выхода лица за пределы жилого помещения, в котором он проживает. Ограничение свободы передвижения лица

2 О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 См.: Панокин А. М. Задержание подозреваемого в уголовном судопроизводстве // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 4. С. 17.

может служить мерой наказания, связанной с запретом свободного передвижения в определенное время суток, а также с оставлением места постоянного проживания, выезда за пределы соответствующего муниципального образования. В соответствии с. ч. 2 ст. 53 УК РФ ограничение свободы в качестве меры наказания назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет.

Таким образом, ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О полиции» следует привести в соответствие с п. 15 ст. 5 УПК РФ, в котором момент фактического задержания связан не с ограничением свободы передвижения лица, а с лишением свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

Рассматривая процедурные особенности задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, следует обратить внимание на тот факт, что эта мера пресечения призвана обеспечить не только защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, но и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. В связи с этим уместно предложение Ю. Г. Овчинникова о внедрении в уголовный процесс России правила Миранды, определяющего основные процессуальные гарантии подозреваемых, в основе которых лежит обязанность полиции перед допросом предупредить задержанное лицо или лицо, чья свобода ограничена каким-то другим образом, о том, что: 1) он имеет право хранить молчание; 2) любое сделанное им заявление может быть использовано в качестве доказательства против него; 3) он имеет право на присутствие и помощь своего адвоката; 4) если он не имеет своего адвоката, то ему будет предоставлен адвокат за счет государства4.

4 См.: Овчинников Ю. Г. Необходимо ли внедрить «правило Миранды» в российский уголовный процесс? // Современное состояние и перспективы развития уголовно-процессуального законодательства : теоретические и практические аспекты : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2012. С. 176-183.

Саратовская государственная юридическая академия Францифоров Ю. В., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса E-mail: franciforov@mail.ru Овчинникова Н. О., аспирант, преподаватель кафедры уголовного процесса

Saratov State Law Academy Franciforov Yu. V., Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the Criminal Process Department

E-mail: franciforov@mail.ru Ovchinnikova N. O., Post-graduate Student, Lecturer of the

Criminal Process Department

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.