В. В. Чеха
Правовая регламентация работы воспитателя ДОУ
Чеха Вадим Витальевич - кандидат юридических наук, эксперт по вопросам образовательного законодательства, проректор по правовым вопросам и имущественным отношениям Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.
Как регламентируется предельная наполняемость групп дошкольного учреждения?
Предельная наполняемость групп об-щеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в дошкольных образовательных учреждениях регламентируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666.
Например, согласно п.32 вышеуказанного положения в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:
от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;
от 1 года до 3 лет - 15 детей;
от 3 лет до 7 лет - 20 детей.
В разновозрастных группах общеразвива-ющей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:
• двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) -8 детей;
• любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) -10 детей;
• любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) -15 детей.
В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:
• для детей с туберкулезной интоксикацией - 10 и 15 детей;
• для детей, часто болеющих, - 10 и 15 детей;
• для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, - 12 и 15 детей.
? 1
Должен ли воспитатель ДОУ в свое личное время посещать педсоветы и методические клубы?
В данном случае достаточно проблематично квалифицировать упомянутое в вопросе «посещение методических клубов» как вид работы. Вероятно, речь идет не о посещении как таковом, а об определенном виде работы воспитателя, связанном с методическим обеспечением его деятельности, необходимым элементом которого как раз и выступает указанное посещение.
Тем не менее, при ответе на данный вопрос ключевое значение имеют два общих понятия: «рабочее время» и «трудовая функция».
Согласно статье 56 ТК РФ любой работник обязуется по трудовому договору лично выполнять определенную этим договором трудовую функцию. Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид деятельности, поручаемой работнику (статья 57 ТК РФ). Определение трудовой функции посредством такого документа, как должностная инструкция со ссылкой на нее в трудовом договоре, - явление достаточно частное.
Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид деятельности, поручаемой работнику (статья 57 ТК РФ).
Любой работник, в том числе и воспитатель дошкольного образовательного учреждения во время нахождения на работе должен делать то, что либо прямо предусмотрено, либо обусловлено его трудовой функцией. Применительно к обусловленности действия работника трудовой функцией речь идет, прежде всего, о выполнении тех действий, без которых реализация трудовой функции является невозможной. То есть, если статус конкретного воспитателя дошкольного образовательного учреждения предполагает посещение им заседаний методического клуба и получение там информации - данное действие следует отнести к числу необходимых для исполнения трудовой функции.
С другой стороны, любой работник, за исключением отдельных случаев, должен осуществлять реализацию своей трудовой функции в течение рабочего времени. Под рабочим временем, согласно статье 91 ТК РФ, понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» от 3 апреля 2003 г. № 191 продолжительность рабочего времени для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по общему правилу составляет 36 часов в неделю. Привлечение работника для выполнения работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени именуется сверхурочной работой. Выполнение данной работы предполагает особые условия привлечения к ней и особый порядок оплаты (согласно статье 152 ТК РФ -за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере).
Как следует из вопроса, речь идет именно о привлечении к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, что с учетом вышесказанного нельзя назвать правомерным.
Что же касается вопроса об обязанности воспитателя, связанной с выполнением методической работы как таковой, то в этом случае возможно порекомендовать изучить
трудовой договор и (или) должностную инструкцию, а также документы, регламентирующие деятельность указанного методического клуба и на основе такого изучения сделать вывод об обязанности его посещения с учетом вышесказанного.
Под рабочим временем, согласно статье 91 ТК РФ, понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.
Следует отметить, что в ряде нормативных правовых актов федерального уровня упоминается о методической работе воспитателей. Так, в частности, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» в п. 8.2 содержит указание о методической работе, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами как о составной части трудовой функции воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что само по себе включение в трудовую функцию воспитателя дошкольного образовательного учреждения методической работы следует, на наш взгляд, воспринимать как правомерное.
Применительно к посещению воспитателем педагогического совета необходимо исходить из того, что педагогический совет, согласно п. 2 статьи 35 Закона РФ «Об образовании» и п. 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666 выступает одной из форм самоуправления дошкольного образовательного учреждения. Порядок комплектования педагогического совета устанавливается уставом образовательного учреждения. Таким образом, основанием для наличия обязанности посещения педагогического совета выступает включение работника в его состав.
Я педагог - художник с высшим образованием. Хотелось бы организовать свою детскую художественную мастерскую, помещение планирую арендовать в городском ДК. Какие требования со стороны методических структур будут предъявляться? С чего начать?
В В данном случае необходимо проанализировать как минимум три группы отношений. К первой группе относятся вопросы статуса лица, организующего детскую художественную мастерскую и предоставляющего соответствующие услуги. Ко второй - отношения, связанные с регламентацией деятельности по предоставлению платных образовательных услуг. К третьей - отношения, связанные с арендой помещения.
Применительно к статусу организатора детской художественной мастерской речь, скорее всего, может идти об организации так называемой индивидуальной трудовой педагогической деятельности, возможность осуществления которой предусмотрена Законом РФ «Об образовании». Упомянутая в вопросе детская художественная мастерская предполагает организацию целенаправленного процесса воспитания и обучения, что согласно преамбуле Закона РФ «Об образовании» выступает одним из основных признаков образовательной деятельности.
Если гражданин занимается предпринимательством без государственной регистрации, то он может быть привлечен к ответственности по статье 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За такое деяние на сегодняшний день предусмотрен штраф в размере от 500 до 2000 руб.
Согласно п. 1, 2 статьи 48 Закона РФ «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и при этом данная деятельность не требует получения лицензии.
То есть в рассматриваемом случае необходимо
зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно п. 1 статьи 22.1 указанного закона при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для гражданина РФ, как правило, паспорта);
в) в определенных случаях - копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица;
г) документ об уплате государственной пошлины, размер которой в настоящее время составляет 400 рублей (статья 333.33 НК РФ).
В случае если регистрируемое физическое лицо не обладает гражданством РФ или является несовершеннолетним, на регистрацию подаются также иные документы.
Довольно часто физическое лицо, систематически оказывающее образовательные услуги в России в качестве так называемого репетитора, не регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Современная российская ситуация позволяет относительно безопасно существовать многим педагогам, преподавателям, оказывающим образовательные услуги в виде репетиторства без какой-либо регистрации.
Однако необходимо иметь в виду то, что если гражданин занимается предпринимательством без государственной регистрации, то он может быть привлечен к ответственности по статье 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За такое деяние на сегодняшний день предусмотрен штраф в размере от 500 до 2000 руб.
Следует также отметить наличие в Уголовном кодексе РФ такого состава, как «незаконное предпринимательство» - осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением
дохода в крупном размере (ст. 171 УК). Под крупным размером или крупным ущербом в данном случае понимается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250000 рублей (статья 169 УК РФ).
На физическое лицо, предоставляющее платные образовательные услуги, распространяются все установленные требования, регламентирующие оказание платных образовательных услуг в Российской Федерации, в том числе правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505. К числу основных положений указанных правил, которые необходимо учитывать физическому лицу, предоставляющему платные образовательные услуги, относятся следующие:
- исполнитель (то есть в данном случае -физическое лицо, оказывающее платные образовательные услуги) обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с условиями договора об оказании платных образовательных услуг;
- договор между исполнителем и потребителем образовательных услуг заключается в письменной форме и должен содержать наименование исполнителя, его адрес, сведения о государственной регистрации, фамилию, имя, отчество, телефон и адрес потребителя, сроки оказания услуг, уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты, другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг. Данный договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у потребителя;
- исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора;
- исполнитель обязан довести до потребителя информацию, содержащую наименование (фамилия, имя и отчество) и место нахождения (адрес) исполнителя, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего; перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору,
и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления; информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием наименования зарегистрировавшего его органа, а также информацию о формах, сроках, направленности освоения образовательных программ; требованиях к поступающим на обучение, информацию о форме документа, выдаваемого по окончании обучения (при наличии такового);
На физическое лицо, предоставляющее платные образовательные услуги, распространяются все установленные требования, регламентирующие оказание платных образовательных услуг в Российской Федерации, в том числе правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505.
- исполнитель обязан заключить договор с обратившимся при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу. При этом исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами;
- потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг. На оказание образовательных услуг по требованию потребителя может быть составлена смета;
- стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. То есть никто не обладает полномочием устанавливать цену на предоставляемые вами образовательные услуги - данный вопрос решаете вы по согласованию с потребителем,
однако за одинаковые по содержанию услуги цена должна быть также одной и той же для всех потребителей.
Третья часть рассматриваемого вопроса связана с указанной в вопросе арендой помещений в «городском ДК». Арендные отношения осуществляются в соответствии с договором аренды, по которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество (в данном случае - помещение (часть помещения)) за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
При заключении договора аренды арендодателю, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на следующие элементы содержания договора:
- в договоре, который должен заключаться в письменной форме, необходимо четко обозначить объект аренды - соответствующее помещение (часть помещения), принадлежащее арендодателю (местонахождение, площадь, состав);
- указание на наличие необходимых для сдачи в аренду правомочий (помещение, занимаемое указанным в вопросе «городским ДК», скорее всего относится к категории государственной или муниципальной собственности и принадлежит указанному ДК на праве оперативного управления, которое предполагает наличие определенного рода ограничений при сдаче в аренду);
- указание на то, что объект аренды не обременен правами третьих лиц, не находится под арестом, его права не оспариваются в суде;
- описание относящихся к объекту аренды документов, передаваемых арендатору (технический паспорт, сертификат качества и т. п.), при наличии таковых;
- описание недостатков передаваемого в аренду имущества (при наличии таковых);
- точное описание порядка, условий и сроков внесения арендной платы и указание размера арендной платы (арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно; установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов; предоставления арендатором
определенных услуг (в том числе и образовательных); передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду; возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества). Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. Для арендатора важным является отражение в договоре положения о том, что размер арендной платы не может изменяться в течение оговоренного в договоре срока;
- закрепление обязанности арендатора по использованию имущества в соответствии с условиями договора аренды и (или) в соответствии с назначением имущества;
- наличие либо отсутствие права на сдачу арендатором помещения в субаренду;
- указание на то, кто (арендатор или арендодатель) должен производить капитальный и текущий ремонты, нести расходы на содержание имущества;
- указание на то, кому должны принадлежать произведенные арендатором неотделимые улучшения арендованного имущества (арендатору или арендодателю).
Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. Для арендатора важным является отражение в договоре положения о том, что размер арендной платы не может изменяться в течение оговоренного в договоре срока.
Следует также иметь в виду то, что передача помещения (части помещения) арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. Если иное не предусмотрено договором аренды помещения (части помещения), обязательство арендодателя передать помещение (часть помещения) арендатору считается исполненным после предоставления его арендатору во владение или пользование и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. ■