Научная статья на тему 'Договорная работа образовательных учреждений'

Договорная работа образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1324
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимец Л. Г.

В статье кратко изложены виды договорных обязательств, используемые в работе образовательных учреждений, рассмотрены особенности конкретных договоров, применяемых как для решения основных задач образовательного учреждения, так и для иных, дополнительных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Договорная работа образовательных учреждений»

Договорная работа образовательных учреждений Л.Г. Максимец

Юридический факультет МГТУ, кафедра гражданского права и процесса

Аннотация. В статье кратко изложены виды договорных обязательств, используемые в работе образовательных учреждений, рассмотрены особенности конкретных договоров, применяемых как для решения основных задач образовательного учреждения, так и для иных, дополнительных.

Abstract. The paper briefly formulates some kinds of contracts used in the work of educational institutions, including peculiarities of the specific contracts suitable for solution of the main tasks as well as for the other additional tasks of the educational institution.

1. Введение

Правовой статус образовательного учреждения как юридического лица очень своеобразен, так как оно является и самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений со всеми вытекающими отсюда принципами свободы договора, равенства сторон, и одновременно имеет статус учреждения, находящегося почти в полной зависимости от воли собственника (учредителя).

Грамотная постановка договорной работы образовательного учреждения помогает избежать возможных конфликтов с учредителем и контролирующими органами, в том числе в вопросе соотношения предпринимательской и непредпринимательской деятельности учреждения.

2. Договорная работа

В соответствии с ГК РФ организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые ставят целью своей деятельности извлечение прибыли, вторые представляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, образования, занимаются благотворительностью и осуществляют другие общественно-полезные цели. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

К некоммерческим относятся организации различной организационно-правовой формы:

1. Потребительские кооперативы.

2. Общественные и религиозные организации (объединения), в том числе: общественные движения; организации общественной самодеятельности; молодежные общественные объединения; религиозные организации.

3. Фонды.

4. Учреждения, в том числе образовательные.

5. Ассоциации (союзы).

6. Другие формы, предусмотренные законодательством.

Некоммерческие организации могут быть созданы физическими лицами, юридическими, другими некоммерческими организациями. Создание некоммерческих организаций и их деятельность регламентируется Гражданским Кодексом РФ, а также Федеральным Законом "Об общественных объединениях" от 19.05.95 г. № 82-ФЗ, Федеральным Законом "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций" от 28.06.95 г. № 98-ФЗ, Федеральным Законом "Об образовании" от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, Федеральным Законом "О высшем и послевузовском образовании" от 22.08.96 г. № 125-ФЗ, Федеральным Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.95 г. № 135-ФЗ, Федеральным Законом "О потребительской кооперации" от 19.06.92 г. № 3085-1, Федеральным Законом "О товариществах собственников жилья" от 15.06.96 г. № 72-ФЗ. В отношении других форм некоммерческих организаций следует руководствоваться ГК РФ.

Организация должна пройти государственную регистрацию и получить права юридического лица. Исключение составляют некоммерческие организации, созданные в форме общественного объединения, которые могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Для создания такой некоммерческой организации должно быть принято соответствующее решение, утвержден устав организации, выбраны руководящие и ревизионные органы.

Некоммерческие организации не имеют уставного капитала, если они функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Уставный капитал в обычной форме, которая предусмотрена для коммерческих организаций, образуется в том случае, если некоммерческая организация имеет статус юридического лица, и ее учредители имеют право собственности как на этот капитал, так и на имущество, приобретенное в процессе ее деятельности. Примером таких некоммерческих организаций могут служить учреждения.

Закон "О некоммерческих организациях", принятый 12.01.96 г., основывается на ГК РФ, но в нем указаны новые формы некоммерческих организаций. Некоммерческие организации, в том числе учреждения, не могут иметь статус малых предприятий и пользоваться соответствующими льготами, т.к. ст. 3 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.06.95 г. № 88-ФЗ под малыми предприятиями понимает только коммерческие предприятия.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта, получившего имущество собственника в оперативное управление, для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Закона "О некоммерческих организациях").

К числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта. В зависимости от учредителей они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и частными (созданными юридическими или физическими лицами). Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного ими и зарегистрированного устава или положения, а иногда общего (типового) положения об учреждениях данного вида. В уставе учреждения собственник -учредитель определяет его задачи и цели деятельности. Он же назначает руководителя, который и является единоличным исполнительным органом учреждения.

Уставом или положением учреждению в рамках его специальной правоспособности может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доход.

Учреждения не ставят своей целью извлечение прибыли, но предпринимательская деятельность им не запрещена действующим законодательством. Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Если учреждение размещает временно свободные денежные средства на депозитных счетах в банках, сдает в аренду помещения, выполняет платные работы, не выходящие за рамки цели, для которой создана некоммерческая организация, то эта деятельность не считается предпринимательской. По ГК РФ учреждения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и которая должна соответствовать этим целям, т.е. эта деятельность является уставной (непредпринимательской) для данной организации, и по ней предусмотрены налоговые льготы.

Некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или через учреждаемые ими предприятия. Учреждение не вправе само создавать другие юридические лица, т.к. это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника, но это возможно при создания ими юридических лиц за счет доходов от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности или приобретенного за счет этого имущества.

Подход, закрепленный в п. 7 ст. 39, п. 4 ст. 47 Закона РФ "Об образовании" и п. 2 ст. 27 Закона "О высшем образовании" расширяет рамки участия учреждений образования в коммерческом обороте и одновременно обоснованно сужает условия ответственности их учредителей (п. 9 ст. 39 Закона "Об образовании").

Уставная (непредпринимательская) деятельность некоммерческих организаций, и в частности образовательных учреждений, осуществляется на основе договоров. Договор является главным средством регулирования товарно-денежных связей, определения содержания правоотношений, прав и обязанностей его участников.

Образовательные учреждения могут заключать любые договоры, не противоречащие закону и соответствующие целям их деятельности, исключение составляют договоры на совершение сделок, по которым требуются специальные лицензии. При этом образовательные учреждения могут самостоятельно составлять договоры с учетом требований второй части ГК РФ или использовать готовые образцы договоров.

Следует помнить, что образцы гражданско-правовых договоров ориентированы на регулирование стандартных гражданско-правовых взаимоотношений. Но в случае необходимости они

всегда могут быть адаптированы с учетом специфики деятельности, возможностей некоммерческих организаций и в зависимости от их организационно-правовых форм.

Для того, чтобы самостоятельно оценить готовый проект договора и адаптировать его к специфике деятельности своего учреждения и к условиям конкретной сделки, следует знать общие требования, которые предъявляются к договорам, и особенности каждого договора.

Образовательное учреждение может заключать двусторонние и многосторонние договоры. Двусторонние договоры имеют встречную направленность и противоположность прав и обязанностей, независимо от количества участников на каждой стороне, например: договор купли-продажи всегда является двусторонним независимо от того, сколько лиц участвует на стороне покупателя. В многосторонних договорах такая встречная противоположность прав и обязанностей отсутствует. В многосторонних договорах права и обязанности в принципе тождественны. В таком договоре каждый участник является стороной.

Образовательное учреждение может заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством и правовыми актами, так называемые смешанные договоры. Условия договора могут определяться по усмотрению сторон или в соответствии с законодательными актами. Следует помнить, что некоторые правовые нормы ГК РФ носят диспозитивный характер, т.е. оставляют право выбора за сторонами - участниками договора.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Образовательные учреждения могут заключать возмездные и безвозмездные договоры. Договоры, по которым одна из сторон должна получить плату или иное встречное представление за выполнение своих обязательств, называются возмездными договорами. Если по условиям договора одна из сторон обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного представления, то такие договоры называются безвозмездными договорами.

Учреждения, регулярно оказывающие платные услуги, не противоречащие их уставной деятельности, должны заключать публичные договоры. Публичным признается договор, заключенный организацией и обязывающий ее выполнять услуги связи, медицинские, гостиничные, туристические, образовательные, транспортные и прочие услуги в отношении каждого, кто к ней обратится.

Образовательные учреждения, заключая публичные договоры, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ образовательные учреждения могут заключать различные гражданско-правовые договоры: аренды, разновидности договора аренды - финансовой аренды; купли - продажи и т.д., но наиболее распространенным договором, который заключается образовательными учреждениями, является договор возмездного оказания услуг.

Договор аренды является одним из наиболее распространенных договоров, используемых образовательными учреждениями. Они могут сдавать в аренду закрепленные за ними объекты собственности, включая земельные участки, и использовать полученные от аренды средства на развитие образовательного процесса. Договор аренды всегда должен быть заключен в письменном виде. Кроме того, договор аренды недвижимого имущества со сроком не менее одного года подлежит государственной регистрации.

При заключении договора аренды следует помнить, что в договоре должен быть определен срок аренды. Однако в ст. 610 ГК РФ допускается и заключение договора без определенного срока действия: в этом случае договор может считаться заключенным на неопределенный срок. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы должны быть предусмотрены договором аренды.

К характерной особенности договора следует отнести преимущественное право арендатора перед другими лицами по истечении срока договора заключить договор на новый срок.

Образовательные учреждения, заключая договор аренды, должны знать, что важным условием договора аренды является целевое использование арендованного имущества. При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю взятое в наем имущество в состоянии, в котором арендатор его получил, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.

Договор финансовой аренды является разновидностью договора аренды, и на него распространяются нормы ГК, регулирующие общие вопросы для всех видов арендных отношений. Развитие финансовой аренды способствует расширению возможностей образовательных учреждений по ведению своей уставной непредпринимательской деятельности. Основной особенностью договора финансовой аренды является то, что в аренду сдается новое имущество, специально приобретенное арендодателем с целью дальнейшей передачи его в аренду.

Договор финансовой аренды, как правило, связывает трех лиц: продавца имущества, арендодателя и арендатора. При этом следует помнить, что участники финансовой аренды должны быть

связаны друг с другом не одним, а двумя договорами. Договором купли-продажи связаны арендодатель и продавец выбранного арендатором имущества, договором финансовой аренды связаны арендодатель и арендатор, оба договора должны быть взаимосвязаны.

В практике уставной (непредпринимательской) и предпринимательской деятельности образовательные учреждения достаточно широко используют договор возмездного оказания услуг. Перечислим перечень услуг, к которым применим данный вид договора. В ст. 779 ГК РФ отмечено, что договор возмездного оказания услуг применим к услугам организаций связи, медицинским, ветеринарным, аудиторским, консультационным, информационным услугам, услугам по обучению, туристическому обслуживанию, кино-, видеообслуживанию, спортивно-оздоровительным, образовательным услугам и т.д. Главной особенностью этого договора является то, что согласно ему исполнитель обязуется совершать определенные действия или определенную деятельность, которые могут и не оставить материального результата, более того, в рамках одного вида услуг осуществление деятельности или действий может иметь материальный результат, а может и не иметь. Поэтому при заключении договора о возмездном оказании услуг "продается" не сам результат, а действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности. Заключая договор о возмездном оказании услуг, руководство образовательного учреждения должно помнить, что деятельность по оказанию образовательных услуг подлежит обязательному лицензированию.

Договор возмездного оказания услуг может заключаться образовательным учреждением в случаях, когда у него возникает необходимость в получении того или иного вида услуг, а также в тех случаях, когда оно само по роду своей деятельности может оказывать платные услуги. Если образовательное учреждение оказывает платные услуги, не противоречащие уставной деятельности, то договор возмездного оказания гражданам и сторонним организациям услуг образования должен быть публичным договором, т.е. образовательное учреждение обязано по характеру своей деятельности оказывать соответствующую услугу каждому, кто к нему обратится. Такие договоры, заключенные для достижения цели уставной деятельности, не являются договорами предпринимательского характера, если, конечно, соблюдено второе законное требование: доход (прибыль, выручка) реинвестируется в цель, для которой создано образовательное учреждение.

Необходимо также помнить, что если образовательное учреждение регулярно оказывает платные услуги сторонним организациям и гражданам, то ему следует заранее разрабатывать стандартные формы договоров, так как в этом случае договоры по оказанию услуг заключаются путем присоединения заказчика к договору возмездного оказания услуг.

Второй особенностью договора является возможность исполнения обязательств по договору не только исполнителем лично, но и третьим лицом.

Третья особенность договора - полная оплата услуг исполнителя в случае невозможности выполнения договора, возникшей по вине заказчика.

Четвертой особенностью договора является возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств. Сразу следует отметить, что если образовательное учреждение заключает публичный договор о возмездном оказании услуг, то применение четвертой особенности на практике является нецелесообразным.

Пятая особенность договора - к договору о возмездном оказании услуг могут быть применены положения о сроках обнаружения недостатков, так как исполнитель несет ответственность за недостатки, допущенные и в процессе их оказания, и по завершении. К информационным и аудиторским услугам применяются только общие сроки обнаружения недостатков, т.к. эти услуги имеют ценность только на конкретную дату.

Договор купли-продажи является одним из самых распространенных видов договоров в уставной (непредпринимательской) и предпринимательской деятельности образовательных учреждений. В ГК РФ предусмотрено семь видов этого договора, учтены особенности каждого из них. Независимо от количества лиц, участвующих на стороне продавца и покупателя, договор купли-продажи всегда является двусторонним.

При заключении договора купли-продажи необходимо помнить, что договор купли-продажи считается согласованным, если он позволяет определить наименование и количество товара. Необходимо также в нем предусмотреть ответственность за риск случайной гибели или случайного повреждения товара, произошедшие за время нахождения его в пути.

3. Заключение

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что договорная работа образовательных учреждений достаточно разнообразна и требует заслуженного внимания со стороны не только сотрудников учреждения, но также должна и включать в себя глубокую теоретическую

проработку основополагающих принципов гражданского права, и использовать практический (судебный) опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.