Научная статья на тему 'Правовая регламентация деятельности Вооруженных Сил США при урегулировании внутрикризисных ситуаций в США'

Правовая регламентация деятельности Вооруженных Сил США при урегулировании внутрикризисных ситуаций в США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
333
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ США / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ США / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ЛИКВИДАЦИЯ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ / ПОМОЩЬ В ЛИКВИДАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПОРЯДКА / U.S. ARMED FORCES / NATIONAL GUARD UNITED STATES / INTERNAL ARMED CONFLICTS / THE ELIMINATION OF NATURAL DISASTERS / AID IN THE ELIMINATION OF ENVIRONMENTAL DISASTERS / THE RULE OF LAW AND ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быков А. В., Бондяев Д. А.

в статье рассматривается правовое регулирование деятельности вооруженных сил США при решении задач внутри государства. Дается характеристика основным положениям Уставов FM 19-15 «Гражданские беспорядки и катастрофы» и FM 100-5 «Боевые операции», FM FM 7-10 «Внутригосударственные операции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая регламентация деятельности Вооруженных Сил США при урегулировании внутрикризисных ситуаций в США»

2 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 3. Д. 230. Т. 2.

3 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 3. Д. 244. Т. 3.

4 Центральный архив (ЦА)МВД России. Ф. 127. Д. 278. (Указание ГУМ МВД СССР от 6 декабря 1952 г. № 176).

5 ЦА МВД России. Ф. 127. Д. 278.

6 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 3. Д. 224. Т. 3.

7 ЦА МВД России. Ф. 127. Д. 278.

8 Центральный архив внутренних войск МВД России. Ф. 1. Оп. 1с. Д. 186.

9 Центральный архив МВД России. Ф. 27. Д. 421.

10 См.: Моложаев Э.В. Этапы становления и развития агентурной работы оперативных аппаратов советской милиции // Теория и практика оперативно-розыскной деятельности. — Омск: ОВШМ МВД СССР, 1985. С. 46.

11 См.: Тарсуков К.М. Правовые и организационно-методические основы агентурной работы уголовного розыска: Монография. — М.: Академия МВД России, 2001. С. 23.

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США ПРИ УРЕГУЛИРОВАНИИ ВНУТРИКРИЗИСНЫХ

СИТУАЦИЙ В США

А.В. БЫКОВ,

доктор юридических наук, доцент;

Д.А. БОНДЯЕВ

Аннотация: в статье рассматривается правовое регулирование деятельности вооруженных сил США при решении задач внутри государства. Дается характеристика основным положениям Уставов FM 19-15 «Гражданские беспорядки и катастрофы» и FM 100-5 «Боевые операции», FM FM 7-10 «Внутригосударственные операции».

Ключевые слова: вооруженные силы США, национальная гвардия США, внутригосударственный вооруженный конфликт, ликвидация стихийных бедствий, помощь в ликвидации экологических катастроф, обеспечение законности и порядка.

The Summary. This article discusses the legal regulation of activities of the U.S. armed forces in dealing with problems within the state. A description of the main provisions of the Charter of FM 19-15 «Civil unrest and disasters» and FM 100-5 «Combat operations», FM FM 7-10 «Domestic operations».

Key words: U.S. Armed Forces, National Guard United States, internal armed conflicts, the elimination of natural disasters, aid in the elimination of environmental disasters, the rule of law and order.

Законодательство США отличается подробным описанием всех аспектов деятельности Вооруженных Сил США, в том числе их детальной регламентацией в случаях применения для решения внутригосударственных задач. Доктринальной установкой политического руководства США является возможность максимального использования Вооруженных Сил США в чрезвычайных условиях для силового урегулирования кризисных ситуаций внутри страны.

Законодательство США предусматривает в мирное время, в случае необходимости, применение армейских частей для подавления мятежей и гражданских беспорядков. Военнослужащие Вооруженных Сил США, принимая присягу, обязуются защищать Конституцию США от внутренних и внешних врагов. Этим отличаются взгляды американского законодателя от его западноевропейских, в частности французских, итальянских и испанских, коллег.

Справедливости ради отметим, что во Франции, Италии и Испании существует такой специфиче-

ский государственный институт, как жандармерия, одной из важных задач которого является борьба с массовыми беспорядками. В США такого государственного института нет, как нет и иных федеральных специальных полицейских сил, предназначенных для проведения операций по подавлению незаконных массовых выступлений внутри страны. Наличие подобных формирований обязательно для структуры полиции любой, самой демократичной, страны и вытекает из постоянных функций государства.

В США в силу особенностей становления американской государственности роль такой государственной структуры выполняют части и соединения Национальной гвардии США, Сухопутных войск США и морской пехоты.

С 1985 г. регулярные части Вооруженных Сил США (прежде всего Сухопутные войска США и морская пехота) и части Национальной гвардии США в плановом порядке обучаются по Уставу (Наставлению)

FM 19-15 «Гражданские беспорядки». Этот нормативный акт определяет тактику действий войск, их права и обязанности, а также характер взаимодействия с местными полицейскими силами при пресечении массовых беспорядков.

В Уставе кратко раскрываются цели вмешательства федерального правительства при возникновении гражданских беспорядков, а также полномочия Президента США в этих ситуациях. Специально подчеркивается, что участие в борьбе с беспорядками не означает автоматической передачи Вооруженным Силам США полицейских функций. Их применение обусловлено только ситуацией и на короткое время. Федеральные войска действуют только по приказу Президента США, для подавления беспорядков формируется временное оперативное соединение Сухопутных войск США, которое запрещено передавать в подчинение местных властей. Вместе с тем нельзя федерализовывать местную полицию.

Устав содержит подробное описание порядка применения огнестрельного оружия. Специально подчеркнуто, что применение огнестрельного оружия является самой крайней силовой мерой и должно осуществляться исходя из принципа минимального нанесения урона при выполнении поставленной задачи. Вместе с тем запрещен предупредительный огонь (солдатам и офицерам запрещено стрелять вверх) — только на поражение.

В Уставе характеризуются конкретные ситуации по задержанию участников гражданских беспорядков. Указывается, что аресты, как правило, должны осуществляться силами гражданской полиции. Если же задержание произведено военнослужащими, правонарушители, по возможности, должны быстро передаваться гражданским властям.

Большое внимание в Уставе уделено взаимодействию со средствами массовой информации. Работа с ними базируется на двух основных принципах:

1) всемерное использование средств массовой информации в интересах стабилизации обстановки;

2) представителям средств массовой информации разрешается все, что не мешает проведению операций по подавлению массовых беспорядков.

В 1993 г. командованием учебных и научных исследований по строительству Сухопутных войск США при участии командования морской пехоты подготовлен и введен в действие Вооруженных Сил США специальный устав FM 100-19, FM 7-10 «Внутригосударственные операции». В этом подзаконном акте отмечается, что в связи с повышением значимости внутригосударственных задач и расширением участия в их решении Вооруженных Сил США возрастает необходимость правового обоснования такого участия. Это обусловливается «особой чувствительностью» общества к использованию Вооруженных Сил США внутри страны. Внимание, уделяемое военным руководством США учету и совершенствова-

нию нормативно-правовой базы, касающейся привлечения и использования Вооруженных Сил США, растет.

Доктринальные установки военно-политического руководства страны по использованию Вооруженных Сил США для обеспечения внутренней безопасности нашли всестороннее отражение в следующих уставах американской армии: FM 19-15 «Гражданские беспорядки и катастрофы» (1985 г.), FM 100-19, FMFM 7-10 «Внутригосударственные операции» (1993 г.), FM 100-5 «Боевые операции» (1993 г.).

Устав FM 19-15 «Гражданские беспорядки и катастрофы» содержит анализ возможных условий возникновения гражданских беспорядков, состава их участников и характер вероятного поведения последних. Он детально регламентирует на основе норм Конституции США и законов Конгресса США условия вмешательства в конфликт федерального правительства и определяет процедуру задействования регулярных Вооруженных Сил США и переведенных в федеральное подчинение частей и подразделений Национальной гвардии США. Уставом руководство всеми военными структурами, участвующими в ликвидации гражданских беспорядков, возлагается на министра армии. Подробно изложены подходы к оценке информации относительно угрозы возникновения гражданских беспорядков с целью их своевременного предотвращения, механизм планирования действий формирований Национальной гвардии США и регулярных частей Вооруженных Сил США по их пресечению, а также виды войсковых действий в процессе ликвидации гражданских беспорядков.

Устав FM 100-19, FM FM 7-10 «Внутригосударственные операции» введен в действие в 1993 г. Он содержит концептуальное обоснование использования формирований Национальной гвардии США и регулярных войск во внутригосударственных операциях. Дается четкая классификация и краткая характеристика внутригосударственных операций с участием частей и соединений Национальной гвардии США и Вооруженных Сил США, регламентируются их роль и место в планировании, организации и проведении подобных операций, разграничена ответственность гражданских и военных органов управления, содержатся указания по организации материально-технического обеспечения внутригосударственных операций с участием формирований Национальной гвардии США и регулярных Вооруженных Сил США и требования к обучению и воспитанию военнослужащих, которые будут привлекаться к участию в подобных операциях.

В Уставе большое внимание уделено вопросам соблюдения законности при использовании формирований Национальной гвардии США, частей и соединений Вооруженных Сил США во внутригосударственных операциях. В преамбуле содержится по-

ложение, определяющее место и роль формирований Национальной гвардии США в решении задач в интересах гражданских властей: «...Национальная гвардия и резерв Сухопутных войск. идеально подходят для оказания помощи гражданским властям в решении широкого спектра задач, которые подразделяются на четыре основные категории: помощь в ликвидации стихийных бедствий, помощь в ликвидации экологических катастроф, обеспечение законности и порядка, помощь обществу».

В 1993 г. вступил в силу Устав FM 100-5 «Combat Operations» («Боевые операции») Вооруженных Сил США. В нем учтен опыт сильных гражданских беспорядков в Лос-Анджелесе, произошедших в апреле 1992 г. на расовой почве (суд признал законными действия полицейских, применивших физическую силу и огнестрельное оружие при задержании уличных хулиганов; впоследствии один из них скончался в больнице, что и послужило поводом для вспышки массового насилия в негритянском гетто города, которое мгновенно распространилось на весь город; общий ущерб от погромов составил более 2 млрд долл. США).

Устав закрепил шесть определяющих принципов, которые лежат в основе подготовки и проведения Вооруженными Силами США внутригосударственных операций (ликвидация последствий стихийных бедствий; действия по оказанию помощи при экологических катастрофах; обеспечение законности и порядка; помощь обществу) на территории США: целевой направленности; объединения усилий; легитимности; постоянства; ограничения; безопасности.

Принцип целевой направленности при проведении внутригосударственных операций предполагает постановку четкой, решительной и достижимой цели. Все военнослужащие, участвующие в этих операциях, должны ясно понимать стоящие перед ними задачи и четко представлять последовательность своих действий по их выполнению. Руководство частей и соединений Национальной гвардии США и регулярных войск, действуя в тесном взаимодействии с гражданскими органами власти, при определении целей для подчиненных подразделений в обязательном порядке учитывает следующие основные факторы: общий характер задачи; оценки внутригосударственного кризиса, своих сил и средств, местности и наличия времени. Руководство Национальной гвардии США соответствующих уровней определяет при необходимости непосредственные или вспомогательные цели, выполнение которых ведет к достижению основной цели.

Принцип объединения усилий означает соединение и сосредоточение ресурсов как военных, так и гражданских властей для успешного решения и промежуточных задач, и основной цели операции. В большинстве внутригосударственных кризисных

ситуаций военные структуры оказывают помощь местным гражданским органам власти своими силами и средствами, поэтому они уточняют между ними свои место и роль; взаимодействие устанавливается с федеральными ведомствами. По мнению американского военного руководства, соединение усилий военных и гражданских властей в урегулировании внутригосударственных кризисных ситуаций при сохранении военного руководства привлеченными военными формированиями только способствует эффективности такого урегулирования.

Принцип законодательной обоснованности означает легитимность частей и подразделений Национальной гвардии США, а также регулярных войск во внутригосударственных операциях для решения задач по обеспечению национальной безопасности США как юридически обоснованное действие властей. Вместе с тем использование принципа законодательной обоснованности, как считают американские юристы и военные специалисты, должно осуществляться с большой осторожностью. Этот принцип предполагает, что американское общество воспринимает использование военной силы как юридически обоснованное, действенное и оправданное средство, применяемое властями в разумных целях.

Руководители и личный состав формирований Национальной гвардии США и иных военных структур должны четко знать свои правомочия, а также юридическую ответственность и полномочия гражданских федеральных, штатных и местных органов власти, участвующих в урегулировании определенного внутригосударственного конфликта. По определению американских специалистов, закрепленному в Уставе БМ 100-19, БМ БМ 7-10 «Внутригосударственные операции», «армия должна четко знать степень юридической ответственности, прерогативы и сферу полномочий гражданских властных структур различных уровней, участвующих в урегулировании того или иного внутригосударственного конфликта, и действовать соответствующим образом».

По мнению американцев, оказание любой помощи со стороны военных структур гражданским властям в нарушение юридических полномочий федеральных или штатных властей может нанести серьезный ущерб долгосрочным интересам федерального правительства.

Принцип постоянства означает взвешенное продолжительное использование военных структур в интересах обеспечения внутригосударственных задач, требующих длительного времени для их решения. Такие задачи могут не иметь четкого начала выполнения и завершения, поэтому решаются путем привлечения формирований Национальной гвардии США и частей регулярных Вооруженных Сил США на постоянной основе. К числу таких ситуаций

американские военные и юристы относят активное участие Вооруженных Сил США в действиях против нарко-бизнеса, начавшееся в 1981 г. и продолжающееся до настоящего времени. Этот принцип предполагает «строго продуманное, взвешенное и продолжительное использование сил и средств Вооруженных Сил США для достижения стратегически важных целей».

Принцип ограничения означает использование формирований Национальной гвардии США и регулярных войск по специальным правилам, разработанным в соответствии с существующим гражданским и военным законодательством США. Они касаются как вопросов численного состава привлекаемых частей и подразделений Национальной гвардии США, так и их военно-технического оснащения, а также особенностей использования во внутригосударственных операциях.

Принцип безопасности предполагает организацию успешного противодействия противоправным попыткам экстремистов в ходе внутригосударственного кризиса нанести ущерб привлекаемым формированиям Национальной гвардии США, иных сил правопорядка, частей и подразделений регулярных войск или их имуществу, поставить под угрозу выполнение ими задач или использовать внутригосударственный конфликт в политических или идеологических целях.

Таким образом, принципы деятельности Национальной гвардии США и регулярных Вооруженных Сил США во внутригосударственных операциях содержат не только законодательное и военно-теоретическое обоснование применения Вооруженных Сил США во внутригосударственных конфликтах, но и предусматривают практические вопросы их жизнедеятельности.

ИЗ ИСТОРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Н.А. ГЕЙТ,

доцент кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ

Аннотация. В результате анализа отечественного законодательства в области закрепления прав на землю автором определен современный этап развития земельных отношений в Российской Федерации как наиболее демократичный в соотношении с предшествующими. В современном законодательстве обозначено сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Ключевые слова: права на землю, земельный строй, законодательное закрепление прав на землю, сочетание публичных и частных интересов в землепользовании.

OF THE HISTORY LEGISLATION FIXING HUMAN LAND RIGHTS

N.A. GEYT,

An assistant professor for the department of state building and law Russian academy

of state service under President of Russian Federation

The Summary. On the result of the analysis of Russian legislation on the sphere of regulation human land rights, author came to the conclusion that modern stage of development land relations in Russian Federation is more democratic than preceding. In modern legislation balance of public and individual legal interests of citizens is mark.

Key words: land rights legislation, land order, fixing human land rights, balance of public and individual legal interests of citizens in agriculture.

Законодательное закрепление прав на землю произошло в России во второй половине XVIII в., непосредственное установление права собственности на землю относится к периоду правления Екатерины II. В Манифесте от 28 июня 1782 г. было подтверждено право собственности дворян на поверхность земли, ее недра и воды. Это право было привилегией дворян

и горожан, крестьяне таких прав не имели вплоть до 1861 г.

19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об отмене крепостного права и принято Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эти документы стали основой проведения земельной реформы России. Важнейшим в земельной рефор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.