ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США
Юридические аспекты нормативно-правовой базы использования американских Вооруженных сил для обеспечения внутренней безопасности государства тесно увязаны с организационными аспектами, которые включают вопросы организации и развития системы специальных органов и должностных лиц, отвечающих за решение внутригосударственных задач с привлечением Вооруженных сил; на федеральном уровне — президент страны, Конгресс, Министерство обороны и министерства видов Вооруженных сил; на уровне штатов — губернаторы и соответствующие органы власти.
Практическое решение задач по урегулированию внутригосударственных конфликтов осуществляется с помощью:
1) федеральных Вооруженных сил;
2) регулярных формирований сухопутных войск и морской пехоты (в крайних случаях);
3) резервных компонентов сухопутных войск Национальной гвардии, в мирное время подчиняющейся губернаторам штатов.
На соединения и части Национальной гвардии в интересах обеспечения внутренней безопасности возложены:
Ф оказание помощи местным властям в обеспечении правопорядка и контроль за соблюдением законов штата (борьба с гражданскими беспорядками, участие в оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых силами правопорядка; патрулирование и оцепление улиц в случае необходимости);
Ф охрана объектов федерального значения и военной инфраструктуры;
Ф оказание помощи населению при стихийных бедствиях, ликвидация их последствий;
Ф проведение спасательных работ.
Таким образом, в США проведена четкая грань между использованием регулярных войск и Национальной гвардии внутри страны. Регулярные войска используются для проведения боевых операций вне территории США и к разрешению внутригосударственных конфликтов привлекаются лишь в случае сверхчрезвычайной ситуации (когда сил и средств местных правоохранительных органов и формирований Национальной гвардии недостаточно) с согласия президента или Конгресса США.
Президент и Конгресс имеют право призывать военнослужащих Национальной гвардии на федераль-
А.В. БЫКОВ, кандидат юридических наук
ную службу для участия в войнах и конфликтах в составе регулярных войск, но основной ее функцией все же остается обеспечение внутренней безопасности.
В настоящее время поддержание законности и правопорядка на местах, а также ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф относятся к компетенции местных органов власти и возложены прежде всего на губернаторов штатов и мэров городов, а также на подчиненные им правоохранительные органы. Они являются первой инстанцией, вырабатывающей и реализующей меры по выходу из всех кризисных ситуаций. В большинстве случаев органы местной власти имеют планы действий в чрезвычайных условиях, которые заблаговременно разрабатываются на основе рекомендаций ФЕМА и содержат примерный перечень первоочередных шагов и порядок их осуществления.
Губернатор несет личную ответственность за безопасность граждан, защиту всех видов собственности и строгое исполнение на территории штата местного и федерального законодательств. Он возглавляет Национальную гвардию штата в мирное время и осуществляет общее руководство в подчиненных ему органах и службах действиями в чрезвычайных обстоятельствах. В случае их наступления он уполномочен:
Ф принимать решения по запросам местных органов власти на оказание помощи со стороны штата;
Ф вводить чрезвычайное положение;
Ф отдавать распоряжение на начало реализации плана действий в чрезвычайных условиях и функционирования соответствующих специальных органов управления;
Ф переводить на действительную службу части и подразделения Национальной гвардии штата, а также определять время окончания их задействования.
Направление запроса на федеральную помощь штату — прерогатива губернатора.
Непосредственное руководство частями Национальной гвардии в штатах (планирование боевой подготовки, рекрутирование, продвижение по службе и другие административные вопросы) входит в компетенцию генерал-адъютантов штатов — начальников штабов при губернаторах, а также командиров соединений и частей.
Координацию вопросов строительства, боевой подготовки, материально-технического обеспечения,
а также связь между федеральными ведомствами осуществляет Бюро Национальной гвардии. Организационно оно входит в состав штаба армии и выступает главным органом оперативного управления сухопутных войск и ВВС Национальной гвардии. Начальник Бюро в звании генерал-лейтенанта назначается Президентом США с согласия Сената и может находиться в этой должности два срока (до 8 лет).
Бюро Национальной гвардии взаимодействует со штабами армии при разработке планов и программ повышения эффективности действий Национальной гвардии. Как главный орган оперативного управления, Бюро разрабатывает и контролирует выполнение планов и программ боевой подготовки национальных гвардейцев, их снабжения и обеспечения, а также служит своеобразным каналом связи между властями штатов, штабами армии и ВВС Вооруженных сил США.
Начальнику Бюро подчинены непосредственно штаб Национальной гвардии, управление сухопутными силами и ВВС Национальной гвардии. В целом штат Бюро насчитывает около 400 военных и 500 гражданских служащих.
Бюро Национальной гвардии организационно состоит из четырех общих отделов, а также управления сухопутных войск и ВВС, находящихся при штабах этих видов Вооруженных сил и возглавляемых начальниками в звании генерал-майор.
При использовании Национальной гвардии в кризисных ситуациях губернатор делегирует функции по оперативному управлению ее частями и подразделениями генерал-адъютанту штата. Последний через офицера, отвечающего за вопросы планирования и оказания военной помощи, обеспечивает скоординированную реализацию планов действий в чрезвычайных условиях.
Офицер по вопросам планирования несет ответственность за планирование операций на случай чрезвычайных ситуаций. Под его руководством разрабатываются планы подготовки частей и подразделений Национальной гвардии штата к действиям во внутренних кризисных ситуациях. Он обеспечивает взаимодействие в кризисных ситуациях с органами управления на федеральном и местном уровнях. В случае использования регулярных Вооруженных сил этот офицер осуществляет координацию усилий Национальной гвардии и контингента сухопутных войск или частей морской пехоты.
При командовании Национальной гвардией каждого штата находятся представители видов Вооруженных сил (как правило, резервисты сухопутных войск, ВВС и ВМС) — офицеры, координирующие подготовку к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств. Они отвечают за координацию соответствующих планов видов Вооруженных сил и Национальной гвардии.
Решение президента об использовании Национальной гвардии для подавления гражданских
беспорядков военной силой оформляется исполнительным указом. Для нормализации обстановки президент может привлекать как регулярные войска, так и их резервные компоненты, варьируя их количество и состав в зависимости от существующих потребностей. Части и подразделения резерва предварительно переводятся им в состав регулярных войск (федерализуются).
Министр обороны осуществляет общее руководство планированием и использованием американских Вооруженных сил, в том числе во внутренних кризисных ситуациях. Исполняя указ президента, он выделяет необходимые силы и средства из состава Национальной гвардии и регулярных войск, одновременно делегируя полномочия по руководству действиями участвующих в ликвидации гражданских беспорядков воинских формирований министру армии.
Министр армии совместно с начальником штаба армии определяет численный и боевой состав контингента выделяемых сил, разрабатывает рекомендации по планированию операции и осуществляет общее руководство ее проведением. В чрезвычайных условиях он полномочен также ставить задачи другим видам Вооруженных сил по планированию и использованию сил и средств Министерства обороны для оказания необходимой помощи властям штатов и местным властям.
Любое использование Вооруженных сил в борьбе с гражданскими беспорядками, как и в других внутренних кризисных ситуациях, согласовывается с комитетом начальников штабов (российский аналог КНШ — Генеральный штаб). Начальник штаба армии уведомляет председателя КНШ о задействовании войск в подавлении гражданских беспорядков, а также:
Ф объявляет через соответствующие звенья управления повышенную готовность частям и подразделениям, выделенным в состав контингента сил по ликвидации чрезвычайной ситуации;
Ф дает указание начальнику отдела по оказанию военной помощи об организации материально-технического обеспечения выделенного контингента войск;
Ф уведомляет через командование Национальной гвардии власти штата, в котором объявлено чрезвычайное положение, о принимаемых мерах и т. д.
Под руководством начальника штаба армии разрабатывается специальная директива командиру выделенного воинского формирования, в которой определяются:
1) цели и задачи войск;
2) подход к планированию и подготовке их действий;
3) порядок переброски и сосредоточения в районе, где сложилась чрезвычайная ситуация;
4) основы взаимодействия с местными властями и правоохранительными органами;
5) каналы связи с общественностью и представителями средств массовой информации.
Начальник отдела штаба армии по оказанию военной помощи обеспечивает координацию усилий всех военных структур по планированию использования и непосредственного применения воинских формирований в гражданских беспорядках и других внутригосударственных операциях.
Министр армии назначает командира (командующего) оперативной группой войск, участвующих в операции, и выделяет в его распоряжение необходимые службы и управления. Командующий определяет организационную структуру и численный состав войск, необходимых для решения поставленной задачи.
Командующий оперативной группой войск (ОГВ) осуществляет военное руководство всеми войсками (включая части и подразделения Национальной гвардии, находящиеся в федеральном подчинении), участвующими в операции по урегулированию чрезвычайной ситуации. Он устанавливает тесное взаимодействие со старшим представителем министра юстиции и соответствующими органами федеральной, штатной и местной власти. Решение задачи, как правило, требует задействования в операции не только боевых частей и подразделений, но и боевого и материально-технического обеспечения. Кроме того, войска могут рассчитывать на необходимое оборудование, имущество и ресурсы, выделяемые властями штата и местными гражданскими властями. Важное значение при проведении подобных операций имеет получение командующим ОГВ своевременной, полной и достоверной информации от правоохранительных органов, с которыми он поддерживает непрерывную связь. С разрешения соответствующих органов эта задача может осуществляться силами военной разведки и военной полиции.
При проведении операций по борьбе с гражданскими беспорядками части и соединения Национальной гвардии, а также регулярные формирования могут привлекаться к решению только таких задач, выполнение которых предусмотрено их организационно-штатной структурой, предварительной подготовкой и не противоречит действующему законодательству.
Они могут использоваться:
1) для разгона несанкционированных демонстраций, митингов, любых сборищ, нарушающих закон и общественный порядок;
2) патрулирования районов гражданских беспорядков с целью предотвращения противоправных действий;
3) оказания помощи в распределении предметов и товаров первой необходимости;
4) содействия в поддержании нормальной работы жизненно важных служб, организаций и учреждений;
5) контроля за работой транспорта;
6) создания кордонных зон и блок-постов;
7) постановки дымовых завес;
8) в качестве охранных войск или войск быстрого реагирования.
Во всех случаях армейские формирования взаимодействуют с федеральными органами, властями штата, местными властями и их представителями, например с гражданскими координаторами службы по чрезвычайным ситуациям.
Командир (командующий) привлеченного к участию во внутригосударственной операции воинского формирования (оперативной группы) прежде всего должен:
Ф наметить достижимые цели;
Ф установить сроки выполнения поставленных задач;
Ф определить численный состав и военно-техническое оснащение воинских формирований, необходимые для достижения главной цели.
При этом все действия должны строго соответствовать Конституции и общегражданским законодательным актам. Поэтому командиры (командующие) «должны обсуждать планы, программы, способы проведения и финансирование операций, а также вопросы подготовки личного состава и проведения учений с юристами-консультантами. Вместе с ними они должны тщательным образом рассмотреть каждый запрос о помощи, будь то предоставление военного имущества и оборудования или подготовка гражданских специалистов, с тем чтобы убедиться в соответствии запроса законодательству США»1.
В 60-х гг. прошлого столетия в рамках Министерства обороны США был создан Директорат по борьбе с гражданскими беспорядками, организационно входящий в состав штаба армии США. На него возложено обеспечение готовности регулярных войск и Национальной гвардии, призванной на федеральную службу, к выполнению внутригосударственных задач и координация мероприятий в масштабе страны. Сотрудники Директората оценивают интенсивность внутреннего конфликта, определяют численность войск и спецтехники, необходимых для ликвидации конфликта; постоянно контролируют готовность войск и техники к участию во внутренних операциях2.
Руководство Директората постоянно поддерживает связь с местными командованиями Национальной гвардии (генерал-адъютантами), которые в чрезвычайной ситуации докладывают о возможностях штатов ликвидировать конфликт собственными силами или необходимости привлечения федеральных войск. При объявлении в стране чрезвычайного положения в распоряжение Директората военное командование выделяет до 6 бригад (пехотных и механизированных), дислоцирующихся в
разных районах США и тщательно подготовленных к действиям.
В своем составе Национальная гвардия имеет соединения и части Сухопутных войск и ВВС, укомплектованные приписным составом (на 95—98%) и вооружением (на 100%).
По последним данным, Сухопутные войска Национальной гвардии насчитывают свыше 362 тыс. личного состава и более 50 тыс. обслуживающего персонала. К постоянному штату относятся 48 тыс. сержантов, офицеров и генералов3.
Организация соединений и частей Национальной гвардии аналогична регулярным войскам. Части Национальной гвардии дислоцируются отдельными подразделениями (батальонами, ротами, взводами) по территориальному принципу с учетом интересов властей штатов в зависимости от места жительства личного состава и наличия учебной базы. Согласно данным американской печати, личный состав Национальной гвардии сведен в 3400 подразделений «взвод — рота», которые размещаются в 2600 населенных пунктах страны.
Численность личного состава Национальной гвардии для каждого штата устанавливается пропорционально общей численности его населения. Поскольку Национальной гвардии вменено в обязанность выполнение задач в пределах штата, где дислоцируются ее формирования, часть средств (10%) на ее обеспечение выделяется из местного бюджета и 90% — из федерального бюджета.
На вооружении в Национальной гвардии США состоят как штатные образцы оружия и боевой техники Сухопутных войск, ВВС, так и специально созданные виды оружия, спецтехники, средств и снаряжения, предназначенные для ликвидации массовых беспорядков.
Что касается оснащения специальным вооружением, то оно значительно отличается от оснащения обычных полицейских служб. Прежде всего это относится к средствам самозащиты личного состава Национальной гвардии. На их вооружении находятся пластмассовые или металлические шлемы, каски, щиты, легкие пуленепробиваемые наколенники, плотно прилегающие комбинезоны из прочной, скользящей, негорючей ткани с застежками «молния», исключающие возможность захвата одетых в них национальных гвардейцев и предохраняющие их от ожогов. Под комбинезон надевается пуленепробиваемый жилет, а к шлему крепится воротник из металлизированных ремней, который защищает от захвата за горло4.
Помимо обычного оружия (пистолетов, револьверов, дубинок, баллончиков со слезоточивым газом) на вооружении находится оружие особого назначения — винтовки со снайперским прицелом, карабины, автоматы. В настоящее время наметилась тенденция использования для пресечения массовых
беспорядков нелетального оружия: электрошоковых дубинок, пластиковых пуль, гранатометов и гранат со слезоточивым и нервно-паралитическим газом, шестов с цепями для изъятия из толпы наиболее активных участников беспорядков, специальных капсул, выстреливающих мелкоячеистыми сетями, предназначенных для этой же цели. На вооружении имеется небольшой (величиной с карманный фонарик) прибор, напоминающий пистолет; стреляет он электрическими стрелами, соединенными тонкими проводами со стволом, которые воздействуют на нервную систему и вызывают паралич. Это так называемые средства целенаправленного действия.
К средствам массового выведения из строя участников беспорядков относятся постановка дымовой завесы, водометы, специальная пена, вызывающая эффект скольжения по льду; средства психологического воздействия на толпу — мощные прожекторы, мигающая световая техника, сирены, громкоговорители, ультразвуковые излучатели. Помимо обычных средств передвижения специальные подразделения сил по борьбе с беспорядками имеют танки, вертолеты, бронетранспортеры, автомобили с пуленепробиваемыми стеклами, а также автомашины, оборудованные противохимической защитой.
На вооружение поступили бронированные автомашины с открывающимися внутрь дверцами на торцах. Составленные вплотную друг к другу, они создают длинные безопасные коридоры для высадки десанта непосредственно в центр толпы5.
Высокая мобилизационная готовность Национальной гвардии обеспечивается хорошо отлаженной гибкой системой мобилизации. В Вооруженных силах США существует четыре вида мобилизации — выборочная, частичная, полная, всеобщая6. Каждый вид может осуществляться постепенно (при наличии достаточного времени), ускоренно (при лимите времени), в короткие сроки (немедленно). Предусмотрена также возможность призыва на службу определенных контингентов Национальной гвардии без объявления мобилизации (так называемый президентский призыв). В зависимости от вида мобилизация объявляется либо Конгрессом, либо Президентом США. Иногда при объявлении президентом мобилизации требуется санкция Конгресса.
При проведении внутригосударственных операций федеральные власти прибегают к выборочной мобилизации или президентскому призыву. Выборочная мобилизация объявляется Конгрессом и (или) президентом без введения в стране чрезвычайного положения. Она предусматривает отмобилизование некоторых частей Национальной гвардии для решения задач, не связанных с ведением боевых действий (ликвидация гражданских беспорядков и последствий стихийных бедствий), и осуществляется в срок 3—5 дней. Состав мобилизуемого контингента — до
100 тыс. человек. Срок пребывания на действительной службе — не более месяца.
Что касается президентского призыва, то для решения боевых и других, не связанных с боевой подготовкой задач Президент США имеет право в мирное время своим решением, без объявления мобилизации и ее утверждения Конгрессом призвать на действительную службу до 200 тыс. человек личного состава Национальной гвардии на срок до 3 месяцев. Этот срок может быть продлен еще на 3 месяца, если Конгресс своим решением удостоверит необходимость в этом, или сокращен, если соответствующая резолюция будет принята обеими палатами Конгресса7.
Порядок отмобилизования соединений, частей и подразделений Национальной гвардии определяется мобилизационным планом, разрабатываемым командованием Сухопутных войск на континентальной части США. В штабе генерал-адъютанта штата разрабатывается собственный мобилизационный план на случай возникновения гражданских беспорядков, стихийных бедствий и т. д. Ответственность за его составление возлагается на аппарат помощника генерал-адъютанта по оперативным вопросам.
В мобилизационных планах указывается приписанный личный состав мобилизуемых боевых частей и подразделений, определяются порядок и сроки подъема по тревоге, сбора личного состава, регистрации и оформления в пунктах сбора, транспортировки к пунктам отмобилизования, оснащения оружием и боевой техникой, организации индивидуальной и в составе подразделений боевой подготовки.
Для проведения мероприятий по внутригосударственной безопасности используется частичная мобилизация, проходящая в два этапа: первый — подготовительный, второй — оповещение и сбор личного состава.
Подготовительный этап соответствует повседневной службе национальных гвардейцев. В ходе проводимой боевой подготовки предусматривается отработка действий по мобилизации. Большая роль отводится так называемому постоянному персоналу, который включает следующие категории лиц8:
Ф личный состав, приписанный к Национальной гвардии и давший согласие на прохождение определенного срока действительной службы в частях резерва;
Ф военно-технический персонал — гражданские специалисты, постоянно находящиеся в частях организованного резерва на различных административных должностях, а также в составе инструкторского, технического и обслуживающего персонала. Служба в частях Национальной гвардии является для них основной, хорошо оплачиваемой государством работой. Вместе с тем они обязаны проходить такую же
подготовку, как приписной состав частей (48 занятий в год) и при мобилизации подлежат призыву;
Ф военнослужащие регулярных Вооруженных сил, направленные командованием видом Вооруженных сил в части Национальной гвардии для выполнения советнических функций, работы в качестве офицеров связи, должностных лиц штатов, инструкторов и преподавателей, а также технического и обслуживающего персонала. Эти лица числятся в составе регулярных сил и Национальной гвардии, но при подсчете его количественного состава не учитываются. Большинство военнослужащих при мобилизации продолжают оставаться в тех же частях и действовать в их составе.
Постоянный состав на первом этапе мобилизации занимается уточнением мобилизационных планов, осуществляет проверку систем оповещения, отрабатывает документы по действиям личного состава в условиях возникновения беспорядков или стихийного бедствия, готовит места для размещения личного состава.
Основной этап начинается с момента получения командирами частей распоряжения от генерал-адъютанта об отмобилизовании и заканчивается докладом командира подразделения (части) о завершении мобилизационных мероприятий в пункте сбора.
Приказ властей штата о начале мобилизации идет по следующей схеме: губернатор штата — генерал-адъютант — помощник генерал-адъютанта по оперативным вопросам — командиры соединений, частей и подразделений — личный состав.
Личный состав оповещается по телеграфным, телефонным и факсимильным каналам связи, по почте и с помощью посыльных. В случае крайней необходимости после начала мобилизации соответствующая информация дублируется по радио и телевидению.
Пункты сбора личного состава Национальной гвардии назначаются в местах проживания большей части личного состава, как правило, на территории гарнизона регулярных сил. Там же хранится штатное стрелковое оружие приписного личного состава.
С прибытием личного состава проводится оформление всех документов, уточняется соответствие военно-учетных специальностей штатному расписанию подразделений, устанавливаются штатно-должнос-тные категории индивидуальным резервистам, прибывающим на пункты сбора, вместо отсутствующего личного состава подразделений определяется укомплектованность этих подразделений по утвержденным штатам. Время на подъем личного состава по тревоге, прибытие в пункты сбора, проведение всех мероприятий составляет 24 ч.
Национальная гвардия обладает высокой мобилизационной и боевой готовностью, что способствует эффективному решению поставленных перед ней
задач. Анализ организационных основ деятельности Национальной гвардии как важного элемента полицейской системы США позволяет сделать следующие выводы.
1. В основе подхода американского военно-политического руководства к использованию регулярных Вооруженных сил и резервных формирований в разрешении внутригосударственных конфликтов лежит доктринальная установка о том, что урегулирование кризисных ситуаций — сфера полномочий и ответственности гражданских органов исполнительной власти. Но если сил гражданских правоохранительных органов недостаточно, то немедленно привлекаются части и соединения Вооруженных сил США (части и соединения Национальной гвардии). Для эффективного применения при разрешении внутригосударственных конфликтов подразделений и частей Вооруженных сил США в их структуре на постоянной основе действует специальное подразделение — Директорат по борьбе с гражданскими беспорядками, организационно входящий в состав штаба Сухопутных войск.
2. Главой исполнительной власти субъектов федерации США является губернатор. В условиях мирного времени ему подчинены части и соединения Национальной гвардии, дислоцируемые на территории штата, что особенно важно при дестабилизации обстановки, так как обеспечивает единое руководство гражданскими и военными структурами на территории штата и повышает эффективность их совместных усилий.
3. Оперативное управление частями и подразделениями Национальной гвардии в мирное время осуществляет генерал-адъютант штата. Присутствие в штабе Национальной гвардии офицеров-координаторов из резервистов Сухопутных войск, ВВС и морской пехоты позволяет заблаговременно координировать действия Национальной гвардии и регулярных Вооруженных сил.
4. На федеральном уровне система обеспечения внутренней безопасности США замыкается на президенте, который уполномочен вводить чрезвычайное положение в стране и объявлять мобилизацию всех компонентов Вооруженных сил.
5. Национальная гвардия имеет отлаженную организационную структуру и современное вооружение, позволяющее эффективно применять ее как при решении внешнеполитических задач (что и делается в настоящее время в Ираке), так и в операциях внутри страны, в том числе по урегулированию гражданских беспорядков.
6. В Национальной гвардии США сущетсвует выборочная, частичная, полная и всеобщая мобилизация.
7. Части и подразделения Национальной гвардии обладают высоким уровнем боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности, что обеспечивает эффективное решение поставленных перед ними задач по внутренней безопасности Соединенных Штатов.
1 Field Manual FM 100-19, Fleet Marine Force Manual FMFM 7-10. P. 3-1.
2 Смородинскова И.А, Быков А.В. Национальная гвардия США: организационно-правовой аспект деятельности. — М., Изд-во ВНИИ МВД России, 2004.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Defence Management Jornal. 1982. №4.
7 Army National Guard. After Action Report (1 Aug. 1990 — 28 Feb. 1991). — Arlington, 1991.
8 Александров И. Постоянный состав организованного резерва Сухопутных войск США // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 8.