Научная статья на тему 'Правовая реальность как особый способ организации социальной реальности'

Правовая реальность как особый способ организации социальной реальности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
288
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД / REALITY / SOCIAL REALITY / LEGAL REALITY / LEGAL SPACE / MODE OF ORGANIZATION / SOCIO-PHILOSOPHICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терентьев Игорь Александрович

В статье рассмотрены аспекты необходимой и объективной взаимосвязи социальной и правовой реальности в аспекте структурирования и организации. Раскрываются упорядочивающий потенциал правовой реальности и ее организующее начало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REALITY AS A SPECIFIC MODE OF SOCIAL REALITY ORGANIZATION

The article deals with the aspects of necessary and objective relationship of social reality and legal reality in the context of structuring and organizing. The author considers regularizing potential of the legal reality and its organizing principle.

Текст научной работы на тему «Правовая реальность как особый способ организации социальной реальности»

УДК 101.1:316

Терентьев Игорь Александрович

кандидат философских наук,

доцент кафедры социально-государственных

и естественно-научных дисциплин

Северо-Кавказского филиала

Российского государственного университета

правосудия

ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ОСОБЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Terentyev Igor Aleksandrovich

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Social and Natural Sciences Department, North Caucasus branch of Russian State University of Justice

LEGAL REALITY AS A SPECIFIC MODE OF SOCIAL REALITY ORGANIZATION

Аннотация:

В статье рассмотрены аспекты необходимой и объективной взаимосвязи социальной и правовой реальности в аспекте структурирования и организации, раскрываются упорядочивающий потенциал правовой реальности и ее организующее начало.

Ключевые слова:

реальность, социальная реальность, правовая реальность, правовое пространство, способ организации, социально-философский подход.

Summary:

The article deals with the aspects of necessary and objective relationship of social reality and legal reality in the context of structuring and organizing. The author considers regularizing potential of the legal reality and its organizing principle.

Keywords:

reality, social reality, legal reality, legal space, mode of organization, socio-philosophical approach.

Проблема реальности существует на протяжении всей истории существования человечества. Она имеет явно выраженный мировоззренческий и методологический характер, ведь без понимания реальности и способов подхода к ее изучению невозможно постичь человеческое бытие. Реальность - это самораскрытие бытия, явленность субъекту объектов и свойств всего существующего в мире. Реальность приписывается всему, что возникло или может возникнуть в мире. В самом общем смысле реальность - это некоторая данность, которая является предметом дискурса, объектом деятельности, предметом оценки и результатом материализации волевых импульсов людей, всех видов их мыслительной, нравственной, преобразующей активности.

Многообразие мира порождает и многообразие реальностей. Самой сложной и неоднозначной из всех видов реальности является социальная реальность, ведь составляющие ее элементы наиболее многоплановы и включают не только природные объекты и предметы материальной культуры, обладающие измеряемыми признаками вещности, но также психические, умозрительные образования и социальные действия.

Социальная реальность также характеризуется неоднородными взаимодействиями объектов социальной реальности и социальных субъектов, что объясняется, во-первых, непосредственной включенностью субъектов в саму живую ткань социальной реальности; во-вторых, неразрывным единством преобразующей и познающей составляющих во взаимоотношении человека и социальной реальности; в-третьих, целенаправленным формированием типов социальной реальности в соответствии с потребностями человека и общества. Специфика социальной реальности прежде всего заключается в том, что мы пребываем как бы внутри изучаемого объекта, вовлечены в социальную реальность в своей повседневной и профессиональной жизни. Социальная реальность как множественность является бытием отношений, а не вещей.

Для социальной реальности весьма значителен аксиологический момент, поскольку она непременно соотносится с должным и в результате либо принимается, либо отвергается социальным субъектом. Однако соотносимость социальной реальности с должным состоянием неразрывно связана с процессом ее организации, что достигается вполне определенным образом. Вообще организованность социальной реальности нельзя рассматривать как ее абсолютную характеристику, она зависит от многих факторов объективного и субъективного порядка. В их числе и целенаправленная деятельность по формированию нормативно-правового порядка, который лежит в основе правовой реальности. Правовая реальность, встраиваясь в имеющуюся социальную реальность, не только способствует формированию нормативно-ориентированного поведения граждан, но и воспроизводит такой тип поведения в обществе. Формирующийся в обществе нормативно-правовой порядок обеспечивает предсказуемый тип взаимодействия индивидов и

групп, ориентирующихся в достижении своих целей и отстаивании своих интересов на сложившийся правовой порядок. Иными словами, в плоскости правового поля, охватывающего нормативно-правовой порядок, социальная реальность приобретает особые характеристики, которые фиксируются посредством категории «правовая реальность».

Безусловно, правовая реальность - это, на наш взгляд, особый вид социальной реальности. Можно сказать, что социальная и правовая реальность сопоставляются между собой как очевидные родо-видовые понятия. Правовая реальность аккумулирует все особенности социальной реальности и в то же время имеет свои специфические признаки. Это объясняется особенностями структурных элементов правовой реальности, которая носит явно выраженный системный характер. Правовую реальность невозможно понять вне контекста существования таких явлений, как правовые идеи, правовые нормы и законы, правовые субъекты и их взаимодействие, правовые отношения, правовые обязанности, правовое творчество, правовая практика и т. д.

Однако сущность правовой реальности раскрывается в том случае, когда она рассматривается с точки зрения динамического, а не статического подхода. Динамика правовой реальности заключается не в застывших правовых формах, а в поддающейся развитию идее права, которую можно рассматривать как наиболее абстрактное выражение сущности права, особого регулятора общественных отношений, представленного на нормативном уровне и базирующегося на принципах формального равенства, справедливости, блага. Именно идея права привносит в правовую реальность не только нормативистскую, но и аксиологическую и деонтологическую характеристики и выступает одним из средств закрепления в обществе базовых ценностей человеческого мира, в числе которых справедливость, формальное равенство, благо и т. д.

Формирующаяся правовая реальность по существу задает уровень упорядоченности социальной реальности в целом и тем самым занимает особое положение среди других видов социальной реальности. Правовая реальность тесно связана с сознательной деятельностью субъектов правотворчества, правореализации и правоприменения. Она есть результат интерсубъективного осмысления, конструирования, истолкования социальной реальности.

Правовые формы не имеют смысла в отрыве от правового содержания нормы и правового сознания субъектов права. Таким образом, правосознание можно рассматривать как важнейший фактор организации социальной реальности на основах нормативно-правового порядка. Однако проблема репрезентации социальной реальности в правосознании человека еще недостаточно исследована. Пределы и возможности познания социальной реальности определяются прежде всего характером самой социальной реальности и характером социального познания в целом. Социальная реальность - это абстракция, умозрительный конструкт, при помощи которого в многообразии социальных явлений выявляется их единство. Следовательно, социальная реальность должна быть воспринята в единстве объективных и субъективных моментов, то есть в единстве независимого от человека феномена социальной реальности и, как результат, исключительно человеческой познавательной деятельности, которая не может не содержать неточности и заблуждения наряду с приближением к истине.

Объективные основания социальной реальности в виде постоянного развития материи, обусловившего появление высшей формы движения материи - социума, подчинены общим законам диалектики. Субъективные основания социальной реальности в виде человеческих потребностей и интересов могут не совпадать с объективными закономерностями развития социальной реальности. Это порождает противоречия, которые могут быть разрешены либо корректировкой или отказом человека от предпринимаемых действий по преобразованию социальной реальности, либо деструкцией социальной реальности. Но диалектика находит свое проявление и в том, что объективные и субъективные моменты в социальной реальности тесно переплетены и обусловливают друг друга. Кроме того, диалектика позволяет отграничить объективное ядро социальной реальности от социальной реальности, творимой в головах людей, от интерпретаций социальной реальности идеологами, социологами, историками, философами и т. д. Гносеологически адекватное отражение состояния социальной реальности очень важно для правовой сферы жизни общества. «Чтобы нормы права "работали" на общество в своем нормативно-регулирующем значении и более эффективно осуществлялись в конкретных правоотношениях, их в первую очередь необходимо довести до сознания широких масс в качестве общих норм поведения, социальных ценностей. В противном случае данные нормы останутся мертвыми, потеряют свое общественное значение» [1, с. 86]. В связи с этим репрезентация социальной реальности играет большую роль в формировании и коррекции правосознания. Однако это не означает подмену объективной репрезентации социальной реальности идеологическим приукрашиванием действительности.

Правовая реальность также способствует закреплению в социуме институционального социального порядка, который придает социальной реальности не только организованный харак-

тер, но целостность и системность. Государственно-институциональное обеспечение функционирования социальной реальности становится возможным только через правовую реальность. Все это способствует стабильной организованности социума, что в свою очередь позволяет ре-ализовывать социальные проекты и цели. Иными словами, социальная и правовая реальность -взаимосвязанные явления, и потому изменения в социальной реальности неизбежно вызывают изменения в правовой реальности, и наоборот. При этом не следует также забывать о возможности самоорганизации и для социальной, и для правовой реальности в силу их системного характера и взаимодействия между собой и окружающим миром. Общим для них в этом случае является непреходящая значимость антропологического фактора. Ведь процесс организации социальной и правовой реальности на всех уровнях связан с человеческим сознанием и человеческими действиями, которые задают как внешние формы организации, так и внутреннее стремление к ее достижению.

Рассматривая правовую реальность как способ организации социальной реальности, можно говорить о ее инструментальной составляющей, обеспечивающей тесную взаимосвязь с социумом, целенаправленной деятельностью человека по установлению нормативно-правового уровня регулирования отношений между людьми в обществе.

Ссылки:

1. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986.

References:

Bura, NA 1986, Public legal functions, Kiev, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.