Юридические науки
317
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. -15.03.2005. - № 50.
4. Дмитриев A.B. Конфликтология. - М.: Альфа-М, 2003. - 486 с.
5. Информационное телеграфное агентство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itar-tass.com/info.
6. Капустина А.Г. Информационные споры и этико-правовые механизмы их разрешения в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки: автореф дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.15. - Ростов-на-Дону, 2006. -30 с.
7. Комитет защиты журналистов (Committee to Protect Journalists) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cpj.org//ru.
8. Николаев С.О. Особенности рассмотрения информационных споров судами Российской Федерации: автореф дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.15. -Москва, 2003. - 32 с.
ПРАВОВАЯ РАБОТА ЮНСИТРАЛ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
© Курилова Е.С.*
Карлов университет в Праге, Чехия, г. Прага
Данная статья посвящена правовой работе ЮНСИТРАЛ в сфере электронной торговли. Рассмотрены основные этапы работы Комиссии над правовым регулированием использования электронных устройств и сообщений в международной торговле, а также принятые по итогам этой работы конвенции и типовые законы.
Ключевые слова электронная торговля, международное частное право, международная торговля, ЮНСИТРАЛ.
Сфера электронной торговли считается одной из тех областей, в которых мандат в отношении координации деятельности, предоставленный ЮНСИТРАЛ Генеральной Ассамблеей ООН, можно было бы реализовать с особой пользой для мирового сообщества [1]. В связи с этим актуальным является изучение правовой работы ЮНСИТРАЛ, как осуществленной, так и возможной будущей, в сфере электронной торговли.
В 1978 году Комиссия ООН по праву международной торговли принимает Конвенцию о морской перевозке грузов [2]. Ст. 1 Конвенции предусматривает, что письменная форма включает, наряду с прочим, телеграмму и телекс. В 1980 году принята Венская конвенция о международной купле-
Аспирант.
318
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
продаже товаров [3]. Конвенция не требует, чтобы договор был заключен или подтвержден в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы (ст. 11). Также она предусматривает применение современных (на момент ее принятия) средств связи для заключения договоров. В соответствии со ст. 13 Конвенции под письменной формой понимаются также сообщения по телеграфу и телетайпу. И хотя речь еще не идет о таких информационных технологиях, как Интернет, мы полагаем, что указанные нормы стали одними из первых ключевых шагов на пути правового регулирования электронной коммерции на международном уровне.
В 1984 году ЮНСИТРАЛ включает вопрос о правовых последствиях автоматической обработки данных для потоков международной торговли в свою программу работы в качестве первоочередного пункта. В 1985 году Комиссия рассматривает доклад Секретариата, озаглавленный «Юридическая ценность записей ЭВМ» [4]. В этом докладе был сделан вывод о том, что на глобальном уровне использование хранящихся в ЭВМ данных в качестве доказательства при судебном разбирательстве сопряжено с гораздо меньшим числом проблем, чем можно было бы ожидать. В докладе отмечается, что гораздо более серьезным юридическим препятствием для использования ЭВМ в международной торговле являются требования о том, чтобы документы были подписаны или были составлены на бумаге.
После обсуждения этого доклада Комиссия принимает Рекомендации для правительств и международных организаций в отношении правового значения записей на ЭВМ [5]. Рекомендации предлагают пересмотреть правила, которые касаются автоматической обработки данных, с тем чтобы устранить неоправданные барьеры применению автоматической обработки данных в сфере международной торговли. В этом же году в своей Резолюции 40/71 [6] Генеральная Ассамблея призывает правительства и международные организации принять, где это необходимо, меры в соответствии с рекомендацией Комиссии в целях обеспечения правовых гарантий в контексте самого широкого возможного применения автоматической обработки данных в международной торговле.
В 1987 году принято Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств [7]. Электронный перевод средств, как он понимается в данном руководстве, - это перевод средств, при котором одна и более операций в процессе такого перевода, ранее выполнявшихся при помощи бумажных документов, теперь осуществляются электронными методами.
В 1996 году ЮНСИТРАЛ принимает Типовой закон об электронной торговле. Закон призван сделать возможным и облегчить ведение торговли с использованием электронных средств путем предоставления в распоряжение национальных законодателей свода признанных на международном уровне норм, направленных на устранение правовых препятствий для электронной торговли и повышение ее юридической предсказуемости. В част-
Юридические науки
319
ности, он предназначен для преодоления препятствий, возникающих в связи с положениями закона, которые не могут быть изменены на основании договора, путем установления равного режима для бумажной и электронной информации [8]. Данный типовой закон стал первым законодательным текстом, в котором были приняты основополагающие принципы недискриминации, технологической нейтральности и функциональной эквивалентности. Эти принципы лежат в основе современного права электронной торговли.
Принцип недискриминации отражен в ст. 11 типового закона, в соответствии с которой, в контексте заключения контрактов, если стороны не договорились об ином, оферта и акцепт оферты могут производиться с помощью сообщений данных. В случае, когда при заключении контракта используется сообщение данных, этот контракт не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что для этой цели использовалось сообщение данных. Принцип технологической нейтральности означает, что закон призван охватить все фактические ситуации, связанные с подготовкой, хранением или передачей информации в форме электронных сообщений, независимо от используемых для этого технологий и носителей [9]. Принцип функциональной эквивалентности предполагает анализ целей и функций традиционных требований к использованию бумажных документов, с тем чтобы определить, как те же цели или функции могут быть реализованы применительно к методам электронной торговли [10].
В 2001 году ЮНСИТРАЛ принимает Типовой закон об электронных подписях. Его цель состоит в том, чтобы сделать возможным и облегчить использование электронных подписей путем установления критериев технической надежности, определяющих эквивалентность электронных и собственноручных подписей [11].
В 2003 году Консультативный совет по Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров выносит Заключение № 1 [12]. Заключение подтверждает действительность электронных договоров и сообщений.
В 2005 году Комиссия принимает Конвенцию об использовании электронных сообщений в международных договорах. Цель Конвенции - содействовать использованию электронных сообщений в международной торговле путем обеспечения того, чтобы контракты, заключенные с использованием электронных средств, и сообщения, обмен которыми осуществляется с использованием электронных средств, являлись действительными и подлежали исполнению в той же мере, как и их традиционные бумажные эквиваленты [13].
Для этой цели в статье 8 воспроизводится норма, содержащаяся в статье 11 Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Сообщение или договор не могут быть лишены действительности или исковой силы на том лишь основании, что они составлены в форме электронного сообщения.
320
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии со ст. 1 Конвенции она применяется к использованию электронных сообщений в связи с заключением или исполнением договоров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Ст. 4 Конвенции дает определения таким взаимосвязанным понятиям, как сообщение, электронное сообщение и сообщение данных. В частности, электронное сообщение означает любое сообщение, которое стороны передают с помощью сообщений данных. Сообщение данных означает информацию, подготовленную, отправленную, полученную или хранимую с помощью электронных, магнитных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс, но не ограничиваясь ими. Сообщение означает любое заявление, декларацию, требование, уведомление или просьбу, включая оферту и акцепт оферты, которые сторонам требуется сделать или которые они решают сделать в связи с заключением или исполнением договора.
В 2008 году принимается Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов («Роттердамски правила») [14]. «Роттердамские правила» содержат главу, посвященную транспортным электронным записям. В частности, статья 8 предусматривает использование и последствия транспортных электронных записей. В статье 9 изложены процедуры использования оборотных транспортных электронных записей, статья 10 устанавливает правила для замены оборотного транспортного документа оборотной транспортной электронной записью. Кроме того, «Роттердамские правила» определяют понятие транспортной электронной записи и оборотной транспортной электронной записи.
В 2009 году ЮНСИТРАЛ приступает к работе над правовыми вопросами, связанными с электронными передаваемыми записями. Термин электронная передаваемая запись используется как общее понятие для обозначения электронного эквивалента передаваемого (оборотного или необоротного) документа или товарораспорядительного документа [15]. В 2011 году в Нью-Йорке Секретариат ЮНСИТРАЛ проводит коллоквиум по электронной торговле [16], на котором обсуждаются такие темы, как электронные передаваемые записи, управление использованием идентификационных данных, электронная торговля, осуществляемая при помощи мобильных устройств, и электронные механизмы «единого окна». ЮНСИТРАЛ по настоящее время продолжает работу над правовыми вопросами, связанными с использованием электронных передаваемых записей.
Список литературы:
1. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Рабочая группа IV (Электронная торговля). Записка Секретариата. «Правовые аспекты электронной торговли. Возможная будущая работа в области электронных договоров: анализ Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров».
Юридические науки
321
2. Конвенция ООН о морской перевозке грузов [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/transport_
goods/Hamburg_rules.html.
3. Конвенция ООН о международной купле-продаже товаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncit-ral_texts/sale_goods/1980CISGhtml.
4. Доклад Секретариата ЮНСИТРАЛ «Юридическая ценность записей ЭВМ».
5. Рекомендации ЮНСИТРАЛ для правительств и международных организаций в отношении правового значения записей на ЭВМ.
6. Резолюция 40/71 Генеральной Ассамблеи ООН. 1985 год. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сороковая сессия, Дополнение № 17 (А/40/17), глава VI, раздел В.
7. Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств.
8. Типовой закон ЮНИТРАЛ об электронной торговле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/ electronic_commerce/1996Model.html.
9. Пояснительная записка Секретариата ЮНСИТРАЛ к Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах. - Нью-Йорк: ООН, 2007. - С. 26.
10. Пояснительная записка Секретариата ЮНСИТРАЛ к Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах. - Нью-Йорк: ООН, 2007. - С. 27.
11. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uncitral.org/uncitral/uncitral_texts/ electronic_commerce/2001Model_signatures.html.
12. CISG-AC Opinion no 1, Electronic Communications under CISG, 15 August 2003. Rapporteur: Professor Christina Ramberg, Gothenburg, Sweden.
13. http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/electronic_commerce/ 2005Convention. html.
14. Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/transport_goods/2008rotterdam_ rules.html.
15. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Рабочая группа IV (Электронная торговля). Записка Секретариата. «Правовые вопросы, связанные с использованием электронных передаваемых записей».
16. http://www.uncitral.org/uncitral/en/commission/colloquia/electronic-commerce-2010.html.