Научная статья на тему 'Финансы и экономика «Цифрового пространства»: правовые проблемы защиты и практика формирования международных и национальных норм'

Финансы и экономика «Цифрового пространства»: правовые проблемы защиты и практика формирования международных и национальных норм Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита финансов и экономики в «цифровом пространстве / международные и национальные нормы об электронной коммерции / критическая информационная инфраструктура / protection of finance and economy in the «digital space» / international and national norms on e-commerce / critical information infrastructure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

статье отмечены правовые проблемы защиты финансов и экономики государств в условиях «цифрового пространства». Рассмотрена практика формирования международных и национальных норм в этой области. Показа-но, что состояние информационной безопасности в финансовой и экономической сферах характеризуется недоста-точным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и сложностями правового регулирова-ния их использования для производства продукции и оказания услуг. Отмечена роль федерального закона «О безопасно-сти критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 27 июля 2017 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCE AND ECONOMICS OF THE «DIGITAL SPACE»: LEGAL PROTECTION PROBLEMS AND THE PRACTICE OF FORMING INTERNATIONAL AND NATIONAL NORMS

in the article legal problems of protection of the finance and economy of the states in conditions of "the digital space" are marked. The practice of forming international and national norms in this field is considered. It is shown that the state of infor-mation security in the financial and economic spheres is characterized by an insufficient level of development of competitive infor-mation technologies and the difficulties of legal regulation of their use for the production of products and services. The role of the federal law «On the Security of the Critical Information Infrastructure of the Russian Federation» dated July 27, 2017 was noted.

Текст научной работы на тему «Финансы и экономика «Цифрового пространства»: правовые проблемы защиты и практика формирования международных и национальных норм»

11. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

11.1. ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА «ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА»: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ

Петрова Галина Владиславовна, доктор юридических наук, профессор, заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества МГИМО(У) МИД России

Место работы: МГИМО(У) МИД России; Институт проблем безопасности СНГ

[email protected]

Аннотация: в статье отмечены правовые проблемы защиты финансов и экономики государств в условиях «цифрового пространства». Рассмотрена практика формирования международных и национальных норм в этой области. Показано, что состояние информационной безопасности в финансовой и экономической сферах характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и сложностями правового регулирования их использования для производства продукции и оказания услуг. Отмечена роль федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 27 июля 2017 года.

Ключевые слова: защита финансов и экономики в «цифровом пространстве, международные и национальные нормы об электронной коммерции, критическая информационная инфраструктура.

FINANCE AND ECONOMICS OF THE «DIGITAL SPACE»: LEGAL PROTECTION PROBLEMS AND THE PRACTICE OF FORMING INTERNATIONAL AND NATIONAL NORMS

Petrova Galina V., doctor of law sciences, professor MGIMO (U)MFA Russia, Deputy Director Institute of problems of safety of the CIS, Head of the centre for international legal and political issues Eurasian cooperation Work place: MGIMO (U)MFA Russia; Institute of problems of safety of the CIS

[email protected]

Annotation: in the article legal problems of protection of the finance and economy of the states in conditions of "the digital space" are marked. The practice of forming international and national norms in this field is considered. It is shown that the state of information security in the financial and economic spheres is characterized by an insufficient level of development of competitive information technologies and the difficulties of legal regulation of their use for the production of products and services. The role of the federal law «On the Security of the Critical Information Infrastructure of the Russian Federation» dated July 27, 2017 was noted. Keywords: protection of finance and economy in the «digital space», international and national norms on e-commerce, critical information infrastructure.

В современном мире все чаще возникают правовые проблемы обеспечения защиты финансовой информации и экономической безопасности в условиях «цифровой экономики» и предотвращения угроз стабильности финансовой системы. Президент Российской Федерации В.В. Путин Указом от 01.01.2016 № 6421 предложил стратегию научно-технологического развития. «В ее реализации необходимо опираться именно на российские компании, на исследовательские и инжиниринговые центры страны, поскольку это вопрос национальной безопасности и технологической независимости

страны»2. Электронные расчеты, электронная коммерция, электронные векселя, электронные инвестиции, крипто валюта и другие финансовые компоненты «цифровой экономики и финансов» постепенно будут внедряться в науку, промышленность, торговлю, рынок финансовых услуг, сферу услуг (телемедицина, онлайн-обучение, беспилотный транспорт, электронные расчеты, электронная коммерция и др.).

Переход к «цифровой экономике» и «электронной коммерции» потребует высокой степени защиты безопасности участников национальных товарных и финансовых рынков, корректировки многих российских законов в связи с изменением способов и приемов реализации государственными органами,

1 Указ Президента РФ от 01.01.2016г. «О стратегии научно-

технологического развития Российской Федерации»

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online

Президент России Владимир Путин предложил начать реализацию Программы цифровой экономики Российской Федерации с 2017года. http://tass.ru/ekonomika/3830997

Петрова Г. В.

ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА «ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА»: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ

финансовыми учреждениями, коммерческими организациями управленческих функций в рамках «цифровой экономики».

Одновременно растут объемы правонарушений в сфере использования информационных технологий, что снижает уровень «полезности» операций банкиров, финансистов, коммерсантов, то есть лиц, имеющих отношения с экономической сферой мирового рынка. В качестве особой специальной науки «информационное право и информационная безопасность» развиваются в защиту имущественных прав граждан и юридических лиц, устанавливая «преграды» многочисленным формам незаконного проникновения к персональным и иным базам данных.

Экономический эффект «обеспечения информационной безопасности» сводится в общем плане как к защите государственных, корпоративных финансов, частных денежных средств, так и к росту гарантий стабильности имущественных прав граждан и организаций. Российские информационные сети, устраняя отставание от иностранных информационных технологий, становятся все более независимым от негативных последствий влияния компьютерных преступлений международного характера. Многоаспектные проблемы в области безопасности информационных технологий постепенно превращают информационные отношения в арену противостояния и полемики разных общественно-политических и социально-экономических концепций развития государства и общества.

Таким образом, российское пространство «цифровой экономики и финансов» требует развития мер безопасности и защиты от разного рода рисков и посягательств.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 27 июля 2017 года № 187-ФЗ3. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2017 года № 187-ФЗ под «безопасностью критической информационной инфраструктуры подразумевается состояние защищенности критической информационной инфраструктуры, обеспечивающее ее устойчивое функционирование при проведении в отношении ее компьютерных атак»4.

Согласно статьи 8 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 27 июля 2017 года № 187-ФЗ «составляется реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры, к которым относятся значимые объекты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, такие как информационные системы, информационно-коммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры, которые могут быть подвергнуты компьютерной атаке»5.

Также следует сказать, что согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» «компьютерная атака означает целенаправленное воздействие программных и

3 Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 27 июля 2017 года № 187-ФЗ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online

4 Пункт 2 Статья 2 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 27 июля 2017 года № 187-ФЗhttp://www.consultant.ru/cons/cgi/online

5 Статья 8 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 27 июля 2017 года № 187-ФЗhttp://www.consultant.ru/cons/cgi/online

(или) программно-аппаратных средств на объекты критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации»6.

Компьютерная атака, вызвавшая поломку, сбой, деформацию компьютерной системы, опасна тем, что она влечет нарушение и прекращение необходимым и эффективным пользованием государственно-значимого объема информации, размещенного в информационной сети, обслуживающей сферу энергетики, нефтегазового комплекса, транспорта, включая железнодорожный, воздушный, автодорожный, морской и речной транспорт, другие сферы экономической деятельности.

Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 27 июля 2017 года № 187-ФЗ «субъекты критической информационной инфраструктуры -государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей»7.

Совершенствование нормативно-правового регулирования в рамках «цифровой экономики и финансов» включает развитие норм электронной торговли, защиты данных и интеллектуальной собственности, передачи технологий, коммуникаций с национальными и международными электронными платежными системами, включая надзор за транснациональными «цифровыми» компаниями. Особое значение имеет использование в цифровой экономике государственно-частных партнёрств, концессий по развитию евразийских цифровых активов, частных и публичных средств Российского Фонда Прямых Инвестиций8.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок и

6 Пункт 4 статьи 2 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 27 июля 2017 года № 187-ФЗhttp://www.consultant.ru/cons/cgi/online

7 Статья 2 Федеральный закон «О «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 27 июля 2017 года № 187-ФЗ

8 Петрова Г.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности в процессе формирования «цифровой экономики» и единого «цифрового пространства промышленности» ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- №1.-2017.- С. 37-47

основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества»9.

Публичным партнером в разработке и реализации проектов государственно-частных партнерств в области цифровых коммуникаций, телекоммуникационных и информационных технологий может выступать Российская Федерация. Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «публичный партнер - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, частным партнером проекта «цифровой» инициативы может быть российское юридическое лицо, а финансирующим лицом юридическое лицо либо объединение двух и более юридических лиц, предоставляющих заемные средства частному партнеру для реализации соглашения на усло-

10

виях возвратности, платности, срочности» .

Практика использования организационно-правовой формы государственно-частных партнерств в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) пока невелика, но для проектов построения цифровой экономики очень перспективна. Центр развития государственно-частных парт-нерств создан «для консолидации усилий участников рынка, направленных на развитие общественной инфраструктуры с применением механизмов ГЧП, расширения компетенций по вопросам ГЧП в России для осуществления научно-исследовательской деятельности в области ИКТ»11.

Формирование правового режима функционирования цифрового пространства финансов и экономики происходит в праве суверенных государств, международном праве интеграционных союзов и сообществ, международном праве ООН. Это новый «формат» оборота мировых финансов и мировой эко-

9 Пункт 1 Статья 3 Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ http://www.consultant.ru/cons /cgi/online.

10 Пункт 4 Статья 3 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ http://www.consultant.ru /cons/cgi/online.

11 См. подробнее: Ассоциация участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП» https://www.k-agent.ru/catalog/7704276368-

1097799028546

номики, который влечет «непредсказуемые риски» для стабильности мирового финансового пространства, угрожая эффективности регулятивного воздействия международных и национальных финансово-правовых норм.

Следует отметить, что международное право ООН включает немало норм о «цифровых финансах» и «цифровой экономике». Например, в 1995 году принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ. «О правовых аспектах электронного обмена данными» (Закон ЮНСИТРАЛ об ЭОД). Он касается развития в национальном законодательстве государств условий правового регулирования процессов связанных с электронной коммерцией. Данный закон устанавливает юридическую значимость баз данных и записей, хранящихся в памяти ЭВМ, но условия распределения риска и определения ответственности при несоблюдении обязательств обозначенных в договорах, определяются в каждой стране индивидуально. Государство включает процедуры, установленные Законом ЮНСИТРАЛ об ЭОД в национальное законодательство, для того, чтобы создать необходимые условия для регулирования коммерческих отношений с использованием любых электронных средств передачи данных.

«Оцифровывание» операций в сфере мировых торговых сделок, оборота финансов, электронных платежей и других связей требует усиление мер противодействия финансовой, иной транснациональной киберпреступности. Противодействие киберпреступности становится доминирующим фактором, стимулирующим развитие новых направлений в правоохранительной сфере, включая совершенствование норм уголовного права, уголовного процесса, криминалистики. Появление «цифровой криминалистики» в системе сбора доказательств при расследовании киберпреступлений означает, что цифровая криминалистика и компьютерно-техническая экспертиза становятся важными приемами расследовании киберпреступлений, которые растут в сфере электронной торговли.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 года12 стал следующим шагом к формированию правовой базы коммерческих сделок, происходящих в Интернет-пространстве. Он действует по тому же принципу, что и предыдущий акт, представляя собой модель законодательного акта в области электронной торговли, которым должны руководствоваться государства. Этот документ дал мощный импульс развитию электронной коммерции, так как создал серьезную базу для ее правового регулирования.

Он содержит четкие определения основополагающих понятий законодательного регулирования в этой области. Закон обеспечил коммерческим операциям в Интернет-торговле юридическую и информационную силу. Он базируется на принципе функциональной эквивалентности, которая предполагает, что если национальное гражданское законодательство допускает заключение сделок посредством электронных документов или сообщений, то режим электронных сделок приравнивается к режиму нормативно-правового регулирования режима внешнеэкономических и иных сделках, заключенных в письменном виде.

Положения Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях» 2001 г. имплементированы в российское законо-

12 Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 года http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/electronic_commerce/1996M odel.html

Петрова Г. В.

ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА «ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА»: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ

дательство через Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ13.

Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах (Нью-Йорк, 2005 год) «применяется ко всем электронным сообщениям, осуществляемым по международных договорам или по внешнеэкономическим сделкам между сторонами, если коммерческие организации находятся в разных государствах. Конвенция не применяется к договорам, заключенным в личных, семейных целях, то есть к сферам семейного и наследственного права, а также к некоторым финансовым сделкам»14.

Конвенция определяет критерии установления функциональной эквивалентности: между электронными сообщениями и бумажными документами, между электронными методами удостоверения подлинности и подписями физического лица, время и места отправления и получения электронных сообщений. Конвенция устанавливает общий принцип, что сообщения не могут быть лишены юридической силы, если они были составлены в электронной форме (ст. 8), предусматривает признание исковой силы договоров, заключенных с помощью электронным систем сообщения (ст. 12), определяет, что предложение заключить договор, сделанное посредством использования электронных средств и не адресованное конкретным сторонам, следует считать приглашением представлять оферты, а не офертой (ст. 11), устанавливает средства правовой защиты в случае ошибок, допущенных физическими лицами при вводе информации в автоматизированные системы сообщений (ст. 14)15.

Внешнеэкономические сделки с использованием элементов электронной коммерции и электронных платежей содействуют внедрению информационно-правовых способов исполнения банковских платежных обязательств, ускоряющих трансграничную торговлю дистанционным способом передачи как волеизъявления сторон договора для оформления договорных отношений, так и информационных данных по сути сделки.

Ярким примером «цифровой» торговли являются нормы Международной Торговой Палаты о регулировании банковских платежных обязательств по трансграничным сделкам с оказанием электронных финансовых услуг16.

Международная Торговая Палата на протяжении уже более 30 лет принимает унифицированные правила и руководящие принципы мировой торговли, финансовых услуг, электронной коммерции, которые устанавливают для банков и других финансовых организаций правила финансирования торговли при снижении рисков. Торговое финансирование является особенно важным для того, чтобы импортировать или экспортировать ценные товары самостоятельно.

13 Федеральный закон «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года № 63^3.http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.

14 Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах (Нью-Йорк, 2005 год) http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/electronic_commerce.htm

15 Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах (Нью-Йорк, 2005 год) http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/electronic_commerce.htm

16 Унифицированные правила для банковских платежных обязательств»

(Uniform Rules for Bank Payment Obligations - ВРО), принятые Исполнитель-

ным комитетом Международной Торговой палаты (МТП) и вступившие в силу с 1 июля 2013 года. Публикация МТП № 750) URBPO/BPO // https://iccwbo.org/

Ежегодный форум МТП по банковскому делу и финансам прошел в Джакарте с 3-7 апреля 2017 года.

ВРО - это электронная операционная база для операций финансирования цепочек поставок, которая обслуживает банковские платежные обязательства по трансграничным сделкам банков во всем мире. Из текста Унифицированных правил МТП № 750 следует, что ВРО включают стандарты обращения и использования значительного массива персональных и коммерческих электронных данных для исполнения банковских платежей.

Информационные данные по банковским платежным обязательствам ВРО находятся в специальной межбанковской электронной системе загрузки, извлечения и обработки данных.

Согласно статьи 10 «банк, обслуживающий экспортера, по запросу экспортера извлекает «базу» и представляет ее данные экспортеру, после представления экспортером обслуживающему банку документов по факту отгрузки, банк экспортера данные документов загружает в систему путем «набора» данных, если данные «базы и набора данных» совпадают, система рассылает отчет всем вовлеченным в операцию банкам, согласно которому банк-эмитент ВРО должен платить -кредитовать экспортера»17.

Однако национальное законодательство об электронной коммерции, национальных информационных платежных системах, банковских телекоммуникационных технологиях «не успевает» за развитием международных обычаев электронных сделок и финансовых услуг, что угрожает финансовой безопасности государства и его лиц. Таким образом, возрастают риски потери ликвидности валюты и активов, манипулирования государственными ценными бумагами, риски разорения суверенных фондов развития и публичных инвестиционных фондов и др.

Динамика развития информационных технологий становится многоаспектной, много вариантной, когда электронные ресурсы подразумевают договорную аналогию дистанционным цифровым формам, а расчетно-платежные стандарты все чаще обязывают банки к исполнению банковских платежных обязательств дистанционным образом, независимо от нахождения 18

покупателя и продавца .

Транснациональные коммерческие, инвестиционные, финансовые корпорации, взаимосвязанные системой «общей логистики», наиболее часто участвуют в электронной торговле. Они становятся самостоятельными участниками дистанционной торговли, завершая коммуникативные связи по электронным коммерческим операциям в сфере купли-продажи товаров между компаниями различных международных и национальных рынков.

Информационно-коммуникационные технологии применяются в связи с расширением компьютерных коммерческих операций как по цифровым платежам, так и через цифровые

17 Статья 10 Унифицированных правил для банковских платежных обязательств» (Uniform Rules for Bank Payment Obligations - ВРО), принятые Исполнительным комитетом Международной Торговой палаты (МТП) и вступившие в силу с 1 июля 2013 года. Публикация МТП № 750) URBPO/BPO // https ://iccwbo. org/

18 См. подробнее: Козинец Н.В. Проблемы международного сотрудничества в сфере регулирования трансграничной электронной торговли в контексте деятельности международных организаций // Актуальные проблемы российского права. 2016 № 4.

способы предоставления услуг, гарантий, обеспечения банковских сделок, особенно посредством структуры системно значимых глобальных финансовых учреждений.

Это означает, что цифровое обеспечение мировой коммерции становится стратегией развития рынков многих стран, поскольку сделки и операции цифровой коммерции обладают всеми признаками «оперативного и мобильного мирового компьютерного рынка» со всеми признаками ориентации на обслуживание транснационального бизнеса.

Образцами российской «цифровой экономики» с элементами внедрения информационных технологий в работу органов власти по осуществлению государственного контроля и надзора являются новые технологии Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Государственного пенсионного фонда, Государственного земельного кадастра и ряда других ведомств, где информатизация и автоматизация контрольно-надзорной деятельности выступает как одно направлений реформы государственного контроля и надзора, которая реализуется в рамках проектов Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

23 июля 2014 года создано акционерное общество «Национальная система платёжных карт»19. Согласно статье 1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О Национальной платёжной системе» «целью создания Национальной системы платежных карт (НСПК) является обеспечение бесперебойности, эффективности и доступности осуществления перевода 20

денежных средств» . Список литературы:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах (Нью-Йорк, 2005 год) http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts /electronic_commerce.htm

2. Унифицированные правила для банковских платежных обязательств» (Uniform Rules for Bank Payment Obligations - ВРО), принятые Исполнительным комитетом Международной Торговой палаты (МТП) и вступившие в силу с 1 июля 2013 года. Публикация МТП № 750) URBPO/BPO // https://iccwbo.org/

3. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О Национальной платёжной системе» http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_115625

4. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года № 63^3.http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base

5. Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 27 июля 2017 года № 187-ФЗ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi

6. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации» от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ http://www.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi

7. Петрова Г.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности в процессе формирования «цифровой экономики» и единого «цифрового пространства промышленности» ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-№1.-2017.

8. Ступаков В.И. Перспективы сотрудничества евразийских государств в развитии информационного общества: новые векторы сотрудничества стран СНГ, БРИКС в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-2016.-№ 3

9. Ступаков В.И. Проблемы международной информационной безопасности в СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.-2014.-№ 1

10. Козинец Н.В. Проблемы международного сотрудничества в сфере регулирования трансграничной электронной торговли в контексте деятельности международных организаций // Актуальные проблемы российского права. 2016 № 4.

11. Козинец Н.В. Проблемы коллизионно-правового регулирования отношений, возникающих в сфере трансграничной электронной торговли // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015 № 6.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Петровой Г.В. «Финансы и экономика «цифрового пространства»: правовые проблемы защиты и практика формирования

международных и национальных норм» В статье рассмотрены актуальные проблемы формирования правового режима функционирования цифрового пространства финансов и экономики. Отмечено, что эти проблемы решаются в праве суверенных государств, международном праве интеграционных союзов и сообществ, международном праве ООН. Таким образом в статье показан новый «формат» оборота мировых финансов и мировой экономики, который влечет «непредсказуемые риски» для стабильности мирового финансового пространства, угрожая эффективности регулятивного воздействия международных и национальных финансово-правовых норм.

Следует отметить, что международное право ООН включает немало норм о «цифровых финансах» и «цифровой экономике», что говорит об актуальности темы. Это показано в статье автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы подкреплены ссылками на документы международного уровня. Высказанные выводы аргументированы теоретическими основами. Анализ проблем проведен системно и отвечает требованиям научной статьи. Статья представляет научный и практический интерес для развития науки международного финансового и информационного права и может быть опубликована в 2018 году в журнале «Проблемы экономики и юридической практики» рекомендованном ВАК.

Рецензент:

доктор юридических наук, профессор, Профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Андреева Л.В.

19 С 1 апреля 2015года в России действует Национальная Система Платежных Карт (НСПК). Платежная система «Мир» 2014г. http://www.nspk.ru/cards-mir/

20 Статья 1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О Национальной платёжной системе» http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 115625

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.