УДК 340
А.М. Панченко ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ
И.А. Канина ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ
БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. Уровень развития правовой психологии сотрудников органов безопасности влияет на их правовое поведение (правомерное/неправомерное). Правовая психология сотрудников органов безопасности отражает внутреннюю систему ценностно-смысловых ориентаций, обусловленных прошлым опытом, на основе которой (под влиянием определенных целей и мотивов) они выполняют свои профессиональные функции, связанные с правотворчеством и правоприменением.
Ключевые слова: профессиональное правосознание, правовая психология, мотив, цель, ценностные ориентации.
Alexander Panchenko LEGAL PSYCHOLOGY AS A COMPONENT OF LEGAL Irina Kanina CONSCIOUSNESS OF SECURITY SERVICES AGENTS
Annotation. The level of legal psychology development of the security services agents affects their legal behavior (legitimate/illegal). Legal psychology of the security services agents reflects their internal system of the valued-semantic orientations conditioned by experience, on the basis of which (under influence of certain object and motives) they can execute professional functions related to lawmaking and application of law.
Keywords: professional consciousness, legal psychology, motive, object, value orientation.
В настоящее время в Российской Федерации происходят экономические, социальные, политические и иные реформы. Проводимые преобразования должны обеспечить устойчивое развитие России, стабильность конституционного строя, укрепление системы обеспечения национальной безопасности, возрождение духовности, межнационального мира и единства культур многонационального народа. Поскольку обеспечением указанных направлений занимаются органы безопасности, становится очевидным следующее. Успех в решении этих задач зависит от того, насколько высок уровень правосознания и правовой культуры сотрудников органов безопасности, насколько в них воспитано уважение к правовым ценностям, а также насколько сформирована готовность активно и непосредственно участвовать в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Среди перечисленного особое внимание необходимо обратить именно на правосознание сотрудников органов безопасности. Его роль в качестве элемента механизма правового воздействия очень велика. Она заключается в том, что эти люди не просто исполняют нормы права, но и применяют их в процессе своей профессиональной деятельности (в борьбе с нарушениями законности и правопорядка, правонарушениями в области обеспечения безопасности, в сфере борьбы с коррупцией, организованной преступностью и т.д.). Следует отметить, что проблема профессионального правосознания возникла уже давно (начиная с 70-х гг. XX в.), однако до сих пор вопрос о том, что же такое профессиональное правосознание и каковы его элементы, не решен однозначно. Полагаем, что при формулировании определения профессионального правосознания необходимо отталкиваться от общего понятия правосознания, а также от принципа единства сознания и деятельности.
Общее понятие правосознания, на наш взгляд, точно определил И.А. Ильин. Он отметил, что «человеку невозможно не иметь правосознания. Его имеет каждый, кто знает, что кроме него на свете есть другие люди» [5, с. 18]. Что касается принципа единства сознания и деятельности, то вкратце его можно сформулировать так: сознание формируется в процессе и в результате деятельности, проявляется и реализуется в ней [7]. Учитывая изложенное, можно сформулировать определение профессионального правосознания. Профессиональное правосознание - это правосознание определенной груп-
© Панченко А.М., Канина И.А., 2014
пы людей, которое формируется и реализуется в процессе профессиональной деятельности и проявляется в отношении к праву. При этом особенности профессионального правосознания обусловлены спецификой правоприменительной деятельности в различных областях правового регулирования.
В структурном плане профессиональное правосознание можно разделить:
- на правовую идеологию (систематизированные научные выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований и т.п., т.е. теоретическое отражение правовой действительности);
- правовую психологию (совокупность правовых чувств, оценок, эмоций, ценностных отношений, настроений, переживаний и др. по поводу права);
- правовые установки (привычки, поведение, готовность к деятельности, инициативная деятельность на практике и пр.).
Такой элемент, как правовые установки, в структуре правосознания появился сравнительно недавно. Указанное понятие «тесно связано с такими понятиями, как "ориентация", "позиция" личности, что дает возможность при сопоставлении данных понятий раскрыть смысл правовой установки как одной из разновидностей социальной установки. К указанным понятиям можно также отнести "ценность" как объект, на который направлена установка» [8]. Иными словами, правовая установка -это предрасположенность личности оценивать правовые явления и действовать по отношению к ним с позиции права в соответствии со своей оценкой и убеждениями.
Правовая идеология, правовая психология и правовые установки взаимопроникают друг в друга, определяя правовую позицию личности в профессиональной деятельности. Более того, эти элементы находятся в неразрывной связи с такими понятиями, как профессиональное правовое мышление (интеллектуальный элемент) и правовой менталитет (психоэмоциональный элемент) [4].
Зачастую юридическое мышление рассматривают как функцию правосознания. Считаем, что с данной точкой зрения можно согласиться, поскольку в процессе толкования правовых норм, анализа определенных действий с позиции права правовое мышление совместно с правовой интуицией подсказывают правильный выбор правовой нормы в конкретной ситуации и способствуют принятию справедливого правоприменительного решения в сложившихся обстоятельствах. По сути, юридическое мышление соединяет в себе иррациональное и рациональное правосознание [1]. Иррациональное правосознание проявляется на этапе чувственного познания правовых явлений (Р. Иеринг, Л.И. Пет-ражицкий), а рациональное правосознание - на этапе осмысления «правовых явлений на уровне сущностей и идеалов; выделения закономерностей и связей правовых явлений» [1, с. 5], в том числе в плоскости правоприменительной деятельности.
Что касается правового менталитета, то это система осознанных и неосознанных правовых представлений, ценностных ориентаций и реакций на объекты государственно-правовой действительности с позиции права. «В этом качестве правовой менталитет, среди других правовых явлений сферы духовного мира общества, является низшей ступенью, глубинным отражением существующих правовых реалий» [9, с. 7-8]. При этом правовой менталитет неразрывно связан с правосознанием и правовым мышлением. Это связь проявляется в следующем. Правовой менталитет выступает основой для формирования и проявления правосознания в конкретных жизненных ситуациях, а правовое сознание и правовое мышление - средствами для функционирования правового менталитета.
Еще раз подчеркнем, что все рассмотренные элементы существуют в неразрывной связи между собой. Тем не менее в рамках настоящей статьи наибольший интерес представляет такой элемент профессионального правосознания, как правовая психология. Правовая психология выступает первичным элементом правосознания любого человека, в том числе и сотрудников органов безопасности. Это связано с тем, что правовые чувства, оценки, настроения в отношении правовых явлений (т.е. эмоциональное восприятие правовой действительности) возникают гораздо раньше правовых идей и концепций.
Значение правовой психологии в деятельности сотрудников органов безопасности трудно переоценить, ведь они выполняют важнейшие государственные задачи в области обеспечения безопасности страны. Их служебная деятельность направлена на достижение интересов государства и в связи с этим «запрашивает чрезвычайно высокую психологическую цену: ее субъект должен принять внешние цели, мотивы, действовать исключительно предписанными приемами в обстановке противодействия экстремальных факторов. Эта цена объективируется в переживании опасности, неизвестности, новизны деятельностных обстоятельств, ответственности, психической напряженности, стресса, утомления и т.д.» [6, с. 23]. Соответственно, от уровня развития правовой психологии сотрудников органов безопасности (высокий, средний, низкий, криминальный) напрямую зависит правомерность или неправомерность их поведения.
Конечно же, характер выполняемых задач обуславливает повышенные требования к сотрудникам органов безопасности. В частности, они должны обладать развитой правовой психологией и, как следствие, правомерным поведением в любых ситуациях. Иными словами, у них должны быть цели, мотивы, готовность правомерно и активно действовать в определенной ситуации в соответствии с требованиями правовых предписаний. Соответственно, решающим элементом правовой психологии сотрудников органов безопасности выступает мотив, отражающий не только оценочное восприятие содержания правовых норм (на основе своих знаний, привычек, представлений о праве, общей культуры и пр.), но и критическую оценку своего поведения с точки зрения права. Мотив побуждает сотрудников к действиям, выраженным в личностном смысле правомерного поведения и понимании того, для чего и ради чего они действуют. Причем правомерность, законопослушность, высокопрофессиональная деятельность сотрудников органов безопасности всегда зависят от того, насколько они превратили правовые ценности в нормы своей жизни и поведения. «Для того чтобы жить в праве, - писал русский правовед А.С. Алексеев, - необходимо прежде всего, чтобы право жило в нас» [3]. Формирование сотрудниками «социальных ценностей (свободы, права и т.д.) и норм права, их трансформация в ценностные ориентации позволяют сотруднику воспринимать профессиональную деятельность как социально и личностно значимую величину. А поскольку социальные ценности выполняют функцию внутренних побудителей конкретных действий и поступков человека, то они способствуют пониманию и объяснению мотивов и собственного законопослушного поведения» [11, с. 28].
Без оценочного отношения к своим действиям, к требованиям и предписаниям правовых норм невозможно формирование мотива, который будет специфичен для определенной правовой сферы. Сотрудники органов должны быстро принимать решения, сопоставляя свои поступки и действия в конкретных ситуациях с нормами права, нравственно-этическими ценностями, обязательствами и принципами служебной деятельности, соответствуя при этом высоким стандартам профессионализма. Это должно проявляться в следующем. Они должны контролировать свое поведение, чувства, эмоции, внутренние симпатии и антипатии, не позволяя им влиять на принятие служебных решений, правоприменительную деятельность, а также уметь предвидеть последствия своих поступков и действий прежде всего с позиции права. Только учитывая характер мотивов (в первую очередь, служебный долг), которые являются внутренними регуляторами профессиональной деятельности сотрудников органов безопасности, и соответствие этих мотивов целям (обеспечение правопорядка, национальной безопасности государства и т.д.), можно говорить об эффективности или неэффективности применения правовых норм.
Резюмируя, можно сказать, что правовая психология является одним из важнейших компонентов правосознания, отражающим его содержание. Данный элемент правосознания находится в постоянном функционировании и развитии, влияя на профессиональную деятельность сотрудников органов безопасности. В связи с этим важно, чтобы в основе правовой психологии были нравствен-
ные и духовые начала, положительно влияющие на правосознание в целом и позитивно отражающиеся на состоянии законности и правопорядка в обществе. Как правильно заметил А.М. Столяренко, «проблему профилактики и борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан и построения процветающего цивилизованного общества не решить, не решив задачи формирования цивилизованной личности с развитой правовой психологией» [10].
На наш взгляд, обладая развитой правовой психологией, а также, по верному замечанию В.В. Путина, имея уважительное отношение к традициям службы, желание и мотивацию работать с полной отдачей, желание вносить свой вклад в обеспечение безопасности страны [2], сотрудники органов безопасности, смогут эффективнее бороться с терроризмом, организованной преступностью, криминальными угрозами, коррупцией, защищать стратегические объекты, конфиденциальные сведения, инновации в научно-технической сфере, государственные границы и пр.
Библиографический список
1. Авакян Т.В. Юридическое мышление в правоприменительном процессе : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2006. - С. 5.
2. Выступление В.В. Путина на торжественном вечере в честь Дня работника органов безопасности 20 декабря 2013 г. // Официальный сайт Администрации Президента РФ [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19872 (дата обращения: 17.07.2014).
3. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ) / В.И. Гойман. - М., 1992.
4. Гуренко Д.В. Социокультурные особенности профессионального правосознания в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2007. - С. 8.
5. Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. - М.: Рарогь, 1993. - С. 18.
6. Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности // Юридическая психология. - 2013. - № 3. - С. 23.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1997. - С. 285.
8. Макеев В.В. Значение правовой установки в практической деятельности сотрудников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: материалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 г. -Ростов н/Д.: РЮИ МВД России, 1999.
9. Меняйло Д.В. Правовой менталитет: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2003. - С. 7-8.
10. Прикладная юридическая психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yurpsy.com/files/ ucheb/stol/Stolyarenko.htm (дата обращения: 27.07.2014).
11. Собольников В.В. Ценность права как мотив правопослушного поведения сотрудников правоохранительных органов // Юридическая психология. - 2013. - № 2. - С. 28.