УДК 351.74 : 1 ББК 67.629
Атаев Рашид Алиевич Ataev Rashid Alievich
начальник кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России кандидат исторических наук.
Head of the Department of tactical and special training of the Rostov law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, PhD in History. E-mail: [email protected]
Шанько Виктор Викторович Shanko Victor Victorovich
старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России кандидат педагогических наук.
Senior lecturer of the Department of tactical and special training of the Rostov law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, PhD in Pedagogy. E-mail: [email protected]
Стецун Максим Юрьевич Stetsun Maxim Yurievich
преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России.
Lecturer of the Department of tactical and special training of the Rostov law institute of the Ministry of internal
affairs of Russia.
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ АСПЕКТОВ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
МВД РОССИИ
The philosophical aspects of formation of legal culture of employees of internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia
В статье анализируется необходимость формирования у сотрудников органов внутренних дел не только правовой основы как необходимой части профессиональной деятельности правоохранительных органов, но и основных аспектов философского, социального и культурологического мировоззрения, необходимых для всеобщей организации профессиональной деятельности полиции.
Ключевые слова: культура, сотрудники органов внутренних дел, философско-правовой аспект, индивиды, граждане, взаимодействие.
В современном российском обществе, стремящемся преодолеть наследие административно-командной системы, создать правовое государство и реализовать принципы гуманизма, решение проблем профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов становится еще более актуальным. Это выдвигает на первый план проблему не толь-
The article deals with the need to form the employees of the internal Affairs bodies not only the legal basis as a necessary part in the professional activities of law enforcement agencies, but also the formation of the main aspects of the philosophical, social and cultural Outlook necessary for the General organization of professional activities of the police.
Keywords: culture, employees of internal Affairs bodies, philosophical and legal aspect, individuals, citizens, interaction.
ко оптимизации содержательных аспектов фи-лософско-правовой подготовки, введения новых учебных дисциплин, но и совершенствования способов формирования соответствующих компетенций у курсантов образовательных организаций системы МВД России.
Исходя из этого, представляется возможным и необходимым рассмотреть социальный,
философский, правовой и научный контекст формирования философско-правовой культуры у сотрудников органов внутренних дел МВД России.
При подготовке курсантов образовательных организаций системы МВД России важно сформировать у них высокий уровень правовой культуры как регулятора правового поведения и правовых явлений. При этом необходимо исходить не только из объективной составляющей правовой культуры, но и сфор-мированности личностных качеств индивида и его философских взглядов, поскольку именно их определенная совокупность представляет собой основу для реализации правовой культуры сотрудниками правоохранительных органов в процессе профессиональной деятельности.
В основе правовой культуры лежит осознание правовых норм, которое является одним из феноменов социального и философского познания, понимаемого как «познание социального мира обыденным человеком, непрофессионалом, познание им повседневной реальности своей собственной жизни» [4, с. 273].
Бесспорным является то, что правовая норма живет только благодаря ее моральному, нравственному и философскому содержанию. Если моральное содержание исчезнет, правовая норма перестанет существовать. Соответственно, если человек нравственен, придерживается моральных законов, его правосознание и правовая культура будут развиты, а поведение соответствовать правомерному. Таким образом, если в системе ценностей человека сформирована установка на соблюдение законности, следование нормам общества, то эта личность будет иметь довольно высокий уровень правовой культуры и социального, философского развития.
Правовая культура сотрудника органов внутренних дел МВД России должна быть более высокой, чем правовая культура других граждан, поскольку она обусловлена родом служебной деятельности, должностными правами и обязанностями.
Центральным понятием культурологического и философского подхода является понятие «культура», которое в традиционной трактовке представляет собой улучшение, возделывание, совершенствование чего-либо.
Культура - это единство духовного, философского, идеального и материального, определяющее многообразие жизненных путей того или иного субъекта деятельности вместе с присущими ему механизмами порождения нового, самоопределения и самодетерминации.
Следует отметить, что деятельность определяется учеными как специфичная человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование. Исходя из определения, характеристики деятельности и культуры могут быть представлены как взаимообусловленные исторические категории. Для доказательства этого достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, ее дифференциацию и интеграцию, чтобы убедиться в адекватном развитии культуры. Культура, в свою очередь, являясь универсальной характеристикой деятельности, как бы задает программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры и основных философских аспектов предполагает освоение способов практической деятельности, освоение же способов человеческой деятельности происходит только через присвоение культуры и философского мировоззрения. «Культура есть процесс с созданием, потреблением и передачей определенного количества этой деятельности и ее результатов. При этом люди не только познают свойства явлений (их качество), но и оценивают последние с точки зрения их положительной значимости, способности удовлетворять какие-либо потребности человека, класса, общества»,- отмечает А. В. Иконников [3, с. 21].
Профессиональная культура же выражается в наличии сложившейся, постоянно развивающейся системы мотивов, личностных смыслов и целей, включает в себя индивидуально выработанные стратегии, средства ориентации в действительности, способы решения задач представляют профессиональную культуру как меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах деятельности, направленной на освоение, передачу и создание педагогических и философских ценностей.
Потребность в системных представлениях возникает при столкновении со сложностью профессиональной деятельности, особенно в процессе решения нестандартных задач. Системное мировоззрение должно конкретизироваться в модельном мышлении как совокупности способностей, обеспечивающих процесс построения моделей проблемных ситуаций путем выделения всех факторов, существенных для формулирования, фиксации и решения.
Развитие профессионального творчества в процессе практической деятельности базируется на освоении системно-специальных знаний, навыков и комплексных умений, опыта, мастерства. Одной из характерных черт профессионального творчества является направленность, сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на системном поиске творческих специальных задач и их решении.
Существенными признаками профессионального творчества являются:
- объективная обусловленность творческого технологического процесса;
- единство мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических и практических компонентов в творческой профессиональной деятельности;
- обусловленность профессионального творчества проблемной ситуацией;
- использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приемов, средств и их сочетание;
- сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиске нового способа решения возникающих творческих специальных задач и их реализации в профессиональной деятельности.
Праксеологическая культура представляет собой совокупность необходимых способов, стратегий, обеспечивающих переход от формулирования проблем к конкретным действиям по их решению. Среди ее составляющих особая роль принадлежит целеобразованию, принятию решений и планированию.
Компетентность деятельности, общения и саморазвития специалиста составляют основу его компетентности. Профессиональная компетентность - это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повсе-
дневной деятельности. Критериями профессиональной компетентности являются объективно необходимые знания, умения, навыки, а также профессиональные позиции, индивидуально-психологические особенности (качества), философское мировоззрение на конкретные ситуации и акмеологические инварианты.
Конкретно-предметные знания имеют важное значение в силу того, что именно они выступают первоосновой формирования всей профессиональной компетентности [2, с. 116].
Как видим, содержательное наполнение понятия «профессиональная культура» конкретизируется в контексте той или иной профессии, а его выделение как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление определенных видов специальной деятельности.
В рамках комплексного подхода под правовой культурой понимается совокупность всех материальных и духовных достижений в правовой жизни индивида и общества в целом. При этом правовая культура как специфическая форма деятельности рассматривается в двух аспектах: как оценочная категория и как категория содержательная. В первом случае понимается качественное состояние правовой жизни общества на каждом этапе его развития, во втором - глубокое знание законов и подзаконных актов, источников права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практическое его применение.
Правовая культура, являясь разновидностью культуры вообще, носит социальный и философский характер, так как это неотъемлемая сторона жизни общества, неотделимая от человека как социально-органического существа. Правовая культура встроена в институциональную систему социума, определяет контуры нормативных фигур, характер отношения к формальным нормам в ходе развертывания социальных практик, качество и уровень правосудия и законотворчества, эффективность правовой регуляции и пропорциональную долю неправового сектора социального пространства. Правовая культура детерминирует общественную и правовую практику, представляя при этом конгломерат мыслительной, духовной и прикладной деятельно-
сти человека, органично включающийся в процессы правового развития [1, с. 12].
Правовое сознание является формой общественного сознания, непосредственно зависит от его содержании и объективных условий жизни общества. Необходимо отметить, что правосознание личности представляет собой сплав социального и индивидуального, отражает объективные условия жизни, в отношения которых включен индивид, а также свойства и качества самой личности (философские, психологические, биофизиологические, демографические). То есть правовое сознание отражает понимание людьми правовых норм, юридических прав и обязанностей, законности или незаконности различных поступков, их отношение к закону и вытекающим из него правовым явлениям и требованиям.
Однако можно выделить и две основные стороны правосознания (идеологическую и правовую психологию) - функции (познавательную, оценочную и регулятивную), соответствующие трем элементам правосознания: рациональному, эмоциональному и поведенческому. Познавательной функции соответствует определенная сумма знаний и умений, правовая подготовка. Оценочная функция представляет собой систему оценок и мнений по правовым вопросам, оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения. Регулятивная функция является социально-правовыми установками и ценностными ориентациями, осуществляясь за их счет.
То есть сущность правового сознания заключается в том, что оно отражает правовые отношения в сознании людей, являясь внутренним регулятором правового поведения и правовых явлений.
Однако для формирования правовой культуры личности большую роль играют правовые эмоции. В них выражаются окрашенные в чувственно-личностные тона взгляды на правовое регулирование, юридическую практику, их оценка. Эта своеобразная форма отражения действительности выражает субъективное отношение личности к праву, соответствию или несоответствию в нем идеалов. Развитие правового чувства может и должно происходить в системе комплексного формирования других социальных чувств индивида. Ученые обращают внимание на особую
роль при этом чувства гражданина страны, приходя к верному выводу о том, что процесс правового образования должен строиться с учетом принципов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в известных международных документах. Если правовые знания возможно приобрести в процессе обучения достаточно быстро, то формирование убеждений (положительные правовые ценностные ориентации) и философского мировоззрения - процесс длительный, трудный и противоречивый.
Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориента-ций, определяющих различные модели поведения человека, его поступки. Ценностные ориентации - это система установок личности, которые важны в сфере реализации права, связаны с образом жизни личности и оказывают заметное влияние на ее судьбу. Знание и восприятие (осознание) положительного права всеми гражданами - несомненное условие их правовой защищенности.
Изучая механизмы воздействия на правосознание и правовую культуру в процессе образовательной деятельности, исследователи обратили внимание на важность вопросов, связанных с созданием целенаправленной системы формирования правового мышления. Его уровень в личностном и массовом аспекте оказывает заметное влияние на состояние правовой культуры общества. Правовое мышление представляет собой способ существования человека и общества, способ жизнедеятельности индивида, а также средство адаптации к окружающей среде и ее преобразованию. Процесс его формирования осуществляется в системе образования поэтапно с учетом возрастных, философских и психолого-физиологических особенностей индивида.
Важным элементом правовой культуры является юридическая деятельность (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная); основу ее составляет правовая компетентность. Формирование последней осуществляется в рамках правовой социализации личности.
Философско-правовая культура - это форма культуры, свойственная общности людей, которая имеет свое философское мировоззрение на формирование правовой образованности и практической подготовки. Главное в фи-
лософско-правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, полиции, развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций. Это сбалансированное состояние правосознания, нравственности и интеллектуального развития, которое позволяет активно, осознанно, на высоком уровне выполнять в публичных интересах конституционно значимые функции по обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка по
Литература
1. Каландаришвили З. Н. Основные концепции изучения правовой культуры в юридической науке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 56.
2. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. А. А. Бодалева. М., 2002.
3. Проблемы формирования эстетической ценности / под ред. А. В. Иконникова. М., 1981.
4. Соловьева О. В. Современное правовое пространство: социально-психологические проблемы // Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002.
борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Также правовую культуру сотрудников органов внутренних дел МВД России можно представлять как субкультуру, имеющую специфические черты существования и функционирования, которые явно проступают в профессиональной жизни структуры, в том числе в ее ритуалах и традициях.
Итак, в рамках данного исследования актуальным является термин «философско-пра-вовая культура», поскольку он позволяет акцентировать интегрированность правовой культуры и философского мировоззрения в служебную деятельность сотрудников правоохранительных органов, их должностные права и обязанности.
Bibliography
1. Kalandarishvili Z. N. Basic concepts of studying legal culture in legal science // Proceedings of the Russian state pedagogical University named by A. I. Herzen. 2008. № 56.
2. Psychology and pedagogy: teaching aid / under ed. A. A. Bodalev. Moscow, 2002.
3. The problem of formation of aesthetic value / ed. by A. V. Ikonnikov. Moscow, 1981.
4. Solov'eva O. V. The modern legal environment: socio-psychological problems // Social psychology in the modern world / under the ed. of G. M. Andreeva, A. I. Dontsov. Moscow, 2002.