Научная статья на тему 'Правовая пропаганда и обучение формы правового воспитания: понятие и средства воздействия'

Правовая пропаганда и обучение формы правового воспитания: понятие и средства воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12427
1021
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА / УСЛОВИЯ ТРУДА / LAW PROPAGANDA / LAW EDUCATION / MEANS OF THE LAW PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарев А. С.

Рассматриваются две основные формы современного правового воспитания. Уточняются спорные понятия формы и содержания правового воспитания и их соотношение. Дается новая классификация и содержание средств современной правовой пропаганды и правового обучения. Указываются условия их эффективного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law Propagnda and Law Training the Law Education Forms: Notion and Means Influence

Examin two fundamenta from contemporary right education. Specify notion "form" and "means" his.Giv detail classication and maintenance means contemporary right propaganda and right instruction. Point out condition their effective utilization.

Текст научной работы на тему «Правовая пропаганда и обучение формы правового воспитания: понятие и средства воздействия»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2008 Юридические науки Выпуск 1 (1)

I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА И ОБУЧЕНИЕ - ФОРМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ: ПОНЯТИЕ И СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ

А.С.Бондарев

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Пермского государственного университета, 614990, ул. Букирева,15

Рассматриваются две основные формы современного правового воспитания. Уточняются спорные понятия формы и содержания правового воспитания и их соотношение. Дается новая классификация и содержание средств современной правовой пропаганды и правового обучения. Указываются условия их эффективного использования.

Ключевые слова: трудовой договор, изменение условий трудового договора, условия труда

Правовое воспитание осуществляется в определенных правовых формах и средствах. Однако авторы порой произвольно используют указанные термины и часто смешивают понятия «формы» и «средства» правового воспитания. Так, С.А.Денисов в авторской лекции для студентов I курса юридических факультетов пишет: «В зависимости от цели используются различные средства правового воспитания: 1) обучение; 2) пропаганда права; 3) самообразование; 4) деятельность по пресечению правонарушений и привлечению к юридической ответственности (юридическая практика)» [4. С. 7]. Тогда как В.П.Зенин еще в 1979 г. обстоятельно проанализировал существовавшее в то время разнообразие подходов к понятию формы правового воспитания и выработал, на наш взгляд, вполне приемлемую формулировку этого понятия. «По нашему мнению, - пишет он, - формы правового воспитания следует определить как способы внешнего выражения правовоспитательной деятельности» [9. С. 210]. Как видим, одну и ту же правовоспитательную деятельность одни именуют «формой», а другие - «средствами».

Представляется, более удачным подход В.П.Зенина к понятию формы правово-

го воспитания. Таких форм, «способов внешнего выражения правовоспитательной деятельности» юридическая практика выработала три: это правовая пропаганда, правовое обучение, организованная и контролируемая правовая практика. Средства же правового воспитания - это «каналы», по которым форма правового воспитания оказывает свое воздействие на те или иные стороны предмета правового воспитания. Причем каждой форме правового воспитания присущи свои средства такого воздействия.

Правовая пропаганда осуществляется через многочисленные каналы правовоспитательного воздействия на правосознание и правовое поведение воспитуемых - это и лекции, и конкурсы знатоков права, и статьи в печати на правовые темы и т.д.

Правовая пропаганда является в обществе одним из видов пропаганды вообще наряду с политической, нравственной, экономической и другими ее видами. Термин «пропаганда», как принято считать, происходит от латинского «propagare» - распространять. Понятие «пропаганда» было введено в 1662 г. Папой XV, образовавшим особую конгрегацию, задачей которой было распространение веры с помощью миссионерской деятельности [7. С. 320].

© Бондарев А.С., 2008

Общий смысл слова «пропаганда» кажется вполне ясным, тем не менее существует огромное число его самых противоречивых толкований. В литературе ведется спор не только о содержании данного понятия, его значении, но и о времени возникновения пропаганды в человеческом обществе. Так, американский социолог Ч.Симман считает, что пропаганда - явление вечное, она возникает в человеческом обществе сразу, как только люди начинают пользоваться речью в общении друг с другом [20. Р. 12]. При этом он сводит ее к простейшему акту общения людей, к механизмам внушения, к явлениям психологического воздействия в процессе общения людей. При таком подходе к понятию пропаганды не учитываются ее важнейшие социально-политические свойства, а, следовательно, искажается ее роль в обществе, указывается неверно время ее возникновения.

Социологи Р.Арон и Д.Белл исходят из других предпосылок и возникновение пропаганды как способа распространения идеологии в обществе связывают с упадком религиозной веры, наступившим, по их мнению, в странах Западной Европы в XVШ-XIX вв., и с формированием класса «интеллектуалов», взявших на себя обязанность разработки социальных воззрений [19. Р. 396-397]. Здесь всячески отрицается связь пропаганды с политической идеологией, она выступает в качестве «религии интеллектуалов», «гражданской религии», пришедших на смену религиозной вере.

В отечественной же науке, рассматривающей пропаганду в узком смысле - как «деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов, партий и государства» [10. С. 539], широко распространено иное мнение по поводу основания и времени возникновения пропаганды в человеческом обществе. Как пишет П.С.Гуревич, «идеология и пропаганда как социальные явления возникают не в доклассовом обществе, не в средние века и не в период возвышения буржуазии как класса (к этим представлениям сводятся различные концепции западных социологов), а в эпоху становления раннеклассового

общества, когда впервые складывается историческая потребность господствующих классов оправдать социальное неравенство, навязать массам общественные идеи, выражающие интересы этих классов» [3. С. 110]. В этот период в связи с возникновением потребности в праве и правовом регулировании общественных отношений, основанных на социальном неравенстве, появляется и правовое воспитание, в том числе и в форме правовой пропаганды. Однако, как свидетельствует история, на этой ранней стадии жизни права правовые воззрения еще не успели обособиться в относительно самостоятельную область человеческих знаний и представляли собой «составной момент целостного мифологического мировоззрения». Соответственно и правовая пропаганда не носила обособленного характера, она была вплетена в общую деятельность по распространению мифологического мировоззрения среди древневосточных народов. Согласно же мифологическим представлениям, земные порядки есть часть общекосмических, общемировых порядков, установленных Богом. «Согласно мифам некоторых народов (особенно египтян, а затем и греков), боги выступают также и в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах» [5. С. 27]. В дошедших до нас древнейших египетских письменных источниках - «Поучениях Птахотепа» (XXVIII в. до н.э.), «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (ок. XXI. до н.э.), «Книге мертвых» (ок. XXV-XXIV вв. до н.э.) и др., - в частности, пропагандируется божественная справедливость как основа всех земных египетских «социально-политических порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений» [5. С. 28]. В XVIII в. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи свои законы, закреплявшие чудовищное социальное неравенство в стране, своему народу представлял не от собственного имени, а провозглашал: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предна-

чертания никого, кто бы отменил их» [5. С. 29].

Нельзя согласиться с мнением тех исследователей пропаганды, которые, по словам П.С.Гуревича, «нередко подчеркивают, что данное социальное явление существовало всегда и современная пропаганда мало чем отличается от той, что осуществлялась в первобытном обществе» [3. С. 101]. Современная правовая пропаганда, будучи частью пропаганды в цивилизованном обществе, весьма существенно отличается не только от древней, но и от всех предыдущих ее типов и по содержанию, и по средствам, и по методам воздействия, при этом содержание правовой пропаганды имеет решающее значение в этом различии, так как оно есть главный, определяющий элемент в структуре всего процесса правовой пропаганды. Так, современная правовая пропаганда в правовом государстве содержательно должна покоиться на истинно научных правовых идеях, правовых теориях. При этом должны использоваться научно обоснованные средства и методы пропагандистского воздействия на воспитуемых, их правосознание и поведение. Справедливо сказано, «что политико-правовые идеи, воззрения, принципы и нормы, составляющие содержание правовой пропаганды, сами по себе, автоматически не овладевают сознанием людей. Необходима кропотливая, умелая, творческая работа пропагандистов по их отбору, разъяснению, донесению до разума и чувств каждого человека с целью превращения в личные убеждения, внутренний ориентир поведения людей» [8. С. 55]. И от того, насколько совершенны используемые пропагандистом средства и методы правовой пропаганды и насколько умело он ими используются, в немалой степени зависит эффективность всей его работы.

Длительная история правопропагандистской деятельности выработала богатый арсенал ее средств и методов. Современные средства правовой пропаганды разнообразны. Так, например, получил широкое распространение новейший способ правовой пропаганды - виртуальный. По способам

распространения правовых знаний и по формированию правовых убеждений у вос-питуемых средства правовой пропаганды, на наш взгляд, можно разделить на три вида: устные, печатные, виртуальные. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Правовому пропагандисту следует знать и умело использовать в своей правопропагандистской деятельности сильные стороны того или иного средства правовой пропаганды, сообразуясь со своими целями, а также с интересами и потребностями воспи-туемых. Рассмотрим кратко специфику указанных видов средств правовой пропаганды.

Устные средства правовой пропаганды в зависимости от характера общения субъектов и объектов правового воспитания они делятся на непосредственные (живое общение, «глаза в глаза») и опосредованные (общение через технические устройства -радио-, теле-, видеотехнику). Непосредственные средства правовой пропаганды по количеству воспитуемых делятся на коллективные и индивидуальные. Они довольно разнообразны: лекции, беседы, консультации, читательские конференции, вечера вопросов и ответов, конкурсы знатоков права, кинолектории и т.д. Ценность их состоит в живом общении субъектов и объектов правового воспитания. Пропагандист по ответной реакции слушателей может немедленно оценивать воздействие своего выступления и соответственно корректировать как его содержание, так и методы: что-то повторить, что-то подчеркнуть, что-то разъяснить и т.д. Пропагандист права, выступающий по радио, на телевидении, а тем более пишущий статьи и книги на правовые темы, такой возможности абсолютно лишен. На «судьбу» сказанного или написанного им слова он повлиять не может. Живое слово, как верно пишет Г.З.Апресян, «фиксирует и выражает мысль, но одновременно и настроения и чувства, порождаемые мыслью». Народная мудрость гласит: «Живое слово дороже мертвой буквы». «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает - справедливо утверждает другая народная пословица» [1. С. 215].

Устные. опосредованные через технические устройства (радио, телевидение) средства правовой пропаганды - лекции, беседы, консультации, ответы на вопросы, поступившие в редакции, парламентский час и т.д. - имеют то преимущество перед непосредственными средствами, что они более мобильны, могут охватывать большие массы воспитуемых одновременно, а потому менее затратны - они приходят прямо к слушателям в дом. Казалось бы, эти средства устной правовой пропаганды имеют безоговорочные преимущества. Однако это не так. При одном конкретно-социологическом исследовании группе людей предложили ответить на вопрос: «Если бы вам предоставили выбор - прослушать одну и ту же лекцию по радио, телевизору или в аудитории, что бы вы предпочли?» За «живую» лекцию проголосовало подавляющее большинство людей - 75,7%. Мотивы предпочтения: лекция читается живо, доступно, разговорным языком - так аргументировали свой ответ 29,5% опрашиваемых; возможность обратиться к лектору с вопросом - 40,9%; слушать в коллективе интересней - 18,8%; можно обменяться мнением об услышанном - 25,2%; при личных контактах говорят откровеннее, сообщают больше - 14,8%. Как верно отметили исследователи, доминирующим мотивом оказывается «потребность в общении». И она в полной мере может быть удовлетворена лишь при непосредственном контакте слушателей и лектора, «что в не меньшей (если не в большей) степени и влечет человека «на живую» лекцию [6. С. 14-16]. Хотя, на наш взгляд, и все другие мотивы слушателей имеют немаловажное значение в оценке непосредственных устных средств правовой пропаганды. Основной вывод исследователей о предпочтении людьми лекции в аудитории по указанной мотивации безусловно верен. Это подтверждают и социальные психологи: «СМИ не дают публике возможности для установления диалогических отношений. Они осуществляют однонаправленное воздействие на читателя, слушателя, зрителя, и, следовательно, те, кто владеет средствами коммуникации или кто в них работает, те и

диктуют свои мысли, установки, мнения всем потребителям информации, которые лишены возможности высказать свои мнения, возражать или спорить. Они обречены на пассивное восприятие чужих мыслей и мнений» [11. С. 56].

Однако при опросах об источниках, поставляющих правовую информацию, подавляющая часть населения (60-70%) практически любого региона страны на первое место ставит радио и телевидение. Это «свидетельствует о том, что во многих регионах лекции, беседы, правовая учеба не стали еще главным средством личного получения правовой информации. Среди трудящихся, следовательно, притягательность устной пропаганды, а также, очевидно, ее распространенность, охват ею всех слоев населения еще далеко не достаточны. Видимо, еще многое предстоит здесь сделать» [8. С. 61]. Однако современное российское государство не уделяет должного внимания этим весьма важным средствам правового воспитания.

Преимущество всех средств устной правовой пропаганды обусловлено тем, что «в устной речи мысли и слова как бы рождаются и звучат одновременно», что пропагандист права имеет возможность использовать и такие дополнительные средства своего воздействия на воспитуемых, как жест, мимику, интонацию и темп речи. Это открывает широкие возможности для эмоционального воздействия на слушателей, позволяет им использовать использовать помимо слуховой еще и зрительную память. К сожалению, в современной России далеко не в полной мере используется потенциал устных средств правовой пропаганды для воспитания правовой культуры россиян, и прежде всего именно наиболее эффективных - непосредственных средств пропаганды. Возможно, из-за их трудоемкости некоторые разновидности средств не используются вообще, а некоторые применяются не так широко, как это было в Советской России, когда очень активно действовало, к примеру, общество по распространению научных знаний, в том числе и правовых. Большое количество лекций, бесед, кон-

сультаций проводили и юристы-профессионалы. Это было их непременной обязанностью.

Было бы, однако, неправильно утверждать, что письменные средства правовой пропаганды имеют второстепенное значение во всех случаях. При всей своей масштабности и силе воздействия на воспитуемых устные средства правовой пропаганды во многих случаях не могут заменить письменные: тексты правовых актов (нормативных, применения и толкования норм права), комментарии ученых юристов к важным законам страны (комментированная Конституция РФ, Кодексы РФ - гражданский, семейный, уголовный и др.), статьи на правовые темы в газетах, журналах, монографии ученых на правовые темы, кроссворды на правовые темы, диаграммы, задачи, тексты и т.п. Достаточно сказать, что письменные средства могут находиться сколь угодно в распоряжении субъекта права и он может много раз обращаться к ним и по мере необходимости обсуждать их содержание с разным кругом знакомых и специалистами. Устные средства правовой пропаганды такой возможностью не обладают.

Правовая пропаганда через технические средства, как было сказано выше, есть однонаправленное воздействие на читателя, слушателя, зрителя. Массы людей в России постоянно испытывают на себе диктат правовых идей, взглядов, мнений, установок со стороны тех, кто владеет средствами коммуникации или кто в них работает, не имея возможности активно воздействовать на качество этого диктата.

Если эти мощные средства правовой пропаганды несут положительный заряд правовых идей, убеждений, эмоций, то они формируют правовую культуру людей, воспитывают ее. Однако правовая пропаганда может быть направлена и в противоправное русло, воспитывать не правовую культуру общества, а его правовую антикультуру; заниматься противоправным воспитанием читателей, слушателей, зрителей, как сегодня происходит во многих случаях. Так, справедливый анализ и оценку нашей современной правовой пропаганды дает автор книги

«Юридическая педагогика» («это первая книга в отечественной и мировой литературе по юридической педагогике» - указывается в ее аннотации) А.М.Столяренко [15]. Книга написана им в 2000 г., но, на наш взгляд, с тех пор мало что изменилось, если не сказать, что ничего. «К сожалению, -пишет А.М.Столяренко, - у нас (в России. -

А.Б.) нет системы целенаправленной и правильно поставленной правовой пропаганды, проводимой государством или координируемой правоохранительными органами. Телевидение переполнено не столько правовой, сколько криминальной информацией, которая подается без ясного понимания того, какой педагогический эффект она приносит. Значительную долю ее можно назвать правовой антипропагандой, правовой антипедагогикой. Обилие информации о преступлениях создает у граждан впечатление, что они живут в криминальном обществе, окружены преступниками» [15. С. 65-67]. Для правовой социализации в целом и правового воспитания в особенности «убийственна» информация о благополучии и «красивой жизни» людей, явно нечестным путем наживших свое богатство.

Нередко в правовой информации вместо правовых понятий используется криминальный жаргон: убийц именуют киллерами, террористов и бандитов - боевиками, воров - бизнесменами, главарей банд - баронами и т.д. Дело не только в правовой безграмотности, но и в педагогической, -замечает автор книги. «У части молодежи вызревает мысль о совершении дерзких преступлений для того, чтобы сверстники называли их красивыми словами “киллер”, “боевик”. Многие не захотели бы это делать, если бы знали, что их назовут “убийцей”, “бандитом” или “вором’, презираемыми в народе. Такие метаморфозы реальны в период правовой социализации человека» [15. С. 65-67].

Информация о сотрудниках правоохранительных органов нередко сопровождается резко негативными оценками, насмешками, иронией, что вообще характерно для психологии криминальной среды, тогда как сообщение о преступниках часто не сопро-

вождается информацией об отрицательных качествах их личности и их моральном облике и т.д.

Преобладание на экранах детективной продукции, необычность сюжетов, динамичность событий; «режиссерские находки», остро пощипывающие нервы и представляющие преступников как людей, имеющих и положительные, привлекательные черты, - все это не только притягивает зрителей. «Эта антиправовая отрава насаждает в умы (и не только молодых людей, но особенно у них) представления о том, что окружающий мир преступен и к этому надо привыкнуть, а не возмущаться; что только преступный образ жизни интересен, а преступники - это «в принципе нормальные» люди, «просто стремящиеся красиво жить». Такая практика прикрывается демагогией о демократии, свободе, праве граждан на выбор при безусловном понимании того, что выбирают молодые люди, среди которых многие не способны реализовать его разумно и дальновидно, что значительная часть граждан испытывает большие материальные и финансовые трудности и неустойчива в своих правовых позициях» (Там же).

Пропаганда правовой антикультуры в нашей стране существует не только в открытом, но и в скрытом виде. В массе демонстрируемых кинофильмов, сериалов, в видеопродукции, песнях современной эстрады, детективной литературе пропагандируется культ силы, жестокости, подлости, аморальности; оправдывается использование любых противоправных средств для самостоятельного наказания обидчика и восстановления справедливости; вызывают симпатии удачливые, совершающие противоправные действия преступники, бездельники, которые по воле случая враз становятся богатыми людьми, вызывая зависть и противоправные стремления у части молодых людей.

По мнению проф. В.М.Сырых, оценивающего состояние правовой пропаганды в современной России и роль современного российского государства в этой деятельности, «формы правовой пропаганды, равно как и ее интенсивность, во многом зависят

от осознания государством важности и необходимости в системе мер по укреплению законности и правопорядка в стране» [16. С. 196]. Он отмечает, что Советское государство официальной правовой пропаганде придавало огромное значение, оно обязывало заниматься ею по долгу службы всех работников суда, юстиции, правоохранительных органов, а также научных сотрудников и преподавателей юридических факультетов и вузов страны. В современной России наблюдается прямо противоположное отношение к правовой пропаганде. Деятельность государства в этой сфере осуществляется спонтанно, эпизодически, без должной координации и согласования. В целом деятельность государства и лиц, осуществляющих правовое информирование населения, должна иметь объективно-истинный характер. На самом же деле современная государственная официальная правовая пропаганда «в той или иной степени содержит элементы правовой демагогии, умышленно приписывая действующему законодательству, правовой политике государства такие качества и свойства, которыми они в действительности не обладают» [15. С. 197].

К числу основных форм такой правовой демагогии В.М.Сырых относит предложение принять в «интересах всего народа» новый закон, который в действительности отвечает интересам узкого круга лиц, лишь какого-то одного социального слоя общества; пропаганду обоснованности и необходимости реализации закона, иного нормативно-правового акта, грубо нарушающего конституционные права и свободы граждан и иных лиц; чрезмерное, одностороннее восхваление прав и свобод человека при полном отсутствии указания неразрывной связи их с правовыми обязанностями; оправдание законодательных и иных предписаний, устанавливающих чрезвычайные меры, вызванные особыми, в действительности не существующими обстоятельствами; обещание правовых и иных социальнополезных результатов, которые якобы неизбежно будут получены после принятия соответствующего закона, но которые закон

реально обеспечить не может [16. С. 196197].

Нисколько, на наш взгляд, не устарели не только оценки, но и предложенные в монографии А.М.Столяренко меры по преодолению указанных им недостатков в нынешних отечественных средствах правовой пропаганды. «Вся деятельность средств массовой информации и печати, - отмечает автор, - нуждается в коренном повышении педагогичности правовой информации, проявлении дальновидности, понимания того, к каким психолого-педагогическим и правовым последствиям приводит их работа. Нужно решительное повышение психолго-педагогической и правовой просвещенности редакторов, корреспондентов, педагогического консультирования, введения в штаты редакций юридических педагогов и психологов. Их работникам надо почаще задавать себе вопрос: чему учит молодых людей их продукция, в какой степени она способствует успешной правовой социализации и правовому воспитанию граждан? На чьей они стороне: честных граждан или криминала? Неплохо бы и четко сформулировать в своем сознании мысль о том, что, совершая многочисленные ошибки в правовой пропаганде, проявляя психоло-педагогическую безграмотность, они повышают вероятность стать самим жертвой преступных посягательств. Каждый обязан быть патриотом своей страны, любить народ, думать, как способствовать его благополучию и участвовать в развитии движения к правовому государству и обществу» [16. С. 67]. Этими мудрыми советами, к сожалению, до сих пор не воспользовались компетентные органы российского государства.

Особого внимания в развитии современной правовой пропаганды заслуживают ее так называемые виртуальные средства, которые приобретают все большее значение в правовой пропаганде сегодня и в будущем, видимо, займут ведущее место.

Выяснение понятия «виртуальные средства правовой пропаганды» следует начать с установления содержания термина «виртуальный», так как в современной науке все согласны только с тем, что термин

«виртуальный» происходит от латинского слова V i г t и а 1 i s (сильный, способный) [12. С.14; 18. С. 98]. Значение же его раскрывается по-разному. Сначала его переводили как «возможный», который может или должен проявиться. В современных словарях у этого слова фикисруется еще одно значение, выработанное новой отраслью научных знаний - информатикой, согласно которой виртуальный - это «информационный объект, не имеющий реального существования, но проявляющий себя как аналогичный реально существующий объект, физический или информационный (в компьютерной терминологии)» [2. С. 122]. Виртуальный определяется также как «логический, возможный, не имеющий физического воплощения; создаваемый средствами компьютерной графики и реализованный только в компьютере» [3. С. 124]. При рассмотрении виртуальных средств правовой пропаганды термин «виртуальный» понимается нами в этом новом значении.

Считается, что виртуальные средства пропаганды появились в период четвертой информационной революции в середине ХХ в. По мнению В.А.Копылова, первая информационная революция связана с изобретением письменности, вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря чему появились телеграф, телефон, радио, позволившие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объёмах. Повысилась роль СМИ как механизмов распространения информации и знаний на большие территории, обеспечивающих ими проживающих на этих территориях граждан, повысилась доступность информации для всех членов общества. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой. Четвертая информационная революция вызвана созданием вычислительной техники и появлением персональных компьютеров, сетей связи и телекоммуникаций. Появилась возможность накапливать, хранить, отраба-

тывать и передавать информацию (в том числе и правовую) в электронной форме. Возросла в разы скорость поиска, получения и передачи нужной информации ее потребителям.

Ныне мы переживаем пятую информационную революцию. Идет ускоренное формирование и развитие транснациональных глобальных информационных телекоммуникационных сетей, охватывающих все народы мира, способных одновременно воздействовать как на каждого человека в отдельности, где бы он ни находился, так и на массы людей всего мира. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой информационной революции - Интернет. Интернет формирует новую информационную (в том числе и правовую) среду обитания человечества, новую среду деятельности человека, общества и государства. Эта информационная среда носит виртуальный характер в силу того, что физически она неощутима, в ней (в отличие от реальной информационной среды) меняются физические свойства информации (и правовой в том числе). Информация, представленная в компьютере или при передаче по каналам связи в виде символов, знаков, волн и т.д., не может непосредственно восприниматься органами чувств человека без вывода ее на экран компьютера или другого приемного устройства или распечатки на принтере.

В виртуальных средствах правовой пропаганды субъект права может получить необходимые ему правовые знания для принятия правомерных решений только при наличии компьютерной или иной мобильной техники и умения ею пользоваться. Как правило, он осуществляет индивидуальные, единичные личные действия по поиску и получению необходимой правовой информации.

Формирование качественной правовой информации, связанной с обработкой потоков юридических документов и предоставлением субъектам права информационных услуг, должны обеспечить соответствующие государственные органы и специализированные некоммерческие и коммерческие организации. Правовую информацию по-

требителям они доставляют двумя способами: стационарно либо через мобильные правовые информационные ресурсы в виде банков правовых данных.

При стационарной доставке правовой информации субъекты права должны приходить за ней в специально оборудованные компьютерные центры - интернет-клубы, интернет-классы и т.д., в которых эту информацию они могут получить самостоятельно, используя компьютер, либо с помощью консультантов данных клубов, классов, библиотек.

При мобильном способе доставки правовой информации субъектам права создатели распространяют ее чаще всего в виде банков правовых знаний, в которых содержатся не только знания, но и поисковый аппарат к ним. В настоящее время эти банки правовых знаний в массовом порядке готовят и распространяют такие широко известные фирмы, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС». Так, например, правовой информационный банк «Консультант Плюс», размещенный на лазерном диске, содержит более 13000 правовых документов. Это и правовые акты РФ, и основные региональные правовые акты, и комментарии к этим правовым актам правоведов, и материалы судебной практики, и т.д. Приобретя такой банк правовой информации, субъект права имеет возможность на своем компьютере самостоятельно получать достоверную информацию о своих субъективных правах и обязанностях при вступлении в те или иные статусно-ролевые правовые отношения.

Субъекты правовой пропаганды с помощью виртуальных средств могут вести ее как активно, так и пассивно. При активном способе правовой пропаганды правовые материалы пропагандистом подбираются и доставляются адресно. Так, к примеру, та же фирма «Консультант Плюс» разработала банк правовой информации «Консультант Плюс: Высшая школа» для надежной правовой поддержки студентов юридических, финансовых и экономических факультетов высших учебных заведений России и обеспечила ими вузы страны. Учебно-

методическими объединениями (юридическим, экономическим и финансовым) при Министерстве образования и науки РФ этот банк правовой информации допущен в качестве учебного пособия для юридического образования студентов указанных факультетов.

Пассивный способ правовой пропаганды заключается в том, что пропагандист правовую информацию размещает на своем сайте в Интернете и потребитель ее должен находить сам. Чтобы облегчить поиск размещенной правовой информации на своем сайте, информацию о нем пропагандист размещает обычно в тех или иных глобальных информационно-поисковых системах. В настоящее время для поиска информации на русском языке в российском Интернете наиболее популярны отечественные поисковые системы yandex. ru - система поиска фирмы «Яндекс»; rambler. ru - система поиска фирмы «Рамблер»; aport. ru - система поиска «Апорт».

При использовании виртуальных средств правовой пропаганды приходится рассчитывать на большую активность самих воспитуемых в их использовании. Они должны быть не только вооружены техникой, предназначенной для преобразования правовой информации поступающей в электронной форме, в форму, доступную для традиционного человеческого восприятия, но и обучены приемам ее использования. Эти средства правовой пропаганды в полную силу используют субъекты будущего информационного общества, носители высокой правовой культуры.

Еще одной важной формой правового воспитания является правовое обучение. При правовом обучении, в отличие от правовой пропаганды, воспитатели и воспитуе-мые значительное время «вживую» взаимодействуют в едином правовоспитательном процессе. И процесс этот строится по логически выверенной программе, включающей в себя не только теоретические, но и разнообразные практические занятия, а также юридическую практику в специализированных средствах правового обучения. В педагогической науке термин «обучение» обо-

значает специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: 1) преподавание («руководство учением») - организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования; 2) учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-позновательной деятельности обучаемыми [21. С. 16]. Правовая же обученность воспитуемых характеризуется следующими параметрами: знанием минимума нормативных актов, необходимых для жизни, работы и правомерного поведения в быту; навыками и умениями правомерного поведения в юридически значимых ситуациях и решения правозначимых проблем, возникающих в жизни и деятельности; знанием возможностей порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов как собственными силами, так и с помощью правоохранительных органов; знанием пределов необходимой обороны [15. С. 47].

Средства правового обучения по «мощности» их воздействия на воспитуе-мых и получаемым результатам делятся на два вида: специализированные и неспециализированные (сопутствующие). К специализированным средствам правового обучения относятся правовые академии страны, юридические факультеты университетов и институтов, юридические техникумы, колледжи, гимназии, юридические классы общеобразовательных школ и т.п. специальные правообразовательные учреждения. К неспециализированным средствам правового обучения относятся все учебные заведения - и средние, и высшие, в которых осуществляется правовое обучение в тех или иных формах наряду с другими видами обучения. В лучших из них правовое обучение осуществляется не только в учебное, но и в неучебное время, используются разнообразные формы правовых занятий.

Однако вполне естественно, что более эффективными в правовом воспитании россиян являются специализированные средства правового обучения. Именно в них (в

средних и высших юридических учебных заведениях) в течение 3 - 4 - 5 лет высококвалифицированные правоведы-преподаватели имеют возможность сконцентрировать усилия на повседневном воздействии на воспитуемых, на всестороннем развитии их правовой культуры, на их правосознании и правовом поведении. В процессе длительного, систематического правового обучения под руководством правоведов-преподава-телей у учащихся формируются не только глубокие, обширные и системные знания права, но и положительные эмоциональночувственные правовые убеждения в их большой ценности, постоянная волевая готовность к правомерному поведению.

Формирование таких качеств обеспечивается целой системой различных форм учебных занятий. Основные из них, как известно, это учебные лекции, семинары, практические занятия, научные конференции, зачеты, экзамены, написание курсовых и дипломных работ и т.д. Каждая форма занятий по правовому обучению студента призвана целенаправленно решать определенные учебные и воспитательные задачи. Рассмотрим только две ведущие формы учебно-правовоспитательной деятельности в высшей правовой школе - лекции и семинары.

Лекции, как известно, возникнув в западно-европейских университетах еще в ХШ-ХГУ вв., стали одной из важнейших форм обучения студентов во всем мире. При этом они постоянно совершенствовались, менялась их структура, методы изложения материала и роль этой формы в обучении. И сегодня лекция - это сложный вид интеллектуального и эмоционального труда, сложный и активный не только для лектора, но и для студентов. Должны уйти в прошлое такие «лекции», в которых главной функцией являлась объяснительно-иллюстративная передача, изложение определенной готовой научной информации студентам, которые в лучшем случае слушают ее внимательно, что-то записывают, стараются осмыслить и запомнить.

Следует заметить, что Министерство образования РФ пошло по пути сокращения

лекционных курсов, в том числе и по юридической специальности, а кроме того, ввело свободное посещение учебных лекций. Сокращение лекций в основном объясняется наличием в настоящее время достаточного количества печатной продукции - учебников, учебных пособий, монографий, а также возможностью использовать материалы, размещенные на сайтах Интернета, а введение свободного посещения лекций -демократизацией учебного процесса. По сути, правовое обучение лишается своего мощного «оружия» правовой пропаганды и сильного по своей убедительности «живого» средства воздействия на воспитуемых.

Лекция есть живое творчество на глазах аудитории. Она есть живое общение правоведа высокой квалификации с воспи-туемыми. Непосредственное общение лектора с аудиторией, логика его аргументации, его «живые» правовые эмоции, правовые чувства, выражаемые интонацией, взглядом, мимикой, жестами, оказывают непосредственное воспитательное воздействие на слушателей, чего не может сделать самый лучший учебник. К тому же в учебниках излагаются более или менее общепринятые, достаточно устоявшиеся правовые научные взгляды. И всегда существует разрыв в несколько лет между написанием и опубликованием учебников. Лектор же более оперативен, он имеет возможность прийти к студентам с самыми новейшими данными своей науки, с тем, что было, скажем, только вчера опубликовано или высказано на научной конференции, научном коллоквиуме. На лекции любой слушатель имеет возможность тут же задать волнующий его вопрос лектору и тут же получить от него глубоко обоснованный ответ.

Итак, живого лектора не может заменить никакое печатное слово и не посещающий лекции студент не получает того благотворного влияния ее не только на свою профессиональную, интелектуальную, но и на эмоционально-чувственную и волевую сферу. Поэтому представляется нецелесообразным сокращение лекционных курсов и свободное их посещение.

При подготовке современной лекции лектор должен заботиться не только о качестве и глубине излагаемого материала, продумывая те психологические способы, с помощью которых он будет доносить научные знания до студентов, но и в не меньшей степени о том, как привлечь студентов к активному сотворчеству способствующему выработке у них не только глубоких научных правовых знаний по излагаемому вопросу, но и правовой убежденности. Для этого лектор не только должен использовать средства наглядности, но и, что еще важнее, продумать форму изложения материала. На современной лекции если и не происходит открытия новых истин, то всегда по-новому раскрывается суть уже известных научных положений и исторических ступеней их познания. В любой современной лекции по праву лектор должен вначале сформулировать общую изучаемую правовую проблему, а в вопросах лекции отразить частные учебные проблемы - ступени разрешения данной общей проблемы. Сообщив студентам всю систему учебных проблем по теме лекции, преподаватель обычно предлагает всем принять участие в совместном анализе этих проблем и проследить сложный исторический научный путь к истинному познанию сущности права и государства. Определив затем учебную проблему по отдельному вопросу, лектор излагает фактический материал по создавшейся проблемной ситуации, но не делает научных выводов по ней, а только рассказывает о путях и методах, которыми шла наука к своим выводам, о тех научных гипотезах, которые наукой выдвигались и отвергались либо подтверждались. Выводы предлагается сделать самим слушателям. Таким образом, активизируется их самостоятельная познавательная деятельность, формируется глубокая убежденность в исторической необходимости права и большой ценности его как для общества, так и для каждой личности. Происходит глубокое осознание того факта, что правомерное поведение каждого человека в правоорганизованном обществе - залог благополучия и безопасности всех и каждого. Сделанные

слушателями выводы лектор уточняет и при необходимости дополняет.

Таким образом, использование проблемного метода в современной лекции по праву способствует творческому усвоению научных правовых знаний и формированию глубокой убежденности в большой исторической ценности правового регулирования, в необходимости правомерного поведения граждан для безопасности и благополучия всех и каждого вместе. К такого рода лекциям, разумеется, студенты должны в определенной мере готовиться дома и обязательно посещать их, что повысит их правовую культуру.

Среди многообразных форм обучения наряду с лекциями, важную роль в процессе правового образования и воспитания играют семинары. Они не только являются организационной формой, направляющей самостоятельное изучение студентами учебной и научной правовой литературы, коллективное обсуждение в аудитории под руководством преподавателя подготовленных студентами дома вопросов семинарского занятия углубляет самостоятельно полученные правовые знания, обеспечивает их более прочное эмоциоально-чувственное закрепление. Устное выступление студента на семинаре оттачивает его юридическую мысль, прививает навыки самостоятельного юридического мышления и формирует качества пропагандиста юридических знаний. Помимо выработки правопознавательных навыков семинары выполняют и важную правовоспитательную функцию, превращая правовые знания студентов в личные правовые убеждения.

В учебной практике юридических вузов сложилось много типов семинарских занятий: семинар-беседа, вопросно-

ответный семинар, обсуждение устных докладов студентов, решение казусов, работа с обучающими и экзаменующими компьютерными программами, семинары-диспуты и мн. др. Выбор типа семинара определяется его темой, уровнем знаний студентов, наличием и доступностью материалов для подготовки к нему, его функцией т.д. У каждого типа семинаров есть и сильные и

слабые стороны, они имеют и много общего и могут переходить друг в друга. Поэтому эффективность учебного процесса в большей степени зависит от ведущего семинар преподавателя, его педагогического опыта, умения точно выбрать тип семинара и гибкого варьировать этими видами в процессе учебных занятий. Например, нельзя увлекаться семинарами-докладами, так как они не способствуют познавательной активности всех членов учебной группы и контрольная функция их минимальна. Противоположны семинарам-докладам семинары-дискуссии. Они занимают особое место, на наш взгляд, в формировании научноправового мышления студентов, формирования их позитивной эмоциональночувственной сферы, готовности их к правомерной деятельности. Подобные семинары, представляется, заслуживают того, чтобы стать основным типом семинарских занятий по теоретико-историческим правовым дисциплинам в современном учебном процессе и проводиться исключительно по главным проблемам. Их ценность в том, что они обеспечивают непосредственное длительное творческое взаимодействие преподавателей и студентов не только в аудиторные часы, но и во время подготовки к аудиторной дискуссии, которая длится, как правило, не менее трех-четырех недель. Для подготовки к ним группа студентов делится, каждая из них получает свое задание. Мини-группы определяют своих лидеров, которые должны будут руководить групповым исследованием, выполнением полученного задания и систематически поддерживать связь с руководителем семинара: информировать его о проделанной работе за каждые прошедшие три-пять дней, о возникающих при этом трудностях, получать совет руководителя по дальнейшей работе. Таким образом, руководитель семинара постоянно находится в контакте со всеми мини-группами, контролирует и направляет их самостоятельную подготовку к дискуссии на семинаре.

Семинар-дискуссия начинается с краткого вступительного слова его руководителя, в котором формулируются основные задачи и порядок проведения данного

семинара. Затем следуют сообщения минигрупп о результатах проведенных ими исследований и их коллективное обсуждение. Подвести итоги дискуссии, развернувшейся на семинаре, сделать выводы по результатам проведенных коллективных исследований может специально созданная для этого мини-группа студентов. Для этого она не только пользуется результатами собственных предварительных исследований, но и внимательно следит за ходом всей дискуссии по обсуждаемым вопросам, активно участвуя в ней. Эту группу преподаватель формирует из наиболее подготовленных студентов. Подытоживает результаты состоявшейся дискуссии руководитель семинара. Его задача - дать оценку всей дискуссии, отметить исследовательские достижения студентов, восполнить пробелы в освещении студентами тех или иных вопросов, исправить возможные ошибки. Как видим, такой тип семинаров есть серьезное средство в руках субъекта правового воспитания для формирования всех элементов правовой культуры воспитуемых - правовых знаний, убеждений и поведения.

К сожалению, далеко не во всех специализированных юридических учебных заведениях современной России правовое обучение молодых юристов находится на высоком уровне. Об этом свидетельствуют, например, проводимые социологами исследования качества подготовки молодых юристов в юридических вузах страны [18. С. 283-297].

Вывод: предложенный анализ двух основных форм правового воспитания и средств их воздействия на развитие правовой культуры россиян будет способствовать укреплению правового порядка в стране.

Библиографический список

1. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З.Апресян. М., 1978.

2. Большой словарь иностранных слов. М., 2007.

3. Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической борьбе / П.С.Гуревич. М., 1987.

4. Денисов С.А. Теория государства и права: Конспект авторских лекций /

С.А.Денисов. Тюмень, 2000.

5. История политических и правовых учений. М., 1988.

6. Мехонцев Н.И. Слушатель аудитории /

Н.И.Мехонцев, Н.Н.Михайлов,

М.Ф.Ненашев. М., 1983.

7. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

8. Правовая пропаганда. В помощь идеологическому работнику. М., 1981.

9. Правовое воспитание и социальная активность населения. Киев, 1979.

10. Правоторов В.Ф. Пропаганда /

В.Ф.Правоторов // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

11. Семечкин Н.И. Социальная психология / Н.И.Семечкин. Ростов н/Д, 2003.

12. Словарь иностранных слов. М., 1955.

13. Словарь иностранных слов. СПб., 2007.

14. Смирнов В.И. Общая педагогика / В.И.Смирнов. М., 1999.

15. Столяренко А.М. Юридическая педагогика / А.М.Столяренко. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Сырых В.М. Социология правовой информированности населения /

B.М.Сырых // Социология. М., 2004.

17. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н.Ушакова. М., 2007.

18. Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования / Ф.Э.Шереги. СПб, 2002.

19. BellD. The End of ideology / D.Bell. N.Y., 1967.

20. Siepmann C. The Nature of Propagada /

C.Siepmann N.Y., 1969.

LA WPROPA GNDA AND LA W TRAINING - THE LA W EDUCATION FORMS: NOTION AND MEANS INFLUENCE

A.S.Bondarey

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva st., 15

Examin two fundamenta from contemporary right education. Specify notion "form" and "means" his.Giv detail classication and maintenance means contemporary right propaganda and right instruction. Point out condition their effective utilization.

Keywords: law propaganda, law education, means of the law propaganda

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.