Научная статья на тему 'Правовая природа налоговых споров в Российской Федерации'

Правовая природа налоговых споров в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1544
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ СПОР / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ / ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мозговая Е. С.

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы определения понятия налогового спора. Автором сделан вывод о том, что налоговый спор является юридическим разногласием, возникающим между сторонами налоговых правоотношений по поводу контроля законности нормативных актов, законности действий или решений государственного органа, а также правильности и своевременности исполнения налоговых обязательств. Все позиции в целом сходятся, однако считаем необходимым включить понятие налогового спора в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью предотвращения формирования практических проблем, связанных с отсутствием единого подхода к пониманию налогового спора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая природа налоговых споров в Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

13.Шурдумова Э.Г., Шебзухова Ж.А. Направления развития налоговой культуры между налоговыми органами и налогоплательщиками // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 7-2. С. 25.

© Мозговая Е С., 2016

Е.С. Мозговая

Магистрант второго курса Юридический факультет Российский государственный университет правосудия

Ростовский филиал Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы определения понятия налогового спора. Автором сделан вывод о том, что налоговый спор является юридическим разногласием, возникающим между сторонами налоговых правоотношений по поводу контроля законности нормативных актов, законности действий или решений государственного органа, а также правильности и своевременности исполнения налоговых обязательств. Все позиции в целом сходятся, однако считаем необходимым включить понятие налогового спора в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью предотвращения формирования практических проблем, связанных с отсутствием единого подхода к пониманию налогового спора.

Ключевые слова

Налоговый спор, налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов, налоговые органы, таможенные органы.

В науке налогового права часто имеет место проблема отсутствия единой трактовки тех или иных категорий и явлений. Нередко за неимением легального понятия рождаются дискуссии, возникает большое количество подходов к пониманию определенного явления, что обусловливает формирование практических проблем различного характера. К числу таких понятий относится налоговый спор. Отсутствие законодательно закрепленного определения данного понятия вызывает характерный вопрос: что подразумевать под налоговым спором? В доктрине сформировано несколько взглядов на указанный вопрос.

Так, С.В. Овсянников трактует налоговый спор как «протекающий в законодательно регламентируемой форме и разрешаемый компетентными государственными органами юридический спор (субъективно-правовой спор), связанный с исчислением и уплатой налогов, одной стороной которого является государство» [9, с. 186]. Разделяя мнение С.В. Овсянникова, Д.Б. Орахелашвили отмечает: «Налоговый спор по сути является переданным на рассмотрение уполномоченного юрисдикционного органа разногласием сторон правоотношения, касающимся исчисления и уплаты налогов, их взаимных прав и обязанностей и обстоятельств их реализации, требующим разрешения посредством правовой оценки адекватности предполагаемых прав сторон и контроля правомерности действий управомоченной властью стороны» [8, с. 72].

Несколько иных взглядов придерживаются Ю.В. Воробьева и В.С. Семушкин, указывающие на особый характер спорных правоотношений. Исследователи отмечают возникновение правоотношений «по поводу своевременности и правильности исполнения налоговых обязательств, адекватности законодательных актов о налогах и сборах» [10, с. 24].

Обобщая приведенные определения, можно отметить, что налоговый спор заключается в юридическом

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

разногласии, возникающем между сторонами налоговых правоотношений по поводу контроля законности нормативных актов, законности действий или решений государственного органа, а также правильности и своевременности исполнения обязательств по уплате налогов. Следует подчеркнуть, что в источниках юридической литературы не встречается разногласий в трактовке налогового спора. Все аспекты в целом похожи, однако не исключается возможность включения понятия «налоговый спор» в Налоговый кодекс Российской Федерациис целью предотвращения формирования практических проблем, обусловленных отсутствием единого подхода к определению налогового спора. Предмет доказывания различается в соответствие с тем, какой налоговый спор принимается на рассмотрение арбитражным судом; в этой же связи дифференцированно решаются вопросы распределения бремени доказывания [2, с. 56].

Невзирая на отсутствие законодательной регламентации понятия налогового спора, в Налоговом кодексе Российской Федерации четко закреплена процедура разрешения налоговых споров с предоставлением каждому лицу права на обжалование актов налогового органа ненормативного типа, а также действий или бездействия его должностных лиц. Наряду с тем, законодатель определяет важное основание права на обжалование - «если, по мнению данного лица, такие акты, действия или бездействия нарушают его права»[6]. В научной литературе же высказываются различные мнения относительно предмета налогового спора, т.е. его основания. К примеру, Н.Ю. Хаманевой рассматривается в качестве основания для возникновения административного спора жалоба лица, позиционирующаяся как реакция гражданина на нарушение его прав и свобод [11, с. 32].

Интересную позицию представляют исследования А.К. Соловьева и Л.А. Николаева. Указанные авторы полагают, возникновение публично-правового спора обусловливается нарушением субъектами государственной власти либо местного самоуправления индивидуальных публичных прав организаций и граждан. Нарушение может содержаться в действиях субъекта публичной власти, в издании им индивидуального или нормативного правового акта государственного или местного самоуправления, регулирующего трудовые, земельные, налоговые, финансовые, избирательные, административные правоотношения. Причина возникновения спора может состоять в бездействии субъекта публичного управления и невыполнении им своих обязанностей [7. с. 22]. Вышеуказанная позиция поддерживается А.Б. Зеленцовым, который полагает, что в основе административного спора непосредственным его поводом являются административные правонарушения, в том числе административные проступки, связанные с посягательством на административно-правовые запреты, а также неисполнение правовых обязанностей, определяющихся административно-правовыми нормами [4, с. 14].

Следует отметить, что в ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации содержатся нормы обязательного административного порядка разрешения налоговых споров, кроме случаев обжалования актов ненормативного типа, принимаемых в результате рассмотрения жалоб, актов ненормативного типа федерального органа исполнительной власти, контролирующего и осуществляющего надзор в сфере налогов и сборов, действий или бездействия конкретных должностных лиц [5, с. 19].

Такое законодательное закрепление позволяет избегать судебные тяжбы, обеспечивает возможность разрешения спора в досудебном порядке, при этом значительно снижается загруженность судов делами, связанными с разбирательством налоговых споров.

Согласно содержанию ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации субъектами правоотношений в сфере налогов являются: физические лица и организации, являющиеся исходя из норм Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сборов или налогоплательщиками; физические лица и организации, признаваемые согласно Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами; таможенные органы; налоговые органы.

Перечисленные субъекты налоговых правоотношений выступают в роли инициаторов и соответственно участников налоговых споров. Вместе с тем, исходя из специфики содержания налоговых правоотношений, определяемой в соответствие со ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые споры могут реализовываться только между частными лицами данных правоотношений в лице налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, с одной стороны, и, с другой стороны -публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов и таможенных органов. При

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

этом, по делам, сопряженных с оспариванием законодательных актов о налогах и сборах в роли публичной стороны налогового спора может выступить лицо, которое в случаях, приведенным в законодательстве о налогах и сборах, вправе в рамках своей компетенции издавать законодательные акты по вопросам налогообложения и сборов (п. 1 ст. 4, п. п. 3, 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Предмет административного или публично-правового (в широком понимании этого слова) спора, одной из форм которого считается также налоговый спор, чаще всего состоит в правах и обязанностях участников публичных правоотношений [4, с. 15] Это исходит и из действующего законодательства Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ [1] граждане, организации и другие лица наделены правом оспаривания в арбитражных судах ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, реализующих публичные полномочия, должностных лиц, если считают, что оспариваемый акт, решение или действие (бездействие) не соответствует закону или другому нормативному правовому акту и способствуют нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и какой-либо другой экономической деятельности, незаконно возлагают на них те или иные обязанности, создают другие препятствия для реализации предпринимательской и другой экономической деятельности. В то же время, согласно ч. 1 ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации контрольные органы наделены правом обращения в арбитражные суды с заявлением о взыскании с лиц, реализующих предпринимательскую и другую экономическую деятельность, санкций и платежей, обязанность уплаты которых установлена законодательно. Наряду с тем, права и обязанности ответчиков и истцов прямо указываются в качестве предмета спора в п. 2 ст. 46 приводимого кодифицированного источника.

Предмет налогового спора может заключаться в защите налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами прав, предписываемых им ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

С другой стороны, предмет притязаний со стороны налоговых органов может состоять в требовании соблюдения налогоплательщиками их обязанностей, которые определены п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Об обязанностях плательщиков сборов говорится в п. 4 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Предмет требований, предъявляемых налоговыми органами к налоговым агентам, может заключаться в соблюдении ими обязанностей, установленных п. 3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

В то же время, налоговые споры могут также иметь место не только в отношении прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений, но и в отдельности по поводу соответствия законодательных актов о налогах и сборах и других нормативных правовых актов о налогах и сборах иным нормативным правовым актам более высокой юридической силы, т.е. в отношении их законности.

Так, согласно ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет права на обжалование как актов налоговых органов ненормативного типа, действий или бездействия их должностных лиц, так и нормативных правовых актов указанных органов в порядке, регламентируемом федеральным законодательством. Возможность оспаривания в арбитражных судах нормативных правовых актов в области налогообложения прямо закреплена также в п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а в гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен порядок рассмотрения подобных дел.

Перейдем к рассмотрению видов налоговых споров. Классификация налоговых споров может быть проведена в соответствие с различными критериями.

1. Исходя из того, требуется ли в процессе разрешения налогового спора применение специальных познаний в сфере бухгалтерского учета, следует выделить споры: сопряженные с неисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязательств (исчислением налогов, формированием налоговой базы); сопряженные с неисполнением факультативных обязанностей (нарушением срока постановки на налоговый учет, уклонением от постановки на налоговый учет и т.п.).

В ходе разрешения споров, сопряженных с неисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязательств, суд устанавливает факты, касающиеся предмета доказывания, исходные сведения о которых

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

содержатся в регистрах бухгалтерского учета.

2. В соответствии со способом взимания различаются налоговые споры: сопряженные с исчислением и уплатой прямых налогов; сопряженные с исчислением и уплатой косвенных налогов.

Относительно предмета доказывания подобная классификация интересна в первую очередь тем, что при установлении такого юридического факта, как налоговое правонарушение, суду следует иметь четкие представления о механизмах и экономической сущности конкретного налога [2, с. 87].

3. По фактическому содержанию в числе налоговых споров следует выделить споры: сопряженные с разногласиями о фактическом составе; сопряженные с разногласиями в трактовке налогово-правовых норм.

4. Согласно виду обжалуемых актов в числе налоговых споров выделяются: споры о нормативных правовых актах; споры о ненормативных правовых актах.

Очевидно, на современном этапе не существует легального толкования понятия «налоговый спор», вследствие чего возникает плюрализм мнений в осмыслении налогового спора. Однако в целом всеми исследователями даются определения, сходные по своему смыслу.

Что касается признаков налогового спора, то, во-первых, среди признаков налоговых споров как материальных отношений с возможностью будущего рассмотрения в арбитражном суде следует выделить: субъектный состав -отечественные и иностранные организации, индивидуальные предприниматели, с одной стороны, и налоговые органы - с другой; содержание налогового спора состоит в разногласиях по поводу реализации требований законодательства о налогах и сборах; неразрешенность конфликта - налоговые споры возникают в результате несоответствия различных мнений налоговых органов и налогоплательщиков относительно объема прав и обязанностей налогоплательщиков.

Во-вторых, к признакам налоговых споров как процессуальных отношений относятся: характер спора - налоговый спор представляет собой разновидность спора экономического; суд выступает в качестве обязательного субъекта; разрешение налоговых споров в строго установленной процессуальной форме.

В-третьих, если налоговый спор сопряжен с осуществлением предпринимательской деятельности, однако на момент подачи заявления статус индивидуального предпринимателя налогоплательщиком утрачен, то подобный конфликт подлежит разрешению в арбитражном суде.

В-четвертых, в законодательных актах Конституционного Суда Российской Федерации не должны заключаться новые налогово-правовые нормы, поскольку это ведет к возникновению в судебной практике еще большего числа налоговых споров. Наряду с тем, имеет место единообразное применение законодательства о налогах и сборах.

В-пятых, административные процедуры представляют по сути перспективны способ разрешения налоговых споров. Для повышения эффективности этого метода возникает необходимость как детального нормативного регулирования административных процедур, так и комплекса организационных мер.

Споры, участниками которых являются фискально-обязанные лица, представляют сложную категорию дел и самые распространенные споры с участием предпринимателей и организаций. Сложность рассмотрения таких налоговых споров вызывает несовершенство и частые изменения налогового законодательства, а также несформированность стандартов доказывания по некоторым видам налоговых споров.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что налоговый спор является юридическим разногласием, возникающим между сторонами налоговых правоотношений по поводу контроля законности нормативных актов, законности действий или решений государственного органа, а также правильности и своевременности исполнения налоговых обязательств.

В научной литературе по юриспруденции не встречаются разногласия в толковании налогового спора. Все позиции в целом сходятся, однако считаем необходимым включить понятие налогового спора в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью предотвращения формирования практических проблем, связанных с отсутствием единого подхода к пониманию налогового спора.

Список использованной литературы: 1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; Собрание законодательства РФ. 2016.№ 7. Ст. 906.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

2. Бартунаева Н.Л. Налоговые споры. Распределение обязанности по доказыванию // Вестн. Бурят. ун-та. Сер. 12: Юриспруденция. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. Вып. 3.

3. Зеленцов А.Б. Теоретические основы правового спора: Диссертация д-ра юрид. наук. М., 2005..

4. Корнилов А.И. Понятие и виды налоговых споров // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 3.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ(ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ.1998. № 31. Ст. 3824; Собрание законодательства РФ. 2016.№ 15. Ст. 2063

6. Николаева Л.А., Соловьева А.К. Административная юстиция и административное судопроизводство: зарубежный опыт и российские традиции: Сб. СПб., 2004.

7. Орахелашвили Д.Б. Понятие налоговых споров и отдельные направления их разрешения в Российской Федерации: Диссертация канд. юрид. наук. М., 2004.

8. Первышов Е.А., Абрамян Д.С. К вопросу о понятии налогового спора // Ленинградский юридический журнал. 2015.№ 1.

9. Семушкин В.С., Воробьева Ю.В. К вопросу о понятии и основаниях возникновения налоговых споров // Налоговые споры: теория и практика. 2004. № 12.

10.Хаманева Н.Ю. Теоретические проблемы административно-правового спора // Гос-во и право. 2014. № 12.

© Мозговая Е С., 2016

УДК 347

И.В. Овод

к.ю.н. доцент кафедры гражданского и предпринимательского права; Института права Самарский государственный Экономический Университет

Э.М. Ахмеджанова Студент 3 курса юридического факультета Самарский Юридический Институт ФСИН России г. Самара, Российская Федерация

ПАРАДИГМА ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Аннотация

В работе исследуются юридические действия в гражданских правоотношениях. Юридический факт рассмотрен как обстоятельство влекущее к каким-то правовым последствиям возникновение, изменение и прекращение правоотношение. Сформулировано определение юридические действия.

Ключевые слова

Юридические факты, события, действия, неправомерные действия, правомерные действия, дееспособность.

Юридические факты - это такие конкретные жизненные обстоятельства, с которыми юриспруденция связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений[1, с. 7]. Под юридическими фактами в науке и практике понимаются события либо конкретные общественные деяния, вызывающие в согласовании с нормами права установление определенных правовых последствий - происхождение, преобразование либо прекращение правовых отношений.

Концепция юридических фактов изначально в наибольшей степени нашла свое отражение в гражданском праве и является родоначальником системы юридических фактов. Все юридические факты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.