Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КУРОРТНОГО СБОРА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КУРОРТНОГО СБОРА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Курортный сбор / Российская Федерация / субъект Российской Федерации / дотационная нагрузка / бюджет / нормативно правовой акт / закон / право / налог. / resort tax / Russian Federation / constituent entity of the Russian Federation / subsidized load / budget / normative legal act / law / tax

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долганева Александра Вадимовна, Доо А.М.

В настоящей статье раскрывается содержание курортного сбора в Российской Федерации; определяется правовая принадлежность курортного сбора; анализируется действие курортного сбора в субъектах Российской Федерации; рассматривается вопрос введения курортного сбора на территории всех субъектов Российской Федерации. Научная новизна исследования заключается в том, что оно является одним из немногих современных комплексных исследований правового регулирования курортного сбора современной России, развивающее, дополняющее и восполняющее пробелы немногочисленных ранее проводимых аналогичных исследований. Научная значимость работы определяется теоретическими и практическими выводами, которые могут быть приняты во внимание другими исследователями в процессе изучения правового регулирования курортного сбора в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NATURE OF RESORT FEE IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article reveals the content of the resort tax in the Russian Federation; the legal affiliation of the resort tax is determined; the effect of the resort tax in the constituent entities of the Russian Federation is analyzed; the issue of introducing the resort tax on the territory of all constituent entities of the Russian Federation is being considered. The scientific novelty of the study lies in the fact that it is one of the few modern comprehensive studies of the legal regulation of the resort tax in modern Russia, developing, supplementing and filling the gaps of a few previously conducted similar studies. The scientific significance of the work is determined by theoretical and practical conclusions that can be taken into account by other researchers in the process of studying the legal regulation of resort tax in modern Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КУРОРТНОГО СБОРА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-99-103 ДОЛГАНЕВА Александра Вадимовна,

студентка 3 курса Института истории и права ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», e-mail: dolganevaa@mail.ru

Научный руководитель: ДОО А.М,

старший преподаватель кафедры государственного права ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», е-mail: mail@law-books.ru

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КУРОРТНОГО СБОРА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В настоящей статье раскрывается содержание курортного сбора в Российской Федерации; определяется правовая принадлежность курортного сбора; анализируется действие курортного сбора в субъектах Российской Федерации; рассматривается вопрос введения курортного сбора на территории всех субъектов Российской Федерации. Научная новизна исследования заключается в том, что оно является одним из немногих современных комплексных исследований правового регулирования курортного сбора современной России, развивающее, дополняющее и восполняющее пробелы немногочисленных ранее проводимых аналогичных исследований. Научная значимость работы определяется теоретическими и практическими выводами, которые могут быть приняты во внимание другими исследователями в процессе изучения правового регулирования курортного сбора в современной России.

Ключевые слова: Курортный сбор, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, дотационная нагрузка, бюджет, нормативно правовой акт, закон, право, налог.

DOLGANEVA Alexandra Vadimovna,

3rd year student of the Institute of History and Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "KSU named after N.F. Katanova "

Scientific adviser: DOO A. M,

Art. Lecturer at the Department of State Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education N.F. Katanova

LEGAL NATURE OF RESORT FEE IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article reveals the content of the resort tax in the Russian Federation; the legal affiliation of the resort tax is determined; the effect of the resort tax in the constituent entities of the Russian Federation is analyzed; the issue of introducing the resort tax on the territory of all constituent entities of the Russian Federation is being considered. The scientific novelty of the study lies in the fact that it is one of the few modern comprehensive studies of the legal regulation of the resort tax in modern Russia, developing, supplementing and filling the gaps of a few previously conducted similar studies. The scientific significance of the work is determined by theoretical and practical conclusions that can be taken into account by other researchers in the process of studying the legal regulation of resort tax in modern Russia.

Key words: resort tax, Russian Federation, constituent entity of the Russian Federation, subsidized load, budget, normative legal act, law, tax.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Введение Федерального закона № 214-ФЗ является несомненно актуальной и необходимой мерой в сегодняшних экономических условиях страны, поскольку сумма денег, взимаемых с граждан-туристов, путешествующих по указанным в законе субъектам, будет направлена на развитие местной рекреационной инфраструктуры и, как следствие, нового туристического потенциала для данных регионов. Данная мера направлена в том числе и на существенное снижение дотационной нагрузки центрального бюджета на улучшение данных регионов. Несмотря на это, курортный сбор, при своей полезной направленности, обладает и рядом на первый взгляд неочевидных пробелов, связанных с его правовой принадлежностью, которые значительно сказываются на правовом регулировании курортного сбора.

В Федеральном законе № 214-ФЗ нет ответа на вопрос, к какому виду обязательных платежей относится курортный сбор, но содержится указание на то, что курортный сбор - это плата за пользование курортной инфраструктурой. С ее помощью строятся, ремонтируются и содержатся в соответствии со стандартами различные объекты рекреационных зон РФ. Если выбирать между понятиями «налог» и «сбор», то с точки зрения правовой принадлежности курортный сбор будет ближе, скорее, к налогу. Как и налог, он обязателен к уплате под угрозой государственного принуждения в виде штрафов, доходы от него аккумулируются в Фонде развития курортной инфраструктуры, который, в свою очередь, создан для общественных нужд.

Кроме того, неясно, к каким налогам - региональным или местным - следует отнести курортный сбор. Однако, опираясь на буквальное толкование ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 214-ФЗ, можно сделать вывод о том, что курортный сбор все же отнесен законодателем к местным налогам, поскольку он действует на территории муниципальных образований и органов местного самоуправления, находящихся территориально в границах испытуемых субъектов. Однако если применять расширительное толкование к некоторым положениям ст. 5 Федерального закона № 214-ФЗ, станет ясно, что курортный сбор числится среди региональных, и причина этому - его закрепленность в нормативном правовом акте соответствующего субъекта РФ, а также то, что вся выручка от его взимания направляется в бюджет конкретных указанных в законе субъектов.

Федеральный закон не содержит конкретных положений и о порядке взимания сбора, оставляя его на усмотрение власти субъекта, указывая лишь на то, что сбор уплачивается не позднее дня

отбытия гражданина за границы территории субъекта.

Также нельзя не отметить, что операторами по передаче денежных средств с туристов в бюджет субъекта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые осуществляют услуги по размещению данных граждан [3]. Однако на территории многих регионов, находящихся под юрисдикцией данного закона, давно имеет место практика путешествий «дикарями», иначе говоря - проживание туристов без турпутевки на временной основе у местных жителей, которые в свою очередь практически открыто предоставляют такие услуги. Довольно остро изначально стоял вопрос, как незарегистрированные частные лица смогут взимать с проживающих и перенаправлять в бюджет субъекта сумму сборов. В связи с этим законодателем было принято решение о том, что частные лица будут освобождены от курортного сбора. Однако в связи с тем, что больше половины туристов останавливается именно у частных лиц, осуществляющих свою деятельность без лицензии, можно спрогнозировать, что даже при ежегодно одинаковом потоке туристов на курортах бюджет региона останется без существенной части своих поступлений.

Анализируя законодательство субъектов России, можно заметить характерные для каждого субъекта отличительные черты установления, введения и уплаты курортного сбора в субъектах РФ. Например, если рассматривать Краснодарский край и Республику Крым, местное законодательство в своей диспозитивной части содержит прямое указание на уплату курортного сбора. Если же брать за основу законодательство Алтайского и Ставропольского краев, понятие «курортный сбор» заменено на «плату за пользование курортной инфраструктурой», однако, несмотря на это, толкование вышеуказанных терминов не позволяет сделать вывод, к какой разновидности платежей - налог или сбор, региональные или местные - относится курортный сбор и, кроме того, каков его правовой режим в системе сборов и налогов.

Возвращаясь к вопросу освобождения от уплаты курортного сбора, следует уточнить, что он остается на усмотрение законодательной власти каждого отдельного субъекта, кроме правил, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 214-ФЗ. К примеру, в границах Краснодарского края от уплаты курортного сбора освобождаются лица, у которых есть место постоянного или преимущественного проживания на территории Краснодарского края, в то время как законами Алтайского края и Республики Крым помимо этого от уплаты курортного сбора освобождаются лица,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования.

Также различен порядок уведомления уполномоченного органа исполнительной власти о невозможности удержания у плательщика суммы курортного сбора: в Алтайском крае и Республике Крым оператор курортного сбора должен уведомить уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней по истечении момента выезда плательщика, в Краснодарском крае срок составляет не позднее пяти рабочих дней со дня получения отказа от уплаты курортного сбора, в Ставропольском крае - не позднее трех рабочих дней.

Ставка сбора нормативно не зафиксирована, и может колебаться в зависимости от сезона и решения органов государственной власти соответствующих субъектов о его необходимости. Однако следует отметить, что ст. 5 анализируемого Закона предусматривает максимальный размер платы, который не должен превышать 100 рублей, а к 2021 году должен равняться 50 рублям. Лишний раз служит доказательством отсутствия на сегодня четко сформулированной нормативной базы, регламентирующей эксперимент, то, что не во всех региональных законах содержатся соответствующие меры ответственности за нарушение положений законодательства субъектов РФ о курортном сборе.

Таким образом, правовое регулирование курортного сбора требует его качественной и грамотной нормативно-правовой регламентации, в первую очередь, в части отнесения курортного сбора к числу налогов через указание соответствующего индивидуального налогового объекта в ст. 146 НК РФ, а именно «оказание услуг по предоставлению физическому лицу временного места жительства на территории курортно-рекреацион-ной зоны».

Если в ст. 15 НК РФ будет закреплено понятие курортного сбора в качестве местного налога, это нововведение будет прямо регламентировать ответственность за нарушения в процедуре взимания курортного сбора, поскольку все положения главы 16 НК РФ, предусматривающие меры налоговой ответственности, можно будет соответственно применять и к курортному сбору.

Для того, чтобы ликвидировать недополучение средств от сбора в бюджет региона из-за незарегистрированных частных лиц, предоставляющих услуги проживания, следует внести уточнение в понятие «оператор курортного сбора» в ст. 3 Федерального закона № 214-ФЗ: норму «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

ность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению»» дополнить формулировкой «а также физические лица, имеющие на территории эксперимента жилые дома и помещения на праве собственности, не зарегистрированные в установленном порядке и предоставляющие свое жилье на коммерческой основе в качестве места временного проживания». Иным образом решить эту проблему можно, внеся в п. 3 ст. 7 этого Федерального закона к формулировке «лица, имеющие на праве собственности жилые дома или жилые помещения на территории эксперимента», дополнение «кроме лиц, предоставляющих их на коммерческой основе для временного проживания».

Республика Хакасия не входит в эксперимент с принудительным курортным сбором с туристов. В случае разработки соответствующего закона в Республике Хакасия, используя имеющийся опыт, чтобы уйти от коллизионных и противоречивых моментов, следует использовать ключевые понятия и формулировки, предусмотренные в Федеральном законе № 214-ФЗ. Также необходимо определить предмет регулирования закона - отношения по установлению, введению и взиманию курортного сбора, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на территории Республики Хакасия, являющейся территорией эксперимента. В связи с тем, что государственный долг Республики Хакасия увеличивается вследствие дефицитного бюджета, полагаем целесообразным введение курортного сбора на территории региона. Введение курортного сбора позволит привлечь активы органов федеральной власти Российской Федерации по развитию туристической инфраструктуры на территории Республики. Получаемый курортный сбор позволит увеличить доходную базу Республики Хакасия, сократить государственный долг региона соответственно. Чтобы действие эксперимента распространялось на Республику Хакасия, следует изменить ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» изложив ее в следующей редакции: «Провести в Республике Крым, Республике Хакасия, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае (далее - субъекты Российской Федерации) эксперимент по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма (далее - эксперимент) и осуще-

ствить оценку его эффективности». Название Федерального закона от 29.07.2017 г. № 214-ФЗ следует изменить на следующий вариант: «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Республике Хакасия, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». Помимо внесения изменений в Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 214-ФЗ, Верховному Совету Республики Хакасия следует разработать и принять региональный закон о введении курортного сбора на территории Республики Хакасия.

Список литературы:

[1] О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае: Фед. закон Рос. Федерации от 29.07.2017 г. № 214-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собрания 19.07.2017 г.: одобрен Сов. Федерации Фед. Собрания 25.07.2017 г.: в ред. Фед. Закона от 22 дек. 2020 № 431-Ф3 // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_221174/ (дата обращения: 06.04.2021).

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой. Фед. Собрания 16 июля 1998 г.: одобрен Сов. Федерации Фед. Собрания 17 июля 1998 г.: в ред. Постановления Конституционного Суда РФ от 31.10.2019 № 32-П// [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 06.04.2021).

[3] О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае: закон Алтайского края от 01.11.2017 г. № 76-ЗС [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication. pravo.gov.ru/File/GetFile/2200201711030007?type= pdf (дата обращения 06.04.2021).

[4] О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях»: закон Краснодарского края от 27.11.2017 г. № 3690-К3 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo. gov.ru/File/GetFile/2300201711300001?type=pdf (дата обращения: 06.04.2021).

[5] О введении курортного сбора: закон Республики Крым от 30.11.2017 г. № 435-ЗРК/2017 [Электронный ресурс] // Рос. газ. - 2017. - 2 дек. URL: https://rg.ru/2017/12/05/krim-zakon435-reg-dok.html (дата обращения: 06.04.2021

[6] Александрова Ж. П., Каломбо Муламба В. И. Особенности применения курортного сбора / Ж. П. Александрова, В. И. Каломбо Муламба // Вестник НГГИЭИ.2019.№10 (101).

[7] Гнатышина E. И. Курортный сбор: налоговые аспекты и возможные последствия / E. И. Гнатышина // [Электронный ресурс] URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kurortnyy-sbor-nalogovye-aspekty-i-vozmozhnye-posledstviya/viewer (дата обращения: 18.04.2021).

[8] Eвсикова E. В. Курортный сбор в системе налогов и сборов Российской Федерации / E. В. Eвсикова // Юридический Вестник ДГУ. Т. 26. 2018. № 2. С. 83-91.

[9] О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае: закон Ставропольского края от 08.12.2017 г. № 130-кз // [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2017/12/12/stavropol-zakon130-reg-dok.html (дата обращения: 06.04.2021).

[10] Кожевникова E. И., Степашкина E.K. Курортный сбор: сущность, правовое регулирование и проблемы введения на территории субъектов РФ» / E. И. Кожевникова, E. Н. Степашкина // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kurortnyy-sbor-suschnost-pravovoe-regulirovanie-i-proble my-vved eniya-na-territorii-subektov-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 18.04.2021).

Spisok literatury:

[1] O provedenii eksperimenta po razvitiyu kurortnoj infrastruktury v Respublike Krym, Altajskom krae, Krasnodarskom krae i Stavropol'skom krae: Fed. zakon Ros. Federacii ot 29.07.2017 g. № 214-FZ: prinyat Gos. Dumoj Fed. Sobraniya 19.07.2017 g.: odobren Sov. Federacii Fed. Sobraniya 25.07.2017 g.: v red. Fed. Zakona ot 22 dek. 2020 № 431-FZ // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_221174/ (data obrash-cheniya: 06.04.2021).

[2] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii: prinyat Gos. Dumoj. Fed. Sobraniya 16 iyulya 1998 g.: odobren Sov. Federacii Fed. Sobraniya 17 iyulya 1998 g.: v red. Postanovleniya Konstitucion-nogo Suda RF ot 31.10.2019 № 32-P// [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/ (data obrashcheniya: 06.04.2021).

[3] O vvedenii platy za pol'zovanie kurortnoj infrastrukturoj v Altajskom krae: zakon Altajskogo kraya ot 01.11.2017 g. № 76-ZS [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/File/Get-File/2200201711030007?type=pdf (data obrash-cheniya 06.04.2021).

[4] O vvedenii kurortnogo sbora na territorii Krasnodarskogo kraya i vnesenii izmenenij v Zakon Krasnodarskogo kraya «Ob administrativnyh pra-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

vonarusheniyah»: zakon Krasnodarskogo kraya ot 27.11.2017 g. № 3690-KZ [Elektronnyj resurs] // Ofi-cial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/File/Get-File/2300201711300001 ?type=pdf (data obrash-cheniya: 06.04.2021).

[5] O vvedenii kurortnogo sbora: zakon Res-publiki Krym ot 30.11.2017 g. № 435-ZRK/2017 [Elektronnyj resurs] // Ros. gaz. - 2017. - 2 dek. URL: https://rg.ru/2017/12/05/krim-zakon435-reg-dok.html (data obrashcheniya: 06.04.2021

[6] Aleksandrova Zh. P., Kalombo Mulamba V. I. Osobennosti primeneniya kurortnogo sbora / Zh. P. Aleksandrova, V. I. Kalombo Mulamba // Vestnik NGGIEI.2019.№10 (101).

[7] Gnatyshina E. I. Kurortnyj sbor: nalogovye aspekty i vozmozhnye posledstviya / E.I. Gnatyshina // [Elektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kurortnyy-sbor-nalogovye-aspekty-i-voz-

mozhnye-posledstviya/viewer (data obrashcheniya: 18.04.2021).

[8] Evsikova E.V. Kurortnyj sbor v sisteme nalogov i sborov Rossijskoj Federacii / E.V. Evsikova // Yuridicheskij Vestnik DGU. T. 26. 2018. № 2. S. 83-91.

[9] O nekotoryh voprosah provedeniya eksperi-menta po razvitiyu kurortnoj infrastruktury v Stav-ropol'skom krae: zakon Stavropol'skogo kraya ot 08.12.2017 g. № 130-kz // [Elektronnyj resurs] URL: https://rg.ru/2017/12/12/stavropol-zakon130-reg-dok. html (data obrashcheniya: 06.04.2021).

[10] Kozhevnikova E.I., Stepashkina E.N. Kurortnyj sbor: sushchnost', pravovoe regulirovanie i problemy vvedeniya na territorii sub»ektov RF» / E. I. Kozhevnikova, E.N. Stepashkina // [Elektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kurort-nyy-sbor-suschnost-pravovoe-regulirovanie-i-proble-my-vvedeniya-na-territorii-subektov-rossiyskoy-fed-eratsii/viewer (data obrashcheniya: 18.04.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.