Научная статья на тему 'Правовая природа иммунитета от административной и уголовной юрисдикции должностных лиц и сотрудников ЕАЭС'

Правовая природа иммунитета от административной и уголовной юрисдикции должностных лиц и сотрудников ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕАЭС / ИММУНИТЕТЫ ОТ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ В ЕАЭС / EURASION ECONOMIC UNION (EAEU) / EUEU JURISDICTION / IMMUNITY FROM EAEU CRIMINAL AND ADMINISTRATIVE JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев Н. В.

В статье рассматриваются основные положения Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанного 29 мая 2014 г., в части установления для различных должностных лиц и сотрудников ЕАЭС иммунитетов от административной и уголовной юрисдикции с учетом их статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CHARACTER OF IMMUNITY FROM ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL JURISDICTION FOR EAEU OFFICIALS

The article dwells on major issues of the European-Asian Council Treaty signed on 29 May 2014 focusing on immunity from administrative and criminal jurisdiction for EAEU officials due to their status.

Текст научной работы на тему «Правовая природа иммунитета от административной и уголовной юрисдикции должностных лиц и сотрудников ЕАЭС»

УДК 343

Н. В. Румянцев

доктор юридических наук, проректор по кадровой, воспитательной работе и безопасности МГЛУ; e-maiL: [email protected]

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИММУНИТЕТА ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И СОТРУДНИКОВ ЕАЭС

В статье рассматриваются основные положения Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанного 29 мая 2014 г., в части установления для различных должностных лиц и сотрудников ЕАЭС иммунитетов от административной и уголовной юрисдикции с учетом их статуса.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС); законодательство ЕАЭС; иммунитеты от уголовной и административной юрисдикции в ЕАЭС.

N. V. Rumyantzev

Advanced Doctor (Law), Vice-Rector, MSLU; e-mail: [email protected]

LEGAL CHARACTER OF IMMUNITY FROM ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL JURISDICTION FOR EAEU OFFICIALS

The articLe dweLLs on major issues of the European-Asian CounciL Treaty signed on 29 May 2014 focusing on immunity from administrative and criminaL jurisdiction for EAEU officiaLs due to their status.

Key words: Eurasion Economic Union (EAEU); EUEU jurisdiction; immunity from EAEU criminal and administrative jurisdiction.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор), подписанный 29 мая 2014 г. на заседании Высшего Евразийского Экономического совета [1]. В ст. 1 Договора устанавливается, что его стороны учреждают Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, которые определяются Договором и международными договорами Союза [1; 7].

Союз открыт для вступления в ЕАЭС любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных

государствами-членами (ст. 108 Договора). 10 октября 2014 г. был подписан Договор о присоединении к ЕАЭС Армении, а 23 декабря 2014 г. - Киргизии.

Правовые основы деятельности Союза, кроме Договора, составляют: международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и постоянно действующего регулирующего органа Союза Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), принятые в рамках их полномочий.

Создание Союза послужило новым мощным импульсом развития евразийского права, составляющего вместе с романо-германской, англо саксонской и другими правовыми семьями современную правовую картину мира [3; 5].

Право ЕАЭС содержит многочисленные правовые институты и нормы, юридическую природу которых еще надлежит подвергнуть теоретическому осмыслению [2; 4; 10]. Один из таких институтов образуют нормы, устанавливающие в рамках Союза иммунитет от административной и уголовной ответственности для отдельных категорий лиц.

При рассмотрении поставленного вопроса об иммунитете необходимо учитывать, что в ЕАЭС существует два уровня органов управления (согласования воль). Первый уровень - Высший Евразийский экономический совет в лице президентов государств - членов ЕАЭС и Межправительственный совет, состоящий из глав правительств государств - членов ЕАЭС. Второй уровень - наднациональные органы в лице Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Суда Евразийского экономического союза. В состав ЕЭК входит два коллегиальных органа - Совет (состоит из вице-премьеров государств-членов) и Коллегия (состоит из независимых министров).

Главы государств и правительств, вице-премьеры государств -членов Союза обладают рассматриваемым иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Члены Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники Комиссии и Суда Союза в соответствии со ст. 107 Договора пользуются на территории каждого из государств - членов ЕАЭС привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для

осуществления ими возложенных на них полномочий и должностных (служебных) обязанностей. Более детально этот вопрос урегулирован в Приложении № 32 к Договору - Положении о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (далее - Приложение № 32).

Важно подчеркнуть, что привилегии и иммунитеты, которыми пользуются члены Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники, предоставляются им не для личной выгоды, а для эффективного, независимого выполнения ими своих полномочий (исполнения должностных (служебных) обязанностей) в интересах Союза (п. 28 Приложения № 32).

Иммунитет от административной и уголовной юрисдикции перечисленных должностных лиц и сотрудников Союза дифференцируется с учетом их статуса. Принципиальное положение на этот счет закреплено в п. 18 Приложения № 32. В соответствии с ним члены Коллегии Комиссии и судьи Суда Союза, если они не являются гражданами государства пребывания, пользуются привилегиями и иммунитетами в объеме, предусмотренном Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., которая ратифицирована СССР в 1964 г. и сохраняет юридическую силу для России.

Данная норма, как и Договор в целом, имеет международно-правовую природу [6]. В Договоре говорится, что стороны учреждают Союз, который является международной организацией региональной экономической интеграции (п. 1 ст. 1), обладающей международной правосубъектностью (п. 2 ст. 1). Договором учреждена новая наднациональная международная организация [8], а члены Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники органов Союза являются международными служащими. При выполнении своих полномочий (исполнении должностных (служебных) обязанностей) они не должны запрашивать или получать указания от органов государственной власти или официальных лиц государств-членов, а также от властей государств, не являющихся членами Союза. Они должны воздерживаться от всяких действий, несовместимых с их статусом международных служащих. Каждое государство-член обязуется уважать международный характер полномочий членов Коллегии Комиссии, судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников и не оказывать на них влияния при исполнении ими служебных

обязанностей. Поэтому распространение на членов Коллегии Комиссии и судей Суда Союза привилегий и иммунитетов, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. для дипломатического агента (далее - Конвенция), является вполне обоснованным.

Так, на основании ст. 31 Конвенции члены Коллегии Комиссии и судьи Суда Союза пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания, они не обязаны давать показания в качестве свидетеля. Они пользуются также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев частного характера, перечисленных в п. 18 Приложения № 32 к Договору.

Личность дипломатического агента, соответственно члена Коллегии Комиссии или судьи Суда Союза, неприкосновенна, он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (ст. 29 Конвенции).

Иммунитет от уголовной и административной юрисдикции членов Коллегии Комиссии и судей Суда Союза, имея международно-правовую природу, не является, тем не менее, абсолютным. В частности, иммунитет от юрисдикции государства пребывания не освобождает указанных лиц от юрисдикции аккредитующего государства. Кроме того, лицо, обладающее этим иммунитетом, может быть и в стране пребывания привлечено к уголовной или административной ответственности после снятия с него иммунитета в установленном порядке. Например, решение о снятии привилегий и иммунитетов с сотрудников Комиссии принимает Совет Комиссии по основаниям, предусмотренным в приложении № 32 к Договору.

Что касается должностных лиц, то они обладают иммунитетом и, следовательно, не подлежат уголовной и административной ответственности, только за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц органов ЕАЭС.

К должностным лицам в Договоре отнесены граждане государств-членов, назначенные на должности директоров департаментов Комиссии и заместителей директоров департаментов Комиссии, а также руководитель Секретариата Суда Союза, заместители руководителя Секретариата Суда Союза и советники судей Суда Союза.

Сотрудники органов ЕАЭС не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении

действий, совершаемых при непосредственном выполнении ими служебных обязанностей, кроме случаев предъявления:

1) исков о возмещении ущерба в связи с дорожно-транспортным происшествием, вызванным транспортным средством, принадлежащим сотруднику либо управлявшимся им;

2) исков в связи со смертью или телесным повреждением, вызванными действиями сотрудников.

К сотрудникам органов ЕАЭС относятся граждане государств-членов, работающие на основе заключаемых с ними трудовых договоров (контрактов) в органах Союза, и не являющиеся должностными лицами.

Экспертам специализированных групп Суда Союза предоставляется иммунитет от уголовной и административной юрисдикции только в отношении всего сказанного или написанного в связи с их участием в процессе по рассмотрению дела Судом Союза. Эти лица утрачивают иммунитет в случае нарушения порядка использования и защиты информации ограниченного распространения, определенного соответствующим Регламентом.

В случае совершения должностным лицом или сотрудником ЕАЭС правонарушения в стране пребывания, вопрос о привлечении его к административной или уголовной ответственности решается на основании норм международного права и в соответствии с предписаниями внутригосударственного законодательства, их конкретизирующих.

Так, в ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ закреплено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. В части 3 указанной статьи говорится: «Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права».

В соответствии с ч. 1 ст.11 УК РФ любое лицо, совершившее преступление на территории России, независимо от того является оно гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином

или лицом без гражданства, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Однако в части четвертой этой статьи установлено, что «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права». Нормы аналогичного содержания включены в национальное уголовное законодательства и других государств - членов ЕАЭС (ч. 5 ст. 14 УК Армении, ч. 4 ст. 5 УК Беларуси, ч. 4 ст. 7 УК Казахстана, ч. 3 ст. 5 УК Киргизии).

Однако необходимо учитывать, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»). Уголовно-правовая оценка содеянного должна осуществляться исключительно с применением норм национального права. Поскольку в государствах - членах ЕАЭС уголовный кодекс является единственным источником уголовного права, необходима унификация уголовно-правовых норм в рамках договорных отношений Союза. Например, в УК России и УК Казахстана, как и в Договоре, используется термин «иммунитет», в УК Армении -«дипломатический иммунитет», в УК Беларусь и УК Киргизии - «неподсудность». Между иммунитетом от уголовной юрисдикции и неподсудностью имеются существенные различия.

Таким образом, особенностью правового статуса должностных лиц и сотрудников ЕАЭС, не являющихся гражданами страны пребывания, является то, что они, пользуясь иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции, не могут быть подвергнуты преследованию правоохранительными органами страны пребывания за преступление или административное правонарушение, совершенное на их территории, без согласия соответствующего органа ЕАЭС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азанов Б. К. Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел I. Общие положения. Раздел II. Основные

принципы, цели, компетенция и право союза) // Евразийский юридический журнал. - М., 2014. - № 8 (75). - С. 39-48.

2. Бусурманов Ж. Д. Евразийский экономический союз как новая гуманистическая ценность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - М. : Nota Bene, 2014. - № 4 (47). - С. 619-621.

3. Калиш Я. И. Рассуждение о евразийском праве: классика и современность // Евразийский юридический журнал. - М., 2013. - № 11 (66). -С. 14-15.

4. Капустин А. Я. Право Евразийского экономического союза: подходы к концептуальному осмыслению // Современный Юрист. - 2015. -№ 1(10). - С. 94-108.

5. Крымов А. В., Романовская В. Б. Евразийская доктрина государства и права : монография - Н.-Новгород : Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2010. -99 с.

6. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: монография / Бекяшев К. А., Бекяшев Д. К., Кашкин С. Ю., Моисеев Е. Г., и др. ; отв. ред. Е. Г. Моисеев. - М. : Проспект, 2014. - 176 с.

7. Моисеев Е. Г. Договор о Евразийском экономическом союзе - очередной этап интеграции на постсоветском пространстве // Евразийский юридический журнал. - М., 2014. - № 7 (74). - С. 20-23.

8. Мысливский П. П. Международно-правовое регулирование создания Евразийского экономического союза и способа разрешения споров : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - 37 с.

9. Скуратов Ю. И. Евразийский экономический союз: формирование правовых основ создания и деятельности // Взаимодействие правовых систем: современные международно-правовые дискурсы : Межвуз. сб. науч. тр. -Екатеринбург : Урал. гос. юрид. ун-т, 2014. - Вып. 6 (10). - С. 175-184.

10. Суслонов П. Е. Евразийская философия государства и права // Вестник Уральского юридического института МВД России. - Екатеринбург : Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2014. - № 1. - С. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.