ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
сударственная служба в ОВД», «Финансовое право», «Бюджетное право», «Налоговое право», «Правовое регулирование налоговых отношений», «Банковское право», «Правовое регулирование банковских и валютных операций», «Правовое регулирование рынка ценных бумаг», «Таможенное право», «Информационное право» и др. Кроме того, кафедра участвует в преподавании специальных курсов по начальной профессиональной подготовке и на факультете повышения квалификации.
В июне 2016 г. исполняется 40 лет со дня первого заседания кафедры, с которого фактически и началась
ее работа. С признательностью вспоминая сотрудников, стоящих у истоков ее большого пути, по достоинству оценивая результаты труда их последователей, в этот юбилейный год уместно задуматься над существующими проблемами жизнедеятельности кафедры. Основные из них, как и прежде, связаны с оптимизацией содержания и структуры преподаваемых дисциплин, с совершенствованием форм и методов обучения. Поиск и реализация путей их решения позволит нынешним сотрудникам кафедры оставить свой достойный след в ее истории.
УДК 34 ББК 67
ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИММУНИТЕТА ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И СОТРУДНИКОВ ЕАЭС
НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ РУМЯНЦЕВ,
профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук Научная специальность 12.00.14 - административное право;
административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрывается понятие правовой природы иммунитета от административной и уголовной юрисдикции ЕАЭС.
Ключевые слова: ЕАЭС, должностные лица, ответственность
Annotation. The concept of the legal nature of immunity from an administrative and criminal jurisdiction of EEU reveals. Keywords: EAES, officials, responsibility.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор), подписанный 29 мая 2014 г. на заседании Высшего Евразийского Экономического совета1. В ст. 1 Договора устанавливается, что его стороны учреждают Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, которые определяются Договором и международными договорами Союза2.
Союз открыт для вступления в ЕАЭС любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами
(ст. 108 Договора). 10 октября 2014 г. был подписан Договор о присоединении к ЕАЭС Армении, а 23 декабря 2014 г. - Киргизии.
Правовые основы деятельности Союза, кроме Договора, составляют: международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и постоянно действующего регулирующего органа Союза Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), принятые в рамках их полномочий.
Создание Союза послужило новым мощным импульсом развития евразийского права3, составляющего вместе с романо-германской, англосаксонской и дру-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
гими правовыми семьями современную правовую картину мира.
Право ЕАЭС содержит многочисленные правовые институты и нормы, юридическую природу которых еще надлежит подвергнуть теоретическому осмыслению4. Одни из таких институтов образуют нормы, устанавливающие в рамках Союза иммунитет от административной и уголовной ответственности для отдельных категорий лиц.
При рассмотрении поставленного вопроса об иммунитете необходимо учитывать, что в ЕАЭС существует два уровня органов управления (согласования воль). Первый уровень - Высший Евразийский экономический совет в лице Президентов государств-членов ЕАЭС и Межправительственный совет, состоящий из глав правительств государств-членов ЕАЭС. Второй уровень - наднациональные органы в лице Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Суда Евразийского экономического союза. В состав ЕЭК входит два коллегиальных органа - Совет (состоит из вице-премьеров государств-членов) и Коллегия (состоит из независимых министров).
Главы государств и правительств, вице-премьеры государств-членов Союза обладают рассматриваемым иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Члены Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники Комиссии и Суда Союза в соответствии со ст. 107 Договора пользуются на территории каждого из государств-членов ЕАЭС привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для осуществления ими возложенных на них полномочий и должностных (служебных) обязанностей. Более детально этот вопрос урегулирован в приложении № 32 к Договору - Положении о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (далее - приложение № 32).
Важно подчеркнуть, что привилегии и иммунитеты, которыми пользуются члены Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники, предоставляются им не для личной выгоды, а для эффективного, независимого выполнения ими своих полномочий (исполнения должностных (служебных) обязанностей) в интересах Союза (п. 28 приложения № 32).
Иммунитет от административной и уголовной юрисдикции перечисленных должностных лиц и сотрудников Союза дифференцируется с учетом их статуса. Принципиальное положение на этот счет закреплено в п. 18 приложения № 32. В соответствии с ним члены Коллегии Комиссии и судьи Суда Союза, если они не являются гражданами государства пребывания, пользуются привилегиями и иммунитетами в объеме, предусмотренном Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., которая ратифицирована СССР в 1964 г. и сохраняет юридическую силу для России.
Данная норма, как и Договор в целом, имеет международно-правовую природу5. В Договоре говорится,
что стороны учреждают Союз, который является международной организацией региональной экономической интеграции (п. 1 ст. 1), обладающей международной правосубъектностью (п. 2 ст. 1). Договором учреждена новая наднациональная международная организация6, а члены Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники органов Союза являются международными служащими. При выполнении своих полномочий (исполнении должностных (служебных) обязанностей) они не должны запрашивать или получать указания от органов государственной власти или официальных лиц государств-членов, а также от властей государств, не являющихся членами Союза. Они должны воздерживаться от всяких действий, несовместимых с их статусом международных служащих. Каждое государство-член обязуется неукоснительно уважать международный характер полномочий членов Коллегии Комиссии, судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников и не оказывать на них влияния при исполнении ими служебных обязанностей. Поэтому распространение на членов Коллегии Комиссии и судей Суда Союза привилегий и иммунитетов, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. для дипломатического агента (далее - Конвенция), является вполне обоснованным.
Так, на основании ст. 31 Конвенции члены Коллегии Комиссии и судьи Суда Союза пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания; они не обязаны давать показания в качестве свидетеля. Они пользуются также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев частного характера, перечисленных в п. 18 приложения № 32 к Договору.
Личность дипломатического агента, соответственно члена Коллегии Комиссии или судьи Суда Союза, неприкосновенна, он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (ст. 29 Конвенции).
Иммунитет от уголовной и административной юрисдикции членов Коллегии Комиссии и судей Суда Союза, имея международно-правовую природу, не является, тем не менее, абсолютным. В частности, иммунитет от юрисдикции государства пребывания не освобождает указанных лиц от юрисдикции аккредитующего государства. Кроме того, лицо, обладающее этим иммунитетом, может быть и в стране пребывания привлечено к уголовной или административной ответственности после снятия с него иммунитета в установленном порядке. Например, решение о снятии привилегий и иммунитетов с сотрудников Комиссии принимает Совет Комиссии по основаниям, предусмотренным в приложении № 32 к Договору.
Что касается должностных лиц, то они обладают иммунитетом и, следовательно, не подлежат уголовной и административной ответственности, только за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц органов ЕАЭС.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
К должностным лицам в Договоре отнесены граждане государств-членов, назначенные на должности директоров департаментов Комиссии и заместителей директоров департаментов Комиссии, а также руководитель Секретариата Суда Союза, заместители руководителя Секретариата Суда Союза и советники судей Суда Союза.
Сотрудники органов ЕАЭС не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых при непосредственном выполнении ими служебных обязанностей, кроме случаев предъявления:
1) исков о возмещении ущерба в связи с дорожно-транспортным происшествием, вызванным транспортным средством, принадлежащим сотруднику либо управлявшимся им;
2) исков в связи со смертью или телесным повреждением, вызванными действиями сотрудников.
К сотрудникам органов ЕАЭС относятся граждане государств-членов, работающие на основе заключаемых с ними трудовых договоров (контрактов) в органах Союза, и не являющиеся должностными лицами.
Экспертам специализированных групп Суда Союза предоставляется иммунитет от уголовной и административной юрисдикции только в отношении всего сказанного или написанного в связи с их участием в процессе по рассмотрению дела Судом Союза. Эти лица утрачивают иммунитет в случае нарушения порядка использования и защиты информации ограниченного распространения, определенного соответствующим Регламентом.
В случае совершения должностным лицом или сотрудником ЕАЭС правонарушения в стране пребывания, вопрос о привлечении его к административной или уголовной ответственности решается на основании норм международного права и в соответствии с предписаниями внутригосударственного законодательства, их конкретизирующими.
Так, в ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ закреплено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. В ч. 3 указанной статьи говорится: «Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права».
В соответствии с ч. 1 ст.11 УК РФ любое лицо, совершившее преступление на территории России, независимо от того, является оно гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Однако, в ч. 4 этой статьи
установлено, что «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права». Нормы аналогичного содержания включены в национальное уголовное законодательства и других государств-членов ЕАЭС (ч. 5 ст. 14 УК Армении, ч. 4 ст. 5 УК Беларуси, ч. 4 ст. 7 УК Казахстана, ч.3 ст. 5 УК Киргизии).
Однако, необходимо учитывать, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»). Уголовно-правовая оценка содеянного должна осуществляться исключительно с применением норм национального права. Поскольку в государствах-членах ЕАЭС уголовный кодекс является единственным источником уголовного права, необходима унификация уголовно-правовых норм в рамках договорных отношений Союза. Например, в УК России и УК Казахстана, как и в Договоре, используется термин «иммунитет», в УК Армении - «дипломатический иммунитет», в УК Беларусии и УК Киргизии - «неподсудность». Между иммунитетом от уголовной юрисдикции и неподсудностью имеются существенные различия.
Таким образом, особенность правового статуса должностных лиц и сотрудников ЕАЭС, не являющихся гражданами страны пребывания, состоит в том, что они, пользуясь иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции, не могут быть подвергнуты преследованию правоохранительными органами страны пребывания за преступление или административное правонарушение, совершённое на их территории, без согласия соответствующего органа ЕАЭС.
1 Скуратов Ю.И. Евразийский экономический союз: формирование правовых основ создания и деятельности // Взаимодействие правовых систем: современные международно-правовые дискурсы: Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: ИД «Урал. гос. юрид. ун-т», 2014, Вып. 6 (10). С. 175-184.
2 Более подробно см.: Азанов Б.К. Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел I. Общие положения. Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право союза) // Евразийский юридический журнал. М., 2014, № 8 (75). С. 39-48; Моисеев Е.Г. Договор о Евразийском Экономическом Союзе - очередной этап интеграции на постсоветском пространстве // Евразийский юридический журнал. М., 2014, № 7 (74). С. 20-23.
3 Калиш Я.И. Рассуждение о евразийском праве: классика и современность // Евразийский юридический журнал. М., 2013,
№ 11 (66). С. 14-15; Крымов А.В., Романовская В.Б. Евразийская доктрина государства и права: Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2010. 99 с.
4 См.: Бусурманов Ж.Д. Евразийский экономический союз как новая гуманистическая ценность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. М.: Nota Bene, 2014, № 4 (47). С. 619-621:; Капустин А.Я. Право Евразийского экономического союза: подходы к концептуальному осмыслению // Современный Юрист. 2015. № 1(10); Суслонов П.Е. Евразийская философия государства и права // Вестник Уральского
юридического института МВД России. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2014, № 1. С. 22-26.
5 См.: Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: монография / Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К., Кашкин С.Ю., Моисеев Е.Г., и др.; Отв. ред.: Моисеев Е.Г. М.: Проспект, 2014. 176 с.
6 Более подробно см.: Мысливский П.П. Международно-правовое регулирование создания Евразийского экономического союза и способа разрешения споров: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2015.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольце-вой. 9-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 447 с.
В учебнике на основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган» и установлен исчерпывающий перечень этих органов. Правовая категория «правоприменение» позволила выделить органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). Посредством системного подхода установлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, раскрыты их функции и взаимосвязи.
Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.
A.B. Кокин К.В. Ярмак
СУДЕБНАЯ БАЛЛИСТИКА и СУДЕБНО-БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Судебная баллистика и судебно-баллистическая экспертиза: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Судебная экспертиза» / А.В. Кокин, К.В. Ярмак. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 350 с.
Рассмотрены основы судебной баллистики и судебно-баллистической экспертизы. Особое внимание уделяется частным методикам экспертных исследований.
Для преподавателей и слушателей экспертно-криминалистических факультетов вузов МВД России. Может быть полезен для практических работников экспертных и следственных подразделений, а также интересующихся данной тематикой.