Научная статья на тему 'Правовая природа иммунитета от административной и уголовной юрисдикции должностных лиц и сотрудников ЕАЭС'

Правовая природа иммунитета от административной и уголовной юрисдикции должностных лиц и сотрудников ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / EAES / OFFICIALS / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев Николай Викторович

Раскрывается понятие правовой природы иммунитета от административной и уголовной юрисдикции ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature of the immunity from criminal and administrative jurisdiction of the officials and employees of the EEU

The concept of the legal nature of immunity from an administrative and criminal jurisdiction of EEU reveals.

Текст научной работы на тему «Правовая природа иммунитета от административной и уголовной юрисдикции должностных лиц и сотрудников ЕАЭС»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сударственная служба в ОВД», «Финансовое право», «Бюджетное право», «Налоговое право», «Правовое регулирование налоговых отношений», «Банковское право», «Правовое регулирование банковских и валютных операций», «Правовое регулирование рынка ценных бумаг», «Таможенное право», «Информационное право» и др. Кроме того, кафедра участвует в преподавании специальных курсов по начальной профессиональной подготовке и на факультете повышения квалификации.

В июне 2016 г. исполняется 40 лет со дня первого заседания кафедры, с которого фактически и началась

ее работа. С признательностью вспоминая сотрудников, стоящих у истоков ее большого пути, по достоинству оценивая результаты труда их последователей, в этот юбилейный год уместно задуматься над существующими проблемами жизнедеятельности кафедры. Основные из них, как и прежде, связаны с оптимизацией содержания и структуры преподаваемых дисциплин, с совершенствованием форм и методов обучения. Поиск и реализация путей их решения позволит нынешним сотрудникам кафедры оставить свой достойный след в ее истории.

УДК 34 ББК 67

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИММУНИТЕТА ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И СОТРУДНИКОВ ЕАЭС

НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ РУМЯНЦЕВ,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук Научная специальность 12.00.14 - административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается понятие правовой природы иммунитета от административной и уголовной юрисдикции ЕАЭС.

Ключевые слова: ЕАЭС, должностные лица, ответственность

Annotation. The concept of the legal nature of immunity from an administrative and criminal jurisdiction of EEU reveals. Keywords: EAES, officials, responsibility.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор), подписанный 29 мая 2014 г. на заседании Высшего Евразийского Экономического совета1. В ст. 1 Договора устанавливается, что его стороны учреждают Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, которые определяются Договором и международными договорами Союза2.

Союз открыт для вступления в ЕАЭС любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами

(ст. 108 Договора). 10 октября 2014 г. был подписан Договор о присоединении к ЕАЭС Армении, а 23 декабря 2014 г. - Киргизии.

Правовые основы деятельности Союза, кроме Договора, составляют: международные договоры в рамках Союза; международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и постоянно действующего регулирующего органа Союза Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), принятые в рамках их полномочий.

Создание Союза послужило новым мощным импульсом развития евразийского права3, составляющего вместе с романо-германской, англосаксонской и дру-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

гими правовыми семьями современную правовую картину мира.

Право ЕАЭС содержит многочисленные правовые институты и нормы, юридическую природу которых еще надлежит подвергнуть теоретическому осмыслению4. Одни из таких институтов образуют нормы, устанавливающие в рамках Союза иммунитет от административной и уголовной ответственности для отдельных категорий лиц.

При рассмотрении поставленного вопроса об иммунитете необходимо учитывать, что в ЕАЭС существует два уровня органов управления (согласования воль). Первый уровень - Высший Евразийский экономический совет в лице Президентов государств-членов ЕАЭС и Межправительственный совет, состоящий из глав правительств государств-членов ЕАЭС. Второй уровень - наднациональные органы в лице Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Суда Евразийского экономического союза. В состав ЕЭК входит два коллегиальных органа - Совет (состоит из вице-премьеров государств-членов) и Коллегия (состоит из независимых министров).

Главы государств и правительств, вице-премьеры государств-членов Союза обладают рассматриваемым иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Члены Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники Комиссии и Суда Союза в соответствии со ст. 107 Договора пользуются на территории каждого из государств-членов ЕАЭС привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для осуществления ими возложенных на них полномочий и должностных (служебных) обязанностей. Более детально этот вопрос урегулирован в приложении № 32 к Договору - Положении о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (далее - приложение № 32).

Важно подчеркнуть, что привилегии и иммунитеты, которыми пользуются члены Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники, предоставляются им не для личной выгоды, а для эффективного, независимого выполнения ими своих полномочий (исполнения должностных (служебных) обязанностей) в интересах Союза (п. 28 приложения № 32).

Иммунитет от административной и уголовной юрисдикции перечисленных должностных лиц и сотрудников Союза дифференцируется с учетом их статуса. Принципиальное положение на этот счет закреплено в п. 18 приложения № 32. В соответствии с ним члены Коллегии Комиссии и судьи Суда Союза, если они не являются гражданами государства пребывания, пользуются привилегиями и иммунитетами в объеме, предусмотренном Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., которая ратифицирована СССР в 1964 г. и сохраняет юридическую силу для России.

Данная норма, как и Договор в целом, имеет международно-правовую природу5. В Договоре говорится,

что стороны учреждают Союз, который является международной организацией региональной экономической интеграции (п. 1 ст. 1), обладающей международной правосубъектностью (п. 2 ст. 1). Договором учреждена новая наднациональная международная организация6, а члены Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники органов Союза являются международными служащими. При выполнении своих полномочий (исполнении должностных (служебных) обязанностей) они не должны запрашивать или получать указания от органов государственной власти или официальных лиц государств-членов, а также от властей государств, не являющихся членами Союза. Они должны воздерживаться от всяких действий, несовместимых с их статусом международных служащих. Каждое государство-член обязуется неукоснительно уважать международный характер полномочий членов Коллегии Комиссии, судей Суда Союза, должностных лиц и сотрудников и не оказывать на них влияния при исполнении ими служебных обязанностей. Поэтому распространение на членов Коллегии Комиссии и судей Суда Союза привилегий и иммунитетов, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. для дипломатического агента (далее - Конвенция), является вполне обоснованным.

Так, на основании ст. 31 Конвенции члены Коллегии Комиссии и судьи Суда Союза пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания; они не обязаны давать показания в качестве свидетеля. Они пользуются также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев частного характера, перечисленных в п. 18 приложения № 32 к Договору.

Личность дипломатического агента, соответственно члена Коллегии Комиссии или судьи Суда Союза, неприкосновенна, он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (ст. 29 Конвенции).

Иммунитет от уголовной и административной юрисдикции членов Коллегии Комиссии и судей Суда Союза, имея международно-правовую природу, не является, тем не менее, абсолютным. В частности, иммунитет от юрисдикции государства пребывания не освобождает указанных лиц от юрисдикции аккредитующего государства. Кроме того, лицо, обладающее этим иммунитетом, может быть и в стране пребывания привлечено к уголовной или административной ответственности после снятия с него иммунитета в установленном порядке. Например, решение о снятии привилегий и иммунитетов с сотрудников Комиссии принимает Совет Комиссии по основаниям, предусмотренным в приложении № 32 к Договору.

Что касается должностных лиц, то они обладают иммунитетом и, следовательно, не подлежат уголовной и административной ответственности, только за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц органов ЕАЭС.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К должностным лицам в Договоре отнесены граждане государств-членов, назначенные на должности директоров департаментов Комиссии и заместителей директоров департаментов Комиссии, а также руководитель Секретариата Суда Союза, заместители руководителя Секретариата Суда Союза и советники судей Суда Союза.

Сотрудники органов ЕАЭС не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых при непосредственном выполнении ими служебных обязанностей, кроме случаев предъявления:

1) исков о возмещении ущерба в связи с дорожно-транспортным происшествием, вызванным транспортным средством, принадлежащим сотруднику либо управлявшимся им;

2) исков в связи со смертью или телесным повреждением, вызванными действиями сотрудников.

К сотрудникам органов ЕАЭС относятся граждане государств-членов, работающие на основе заключаемых с ними трудовых договоров (контрактов) в органах Союза, и не являющиеся должностными лицами.

Экспертам специализированных групп Суда Союза предоставляется иммунитет от уголовной и административной юрисдикции только в отношении всего сказанного или написанного в связи с их участием в процессе по рассмотрению дела Судом Союза. Эти лица утрачивают иммунитет в случае нарушения порядка использования и защиты информации ограниченного распространения, определенного соответствующим Регламентом.

В случае совершения должностным лицом или сотрудником ЕАЭС правонарушения в стране пребывания, вопрос о привлечении его к административной или уголовной ответственности решается на основании норм международного права и в соответствии с предписаниями внутригосударственного законодательства, их конкретизирующими.

Так, в ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ закреплено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. В ч. 3 указанной статьи говорится: «Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права».

В соответствии с ч. 1 ст.11 УК РФ любое лицо, совершившее преступление на территории России, независимо от того, является оно гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Однако, в ч. 4 этой статьи

установлено, что «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права». Нормы аналогичного содержания включены в национальное уголовное законодательства и других государств-членов ЕАЭС (ч. 5 ст. 14 УК Армении, ч. 4 ст. 5 УК Беларуси, ч. 4 ст. 7 УК Казахстана, ч.3 ст. 5 УК Киргизии).

Однако, необходимо учитывать, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»). Уголовно-правовая оценка содеянного должна осуществляться исключительно с применением норм национального права. Поскольку в государствах-членах ЕАЭС уголовный кодекс является единственным источником уголовного права, необходима унификация уголовно-правовых норм в рамках договорных отношений Союза. Например, в УК России и УК Казахстана, как и в Договоре, используется термин «иммунитет», в УК Армении - «дипломатический иммунитет», в УК Беларусии и УК Киргизии - «неподсудность». Между иммунитетом от уголовной юрисдикции и неподсудностью имеются существенные различия.

Таким образом, особенность правового статуса должностных лиц и сотрудников ЕАЭС, не являющихся гражданами страны пребывания, состоит в том, что они, пользуясь иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции, не могут быть подвергнуты преследованию правоохранительными органами страны пребывания за преступление или административное правонарушение, совершённое на их территории, без согласия соответствующего органа ЕАЭС.

1 Скуратов Ю.И. Евразийский экономический союз: формирование правовых основ создания и деятельности // Взаимодействие правовых систем: современные международно-правовые дискурсы: Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: ИД «Урал. гос. юрид. ун-т», 2014, Вып. 6 (10). С. 175-184.

2 Более подробно см.: Азанов Б.К. Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел I. Общие положения. Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право союза) // Евразийский юридический журнал. М., 2014, № 8 (75). С. 39-48; Моисеев Е.Г. Договор о Евразийском Экономическом Союзе - очередной этап интеграции на постсоветском пространстве // Евразийский юридический журнал. М., 2014, № 7 (74). С. 20-23.

3 Калиш Я.И. Рассуждение о евразийском праве: классика и современность // Евразийский юридический журнал. М., 2013,

№ 11 (66). С. 14-15; Крымов А.В., Романовская В.Б. Евразийская доктрина государства и права: Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2010. 99 с.

4 См.: Бусурманов Ж.Д. Евразийский экономический союз как новая гуманистическая ценность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. М.: Nota Bene, 2014, № 4 (47). С. 619-621:; Капустин А.Я. Право Евразийского экономического союза: подходы к концептуальному осмыслению // Современный Юрист. 2015. № 1(10); Суслонов П.Е. Евразийская философия государства и права // Вестник Уральского

юридического института МВД России. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2014, № 1. С. 22-26.

5 См.: Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: монография / Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К., Кашкин С.Ю., Моисеев Е.Г., и др.; Отв. ред.: Моисеев Е.Г. М.: Проспект, 2014. 176 с.

6 Более подробно см.: Мысливский П.П. Международно-правовое регулирование создания Евразийского экономического союза и способа разрешения споров: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2015.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольце-вой. 9-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 447 с.

В учебнике на основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган» и установлен исчерпывающий перечень этих органов. Правовая категория «правоприменение» позволила выделить органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). Посредством системного подхода установлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, раскрыты их функции и взаимосвязи.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.

A.B. Кокин К.В. Ярмак

СУДЕБНАЯ БАЛЛИСТИКА и СУДЕБНО-БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Судебная баллистика и судебно-баллистическая экспертиза: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Судебная экспертиза» / А.В. Кокин, К.В. Ярмак. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 350 с.

Рассмотрены основы судебной баллистики и судебно-баллистической экспертизы. Особое внимание уделяется частным методикам экспертных исследований.

Для преподавателей и слушателей экспертно-криминалистических факультетов вузов МВД России. Может быть полезен для практических работников экспертных и следственных подразделений, а также интересующихся данной тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.