Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ КАК БЮДЖЕТНОГО ДОХОДА'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ КАК БЮДЖЕТНОГО ДОХОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / БЮДЖЕТ / ДОХОД / НАЛОГОВАЯ ПРИРОДА / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / CUSTOMS DUTIES / BUDGET / INCOME / TAX NATURE / NON-TAX INCOME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саркисян Д.С.

В статье рассматриваются различные подходы к определению института таможенной пошлины. Проанализирована налоговая природа таможенной пошлины и ее отличие от сборов и иных неналоговых платежей. Выявлено, что по своей юридической природе таможенная пошлина представляет собой разновидность косвенного налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NATURE AND ENTITY OF INSTITUTE OF THE CUSTOMS DUTY AS BUDGET INCOME

In article various approaches to definition of institute of the customs duty are considered. The tax nature of the customs duty and its difference from collecting and other non-tax payments is analysed. It is revealed that by the legal nature the customs duty represents a kind of indirect tax.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ КАК БЮДЖЕТНОГО ДОХОДА»

Технологические уклады представляют собой исторические сформировавшиеся технологические цепочки сменяющие друг друга.

Взаимосвязь смежных технологий определяет наличие или отсутствие продукта при его переходе от одной технологии к другой.

Технологии так же включаются в экономически целесообразные бизнес-процессы.

Конкурентоспособность технологии определяется сопоставлением преимуществ между различными технологиями.

Полный технологический цикл на уровне национальной экономики представляют собой переход от стадии поиска, идеи к получению конечного продукта.

Использованные источники:

1. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»-2016: Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/

2. Комков Н.И., Ерошкин С.Ю. Методические основы прогнозирования технологического развития // Инновации и технологии. URL: http://www.ecfor.ru/wp-content/uploads/2006/sa/08.pdf

УДК 342

Саркисян Д.С. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Караев Р.Ш., к.юр.н.

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ КАК БЮДЖЕТНОГО ДОХОДА

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению института таможенной пошлины. Проанализирована налоговая природа таможенной пошлины и ее отличие от сборов и иных неналоговых платежей. Выявлено, что по своей юридической природе таможенная пошлина представляет собой разновидность косвенного налога.

Ключевые слова: таможенные пошлины, бюджет, доход, налоговая природа, неналоговые доходы.

Sarkisyan D.S.

3nd year student of magistracy

The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Karaev R.Sh.

Candidate of Juridical Sciences, assistant professor

The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics LEGAL NATURE AND ENTITY OF INSTITUTE OF THE CUSTOMS DUTY AS BUDGET INCOME

Abstract. In article various approaches to definition of institute of the customs duty are considered. The tax nature of the customs duty and its difference from collecting and other non-tax payments is analysed. It is revealed that by the legal nature the customs duty represents a kind of indirect tax.

Keywords: customs duties, budget, income, tax nature, non-tax income.

На сегодняшний день таможенная пошлина является важнейшим доходным источником государственного бюджета. Анализ финансового положения нашей страны, обусловленного назревающим бюджетным кризисом, который сопровождается изысканием новых источников образования дохода, позволяет заключить, что в настоящее время государство не в состоянии отказаться от таможенной пошлины. Более того, в дальнейшем именно фискальная функция будет выступать в качестве приоритетной в сравнении с регулятивной.

Вопрос о юридической природе таможенной пошлины становился предметом рассмотрения многих ученых-экономистов и правоведов (в том числе специализирующихся на проблемах финансового права). В то же время до сих пор однозначного ответа на данный вопрос теория не смогла дать.

В соответствии с пп. 33. п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)45 таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Традиционно в науке финансового права выделяются две концепции юридической природы таможенной пошлины: концепция налоговой природы таможенной пошлины и концепция ее неналоговой природы. При этом на различных исторических этапах обе указанные позиции обосновывались наиболее выдающимися представителями финансового права. В.А. Лебедев видел причину этого в целях введения таможенных пошлин. Он, в частности, отмечал, что «таможенные пошлины - не просто налог, но налог, посредством которого можно достигать, помимо финансовых целей, известных полезных результатов в области народной экономии. Ввиду такого двоякого свойства таможенных пошлин наука обладает и двумя учениями о них, двумя основными системами применения»46. Как бы то ни было, нам представляется необходимым более подробно остановиться на рассмотрении данных теорий.

В настоящее время в финансовом законодательстве реализована концепция неналоговой природы таможенных платежей, в то же время

45 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

46 Лебедев В.А. Финансовое право: учебник. М., 2000. С. 311.

существуют отдельные нормы, которые характеризуют таможенную пошлину как налог. Между тем ссылка на законодательство в данном случае не может служить значительным аргументом в данном теоретическом споре, поскольку, как известно, «три слова законодателя - и целые библиотеки становятся макулатурой», т.е. законодательное закрепление той или иной концепции является лишь следствием субъективной точки зрения законодателя, природа же того или иного явления остается неизменной, и она не зависит от внешней формы выражения.

На наш взгляд, таможенная пошлина является разновидностью косвенного налога. Для наглядности мы последовательно обоснуем налоговую природу таможенной пошлины и ее отличие от сборов и иных неналоговых платежей.

Анализ ст. 8 НК РФ показывает, что налогу присущи следующие признаки:

1) налог - это обязательный платеж. На основании ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. По справедливому замечанию Е.Ю. Грачевой, «обязательность обусловлена тем, что налог устанавливается государством в одностороннем порядке, что относится к компетенции представительных органов государства47. Как уже было отмечено выше, обязательность как признак таможенной пошлины закреплен в пп. 33. п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС. Данный признак не является основным для разграничения налогов и неналоговых платежей, поскольку сборам также присущ признак обязательности;

2) он является индивидуально-безвозмездным, что означает, что у налогоплательщика вследствие уплаты налога не появляется встречного права требования от государства. Таким образом, конкретный налогоплательщик не получает ничего взамен - уплаченные им денежные средства идут на удовлетворение общественных потребностей.

3) безвозвратный характер налога. Уплата налога носит безвозвратный, необратимый характер. В то же время возврат может быть осуществлен в случаях, предусмотренных законодательством, связанных с переплатой или иными обстоятельствами. Под излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов, на основании ст. 66 ТК ЕАЭС, понимаются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ст. 66 ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

4) налог вносится исключительно в денежной форме. В соответствии с п. 8 ст. 74 ст. 89 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства-члена ЕАЭС, в котором подлежат уплате таможенные

47 Налоговое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой. М.: Проспект, 2015. С. 10.

пошлины, налоги. В свою очередь, формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств-членов ЕАЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги (п. 4 ст. 84 ТК ЕАЭС). Анализ положений ст. 114-118 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»48 позволяет сделать вывод, что таможенные пошлины, равно как и НДС и акцизы, уплачиваются исключительно в денежной форме. Даже если оплата сумм таможенных пошлин происходит за счет товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины или за счет залога имущества плательщика таможенных пошлин (пп. 6 п. 1 ст. 117 ТК ЕАЭС), обязанность по уплате считается исполненной только с момента зачисления денежных средств на специальные счета, т.е. только после реализации данного имущества.

5) в теории налогового права также часто выделяют такой признак, как систематичность уплаты налогов. Так, например, по замечанию М.В. Завязочникова, «отличие налогов от сборов также заключается в систематичности их взыскания. Если налоги взимаются регулярно в соответствии с налоговым периодом, определяемым в отношении каждого налога законодательством, то сборы носят разовый, а не регулярный характер»49. Позволим, однако, не согласиться с мнением глубокоуважаемого автора. В науке налоги традиционно делят на регулярные и разовые50. К регулярным налогам относятся те налоги, которые уплачиваются систематически (регулярно) через определенные промежутки времени. Разовые налоги уплачиваются один раз при совершении конкретного действия. В то же время Л.Л. Арзуманова, Е.Н. Горлова отмечают, что разовые налоги «имеют характер сборов»51.

6) также в науке финансового права часто выделяют признак нецелевого характера налогов. Используя данный признак в качестве аргумента, обосновывающего неналоговую природу таможенной пошлины, М.Н. Сорокина, ссылаясь на ныне недействующее положение ст. 5 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.08.2018) «О таможенном тарифе»52, в которой определялось, что таможенная пошлина взимается в целях

48 Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018, N 32 (часть I), ст. 5082.

49 Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2016 года: по материалам XIV Междунар. науч.-практ. конф. 21-22 апреля 2017 г., Москва: [сборник] / [сост. М.В. Завязочникова]; под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Норма, 2018. С. 51.

50 Налоговое право (общая часть) в схемах и таблицах: учебное пособие для бакалавриата / под ред. Е.Ю. Грачевой, Л.Л. Арзумановой. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. С. 23.

51 Международное налоговое право: учебное пособие для магистратуры / отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Е.Н. Горлова. М.: Норма: ИНФРАМ, 2018. С. 78.

52 Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.08.2018) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993, N 23, ст. 821.

таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ, отмечает, что «таможенно-тарифное регулирование выступает методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а это значит, что публичная власть выражает заинтересованность не только в реализации фискальной функции таможенной пошлины, но и ее регулирующем направлении» 53.

7) в качестве аргумента, обосновывающего неналоговый характер таможенных пошлин, некоторые авторы ссылаются на п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Данное положение, однако, по справедливому замечанию Н.М. Артемова, не подлежит применению в силу ст. 2 НК РФ. В данном случае подлежит применению таможенное законодательство. Так, в силу п. 4 ст. 4 Закона о таможенном регулировании, если иное не установлено таможенным законодательством ЕАЭС, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство РФ о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. На это же в свое время указал и Пленум ВАС РФ п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»54. На основании же ст. 114 Закона о таможенном регулировании плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС, международными договорами государств-членов ЕАЭС и Законом о таможенном регулировании. Таким образом, уплатить таможенную пошлину может как декларант, так и иное лицо.

Помимо вышеназванных критериев разделения налогов и неналоговых платежей называются и другие. Говоря об отличии сборов от налогов, Н.П. Кучерявенко отмечает, что «налоги обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, сборы - значительно меньше»55. В то же время указанный критерий не может служить для решения вопроса о юридической природе таможенной пошлины, поскольку он характеризует соотношение между налогами и сборами в доходной части бюджета в целом, безотносительно к их отдельным видам.

Мы также не можем согласиться позицией ряда ученых относительно

53 Сорокина Н.М. Правовая природа таможенной пошлины // Вопросы экономики и права. 2009. № 5. С. 35.; Артемов Н.М. Понятие и юридическая природа таможенной пошлины // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2016. №6 (22). URL: https://cyberleninka.m/artideMponyatie-i-yrnidicheskaya-priroda-tamozhennoy-poshliny (дата обращения: 27.12.2018).

54 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=151174 (дата обращения: 29.12.2018).

55 Международное налоговое право: проблемы теории и практики / Винницкий Д.В. М.: Статут, 2017. С. 65.

того, что таможенная пошлина является особым видом платежа, поскольку, во-первых, не считаем возможным и необходимым плодить теоретические конструкции, не имеющего никакого практического применения, во-вторых, полагаем проведенное выше исследование достаточным для того, чтобы обосновать налоговую природу таможенной пошлины. Таким образом, по своей юридической природе таможенная пошлина - это разновидность косвенного налога.

Использованные источники:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018, N 32 (часть I), ст. 5082.

3. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.08.2018) «О таможенном тарифе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993, N 23, ст. 821.

4. Артемов Н.М. Понятие и юридическая природа таможенной пошлины // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2016. №6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-yuridicheskaya-priroda-tamozhennoy-poshliny (дата обращения: 27.12.2018).

5. Лебедев В.А. Финансовое право: учебник. М., 2000. С. 311.

6. Международное налоговое право: проблемы теории и практики / Винницкий Д.В. М.: Статут, 2017. С. 65.

7. Международное налоговое право: учебное пособие для магистратуры / отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Е.Н. Горлова. М.: Норма: ИНФРАМ, 2018. С. 78.

8. Налоговое право (общая часть) в схемах и таблицах: учебное пособие для бакалавриата / под ред. Е.Ю. Грачевой, Л.Л. Арзумановой. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. С. 23.

9. Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2016 года: по материалам XIV Междунар. науч.-практ. конф. 2122 апреля 2017 г., Москва: [сборник] / [сост. М.В. Завязочникова]; под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Норма, 2018. С. 51.

10.Налоговое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой. М.: Проспект, 2015. С. 10.

11.Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=151174 (дата обращения: 29.12.2018).

12.Сорокина Н.М. Правовая природа таможенной пошлины // Вопросы экономики и права. 2009. № 5. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.