Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1286
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / НАЛОГ / СБОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА / ПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булаев Шамиль Раджабулахович

В статье рассматривается правовая природа государственной пошлины. Выдвигается авторская концепция отличий государственной пошлины от налогов. Подтверждается в ходе исследования, что государственная пошлина является видом обязательных платежей налогового характера, которому присущи черты как пошлин, так и сборов, также отличительной чертой государственной пошлины от налогов является то, что они взимаются за оказание плательщику государством «специальной услуги», смысл которой состоит в предоставлении плательщику дополнительных мер защиты его прав и законных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

Булаев Ш.Р.

Булаев Шамиль Раджабулахович - магистрант, кафедра финансового права, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается правовая природа государственной пошлины. Выдвигается авторская концепция отличий государственной пошлины от налогов. Подтверждается в ходе исследования, что государственная пошлина является видом обязательных платежей налогового характера, которому присущи черты как пошлин, так и сборов, также отличительной чертой государственной пошлины от налогов является то, что они взимаются за оказание плательщику государством «специальной услуги», смысл которой состоит в предоставлении плательщику дополнительных мер защиты его прав и законных интересов. Ключевые слова: публичные финансы, налог, сбор, государственная пошлина, плательщик, налогоплательщик.

УДК330, 378

Институт государственной пошлины непосредственно влияет на возможность реализации лицом права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам и может рассматриваться в принципе как установленное законодательством ограничение доступности некоторых юридически значимых действий. Вместе с тем, если размер государственной пошлины является разумным, то приведенный институт можно рассматривать как своеобразный «фильтр», удерживающий от необоснованного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам.

Требование уплаты государственной пошлины в связи с осуществлением юридически значимых действий само по себе не может считаться ограничением права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам. Вместе с тем, размер государственной пошлины, назначенный в свете конкретных обстоятельств, включая способность заявителя ее уплатить, является важным фактором при определении того, воспользовалась это лицо своим правом или нет.

Существование института государственной пошлины - явление вполне логичное, поскольку устанавливает «платность» процесса совершения в отношении них юридически значимых действий.

Правовое регулирование государственной пошлины в России осуществляется на основании Налогового кодекса Российской Федерации. В статье 333.16 НК РФ законодатель определяет понятие этого платежа как установленный законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации сбор, взимаемый с определённых законом лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам. Как и налоги, сборы являются фискальными отчислениями и формируют доходную часть бюджета, а ст. 41 Бюджетного кодекса РФ относит их к бюджетным налоговым доходам1. БК РФ в ст. 50 описывает государственную пошлину как

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Российская газета. - 1998. - 12 августа (№ 153-154).

5

имеющую налоговый статус, наряду с этим данное преимущество может быть достигнуто с помощью установления достаточно высоких ставок налога в отличие от ставок пошлин и сборов, а также введения достаточно большого числа налогов.

Закрепление понятия «государственная пошлина» в законодательном акте фактически закладывает наиболее фундаментальный ориентир в определение места и роли этого налогового платежа в системе налогообложения.

Как справедливо указывается некоторыми авторами, «в законодательстве имеются критерии, позволяющие провести четкую грань между понятиями пошлины, налога и сбора. Именно поэтому важно понимать, что не одинаковым будет и регулирование сборов, пошлин и налогов. В НК РФ при определении основных начал законодательства о сборах и налогах законодатель отталкивается от того, что сборы и налоги имеют различную правовую природу, будучи обязательными платежами в бюджет. Исходя из этого, можно понять, что государственная пошлина, являясь институтом налогового права, обладает свойственной только ей, материально-правовой природой»1.

Вместе с тем, многие ученые занимаются рассмотрением вопросов разграничения налогов, пошлин и сборов2. Так, одни авторы относят пошлины к налогам, вторые - к платежам налогового характера, третьи - к отдельным платежам.

Например, российские финансисты конца XIX - начала ХХ века Д. Львов, С.И. Иловайский, Л.В. Ходский относили пошлины к косвенным налогам3, а И.И. Янжул проводил отграничение пошлины от налогов и аргументировал эту позицию. Автор указывал на возмездность пошлины и характер её уплаты, независимый от налоговой способности плательщика4. Эту же позицию поддерживал В.А. Лебедев, который выделял индивидуальность услуг лицам, которые платят такие платежи5.

Можно было бы предположить, что это расхождение во взглядах возникало из-за многочисленности видов пошлины, которые были известны в то время, но и после их объединения в государственную пошлину среди советских ученых не образовалось единства в определении пошлин. Е.А. Ровинский относил пошлину к налогам6, В.В. Бесчеревных - к возмездным доходам7, С. Гуревич - к неналоговым платежам8.

Анализ современной литературы позволяет утверждать, что большинство авторов считают, что пошлина имеет налоговую природу и является одним из косвенных налогов. Это подчеркивают И.И. Кучеров и другие специалисты9.

1 Аношина Ю.Ф., Авдеева Т.З. Роль и значение государственной пошлины / Ю.Ф. Аношина, Т.З. Авдеева // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. № 6. С. 568.

2 См, напр.: Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 418 с.

3 См.: Артемов Н.М. Понятие и юридическая природа таможенной пошлины / Н.М. Артемов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2016. № 6. С. 86.

4 См.: Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статут (серия «Золотые страницы финансового права»), 2002 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru. С. 509.

5 См.: Финансовое право. Учебник / Лебедев В.А.; Сост.: Ялбулганов А.А.; Науч. ред.: Козырин А.Н. М.: Статут, 2000. - С. 313.

6 См.: Современная теория финансового права: научные и практические аспекты развития институтов общей части финансового права: материалы междунар. науч.-практ. конференции / ред.: И.А. Цинделиани. М.: Российская академия правосудия, 2012 .С. 202.

7 См.: Бесчеревных В. В. Советское финансовое право: Учебник / под ред. В. В. Бесчеревных и С. Д. Цыпкина. М., 1982. С. 171.

8 См.: Советское финансовое право: Учебник / Л.В. Бричко, В.В. Гусева, Г.С. Гуревич / Под ред. Г.С. Гуревич. М.: Юрид. лит., 1985. С. 115.

9 См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. С. 39; Финансовое право России: Учебник / Ю.А. Крохина. 5-e изд., перераб. и доп. М.: Норма -Инфра-М., 2016. С. 134; Налоги и налогообложение: теория и практикум / Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. М.: Издательство "Проспект", 2013. - С. 19; Экономика общественного сектора:

6

Государственная пошлина поступает наравне с налогами в соответствующие бюджеты и в отдельных случаях может не покрывать расходы на содержание государственных учреждений, которые взимают государственную пошлину, потому что именно существование таких учреждений (например, суда, нотариата и др.) способствует сохранению общественного порядка, является большой услугой обществу и всем его членам, независимо от потребности конкретного гражданина в их услугах.

Целью государственной пошлины также является удовлетворение потребностей государства - в этом она подобна налогам. К тому же, расходы на содержание государственных органов осуществляются не только за счет государственной пошлины, но и за счет налогов, взимаемых со всех граждан, как возмещение за предоставление общих услуг государством.

В отношении условности государственной пошлины, то есть уплаты её за услугу, следует обратить внимание на мнение С. Пепеляева, который подчеркивает, что государственная пошлина уплачивается не за услугу, а в связи с услугой, которую может осуществить государственный орган, который действует в общих интересах, реализующий свои государственно-властные полномочия1. Так, уплата государственной пошлины в суде в связи с подачей иска связана с правом конкретного лица на судебную защиту, но определяется общественно полезной функцией суда - поддержанием режима законности.

Трудно согласиться с определением, что ключевым понятием для отделения одних платежей от других является обязательная уплата налогов без совершения встречных действий со стороны государства, а от уплаты пошлины можно уклониться, отказавшись от услуг государственных органов (не обращаться в суд, в нотариальные органы и др.). Как представляется, это мнение является спорным, поскольку статья 333.17 НК РФ в качестве плательщиков государственной пошлины называет ответчиков, включая тех, которые участвуют в делах арбитражных судов, если решение суда принято не в их пользу. В данном случае ответчик не обращается к суду за совершением в отношении себя каких-то определенных юридических значимых действий. Также можно не платить некоторые налоги, отказавшись от их объекта (избавиться транспортного средства, не покупать товары и др.). Еще И.И. Янжул отмечал, что налоги и пошлины сходны по своей принудительности2. Добровольность при уплате государственной пошлины достаточно условна и в ряде случаев исчезает совсем: при несвоевременном получении паспорта граждане платят штраф; договор, не удостоверенный нотариусом, не имеет юридической силы и т.д.

По мнению А.Ю. Грачевой, налоги никогда не бывают индивидуально возмездными3, эта мысль подтверждается и С. Пепеляевым, который подчеркивает, что «в отличие от общих налоговых платежей сборы и пошлины носят индивидуальный характер и им всегда присущи специальная цель и специальные интересы»4, и некоторыми другими правоведами. Поэтому, как представляется, отделение налогов от государственной пошлины лучше было бы проводить по принципу возврата: государственная пошлина характеризуется принципом индивидуального возвращения, а налоги - принципом общего

учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. И. Якобсона, М. Г. Колосницыной. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 121; Финансово-правовое регулирование обязательных платежей, уплачиваемых в федеральный бюджет Российской Федерации: монография / под ред. И.А. Цинделиани. Москва: Проспект, 2018. С. 40-41.

1 См.: Налоговое право. Особенная часть: Учебник для вузов / С.Г. Пепеляев, П.А. Попов, А.А. Косов и др.; под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Просвещение, 2017. С. 162.

2 См.: Янжул И.И. Указ. соч. С. 509.

3 См.: Финансовое право. Учебник для бакалавров / Отв. ред. Грачева Е.Ю. М.: Издательство «Проспект», 2015. С. 161.

4 Налоговое право. Особенная часть: Учебник для вузов / С.Г. Пепеляев... С. 27.

7

возврата. Таким образом, государственная пошлина отличается от налогов индивидуальной возмездностью.

Можно сделать вывод, что общепринятая концепция отделения налогов от пошлины не работает, если применить ее только к государственной пошлине. Как представляется, государственная пошлина отличается от налогов, поэтому ниже предлагается концепция различий государственной пошлины от налогов:

1) налоги характеризуются периодичностью взимания, а государственная пошлина уплачивается в определенных случаях;

2) обязанность уплаты государственной пошлины непостоянна и не всеобща (многие граждане могут за всю жизнь не оплачивать госпошлины), а налоги должны уплачиваться всеми гражданами. В определении государственной пошлины обязательность законодателем не установлена, что может быть связано с позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой уплата пошлины является свободой выбора плательщика и определяется его волеизъявлением;

3) основанием к взысканию государственной пошлины является обращение лица в государственные и другие компетентные органы, а налогов - необходимость требовать от лица средства в пользу государства для удовлетворения потребностей государства;

4) при уплате налога не возникает непосредственных действий государственных органов в интересах лица, уплатившего налог, тогда как при уплате государственной пошлины лицо сразу получает результат, который его удовлетворяет, следовательно, государственной пошлине присуща индивидуальная возмездность;

5) уплата налогов в большинстве случаев зависит от налоговой способности плательщика, а государственная пошлина уплачивается всеми лицами по установленным ставкам в твердых суммах (иногда в процентных ставках), то есть государственная пошлина уплачивается частью населения независимо от налоговой способности плательщика.

Таким образом, между государственной пошлиной и налогами существуют различия, обусловленные правовой природой этих платежей.

Следует отметить, что несмотря на позицию законодателя, который практически приравнивает пошлины к сборам, ученые всегда уделяли внимание их отделению. Впервые сравнением пошлин и сборов и их отделением друг от друга заинтересовался французский ученый П.М. Годме, выводы которого по этому вопросу стали основополагающими, их использовали в своих работах Н.И. Химичева, Е.Ю. Грачёва и другие1. Для того, чтобы отделить от сборов только государственную пошлину, необходимо проанализировать нормативный и доктринальный подходы к этой проблеме.

Как уже подчеркивалось, основателем отделения государственной пошлины от сборов был П.М. Годме, который определил пошлину как денежный сбор, взимаемый в пользу государства, местных органов или административных учреждений путем принуждения, с лиц, пользующихся определенными услугами, связанными с деятельностью государственного органа без установления определенного соотношения со стоимостью предоставляемых услуг2. Относительно отделения пошлины от сборов он отмечал, что пошлина не соотносится со стоимостью предоставляемых услуг. Его взгляды разделяли ученые-правоведы многих стран, в том числе Н.И. Химичева, которая подчеркивает, что в пошлинах такое соотношение

1 См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2017. С. 386; Финансовое право. Учебник для бакалавров / Отв. ред. Грачева Е.Ю. С. 160.

2 См.: Ильин А.Ю. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В.А. Яговкина; под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 375-378.

не в счет, хотя они устанавливаются в дифференцированных размерах согласно услугам, но она отметила также, что в российском законодательстве нет четкости в отделении понятий платежей, входящих в систему налогов и сборов.

С.Г. Пепеляев, который определяет, что в Налоговом кодексе Российской Федерации понятие «сбор» имеет собирательное значение, охватывает как сугубо сборы, так и пошлины1. Он объясняет это тем, что в таком значении понятие «сбор» употребляется в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый должен платить законно установленные налоги и сборы».

Таким образом, государственная пошлина является видом обязательных платежей налогового характера2, которому присущи черты как пошлин, так и сборов. Именно поэтому в российский системе права понятия «пошлина» и «сбор» законодательно не отделяют, а наименование «государственная пошлина» остается по традиции. Вместе с тем, НК РФ под сбором в пункте 2 статьи 8 предлагает понимать обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. При этом государственная пошлина понимается как разновидность сбора. Важнейший критерий государственной пошлины - это уплата определенной суммы средств за совершение государственным или уполномоченным органом каких-либо юридически значимых действий. Для отграничения сбора от государственной пошлины следует применять дополнительно критерий периодичности уплаты. Так, если плата взимается периодически, имеет место сбор, если же платеж носит разовый характер, то речь идёт о государственной пошлине.

Таким образом, анализ правовой природы государственной пошлины показал, что государственная пошлина относится к платежам со смешанным плательщиком. Плательщиками государственной пошлины могут быть как физические лица, так и организации. Платеж взимается за совершение в интересах этих лиц действий и за выдачу им документов, имеющих юридическое значение.

Несмотря на позиции ученых относительно места государственной пошлины среди других налоговых платежей, они сформулировали его понятие как плату за услуги государственных органов. Эта же позиция нашла отражение и в законодательстве.

Отличительной чертой государственной пошлины от налогов является то, что они взимаются за оказание плательщику государством «специальной услуги», смысл которой состоит в предоставлении плательщику дополнительных мер защиты его прав и законных интересов.

Список литературы

1. Налоговое право. Особенная часть: Учебник для вузов / С.Г. Пепеляев, П.А. Попов, А.А. Косов и др.; под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Просвещение, 2017.

2. Современная теория финансового права: научные и практические аспекты развития институтов общей части финансового права: материалы междунар. науч. -практ. конференции / ред.: И.А. Цинделиани. М.: Российская академия правосудия, 2012.

1 См.: Налоговое право. Особенная часть: Учебник для вузов / С.Г. Пепеляев.

2 См.: Финансовое право: учебник для бакалавров/ под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект. 2020. С. 292.

3. Финансовое право: учебник для бакалавров/ под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект. 2020.

4. Финансово-правовое регулирование обязательных платежей, уплачиваемых в федеральный бюджет Российской Федерации: монография / под ред. И.А. Цинделиани. Москва: Проспект, 2018.

5. Аношина Ю.Ф., Авдеева Т.З. Роль и значение государственной пошлины / Ю.Ф. Аношина, Т.З. Авдеева // Актуальные вопросы современной экономики, 2020. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.