Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
583
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ / ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ / ДОГОВОР ПОСТАВКИ / ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яцык Е. А.

В рамках данной статьи проведен анализ правовой природы договоров транспортировки нефти и нефтепродуктов, проведена оценка проблем определения правовой природы вышеназванных договоров, а также предложены основные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ»

УДК 347.751

Е. А. Яцык

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

В рамках данной статьи проведен анализ правовой природы договоров транспортировки нефти и нефтепродуктов, проведена оценка проблем определения правовой природы вышеназванных договоров, а также предложены основные пути их решения.

Ключевые слова: договор транспортировки нефти и нефтепродуктов, договор энергоснабжения, договор поставки, договор возмездного оказания услуг, договор перевозки.

Переход к рыночной экономике в Российской Федерации ставит перед научным сообществом задачи исследования и правового обеспечения возродившейся предпринимательской деятельности. Появление новых форм отношений, а также анализ рыночного процесса, настоятельно требует исследования складывающихся новых правоотношений и соответственно, не изученных ранее. Изучение специфики правоотношений в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов является малоизученной сферой.

Вместе с тем, в процессе реализации транспортировки нефти и нефтепродуктов возникает много теоретических и практических вопросов, большинство которых для хозяйственной практики являются совершенно новыми, требующими согласованного разрешения их со стороны производственников, экономистов, политиков и юристов. В связи с переходом к рыночным отношениям и освоением новых нефтяных промыслов, возникла необходимость в создании правовой базы, достаточной для осуществления деятельности связанной с транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Дело в том, что в 70-80-е гг. производители нефти не осуществляли непосредственно поставку своей продукции на нефтеперерабатывающие предприятия страны и на экспорт. Переход от плановой экономики к рыночным отношениям оказал существенное влияние на систему транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Изменилась экономическая сущность отношений, складывающихся по поводу транспортировки нефти и нефтепродуктов, стали иными экономические функции и режим использования транспорта. Система отношений строится теперь не на основании заключавшихся ранее последовательных договоров поставки, а на основе договоров транспортировки, в соответствии с которыми предприятия обязуются осуществлять лишь перемещение нефти, принадлежащей отправителю. К сожалению, на федеральном уровне, на сегодняшний день нет готовых нормативных документов, регулирующих взаимоотношения грузоотправителя и перевозчика по договору транспортировки. При отсутствии законодательных актов взаимоотношения нефтепро-изводителей и перевозчика, которым зачастую являются компании-монополисты, регулируются ведомственными нормативными документами, разработанными самими компаниями - перевозчиками (например, ОАО «АК» Транснефтью»).

В связи с тем, что изменилась суть правоотношения нефтепроизводителя с перевозчиком нефти (перевозчик лишь транспортирует чужую нефть, а не покупает ее, как раньше), возникло множество правовых проблем и противоречий. В частности, существует большая проблема правовой легализации остатков нефти в трубопроводе, образующихся в результате установления норм естественной убыли нефти, проходящей по нефтепроводам.

Собственно правоотношения в сфере транспортировки нефти по магистральным трубопроводам по разным причинам редко находятся в сфере интересов правоведов, хотя существует несколько высокопрофессиональных работ. Следует отметить, что в ряде работ, большая часть которых в значительной степени устарела, посвященных правовому регулированию трубопроводного транспорта, газоснабжения, энергоснабжения, вопросы правовой специфики транспортирования нефти и нефтепродуктов затрагиваются лишь попутно, в порядке сравнения с регулированием каких-то сходных отношений. Несомненный вклад в раскрытие настоящей тематики внесли Перчик А.И., Дудников С.И., Романович Н.А., Воронин В.И., Борисов Н.Н., Салие-ва Р.Н., другие ученые.

© Яцык Е. А., 2012.

Основными договорами, регулирующими отношения между участниками нефтяного бизнеса в области отношений в нефтяной промышленности, связанной с процессом обращения уже добытой нефти, являются договоры переработки, транспортировки и поставки. Транспортировка нефти и нефтепродуктов - это услуги по выполнению заказа и диспетчеризации, обеспечению приема, перекачки, перевалки, слива, налива и сдачи нефти грузоотправителя. Очевидно, что они представляют собой серию последовательных соглашений, обеспечивающих движение нефти и газа от места добычи к конечному потребителю. Однако для правильного применения норм гражданского законодательства необходимо определить правовую природу договоров транспортировки нефти и нефтепродуктов.

До сих пор некоторыми учеными-правоведами неверно трактуется правовая природа договора транспортировки нефти. Его нередко относят к договорам энергоснабжения, ссылаясь на параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и в частности на ст. 548 ГК РФ, что противоречит сути правоотношений, связанных с транспортировкой нефти и нефтепродуктов (как транспортных правоотношений) [1].

На первый взгляд, правовую природу договоров по транспортировке нефти и нефтепродуктов определить достаточно просто, обратив внимание на отношения, поименованные в п. 2 ст. 548 ГК РФ. «К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства». Однако, по вопросу квалификации договоров транспортировки нефти и нефтепродуктов в юридической литературе встречаются различные точки зрения. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой например относят реализацию (в том числе и поставку) нефти и нефтепродуктов к договорам энергоснабжения и соответственно применяют нормы § 6 гл. 30 ГК РФ [2]. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский не относят эти договоры к договорам энергоснабжения, а положения ст. 548 ГК РФ считают лишь приемом законодательной техники [3]. В связи с этим на практике возникают проблемы, связанные с формированием условий договора. Поэтому разумно будет установить стандартные договоры, применяемые при транспортировке нефти. Также, по мнению Л.М. Рутмана: «Правовая природа отношений, возникающих при движении нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, является сложной, содержащей черты поставки и транспортировки одновременно. Однако в большей степени эти связи тяготеют к поставке, поскольку передача нефти всегда сопровождается оплатой нефте-проводной организацией ее стоимости добывающим объединениям, что практически отсутствует в отношениях по транспортировке. Несмотря на то, что управления магистральных нефтепроводов получают от объединений нефть не для производственного потребления, а в целях ее перемещения к конечному получателю, возникающие при этом отношения отражают переход продукции от одного участника к другому, что юридически опосредствуется переходом права оперативного управления на нее. Указанный признак для характеристики рассматриваемых связей являются решающими, в связи с чем их правовое регулирование осуществляется в соответствии с нормами законодательства, посвященными поставке», следовательно, автор больше придерживается мнения, что транспортировка нефти по средствам нефтепроводов относится к договору поставки, а не к договору энергоснабжения [4, с. 85].

Вместе с тем, возникает вопрос, транспортировка нефти может осуществляться не только через присоединенную сеть, но и с использованием водного либо железнодорожного транспорта, как же быть в таком случае. Отношения по поставке нефти и нефтепродуктов не могут рассматриваться в качестве снабжения через присоединенную сеть, к которым применяются правила § 6 гл. 30 ГК РФ. Договор поставки нефтепродуктов и нефти рассматривается нами как договор поставки с особыми условиями договорных отношений, несомненно, требующими специального гражданско-правового регулирования. Однако в юридической литературе отмечается, что не всякое договорное отношение, характеризующееся новыми свойствами, требует формирования нового договорного института. Необходимость в его создании возникает только в том случае, когда новый признак приобретает правовое значение, т.е. требует законодательного отражения.

Таким образом, можно выделить несколько подходов к определению вида договора на транспортировку нефти и нефтепродуктов.

Согласно первому подходу, основанному на положениях ст. 548 ГК РФ, этот договор рассматривается как договор энергоснабжения. Однако, это не совсем верно, поскольку договор энергоснабжения можно отнести только к транспортировке нефти с использованием магистрального нефтепровода, однако понятие «нефтепровод» не тождественно понятию «присое-

диненной сети» в договоре энергоснабжения. Кроме того, в процессе транспортировки нефти не происходит ее потребления, нефть лишь «перекачивается» с одной географической точки в другую. Эксплуатация нефтепровода (за исключением «подводящего нефтепровода») производится не грузоотправителем (грузополучателем), а транспортирующей организацией - ОАО «АК «Транснефть».

Ошибочность данной теории может быть объяснена пережитками советского прошлого, когда транспортирующие организации на самом деле осуществляли снабженческие функции, теперь же ОАО «АК «Транснефть» вправе осуществлять лишь транспортировку нефти, но не выступать в качестве поставщика (продавца) транспортируемой нефти.

Вместе с тем, проведение аналогии между договором энергоснабжения и транспортом нефти, газа и нефтепродуктов нельзя признать удачным. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит нормы, регулирующие предмет договора энергоснабжения, порядок его заключения, продления, изменения и расторжения, количество и качество поставляемой энергии, обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, оплату энергии, ответственность по договору энергоснабжения и др., более того, прямо не указывает, о каком виде энергии идет речь. Подразумевается, очевидно, в первую очередь, электрическая энергия.

В параграфе 6 «Энергоснабжение» главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ содержится статья 548 «Применение правил об энергоснабжении к иным договорам», где указано, что все правила, регулирующие энергоснабжение, применяются «к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью, нефтепродуктами, водой и другими товарами», если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, т. е. условий, зафиксированных в договоре. Возникает вопрос: что есть «присоединенная сеть»?

Б.М. Сейнароев в работе «Договор энергоснабжения» указывает, что термин «присоединенная сеть» заимствован из электроэнергетики, где он означает систему электропередающих объектов (ЛЭП, трансформаторные подстанции и т. п.) [5, с. 34]. В нефтяной и газовой промышленности этот термин не применяется. Таким образом, очевидно, что речь идет об использовании распределительной, а не магистральной сети, по которой обычно происходит транспортировка нефти. Таким образом, на наш взгляд, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам слишком далека по своим сущностным характеристикам от энергоснабжения, что и не позволяет ставить вопрос о применении к ней вышеназванных норм ГК РФ. Договор энергоснабжения в соответствии со ст. 426 ГК РФ признается публичным договором. Договор по реализации нефтепродуктов нельзя признать публичным договором, договорное регулирование при поставках нефти и нефтепродуктов осуществляется на основе принципа свободы договора при указании специальный условий отношений. Имеются также особенности договорной ответственности сторон в отношениях по поставке нефти и нефтепродуктов и в договоре энергоснабжения, однако указанные вопросы являются предметом отдельного научного рассмотрения.

Анализ судебно-арбитражной практики свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты в нефтегазовом секторе топливно-энергетического комплекса стараются урегулировать возникающие разногласия во внесудебном порядке либо передают разрешение спора на рассмотрение третейских судов, в том числе самостоятельно создавая их. В вертикально интегрированном холдинге ЛУКОЙЛ создан специальный третейский суд ОАО «Лукойл» по разрешению споров между участниками холдинга. Споры, связанные с куплей-продажей, поставкой нефти и нефтепродуктов, рассмотренные в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа, немногочисленны и в основном касаются вопросов исполнения договоров поставки нефтепродуктов. Анализ принятых судебных актов подтверждает выводы, сделанные в настоящей работе, в практике арбитражных судов в РФ отсутствуют споры, где бы суд применял положения § 6 гл. 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения к отношениям по поставке нефти и нефтепродуктов.

Существенными условиями договора поставки нефти и нефтепродуктов являются те же условия, что и в договоре поставки, а именно: предмет договора, качество и количество объекта, сроки поставки. Однако существует особенности определения качества и количества нефти и продуктов ее переработки в поставочных отношениях. Качество нефти и продуктов ее переработки невозможно проверить обычными способами приемки товара, необходимо проводить экспертизу. Для этого обсуждается вопрос о формировании банка качества нефти, который облегчил бы соответствующие задачи. При определении в договорах поставки нефти и нефтепро-

дуктов количества товара следует учитывать естественные потери при транспортировке. Существенными условиями договора энергоснабжения являются количество и качество энергии, режим потребления энергии, цена, а также условия по обеспечению содержания и безопасной эксплуатации сетей, приборов и оборудования. Естественно, подобные различия в существенных условиях договоров говорят об их разной юридической природе. Следовательно, договор транспортировки нефти и нефтепродуктов нельзя относить к договорам энергоснабжения.

Сторонники второго подхода рассматривают договор транспортировки нефти в качестве договора возмездного оказания услуг. Если рассмотреть типовые договоры организаций, занимающихся транспортировкой нефти и нефтепродуктов, то можно заметить, что предмет определяется как оказание услуг по транспортировке нефти используя тот или иной вид транспорта.

Однако и данный подход к правовой природе договора транспортировки нефти также не является совершенным ввиду того, что интерес грузоотправителя не сводится лишь к процессу оказания услуг по выполнению заказа и диспетчеризации, обеспечению приема, перекачки, перевалки, слива, налива и сдачи нефти и нефтепродуктов, этот процесс его мало интересует, ему важен сам факт получения товара с определенными характеристиками в определенном месте. Аналогичной позиции придерживается и С.Л. Ситников, который отмечает, что «рассмотрение договора транспортировки исключительно как договора возмездного оказания услуг открывает вопрос о фактическом исчезновении объекта, в отношении которого такие услуги оказываются (таким объектом является нефть - индивидуально-определенная, по сути, вещь на момент ее передачи «исполнителю»).

Третий подход рассматривает договор транспортировки нефти и нефтепродуктов как договор перевозки. Сторонники данной концепции полагают, что договор транспортировки нефти и нефтепродуктов является видом договора перевозки и предполагает оказание услуг по доставке груза в назначенный пункт за установленную плату. Вместе с тем рассматриваемая концепция также не отражает отношения, складывающиеся при транспортировке нефти, так как в отличие от договора перевозки, который предполагает, что грузополучатель по завершении процесса перевозки получает тот самый груз (с теми же количественными и качественными характеристиками), который был передан грузоотправителем, при транспортировке нефти и качественные, и количественные характеристики «груза» меняются, из чего делается вывод о том, что «к «транспортируемой» нефти и нефтепродуктам не применимо понятие «груз» в том смысле, в котором оно используется в ГК РФ в отношении договора перевозки (ст. 785 ГК РФ)».

Наконец, существует и такая точка зрения, в соответствии с которой договор транспортировки нефти следует рассматривать как смешанный договор. Эта концепция основана на положении п. 3 ст. 421 ГК РФ, в соответствии с которым стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). При этом мнения авторов о том, элементы каких договоров содержит в себе договор транспортировки нефти и нефтепродуктов расходятся. Так, одни авторы полагают, что данный договор содержит элементы договора перевозки, договора мены и договора хранения, другие - что ему присущи признаки договора мены и договора об оказании услуг. Есть мнение, что договор транспортировки нефти включает элементы договора транспортной экспедиции и договора возмездного оказания услуг.

Таким образом, взгляды ученых на природу договора транспортировки нефти и нефтепродуктов существенно различаются. Для определения сущности договорных отношений в сфере транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу необходимо учитывать, помимо прочего, технологические особенности транспортировки нефти указанным способом, а также цель такого договора.

Хотелось бы также обратить внимание на реальность договора транспортировки нефти и нефтепродуктов в отличие от договора поставки, который всегда является консенсуальной сделкой. Консенсуальным договор поставки является в силу того, что считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям. Сдача нефтепродуктов перевозчику, выдача документа, подтверждающего принятие груза к перевозке, дает основания для отнесения договора транспортировки нефтепродуктов к категории реальных гражданско-правовых договоров.

Также необходимо иметь в виду, что одной из сторон в таких договорах обычно выступают субъекты естественной монополии, следовательно, их деятельность регулируется также антимонопольным законодательством о естественных монополиях. И, следовательно, договоры на оказание услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов регулируются не только граж-

данским законодательством, но и многочисленными ведомственными нормативными актами, а также антимонопольным законодательством.

Вместе с тем, если выделять договор транспортировки нефти и нефтепродуктов, как отдельный вид договора, который не содержится в ГК РФ, то можно прийти к выводу, что договор транспортировки нефти и нефтепродуктов относится скорее к транспортному договору. Так, например, А.И. Хаснудинов, дает следующее определение транспортного договора. «Транспортный договор можно определить как договор, по которому одна сторона (транспортная организация) обязуется оказать услугу по перемещению грузов или пассажиров для достижения предусмотренных им целей, а другая сторона (клиент) обязуется уплатить установленную плату» [6, с. 40]. Данное определение понятия транспортного договора позволяет, во-первых, выделить из большого числа отношений по оказанию услуг обязательства, опосредующие оказание специфической услуги по перемещению; во-вторых, провести «инвентаризацию» транспортных договоров; в-третьих, разграничить транспортные и широко распространенные на транспорте нетранспортные обязательства, тесно связанные с первыми и обеспечивающие их нормальное становление, развитие, прекращение; в-четвертых, выработать понятие вспомогательного обязательства на транспорте, обусловленное их выделением наряду с основным обязательством перевозки.

В связи с тем, что при переходе к рыночной экономике была произведена реорганизация отношений по транспортировке нефти и нефтепродуктов в том плане, что транспортирующие организации были экономически и юридически освобождены от функции поставщика, их деятельность была сконцентрирована только на транспортировке с учетом, конечно, ее специфических черт и с оформлением соответствующих отношения транспортным договором на доставку продукции. Иными словами, произошло правовое обособление процесса транспортировки от поставки. На этом основании можно сделать далеко идущие выводы о том, что юридически и экономически будет более правильно отделять процесс транспортировки от поставки, что и было сделано с ОАО «АК» Транснефтью», организацией, транспортирующей нефть, что также необходимо сделать с ОАО «Газпромом», организацией, транспортирующей газ. Такое же требование выдвигает и Всемирная Торговая организация для вступления в нее России [7, с. 28]. Более того, по этой причине Россия до сих пор не подписала Договор к Энергетической хартии.

Реализация высказанных предложений, направленных на уточнение правоотношений, возникающих в процессе транспортной деятельности, будет способствовать, улучшению работы связанной с транспортировкой нефти и нефтепродуктов.

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

2. Толстой, Ю.К. К теории правоотношения / Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев. Л.: ЛГУ, 1959.

3. Брагинский М.И. Договорное право / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М.: Статут, 2000. Кн. 2: Договоры о перевозке имущества.

4. Рутман Л.М. Правовое регулирование нефтегазодобывающих объединений / Л.М. Рутман. М.: Недра, 1987.

5. Сейнароев Б.М. Договор энергоснабжения / Б.М. Сейнароев. Вестник ВАС РФ. 2000. № 6 (91).

6. Хаснудинов А.И. Понятие транспортного договора / А.И. Хаснудинов // Правоведение. 1990.

№ 3.

7. ЕС предлагает России в качестве входного билета в ВТО раздел «Газпрома // Коммерсантъ-Деньги, 2003.

ЯЦЫК Елена Александровна - магистрант Института права, экономики и управления Тюменского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.