Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ПОСТАВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ПОСТАВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
499
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР / НЕФТЬ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / ПОСТАВКА / ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТИРОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов А. Н.

В статье рассмотрен один из непосредственных договоров по реализации нефти и нефтепродуктов, являющимся наиболее распространенным в договорных отношениях нефтяных компаний - договор поставки нефтепродуктов. Определение его правовой природы. А также отличие от договора энергоснабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ПОСТАВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ»

Ю

Р

И

Д

И Ч

Е С К И Е

НАУКИ

УДК 347.4

А. Н. Абрамов

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ПОСТАВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

В статье рассмотрен один из непосредственных договоров по реализации нефти и нефтепродуктов, являющимся наиболее распространенным в договорных отношениях нефтяных компаний - договор поставки нефтепродуктов. Определение его правовой природы. А также отличие от договора энергоснабжения.

Ключевые слова: договор, нефть, нефтепродукты, поставка, энергоснабжение, транспортировка.

Особое значение для экономики Российской Федерации в настоящее время играет топливно-энергетический комплекс, занимающий одно из центральных мест в обсуждениях государственных органов и коммерческих организаций о перспективах развития России. В современной справочной литературе топливно-энергетический комплекс определяется как совокупность отраслей промышленности, осуществляющих добычу и переработку разных видов первичных топливных и энергетических ресурсов (угольных, нефтяных, газовых, ядерных, геотермальных, биологических и др.), а также преобразующих эти энергоресурсы в тепловую и электрическую энергию или в моторное топливо. Особое место в топливно-энергетическом комплексе занимает нефтегазовый комплекс, т. е. комплекс отраслей, предприятия которых осуществляют разведку, добычу, транспортировку и переработку нефти и газа, обеспечивают распределение продуктов их переработки.

В нефтяном секторе топливно-энергетического комплекса различают договоры внутригосударственные - среди субъектов, действующих на территории государства, и межгосударственные в связи со значительным расширением систем поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж. Внутри государства заключаются как распространенные гражданско-правовые договоры, так и специфические договоры: купли-продажи и поставки нефти, нефтепродуктов; договоры аренды основных средств и оборудования, в том числе нефтяных скважин, АЗС; договоры переработки углеводородного сырья; договоры хранения нефти, продуктов переработки; договоры оказания услуг по транспортировке нефти, газа и продуктов их переработки по системам магистрального трубопровода и др. В статье будет рассмотрен один из непосредственных дого-

© Абрамов А. Н., 2012.

воров по реализации нефти и нефтепродуктов, являющимся наиболее распространенным в договорных отношениях нефтяных компаний, - договор поставки нефтепродуктов и определение его правовой природы.

На первый взгляд, правовую природу договоров по реализации нефти и нефтепродуктов определить достаточно просто, обратив внимание на отношения, поименованные в п. 2 ст. 548 ГК РФ. «К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства» [1]. По вопросу квалификации договоров по реализации нефтепродуктов и нефти в юридической литературе встречаются различные точки зрения. Одни ученые договоры снабжения нефтью, нефтепродуктами относят к договорам энергоснабжения и соответственно применяют нормы § 6 гл. 30 ГК РФ. Другие считают что договор поставки нефтепродуктов и нефти должен рассматриваться как договор поставки с особыми условиями договорных отношений, несомненно, требующими специального гражданско-правового регулирования. В связи с этим на практике возникают проблемы, связанные с формированием условий договора.

Особенности договора поставки нефти и нефтепродуктов, позволяющие отграничивать его как от договора поставки, так и от договора энергоснабжения состоят в следующем.

Во-первых, сторонами выступают специфические участники, осуществляющие не просто предпринимательскую деятельность, а деятельность, всегда подлежащую лицензированию (добыча нефти, ее переработка или сбыт). Причем следует отметить, что в основном участниками на стороне покупателей и продавцов выступают холдинговые группы, распространенные в нефтяном секторе топливно-энергетического комплекса России, законодательная база функционирования которых до настоящего момента отсутствует. Кроме того, участником договоров может выступать субъект естественной монополии ОАО «АК «Транснефть»», оказывающее услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по системам магистрального трубопровода [2].

Во-вторых, в предмете и объектах договоров, заключаемых на отдельных этапах энергетического цикла, можно отметить характерные признаки, наличие которых подтверждает целесообразность выделения этих договоров в отдельную группу предпринимательских договоров и урегулирования отношений в специальном законе. Об объекте конкретных видов договоров говорится и в Гражданском кодексе РФ, и в судебной практике, и в юридической литературе, но устоявшегося мнения, что следует понимать под объектом договора, нет. Гражданско-правовой договор возникает по поводу передачи вещей, выполнения работ, оказания услуг. Исходя из предложенных законодателем объектов гражданских прав, объектами договоров являются соответственно вещи, работы и услуги. Поскольку в договорах о передаче вещи воля сторон направлена на эту вещь, следовательно, при поставке энергоносителей нефть и нефтепродукты, являясь вещами, и будут являться объектом гражданско-правового договора. Предметом договоров по реализации нефти и нефтепродуктов будут являться соответствующие действия, направленные на реализацию нефти и нефтепродуктов. Например, действия по ежемесячной доставке топлива, индивидуализированной в договоре по количеству, качеству, техническим характеристикам и т.п., соответствующими партиями по железнодорожному и морскому транспорту из местонахождения поставщика в указанный в договоре пункт покупателя к определенному числу месяца. Естественно, при заключении различных договоров будет изменяться и предмет договора по реализации нефти или нефтепродуктов в зависимости от условий договора.

Гражданский кодекс РФ относит энергоснабжение к виду договора купли-продажи, имеющего особое правовое регулирование (ст. 539 ГК РФ), а также к договору присоединения и публичному договору. Договор энергоснабжения по набору квалифицирующих признаков не может быть отнесен ни к договору поставки, ни к непосредственно примыкающим к нему договорным институтам. Его правовая обособленность объясняется специфичным и своеобразным объектом гражданских правоотношений - энергией. Иные договоры с таким объектом закону неизвестны. Следует отметить, что законодатель в § 6 гл. 30 ГК РФ, располагая договор энергоснабжения в главу, регулирующую договор купли-продажи - договор о передачи товара, исходил из признания энергии товаром, но не тождества ему. Особенности энергии были отражены в том числе в правах и обязанностях сторон и содержании договора энергоснабжения. В юридической литературе отмечается, что отдельные нормы, регулирующие правоотношения по поводу вещей, могут применяться к энергии, но только по аналогии.

Никто не будет сомневаться в том, что нефть и нефтепродукты являются не свойством материи, а самой материей - вещами, определенными родовыми признаками. К правоотношениям по поводу реализации нефти и нефтепродуктов, напротив, нормы о вещах применяются в обычном порядке. В федеральном законодательстве не содержится определения нефти по сравнению с региональным законодательством. Помимо юридических признаков и химических свойств нефть обладает также важными экономическими характеристиками.

В качестве квалифицирующего признака предмета договора энергоснабжения, поименного в ГК РФ, говорится о присоединенной сети, понятие которой в российском законодательстве отсутствует. Транспортирование нефти и нефтепродуктов не осуществляется через присоединенную сеть. Нефть и нефтепродукты доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом. Здесь следует оговориться, что договор транспортировки нефти и нефтепродуктов является видом договора перевозки - оказание услуг по доставке груза в назначенный пункт за установленную плату, как правило, заключаемый между тремя участниками - перевозчиком (ОАО «АК «Транснефть»»), грузоотправителем (продавцом) и грузополучателем (покупателем). Магистральный трубопровод нельзя определить как присоединенную сеть. Термин «присоединенная сеть» введена в законодательстве для договора энергоснабжения электрической энергией. Единственное легальное определение сети содержится в ст. 7 Федерального закона РФ «Об электроэнергетике», где под единой национальной (общероссийской) электрической сетью понимается комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств [3]. По договору энергоснабжения необходима техническая предпосылка заключения договора, которая в договоре поставки нефти и нефтепродуктов отсутствует. Как определено п. 2 ст. 539 ГК РФ, договор энергоснабжения заключается с потребителем только при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Таким образом, потребитель, желающий использовать электрическую энергию, должен при отсутствии такого устройства обеспечить его создание. В противном случае энер-госнабжающая организация вправе отказать в заключении договора энергоснабжения и подаче электроэнергии, ссылаясь в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ на отсутствие технологической возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить соответствующие работы. К договорам поставки нефти и нефтепродуктов подобные условия неприменимы. Можно только отметить, что по договору транспортировки нефти и нефтепродуктов обязанность по содержанию систем трубопровода, пунктов налива и слива нефти и продуктов ее переработки лежит на грузоперевозчике, никаких дополнительных устройств продавец или покупатель содержать не должны. Более того, единственное условие, по которому ОАО «АК «Транснефть»» имеет право отказать в заключении договора транспортировки - отсутствие технологической возможности вследствие заполненности трубы [4].

В-третьих, правовое регулирование поставки нефти и нефтепродуктов осуществляется как нормами частного права, так и нормами публичного права. Указанное сочетание правового регулирования договорных отношений по поставке нефти и нефтепродуктов обоснованно, поскольку в предпринимательских отношениях всегда присутствует как частный, так и публичный интересы. Хотелось бы отметить, что в России публично-правовое регулирование поставочных отношений нефти и нефтепродуктов проявляется только в определении статуса субъекта, участвующего в отношениях (требования к лицензированию, страхованию ответственности и т. п.), в определении объемов добычи, тарифов на транспортировку по системам магистрального трубопровода, правил доступа к системе магистрального трубопровода и др.

Несмотря на то, что нефтегазовое законодательство только начинает свое развитие, оно уже сейчас нуждается в значительной доработке, поскольку принятые законы не отвечают реалиям и не способны урегулировать правоотношения между субъектами поставочных отношений нефтегазового сектора топливно-энергетического комплекса. В связи с этим субъекты, участвующие в поставках нефти и нефтепродуктов, самостоятельно регулируют свои отношения на основе локальных нормативных актов, договорного регулирования. Во-первых, отсутствует на федеральном уровне самостоятельный Закон о нефти и газе, который бы давал нормативные определения «нефти», «нефтепродуктов». Подобные законы были приняты на уровне регио-

нального законодательства в Тюменской области, в республике Татарстан. Также необходимо принять специальный закон РФ о магистральном трубопроводе.

Вопросу регулирования отношений по энергоснабжению на законодательном уровне в последнее время уделено большое внимание. Приняты законодательные акты и постановления Правительства РФ, которые установили новые особенности договорных отношений энергоснабжения. Так, в Федеральном законе РФ «Об электроэнергетике» отношения по снабжению электрической энергией названы услугами по передаче электрической энергии. Это подразумевает иную квалификацию договора энергоснабжения (услуги), по сравнению с данной в гл. 30 ГК РФ (купля-продажа). Возможно подобная квалификация отношений, связана со спецификой объекта договора энергоснабжения, о которой уже говорилось выше. Договор поставки нефтепродуктов и нефти, естественно, услугами назвать нельзя.

В-четвертых, существенными условиями договора поставки нефти и нефтепродуктов являются те же условия, что и в договоре поставки, а именно: предмет договора, качество и количество объекта, сроки поставки. Однако существует особенности определения качества и количества нефти и продуктов ее переработки в поставочных отношениях. Качество нефти и продуктов ее переработки невозможно проверить обычными способами приемки товара, необходимо проводить экспертизу. Для этого обсуждается вопрос о формировании банка качества нефти, который облегчил бы соответствующие задачи. При определении в договорах поставки нефти и нефтепродуктов количества товара следует учитывать естественные потери при транспортировке. Существенными условиями договора энергоснабжения являются количество и качество энергии, режим потребления энергии, цена, а также условия по обеспечению содержания и безопасной эксплуатации сетей, приборов и оборудования. Естественно, подобные различия в существенных условиях договоров говорят об их разной юридической природе.

Анализ судебно-арбитражной практики свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты в нефтегазовом секторе топливно-энергетического комплекса стараются урегулировать возникающие разногласия во внесудебном порядке либо передают разрешение спора на рассмотрение третейских судов, в том числе самостоятельно создавая их. В вертикально интегрированном холдинге ЛУКОЙЛ создан специальный третейский суд ОАО «Лукойл» по разрешению споров между участниками холдинга. Анализ принятых судебных актов подтверждает выводы, сделанные в настоящей работе, в практике арбитражных судов в РФ отсутствуют споры, где бы суд применял положения § 6 гл. 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения к отношениям по поставке нефти и нефтепродуктов. В указанных решениях суды делают ссылки на § 1 и 3 гл. 30 ГК РФ, содержащие общие положения о договоре купле-продаже и о поставке.

В условиях становления рыночной системы хозяйствования договор поставки продолжает оставаться важнейшей правовой конструкцией, с помощью которой регулируется широкий круг отношений в сфере товарообмена - между товаропроизводителями и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, между изготовителями товаров и оптовыми торговыми организациями, реализующими их, и, наконец, между поставщиками и непосредственными потребителями товаров. В настоящее время особенности заключения договоров поставки нефти и нефтепродуктов регламентируются ГК РФ, в частности гл. 30 «Поставка товаров» (ст. 506-534 ГК РФ), а также рядом иных нормативно-правовых актов. Гражданско-правовое регулирование имущественных отношений по поставкам носит дозволительный характер, а в отдельных случаях имеет место отказ от их нормирования, например в части определения порядка, сроков и способов заключения договоров поставки, их содержания (за исключением случаев обязательного заключения таких договоров при государственных закупках). Тот факт, что договор поставки является разновидностью купли-продажи, предопределяет и схему его правового регулирования. Основное правило, как известно, состоит в том, что к отдельным договорам купли-продажи применяются общие положения о купле-продаже, если иное не предусмотрено нормами ГК РФ об этих видах договора купли-продажи.

Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что до специального законодательного урегулирования договорных отношений поставки нефтепродуктов к непоименованному в ГК РФ договору должны применяться те унифицированные нормы, которые обусловлены присутствующим в нем системным признаком, уже использованные законодателем для формирования правовой базы. По моему мнению, таковыми являются положения § 3 «Поставка товаров» главы 30 ГК РФ. Нормы о договоре энергоснабжения не применимы к поставке нефти и нефтепродуктов. Основными причинами этого являются особый объект договора энергоснабжения, не известный другим гражданско-правовым договорам, и несоответствие магистрального трубопровода характеристикам присоединенной сети в договоре энергоснабжения.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изм. и доп. на 1 октября 2010 г. - М.: Экс-мо, 2010.

2. Логофет, Д. Д. Юридический статус магистральных нефтепроводов / Д. Д. Логофет // Хозяйство и права. - 2001. - № 12.

3. Федеральный Закон от 26. 03. 2003 № 35-Ф3 (ред. от 23.11.2009.) «Об электроэнергетике».

4. Перчик, И. А. Трубопроводное право: научное направление, учебная дисциплина, подотрасль транспортного права / И. А. Перчик // Транспортное право. - 2005. - № 3. - С. 11.

АБРАМОВ Алексей Николаевич - магистрант кафедры гражданского права, Институт права, экономики и управления Тюменского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.