Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПОЛИТИКА / POLITICS / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SERVICES / СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SOCIAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашенцев Д. А., Фетисов С. А.

В статье раскрываются понятия правовой политики и правовой политики в социальной сфере. Показаны основные направления правовой политики в социальной сфере. Выделяется главная задача правовой политики в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY IN THE SOCIAL SPHERE:MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article describes the concept of legal policy and legal policy in the social sphere. The main directions of legal policy in the social sphere are shown. Provided the main task of legal policy in the social sphere.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

Д.А. ПАШЕНЦЕВ, доктор юридических наук, профессор

С.А. ФЕТИСОВ, студент магистратуры юридического факультета МГПУ

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

В статье раскрываются понятия правовой политики и правовой политики в социальной сфере. Показаны основные направления правовой политики в социальной сфере. Выделяется главная задача правовой политики в социальной сфере.

Ключевые слова: право, политика, правовая политика, социальная сфера, социальное законодательство.

D. A. PASHENTSEV, doctor of jurisprudence, professor

S. A. FETISOV,

student of a magistracy of law department of MGPU

LEGAL POLICY IN THE SOCIAL SPHERE: MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article describes the concept of legal policy and legal policy in the social sphere. The main directions of legal policy in the social sphere are shown. Provided the main task of legal policy in the social sphere.

Keywords: law, politics, legal policy, social services, social law.

Правовая политика представляет собой новое явление российской правовой реальности. Она начала формироваться относительно недавно, на рубеже тысячелетий.

В настоящее время право и политика фактически не могут существовать друг без друга, но их взаимное существование является диалектическим, противоречивым. Право является своего рода клеткой для политики, оно ограничивает рамки, в которых осуществляется политика. Политика, не ограниченная правом, опасна, она может привести к роковым последствиям. Такая политика не способна обеспечить реализацию прав человека как высочайшей ценности нашей цивилизации. Без правового обеспечения политика терпит провал. «Никакая политика невозможна без участия тех или иных правовых механизмов»1.

В свою очередь, право, не подкрепленное политикой, фактически бессильно. Без поддержки государства право не может быть реализовано на практике, превращается в абстракцию.

Одним из результатов взаимодействия права и политики стало появление правовой политики как целостного политико-правового феномена.

Правовая политика — научно обоснованная деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования

1 Малъко A.B. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. С. 25.

общественных отношений2. Возможны и другие подходы к определению правовой политики. Так, например, профессор Н.И. Матузов определяет правовую политику как комплекс идей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством пра-ва3. Без правовой политики в современных условиях невозможно полноценное, эффективное развитие правовой системы. Правовая политика определяет долгосрочные перспективы развития правовой системы, ее приоритеты и ближайшие задачи. Политика невозможна без идеологической основы. Такой основой должна стать государственная идеология в виде системы ключевых идей, составляющих основу государственной власти. Совершенствование механизма согласования воли государства и народа при формировании законотворческих решений является одной из важнейших задач законодательной политики4.

Значение правовой политики в современной России проявляется в следующем:

1) правовая политика способствует формированию полноценного гражданского общества5;

2 Пашенцев Д.А. Российская правовая политика: учебное пособие. М., 2005. С. 10.

3 Матузов Н.И., Малъко A.B. Теория государства и права. М., 2002. С. 495.

4 Мазуренко А.П. Законодательная политика: общетеоретический аспект // Евразийская адвокатура. 2013. № 2 (3). С. 121-123.

5 Пищулин В.И. Исторические предпосылки формирования гражданского

2) правовая политика создает предпосылки для развития системы устойчивых общественных связей6 ;

3) правовая политика ориентирует на создание условий для более полной реализации прав и свобод человека и гражданина7.

Среди основных направлений современной российской правовой политики одно из ведущих мест занимает правовая политика в социальной сфере. Это вызвано целым рядом факторов, прежде всего, тем, что Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, также социальными потребностями граждан, что побтвержда-ется научно-практическими иссле-дованиями8. Сложность реализации положения Конституции о социальном государстве определяется наличием многочисленных социальных проблем, существующих в совре-

общества в России / / Образование и право. 2013. № 10. С. 92.

6 Рогачева Л.И. Современные тенденции развития общественных связей в российском государстве // Образование и право. 2013. № 8. С. 54.

7 Пашенцев Д.А. Несколько тезисов о правах человека // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2011. № 1. С. 122.

8 Шайхуллин М.С. Актуальные про-

блемы государственного права: обзор материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы со- вершенствования российского законодательства и правоприменения» (г. Уфа, апрель 2009 г.) // Евразийский юридический журнал. 2009. № 14. С. 135-

146.

менном российском обществе, и недостатком ресурсов, а иногда и политической воли, для их решения. В этих условиях особую значимость приобретает оптимальное использование правовых механизмов для решения социальных задач.

Правовая политика в социальной сфере неразрывно связана с социальной политикой. Более того, правовая политика в социальной сфере фактически обслуживает социальную политику, способствует достижению ее целей с помощью своих специфических инструментов, с помощью права.

Правовая политика в социальной сфере - это научно обоснованная комплексная системная деятельность государства по решению социальных проблем правовыми сред-ствами9.

Социальная сфера является такой сферой, где особенно ярко проявляются просчеты в правовой политике. Провалы правовой политики в социальной сфере могут поставить под сомнение всю социальную политику, порой обесценивают проводимые преобразования. Ярким примером является так называемая «монетизация льгот». Правовым выражением «монетизации» стал Федеральный закон № 122. Принятие данного закона крупнейшим изменением в социальной сфере за последние годы, осуществленным с помощью права. В соответствии с данным документом, с 1 января 2005 г.

9 Пашенцев Д.А. Российская правовая политика: учебное пособие. М., 2005. С. 100.

льготники, число которых точно подсчитать никто не может, вместо ряда льгот получили ежемесячные денежные компенсации в размере 450 рублей. Отдельные категории льготников, такие, например, как инвалиды и участники Великой Отечественной войны, «чернобыльцы» и т.д. получили еще и дополнительные компенсации. Цель «монетизации льгот» — сокращение финансовых расходов на федеральном уровне, перераспределение ответственности за социальное обеспечение граждан между центром и субъектами федерации. Экономическая и политическая ситуация для проведения данной реформы сложилась достаточно благоприятная. Однако уже первые шаги в рамках «монетизации» вызвали массовое и активно проявлявшееся недовольство населения. Многие льготники почувствовали себя обманутыми, так как денежная компенсация не соответствовала утраченным льготам.

Как отмечает в своем интервью директор Независимого института социальной политики, доктор политических наук Т.Малеева, авторы законопроекта «недооценили концептуальную и историческую значимость шага, глубину реформы, а также опасности и риски, связанные с ее реализацией. Недооценили технические, ресурсные, социальные и психологические сложности. Законопроекты такого масштаба нуждаются в психологическом сопровождении...»10.

10 Российская газета. - 2005. - 10 февраля.

С.А. Иванова пишет по этому поводу: «представляется, что главная ошибка законодателя состояла в том, что не было изучено и учтено мнение населения, не был проведен анализ всех факторов и обстоятельств, не составлен прогноз развития событий, а значит, не учтен принцип социальной справедливости в процессе законотворче-ства»11.

Действительно, реализация законопроекта о монетизации льгот стала примером просчета, если не провала, правовой политики в социальной сфере. Провала как правотворческого, так и, в первую очередь, правоприменительного, что, впрочем, является достаточно типичным.

Главное противоречие правотворческого характера проявилось в том, что данный законопроект разрабатывался, в первую очередь, как финансовый документ, соответствующими комитетами и специалистами. При этом было упущено, что это законопроект, в первую очередь, социальный, требующий социальной экспертизы. При определении сроков реализации принятого закона не были учтены десятидневные новогодние каникулы, ставшие одной из причин задержек необходимых выплат. Кроме того, в законе отсутствовал механизм его реализации на региональном уровне.

11 Иванова С.А. Особенности применения принципа социальной справедливости в правотворчестве // Право и жизнь. 2005. № 86. С. 37.

В России модель социальной политики не раз менялась в зависимости от факторов развития истории страны. Долгое время, в соответствии с учением православной церкви о милосердии, упор делался на благотворительность, на добровольную помощь нуждающимся со стороны обеспеченных, которые тем самым зарабатывали себе место в раю. Несмотря на обилие благотворительных заведений в Российской империи, страну наводняли толпы нищих, каждый неурожай приводил к массовому голоду.

В советский период был достигнут значительный прогресс в вопросах социального обеспечения. Эту функцию полностью взяло на себя государство, которое в условиях государственной собственности на средства производства обладало такими возможностями. В результате каждый человек чувствовал себя защищенным в социальном плане. В связи с этим. Можно говорить о советской модели социальной политики.

Разрушение советской государственности, активное насаждение принципов капитализма, приватизация государственной собственности поставили вопрос о смене приоритетов социальной политики. У государства не осталось достаточно ресурсов для реализации прежней модели. В итоге происходит постоянное реформирование социальной сферы, крайне болезненное для значительной части населения страны.

В настоящее время можно говорить о правовой политике отказа от государственного патернализма в социальной сфере.

Каковы основные направления правовой политики в социальной сфере? Они определяются, прежде всего, структурой социальной сферы. Известно, что в эту структуру входят система социального обеспечения населения, система труда и занятости, система здравоохранения, система семьи и воспроизводства населения, система молодежной политики и некоторые другие. Вместе с тем, представляется возможным выделить ключевые проблемы социальной политики на современном этапе: демографическая проблема, проблема семьи и детства, проблема занятости и развития рынка труда, проблема социального обеспечения населения, проблема реализации основных социальных прав личности. Последняя из указанных проблем имеет комплексный характер и, в значительной степени, подразумевает решение остальных вышеупомянутых вопросов.

Главная задача правовой политики в социальной сфере - это повышение жизненного уровня населения страны путем совершенствования социального законодательства. Данная задача является, на современном этапе, скорее, теоретической, чем практической. Это стратегическая задача, но российская правовая политика в социальной сфере еще не достигла стратегического уровня, она сосредоточена, главным образом, на решении тактических задач, например, задачи смягчения социальной напряженности в обществе, предотвращения социального взрыва.

Библиографический список:

1. Иванова С.А. Особенности применения принципа социальной справедливости в правотворчестве // Право и жизнь. 2005. №86.

2. Малъко A.B. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004.

3. Матузов Н.И., Малъко A.B. Теория государства и права. М., 2002.

4. Мазуренко А.П. Законодательная политика: общетеоретический аспект // Евразийская адвокатура. 2013. № 2 (3). С. 121-123.

5. Пашенцев Д.А. Российская правовая политика: учебное пособие. М., 2005.

6. Пашенцев Д.А. Несколько тезисов о правах человека //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2011. № 1.

7. Пищулин В.И. Исторические предпосылки формирования гражданского общества в России // Образование и право. 2013. № 10.

8. Рогачева Л.И. Современные тенденции развития общественных связей в российском государстве // Образование и право. 2013. № 8.

9. Шайхуллин М.С. Актуальные проблемы государственного права: обзор материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы со- вершенствования российского законодательства и правоприменения» (г. Уфа, апрель 2009 г.) // Евразийский юридический журнал. 2009. № 14. С. 135-146.

Bibliograficheskij spisok:

1. Ivanova S.A. Osobennosti primenenija principa social'noj spravedlivosti v pravotvorchestve // Pravo i zhizn'. 2005. №86.

2. Mal'ko A.V. Stimuly i ogranichenija v prave. M., 2004.

3. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teorija gosudarstva i prava. M., 2002.

4. Mazurenko A.P. Zakonodatel'naja politika: obshheteoreticheskij aspekt // Evrazijskaja advokatura. 2013. № 2 (3). S. 121-123.

5. Pashencev D.A. Rossijskaja pravovaja politika: uchebnoe posobie. M., 2005.

6. Pashencev D.A. Neskol'ko tezisov o pravah cheloveka //Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Juridicheskie nauki». 2011. № 1.

7. Pishhulin V.I. Istoricheskie predposylki formirovanija grazhdanskogo obshhestva v Rossii // Obrazovanie i pravo. 2013. № 10.

8. Rogacheva L.I. Sovremennye tendencii razvitija obshhestvennyh svjazej v rossijskom gosudarstve // Obrazovanie i pravo. 2013. № 8.

9. Shajhullin M.S. Aktual'nye problemy gosudarstvennogo prava: obzor materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy so-vershenstvovanija rossijskogo zakono-datel'stva i pravoprimenenija» (g. Ufa, aprel' 2009 g.) // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2009. № 14. S. 135-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.