Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ'

ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРАВОВАЯ СРЕДА / INNOVA-TIVE DEVELOPMENT OF LEGAL ENVIRON-MENT LEGISLATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорунжий С. Н.

В статье показаны условия и факторы инновационного развития правовой среды в современной России. Отмечается, что инновационное развитие правовой среды следует взаимосвязано с экономикой, политикой, социальной сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE LEGAL ENVIRONMENT

The article shows the conditions and factors of innovative development of the legal environment in the modern Russia. It is noted that the innovative development of the legal environment is interconnected with the economy, politics, the social sphere.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ»

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

С.Н. ХОРУНЖИЙ, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского права и процесса

юридического факультета Воронежского государственного университета

ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ

В статье показаны условия и факторы инновационного развития правовой среды в современной России. Отмечается, что инновационное развитие правовой среды следует взаимосвязано с экономикой, политикой, социальной сферой.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, правовая среда, законодательство.

S.N. HORUNZHIY, candidate of legal sciences, lecturer civil law and process of the law faculty Voronezh state University

FACTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE LEGAL ENVIRONMENT

The article shows the conditions and factors of innovative development of the legal environment in the modern Russia. It is noted that the innovative development of the legal environment is interconnected with the economy, politics, the social sphere.

Key words: innovations, innovative development of legal environment legislation.

Российское правительство провозгласило курс на инновационное развитие экономики страны. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривает формирование российской экономики на базе экономики лидерства и иннова-ций1. В инновационной экономике основные доходы должны поступать не от использования природных ресурсов, а от создания и внедрения новых, в том числе интеллектуальных технологий, от производства новых идей в экономической, социальной и правовой сферах2.

Инновационное развитие экономики невозможно без инновационного развития права, без формирования инновационной правовой среды. В этих условиях фактором инновационного развития становится динамика правовой система. В конечном счете речь идет о создании

1 См.: СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

2 См.: Пашенцев Д.А. Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский юрид. журнал. 2012. № 7 (50). С. 81; Файзуллин Г..Г. Трансформация национальной экономики постсоветской России в мировое хозяйство: правовой аспект // Евразийская адвокатура. 2013. № 4 (5). С. 90-95; Юлегин А.А., Тюник A.B., Ковалев А. В. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции на трансграничных рынках таможенного союза и единого экономического пространства // Евразийская адвокатура. 2013. № 2 (3). С. 124-127.

комплексной национальной инновационной системы, которая может стать адекватным ответом на вызовы современности3.

В правовой системе России уже созданы начальные условия для нормативно-правового регулирования инновационного развития экономики. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г.) «О науке и государственной научно-технической политике»4 устанавливает, что государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения (п. 1 ст. 16.1).

Государственная поддержка инновационной деятельности определяется в Законе как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Так же устанавливаются принципы государствен-

3 См.: Грудцына Л.Ю., Пашенцев Д.А., Шленева Е.В. Основные направления формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. № 6. С. 131.

4 См.: СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

Образование и право № 12 (52) 2013

ной поддержки инновационной деятельности:

программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в ин-формационно-телекоммуникацион-ной сети Интернет;

приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Федерации;

целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

Пункт 3 ст. 16.2 указанного Закона устанавливает формы государ-

ственной поддержки инновационной деятельности. К ним относятся:

предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

предоставление образовательных услуг;

предоставление информационной поддержки;

предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации;

формирование спроса на инновационную продукцию;

финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации; поддержка экспорта; обеспечение инфраструктуры. Возможны и иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»5 определяет, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

5 См.: СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, тех-нико-внедренческих6 и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

2) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;

3) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

4) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Перечисленные нормы создают необходимые базовые условия для инновационного развития. В то же время неверно полагать, что их количество достаточно. Динамика правовой среды требует продолжения работы в данном направлении с учетом новых факторов.

6 См. более подробно: Курамшина A.M., Шайхуллин М.С. Полномочия муниципальных органов власти в области связи / / Евразийский юридимческий журнал. 2007. №2. С.5-9.

Представляется возможным выделить следующие факторы, влияющие на инновационное развитие правовой среды:

1) особенности правовой системы современной России, характеризующиеся недостаточной эффективностью ряда важных правовых механизмов и недостаточной защищенностью прав и свобод человека, в том числе в экономической сфере7. Следует учитывать связь между развитием правовой системы и уровнем правосознания населения, а также наличие национальной специфики в развитии права8;

2) особенности формирования гражданского общества, которое складывается достаточно медленно, причем основная инициатива в этом процессе нередко исходит «сверху», от правящих структур;

3) процесс евразийской интеграции, определяющий необходимость унификации экономического законодательства на евразийском пространстве. Следует учитывать, что интеграция создает необходимые предпосылки для инновационного развития, объективно способствует улучшению экономического положения в объединяющихся государ-

7 См.: Пашенцев Д.А. Несколько тезисов о правах человека // Вестник МГПУ. Сер. «Юридические науки». 2011. № 1. С. 122.

8 См.: Пашенцев Д.А. Генезис правовой системы России // Правовая система общества: проблемы теории и практики: Труды Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ИД СПбГУ, 2011. С. 134.

Образование и право № 12 (52) 2013

ствах9. Большое значение имеет создание единой евразийской модели взаимодействия государства и общества, направленной на достижение наиболее полной реализации прав человека на евразийском про-странстве10;

4) инновационное развитие правовой среды тесно взаимосвязано с ключевыми проблемами, определяющими особенности государственно-правового развития в современных условиях: проблемами демократии, народовластия, разделения

властей, политического плюрализ-ма11 ;

5) инновационное развитие должно сопровождаться повышенным вниманием к вопросам социального характера. Социальное развитие в условиях инновационной экономики является основой повышения жизненного уровня населения, его благосостояния. Оно должно сочетать в себе деятельность государственных социальных структур и потенциал предпринимательской благотворительности, имеющей в России глубокие исторические корни12;

9 См.: Пищулин В.И. Особенности реализации экономических прав граждан в условиях евразийской интеграции // Евразийский юрид. журнал. 2013. № 8. С. 19.

10 См.: Рогачева ЛИ. Взаимодействие государства и общества в условиях евразийской интеграции // Там же. 2013. № 2. С. 31.

11 См.: Пашенцев Д.А. Конституция России: этапы развития. М.: Готика, 2008.

12 См.: Долакова М.И. Современные проблемы благотворительности в Республике Татарстан // Уч. зап. РГСУ. 2009.

6) важным фактором инновационного развития правовой среды является опережающее развитие науки и образования, так как инновации характеризуются введением на рынок новых продуктов интеллектуальной деятельности, которые обладают более высоким научно-экономическим потенциалом.

Библиографический список:

1. Грудцына Л.Ю., Пашенцев Д.А, Шле-нева Е.В. Основные направления формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. № 6.

2. Долакова М.И. Современные проблемы благотворительности в Республике Татарстан // Ученые записки РГСУ. 2009. № 10.

3. Курамшина А.М., Шайхуллин М.С. Полномочия муниципальных органов власти в области связи // Евразийский юридимческий журнал. 2007. №2. С.5-9.

4. Пашенцев Д.А. Генезис правовой системы России // Правовая система общества: проблемы теории и практики: Труды междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ИД СПбГУ, 2011.

5. Пашенцев Д.А. Конституция России: этапы развития. М.: Готика, 2008.

6. Пашенцев Д.А. Несколько тезисов о правах человека // Вестник МГПУ. Сер. «Юридические науки». 2011. № 1.

7. Пашенцев Д.А. Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский юрид. журнал. 2012. № 7 (50).

8. Пашенцева С.В. Правовое регулирование благотворительной деятельно-

№ 10. С. 49; Пашенцева C.B. Правовое регулирование благотворительной деятельности в Российской империи // Гос. и право. 2006. № 12.

сти в Российской империи // Гос. и право. 2006. № 12.

9. Пищулин В.И. Особенности реализации экономических прав граждан в условиях евразийской интеграции // Евразийский юрид. журнал. 2013. № 8.

10. Рогачева ЛИ. Взаимодействие государства и общества в условиях евразийской интеграции // Евразийский юрид. журнал. 2013. № 2.

11. Файзуллин Г.Г. Трансформация национальной экономики постсоветской России в мировое хозяйство: правовой аспект // Евразийская адвокатура. 2013. № 4 (5). С. 90-95.

12. Юлегин A.A., Тюник A.B., Ковалев А. В. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции на трансграничных рынках таможенного союза и единого экономического пространства // Евразийская адвокатура. 2013. № 2 (3). - С. 124127.

References (transliteration):

1. Grudtsina L.Ju., Pashencev D.A., Shleneva E.V. Osnovnye napravlenija f ormirovanija koncepcii pravovogo obespechenija kompleksnoj nacional'noj innovacionnoj sistemy / / Obrazovanie i pravo. 2011. № 6.

2. Dolakova M.I. Sovremennye problemy blagotvoritel'nosti v Respublike Tatarstan // Uchenye zapiski RGSU. 2009. № 10.

3. Kuramshina A.M., Shajhullin M.S. Polnomochija municipal'nyh organov vlasti v oblasti svjazi // Evrazijskij juridi-cheskij zhurnal. 2007. №2. S.5-9.

4. Pashencev D.A. Genezis pravovoj sistemy Rossii / / Pravovaja sistema obshhestva: problemy teorii i praktiki: Trudy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb.: ID SPbGU, 2011.

5. Pashencev D.A. Konstitucija Rossii: jetapy razvitija. M.: Gotika, 2008.

6. Pashencev D.A. Neskol'ko tezisov o pravah cheloveka // Vestnik MGPU. Ser. «Juridicheskie nauki». 2011. № 1.

7. Pashencev D.A. Pravovye osnovy innovacij i innovacionnoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii // Evrazijskij jurid. zhurnal. 2012. № 7 (50).

8. Pashenceva S.V. Pravovoe regulirovanie blagotvoritel'noj dejatel'nosti v Rossijskoj imperii // Gos. i pravo. 2006. № 12.

9. Pishhulin V.I. Osobennosti realizacii jekonomicheskih prav grazhdan v uslovijah evrazijskoj integracii // Evrazijskij jurid. zhurnal. 2013. № 8.

10. Rogacheva L.I. Vzaimodejstvie gosudarstva i obshhestva v uslovijah evrazijskoj integracii // Evrazijskij jurid. zhurnal. 2013. № 2.

11.Fajzullin G.G. Transf ormacija nacional'noj jekonomiki postsovetskoj Rossii v mirovoe hozjajstvo: pravovoj aspekt // Evrazijskaja advokatura. 2013. № 4 (5). S. 90-95.

12. Julegin A.A., Tjunik A.V., Kovalev A. V. Antimonopol'noe regulirovanie i zashhita konkurencii na transgranichnyh rynkah tamozhennogo sojuza i edinogo jekonomicheskogo prostranstva // Evrazijskaja advokatura. 2013. № 2 (3). -S. 124-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.