Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барышников Юрий Владимирович, Цедрик Валерий Артурович, Калашников Сергей Сергеевич

Оперативно-розыскная политика является разновидностью государственной политики. Она заключается в определении назначения и содержания оперативно-розыскной деятельности, разработке и реализации стратегии и тактики ее осуществления уполномоченными государственными органами в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Барышников Юрий Владимирович, Цедрик Валерий Артурович, Калашников Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY IN THE FIELD OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY

Operational-investigative policy is a kind of state policy. It consists in determining the purpose and content of operational investigative activities, developing and implementing strategies and tactics for its implementation by authorized state bodies in order to protect the life, health, rights and freedoms of man and citizen, property, ensuring the security of society and the state from criminal encroachments and for other purposes provided for by law

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_220

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ LEGAL POLICY IN THE FIELD OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

БАРЫШНИКОВ Юрий Владимирович,

магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: Yurabar91@gmail.com;

ЦЕДРИК Валерий Артурович,

магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: arnautovich96@mail.ru;

КАЛАШНИКОВ Сергей Сергеевич,

магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Российская Федерация, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: sergej_kalashnikov_99@mail.ru;

BARYSHNIKOV Yuriy Vladimirovich,

magister student of the 1st course of the Far Eastern Federal 690922, Russian Federation, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: Yurabar91@gmail.com;

TSEDRIK Valeriy Arturovich,

magister student of the 1st course of the Far Eastern Federal 690922, Russian Federation, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: arnautovich96@mail.ru;

KALASHNIKOV Sergey Sergeevich,

magister student of the 1st course of the Far Eastern Federal 690922, Russian Federation, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: sergej_kalashnikov_99@mail.ru

Краткая аннотация: Оперативно-розыскная политика является разновидностью государственной политики. Она заключается в определении назначения и содержания оперативно-розыскной деятельности, разработке и реализации стратегии и тактики ее осуществления уполномоченными государственными органами в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством

Abstract: Operational-investigative policy is a kind of state policy. It consists in determining the purpose and content of operational investigative activities, developing and implementing strategies and tactics for its implementation by authorized state bodies in order to protect the life, health, rights and freedoms of man and citizen, property, ensuring the security of society and the state from criminal encroachments and for other purposes provided for by law

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, уголовный процесс, правовая политика

Keywords: operational investigative activity, criminal procedure, legal policy

Для цитирования: Барышников Ю.В., Цедрик В.А., Калашников С.С. Правовая политика в сфере оперативно-розыскной деятельности // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 220-222. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_220.

For citation: Baryshnikov Yu. V., Tsedrik V.A., Kalashnikov S.S. Legal policy in the field of operational investigative activities // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 220-222. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_220.

Статья поступила в редакцию: 21.11.2022

Оперативно-розыскная деятельность может быть рассмотрена в двух правовых аспектах: как деятельность государства, задачи которой установлены в ст. 2 Закона об ОРД1, и как система оперативно-розыскных мероприятий (далее также - ОРМ), предусмотренных Законом об ОРД, и проводимых уполномоченными органами государственной власти РФ.

Оперативно-розыскная политика определяется на основе существующих в обществе, прежде всего, в профессиональном сообществе на этапах исторического развития идей, взглядов и представлений о содержании оперативно-розыскной деятельности, ее целях, задачах, принципах, основных направлениях (приоритетах), а также применяемых при ее осуществлении средствах, формах, мероприятиях и методах.

В нашей работе мы попытаемся рассмотреть доктринально-правовой, формально-юридический и практический уровни оперативно-розыскной политики.

1. Доктринально-правовой уровень:

Базисные положения оперативно-розыскной политики закрепляются в нормативных правовых актах и таким образом определяют границы применения оперативно-розыскных мер для защиты интересов личности, общества, государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством.

На доктринально-правовом уровне необходимо рассмотреть Указ Президента РФ от 02.07.2021 года №400, которые устанавливает общие положения государственной политики в сфере государственной, общественной безопасности (а также в других сферах) и обороны страны2.

1 "Об оперативно-розыскной деятельности": федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 01.04.2022) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.05.2021).

2 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 г. N 400. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.06.2022).

University.

University.

University.

Уголовно-правовые науки

Согласно Указу, деструктивные силы за рубежом и внутри страны предпринимают попытки использования объективных социально-экономических трудностей в Российской Федерации в целях стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информационной сфере.

Государство возлагает на правоохранительную систему обязанность по защите государства от внутренних и внешних угроз, среди которых преступность, деятельность иностранных разведывательных организаций и др.

Одной из важнейших целей российского государства является обеспечение национальной безопасности, в том числе обеспечение безопасности граждан, общества, государства от криминальных посягательств. Деятельность государства по достижению этой цели посредством применения оперативно-розыскных мер и составляет основную суть оперативно-розыскной политики.

Обеспечение государственной и общественной безопасности, а также борьба преступностью - прерогатива органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом12.08.1995 №144-ФЗ «Об ОРД» (далее - Закон об ОРД)

К таким органам, согласно ст. 13 Закона об ОРД, которые наделены полномочиями в сфере ОРД, относятся органы внутренних дел, органы безопасности (ФСБ), орган в области гос. охраны (ФСО), таможенные органы (ФТС), органы внешней разведки (СВР), органы исполнения наказания (ФСИН) и оперативное подразделение органа внешней разведки Министерство обороны (Главное Управление Генерального штаба Министерства обороны).

Вышеуказанные органы государственной власти в сфере ОРД реализуют свои полномочия в виде проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), предусмотренных ст. 6 Закона об ОРД.

Необходимо заметить, что доктринально-правовые положения оперативно-розыскной политики формируются Президентом Российской Федерации в силу его полномочий в сфере обеспечения безопасности, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

2. Текущее законодательство

Закон об ОРД является фундаментальным актом в части правового регулирования ОРД, однако необходимо отметить Федеральные законы о каждом органе государственной власти в сфере ОРД (к примеру, Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" и др.), а также Уголовно-процессуальный кодекс РФ1, регулирующий порядок использования результатов ОРД в уголовном процессе (использование для принятия решения о возбуждении уголовного дела, использование при проведении следственных и судебных действий2, введение в уголовный процесс результатов ОРД и доказывание по уголовным делам).

Основным вопросом, возникающим в юридической науке, проблема соотношения места результатов ОРД в системе доказательств3.

В целях более полного понимания разницы между сведениями, полученными уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным путями, необходимо кратко выделить ключевые отличия между ОРД и уголовным процессом, начиная с задачи ОРД и назначения уголовного процесса.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет, что доказательства — это любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ также устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности - сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Из данных положений исходит, что сведения, полученные оперативно-розыскным путем, впоследствии могут стать доказательствами, и, в случае возможности, на основе таких сведений установить наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, с соблюдением установленного УПК РФ порядка4.

Исходя из положений ст. 2 Закона об ОРД задачами являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и т.д., тогда как назначением уголовного процесса является уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ).

Как мы можем видеть, задачи ОРД и назначение уголовного процесса немного различны5, хотя и есть сходство. Задача ОРД представляет собой осведомленность о фактах и обстоятельствах преступления, а тогда как назначение уголовного процесса - установить эти факты для объективной оценки6.

Однако, с нашей точки зрения, требование ст. 89 УПК о запрете «использования в доказывании результатов оперативно-розыскной

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.06.2022).

Костюков А.В. Понятие «Судебное действие» в уголовном судопроизводстве России // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 1. С. 164.

3 Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / З.Л. Шхагапсоев. Краснодар: КрУ МВД России, 2016 . С. 320.

4 Мальцев В.В. Отличие оперативного эксперимента от следственного и экспертного экспериментов. Закон и право. №5.2018 С.142.

5 Гирько С.И. О соотношении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности // Закон и право. 2019. № 2. С. 129.

6 Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М.: Юридическая литература, 1991. С. 104.

деятельности если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ», может сделать вывод о том, что есть теоретическая возможность рассматривать результаты ОРД в виде доказательств в будущем, а именно путем изменения перечня доказательств, установленного ст. 74 УПК РФ.

Логично предположить, что если результат ОРД может быть использован в доказывании при условии соответствия требованиям УПК, предъявляемым к доказательствам, то фактически результат ОРД и есть доказательство.

Начало данной проблемы - вид уголовного процесса, который выбрала Россия. Существует две системы уголовного процесса с точки зрения формирования доказательств - американская и французская1.

Американская система оставляет за полномочиями уполномоченного сотрудника (в США нет системы следствия, дознания, следствие ведет сотрудник полиции либо агент, а также иное уполномоченное лицо) сбор сведений и предметов, которые можно использовать в уголовном процессе. Вопросами формирования доказательств из указанных выше сведений и предметов занимается непосредственно суд. Доказательства формируются в суде в борьбе обвинения и стороны защиты.

Французская система имеет досудебную стадию в виде следствия (аналогично российскому), но не выделяют таких правовых явлений как ОРД, и доказательства формируются следователем (другим уполномоченным лицом на проведение расследования) и суд не занимается вопросами проверки доказательств.

Российская система имеет следующую модель: следователь (дознаватель) формирует доказательства путем собирания таких доказательств, производит проверку доказательств. Далее уголовное дело после утверждения, к примеру, обвинительного заключения, передается в суд для рассмотрения по существу, где производится еще одна проверка доказательств. Российская система уголовного процесса - некий гибрид американской и французской системы. На практике это привело к бюрократизации расследования уголовных дел и рассмотрения в суде.

Библиогра фия:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Текст: электронный.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (в ред. от 28.06.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс». Текст: электронный.

3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 г. N 400. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

4. Костюков, А.В. Понятие «Судебное действие» в уголовном судопроизводстве России / А.В. Костюков // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 1. C.

164-167.

5. Мальцев, В.В. Отличие оперативного эксперимента от следственного и экспертного экспериментов / В.В. Мальцев // Закон и право. 2018. № 5. C. 141 -145.

6. Шхагапсоев, З.Л. Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учеб. пособие / З.Л. Шхагапсоев. Краснодар: КрУ МВД России, 2016. 375 с.

7. Бедняков, Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений: монография / Д.И. Бедняков. Москва : Юридическая литература, 1991. 205

с.

8. Гирько, С.И. О соотношении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности / С.И. Гирько // Закон и право. 2019. № 2. C. 127-132.

References:

1. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation: feder. Law No. 174-FZ of 18.12.2001 (as amended. dated 21.11.2022) [Electronic resource]. Access from the SPS "ConsultantPlus". Text: electronic.

2. On operational investigative activities: feder. Law No. 144-FZ of 12.08.1995 (as amended. from 06/28/2022) [Electronic resource]. Access from the SPS "Consultant-Plus". Text: electronic.

3. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 N 400. - Access from the SPS "ConsultantPlus". - Text: electronic.

4. Kostyukov, A.V. The concept of "Judicial action" in criminal proceedings in Russia / A.V. Kostyukov // Bulletin of the Udmurt University. 2014. No. 1. C. 164-167.

5. Maltsev, V.V. The difference between an operational experiment and investigative and expert experiments / V.V. Maltsev // Law and Law. 2018. № 5. C. 141-145.

6. Shkhagapsoev, Z.L. Fundamentals of operational investigative activity of internal affairs bodies: textbook for cadets and students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, employees of internal affairs bodies of the Russian Federation: textbook. manual / Z.L. Shkhagapsoev. Krasnodar: KrU of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 375 p.

7. Bednyakov, D.I. Non-procedural information and investigation of crimes: monograph / D.I. Bednyakov. Moscow : Legal Literature, 1991. 205 p.

8. Girko, S.I. On the correlation of criminal procedural and operational investigative activities / S.I. Girko // Law and Law. 2019. № 2. C. 127-132.

1 Оперативно-розыскная деятельность: 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Горяинова К.К.: Инфра-М, 2004. С. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.