Научная статья на тему 'К ПОНЯТИЮ РЕЗУЛЬТАТА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ПОНЯТИЮ РЕЗУЛЬТАТА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / РЕЗУЛЬТАТ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барышников Юрий Владимирович, Цедрик Валерий Артурович, Калашников Сергей Сергеевич

Оперативно-розыскная деятельность, какой бы эффективностью ни обладала, не может самостоятельно принести конечного результата борьбы с преступностью - уголовного преследования преступника Уголовное преследование преступника является продуктом взаимодействия правовых методов борьбы с преступностью - ОРД и уголовного процесса. Уголовный процесс активно использует результаты ОРД в качестве основания для возбуждения уголовного дела и инициирования механизма уголовного преследования, при проведении следственных и судебных действий, а также при доказывании. В настоящее время проблема определения понятия результата оперативно-розыскной деятельности является актуальной, поскольку неэффективное использование результатов ОРД в уголовном процессе приводит к негативным результатам в виде раскрытия форм и методов ОРД, утраты доказательств, а в худшем случае - признания доказательств недопустимыми, что в итоге приводит к безнаказанности преступников, тем самым покушаясь на интересы общественной и государственной безопасности.. В работе произведен анализ существующих взглядов на понятие результата ОРД с целью оценки данных взглядов и выведения своего понятия результата ОРД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Барышников Юрий Владимирович, Цедрик Валерий Артурович, Калашников Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE CONCEPT OF THE RESULT OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY

Operational investigative activity, no matter how effective it may be, cannot independently bring the final result of the fight against crime -criminal prosecution of a criminal Criminal prosecution of a criminal is a product of the interaction of legal methods of com bating crime - the HORDES and the criminal process. The criminal process actively uses the results of the ORD as a basis for initiating a criminal case and initiating a mechanism for criminal prosecution, during investigative and judicial actions, as well as in proving. Currently, the problem of defining the concept of the result of operational investigative activities is relevant, since the inefficient use of the results of the ORD in the criminal process leads to negative results in the form of disclosure of forms and methods of the ORD, loss of evidence, and in the worst case - recognition of evidence as inadmissible, which ultimately leads to impunity for criminals, thereby encroaching on the interests of public and state security.. The paper analyzes the existing views on the concept of the result of the ORD in order to evaluate these views and derive their own concept of the result of the ORD.

Текст научной работы на тему «К ПОНЯТИЮ РЕЗУЛЬТАТА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_131

К ПОНЯТИЮ РЕЗУЛЬТАТА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ TO THE CONCEPT OF THE RESULT OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITY

БАРЫШНИКОВ Юрий Владимирович,

магистрант Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

690922, Российская Федерация, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

E-mail: Yurabar91@gmail.com;

ЦЕДРИК Валерий Артурович,

магистрант Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

690922, Российская Федерация, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

E-mail: arnautovich96@mail.ru;

КАЛАШНИКОВ Сергей Сергеевич,

магистрант Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

690922, Российская Федерация, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

E-mail: sergej_kalashnikov_99@mail.ru;

BARYSHNIKOV Yuri Vladimirovich,

Master's student of the Far Eastern Federal University (FEFU).

690922, Russian Federation, Primorsky Krai, Vladivostok, Sukhanova str., 8.

E-mail: Yurabar91@gmail.com;

TSEDRIK Valery Arturovich,

Master's student of the Far Eastern Federal University (FEFU).

690922, Russian Federation, Primorsky Krai, Vladivostok, Sukhanova str., 8.

E-mail: arnautovich96@mail.ru;

KALASHNIKOV Sergey Sergeevich,

Master's student of the Far Eastern Federal University (FEFU).

690922, Russian Federation, Primorsky Krai, Vladivostok, Sukhanova str., 8.

E-mail: sergej_kalashnikov_99@mail.ru

Краткая аннотация: Оперативно-розыскная деятельность, какой бы эффективностью ни обладала, не может самостоятельно принести конечного результата борьбы с преступностью - уголовного преследования преступника Уголовное преследование преступника является продуктом взаимодействия правовых методов борьбы с преступностью - ОРД и уголовного процесса. Уголовный процесс активно использует результаты ОРД в качестве основания для возбуждения уголовного дела и инициирования механизма уголовного преследования, при проведении следственных и судебных действий, а также при доказывании. В настоящее время проблема определения понятия результата оперативно-розыскной деятельности является актуальной, поскольку неэффективное использование результатов ОрД в уголовном процессе приводит к негативным результатам в виде раскрытия форм и методов ОРД, утраты доказательств, а в худшем случае - признания доказательств недопустимыми, что в итоге приводит к безнаказанности преступников, тем самым покушаясь на интересы общественной и государственной безопасности.. В работе произведен анализ существующих взглядов на понятие результата ОРД с целью оценки данных взглядов и выведения своего понятия результата ОРД.

Abstract: Operational investigative activity, no matter how effective it may be, cannot independently bring the final result of the fight against crime -criminal prosecution of a criminal Criminal prosecution of a criminal is a product of the interaction of legal methods of com bating crime - the HORDES and the criminal process. The criminal process actively uses the results of the ORD as a basis for initiating a criminal case and initiating a mechanism for criminal prosecution, during investigative and judicial actions, as well as in proving. Currently, the problem of defining the concept of the result of operational investigative activities is relevant, since the inefficient use of the results of the ORD in the criminal process leads to negative results in the form of disclosure of forms and methods of the ORD, loss of evidence, and in the worst case - recognition of evidence as inadmissible, which ultimately leads to impunity for criminals, thereby encroaching on the interests of public and state security.. The paper analyzes the existing views on the concept of the result of the ORD in order to evaluate these views and derive their own concept of the result of the ORD.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, результат оперативно-розыскной деятельности

Keywords: operational-search activity, operational-search event, result of operational-search activity.

Статья поступила в редакцию: 30.05.2022

На основании п. 36.1 ст.5 УПК РФ результатами оперативно-розыскной деятельности считаются сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших

1

преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда .

В.И. Зажицкий под результатами оперативно-розыскной деятельности считает полученные путем проведения ОРМ в рамках конкретного дела оперативного учета достаточно полные и проверенные сведения, которые надлежащим образом задокументированы, служат средствами решения задач ОРД и в силу этого могут быть использованы в интересах уголовного судопроизводства по основным направлениям, указанным в Законе об ОРД, но без разглашения информации, составляющей государственную тайну [5, с.86].

Е.А. Доля считает, что результаты ОРД представляют собой сведения о фактах и обстоятельствах, которые могут отвечать правовому требованию относимости, предъявляемому к содержанию доказательств в уголовном процессе [4, с.160].

По мнению К.К. Горяинова под результатами ОРД следует понимать «оперативно-розыскную информацию, полученную посредством проведения ОРМ» [3,

с.381].

По нашему мнению, результат ОРД - это задокументированный факт окружающей действительности, который содержит сведения, полученные оперативно-розыскным путем посредством проведения ОРМ либо комплекса ОРМ в целях, предусмотренных Законом об ОРД, и, в том числе, для уголовно-процессуальных целей.

Закон об ОРД предусматривает три варианта использования результатов ОРД2:

1) результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их под-

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.05.2022).

"Об оперативно-розыскной деятельности": федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.05.2022).

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)

готавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений;

2) результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных Законом об ОРД;

3) результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

«Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд», утвержденная Приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 (далее также - Инструкция) устанавливает, что результаты ОРД, представляемые органом, осуществляющим ОРД, могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ, а также могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств1.

Результат ОРД выражается в документальной форме. Следует отметить, что оперативно-служебные документы не тождественны результатам ОРД - только содержание информации в таких документах будет являться результатом ОРД. Закон об ОРД выделяет также термины оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, и материалы, полученные в результате проведения ОРМ. К примеру, оперативно-служебными документами являются рапорт, справка, акт, протокол и другие документы. Инструкция устанавливает, что результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, существуют следующие документальные формы выражения результата ОРД:

1) сообщение о результатах ОРД либо рапорт об обнаружении признаков преступления;

2) справка и справка-меморандум;

3) запрос и ответ на полученный запрос;

4) поручение и ответ на полученное поручение;

5) решение суда на проведение ОРМ, требующие санкцию суда;

6) постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, на проведение проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения;

7) протокол ОРМ;

8) протокол изъятия предметов;

9) постановление о рассекречивании результатов ОРД;

10) материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами;

11) протокол об уничтожении фонограмм и других материалов, полученных в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело;

12) сопроводительные документы;

13) иные материалы.

Согласно ст. 89 УПК РФ результаты ОРД не могут быть использованы в доказывании в уголовном процессе, если они не отвечают требованиям УПК. Таким образом, к результатам ОРД, выраженным в форме протокола ОРМ, протокола изъятия предметов, предъявляются требования, предусмотренные к протоколам следственного действия в порядке ст. 166 УПК РФ.

Все вышеперечисленные документы формируются органом, осуществляющим ОРД, в дела оперативного учета в соответствии со ст.10 Закона об ОРД в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Также, органы, осуществляющие ОРД, могут создавать и использовать информационные системы, т.н. базы данных.

На основании п. 4 ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 сведения в области ОРД являются государственной тайной. Статьей 8 вышеуказанного закона выделяет три степени секретности и грифы секретности носителей этих сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно"2.

В силу ст. 12 Закона об ОРД сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 23.07.2020) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» устанавливает дифференциацию сведений, относящихся к государственной тайне, выделяя при этом сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, а также перечень государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне3.

1 Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: Приказ МВД России №776, Минобороны России №703, ФСБ России №509, ФСО России №507, ФТС России №1820, СВР России №42, ФСИН России №535, ФСКН России №398, СК России №68 от 27.09.2013 [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.05.2022).

2 О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.05.2022).

3 Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента от 30.11.1995 № 1203 [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.05.2022).

В пункте 3 Постановления Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» установлено, что сведения об ОРД могут являться сведениями особой важности, совершенно секретными и

1

секретными сведениями .

Также вопросом, возникающим в юридической науке, является проблема места результатов ОРД в системе доказательств [7, с.320].

В целях более полного понимания разницы между сведениями, полученными уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным путями, необходимо кратко выделить ключевые отличия между ОРД и уголовным процессом, начиная с задачи ОРД и назначения уголовного процесса.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет, что доказательства — это любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ также устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности - сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Из данных положений исходит, что сведения, полученные оперативно-розыскным путем, впоследствии могут стать доказательствами, и, в случае возможности, на основе таких сведений установить наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, с соблюдением установленного УПК РФ порядка [6, с.142].

Исходя из положений ст. 2 Закона об ОРД задачами являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и т.д., тогда как назначением уголовного процесса является уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ).

Как мы можем видеть, задачи ОРД и назначение уголовного процесса немного различны [2, с. 129], хотя и есть сходство. Задача ОРД представляет собой осведомленность о фактах и обстоятельствах преступления, а тогда как назначение уголовного процесса - установить эти факты для объективной оценки [1, с.104].

Однако, с нашей точки зрения, требование ст. 89 УПК о запрете «использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ», может сделать вывод о том, что есть теоретическая возможность рассматривать результаты ОРД в виде доказательств в будущем, а именно путем изменения перечня доказательств, установленного ст. 74 УПК.

Логично предположить, что если результат ОРД может быть использован в доказывании при условии соответствия требованиям УПК, предъявляемым к доказательствам, то фактически результат ОРД и есть доказательство.

Исходя из вышеуказанного, результатами ОРД являются сведения, которые могут иметь степень секретности, об обстоятельствах и фактах, ставших известных в рамках ОРД, но использовать их на предварительном расследовании в соответствии с УПК РФ и Инструкцией допустимо только после процедуры рассекречивания.

Библиогра фия:

1. Бедняков, Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений: монография / Д.И. Бедняков. Москва : Юр. литература, 1991. 205

с.

2. Гирько, С.И. О соотношении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности / С.И. Гирько // Закон и право. 2019. № 2. C. 127132.

3. Горяинов К.К. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Комментарий: учеб. пособие / К.К. Горяинов. : Новый Юрист, 1997.

576 с.

4. Доля, Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / Е.А. Доля. Москва : Проспект, 2021. 376 с.

5. Зажицкий, В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: учеб. пособие / В.И. Зажицкий. Москва : Юридический центр, 2006. 449 с.

6. Мальцев, В.В. Отличие оперативного эксперимента от следственного и экспертного экспериментов / В.В. Мальцев // Закон и право. 2018. № 5. C.

141-145.

7. Шхагапсоев, З.Л. Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учеб. пособие / З.Л. Шхагапсоев. Краснодар: КрУ МВД России, 2016. 375 с.

References:

1. Bednyakov, D.I. Non-procedural information and investigation of crimes: monograph / D.I. Bednyakov. Moscow : Legal Literature, 1991. 205 p.

2. Girko, S.I. On the correlation of criminal procedural and operational investigative activities / S.I. Girko // Law and Law. 2019. No. 2. C. 127-132.

3. Goryainov K.K. Federal Law "On operational investigative activities". Comment: study. manual / K.K. Goryainov. : New Lawyer, 1997. 576 p.

4. Dolya, E.A. Formation of evidence based on the results of operational investigative activities: studies. the manual / E.A. Dolya. Moscow : Prospekt, 2021. 376 p.

5. Zazhitsky, V.I. Results of operational investigative activity in criminal proceedings: textbook. manual / V.I. Zazhitsky. Moscow : Law Center, 2006. 449 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Maltsev, V.V. The difference between an operational experiment and investigative and expert experiments / V.V. Maltsev // Law and Law. 2018. № 5. C. 141-145.

7. Shkhagapsoev, Z.L. Fundamentals of operational investigative activity of internal affairs bodies: textbook for cadets and students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, employees of internal affairs bodies of the Russian Federation: textbook. manual / Z.L. Shkhagapsoev. Krasnodar: KrU of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 375 p.

1 Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности: Постановление Правительства от 04.09.1995 № 870 [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.