Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КОРМОВ И КОРМОВЫХ ДОБАВОК ДЛЯ ЖИВОТНЫХ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КОРМОВ И КОРМОВЫХ ДОБАВОК ДЛЯ ЖИВОТНЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ВЕТЕРИНАРИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ КОРМОВ И КОРМОВЫХ ДОБАВОК / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич, Лакаев Олег Анатольевич

Введение. В условиях современной международной действительности, когда Российская Федерация нуждается в развитии отраслей агропромышленного комплекса для укрепления продовольственной независимости от других стран, необходимо сосредоточение усилий государства на обеспечении надлежащей организации сельскохозяйственного производства, включая его соответствие необходимым требованиям, одними из которых являются требования обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных. Материалы и методы. Проведению исследования способствовало применение общенаучной методологии (системно-структурного, логического, кибернетического методов) и формально-юридического метода. Сформулированные предложения построены на основе изучения научной литературы, в которой рассматривались актуальные вопросы правовой политики, правовой организации агропромышленного комплекса и контрольно-надзорной деятельности, а также аналитических материалов, отражающих современные проблемы обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных. Анализ. Основными направлениями анализа являются проблемы обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных путем выявления факторов, препятствующих оптимизации нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарии. Результаты. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных осложнено несоответствием позиции государства принятым в сфере сельскохозяйственных наук подходам к определению содержания ключевых для обеспечения безопасности рассматриваемой продукции понятий. В связи с этим целесообразна коррекция законодательства о ветеринарии в соответствующей части, исключающая необходимость регистрации премиксов и кормовых концентратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич, Лакаев Олег Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL POLICY IN THE FIELD OF ENSURING THE SAFETY OF ANIMAL FEED AND FEED ADDITIVES

Introduction. In the conditions of modern international reality, when the Russian Federation needs to develop branches of the agro-industrial complex to strengthen food independence from other countries, it is necessary to focus the state’s efforts on ensuring proper organization of agricultural production, including its compliance with the necessary requirements, one ofwhich is the requirements for ensuring the safety of animal feed and feed additives. Materials and Methods. The research was facilitated by the use of general scientific methodology (system-structural, logical, cybernetic methods) and the formal legal method. The formulated proposals are based on the study of scientific literature, which considered topical issues of legal policy, the legal organization of the agro-industrial complex and control and supervisory activities, as well as analytical materials reflecting modern problems of ensuring the safety of feed and feed additives for farm animals. Analysis. The main areas of analysis are the problems of ensuring the safety of feed and feed additives for farm animals by identifying factors that hinder the optimization of legal regulation in the field of veterinary medicine. Results. The improvement of legal regulation in the field of ensuring the safety of feed and feed additives for animals is complicated by the inconsistency of the state’s position with the approaches adopted in the field of agricultural sciences to determine the content of the concepts key to ensuring the safety of the products in question. In this regard, it is advisable to correct the legislation on veterinary medicine in the relevant part, eliminating the need for registration of premixes and feed concentrates.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КОРМОВ И КОРМОВЫХ ДОБАВОК ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»

fr I

СКШУ

Научная статья УДК 342.95

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.2.15

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КОРМОВ И КОРМОВЫХ ДОБАВОК ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

Александр Юрьевич Соколов1 Олег Анатольевич Лакаев2

1 Саратовский филиал Института государства и права Российской академии наук (д. 135, ул. Чернышевского, 410028, Саратов, Российская Федерация)

Доктор юридических наук, профессор. ORCID: 0000-0003-3350-7775. E-mail: aysockolov@mail.ru

2 Саратовский филиал Института государства и права Российской академии наук (д. 135, ул. Чернышевского, 410028, Саратов, Российская Федерация)

Кандидат юридических наук. ORCID: 0000-0003-1156-3717. E-mail: olegoleg81@mail.ru Автор, ответственный за переписку: Соколов Александр Юрьевич, aysockolov@mail.ru

Аннотация. Введение. В условиях современной международной действительности, когда Российская Федерация нуждается в развитии отраслей агропромышленного комплекса для укрепления продовольственной независимости от других стран, необходимо сосредоточение усилий государства на обеспечении надлежащей организации сельскохозяйственного производства, включая его соответствие необходимым требованиям, одними из которых являются требования обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных. Материалы и методы. Проведению исследования способствовало применение общенаучной методологии (системно-структурного, логического, кибернетического методов) и формально-юридического метода. Сформулированные предложения построены на основе изучения научной литературы, в которой рассматривались актуальные вопросы правовой политики, правовой организации агропромышленного комплекса и контрольно-надзорной деятельности, а также аналитических материалов, отражающих современные проблемы обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных. Анализ. Основными направлениями анализа являются про-

Original article

Abstract. Introduction. In the conditions of modern international reality, when the Russian Federation needs to develop branches of the agro-industrial complex to strengthen food independence from other countries, it is necessary to focus the state's efforts on ensuring proper organization of agricultural production, including

блемы обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных путем выявления факторов, препятствующих оптимизации нормативно-правового регулирования в сфере ветеринарии. Результаты. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных осложнено несоответствием позиции государства принятым в сфере сельскохозяйственных наук подходам к определению содержания ключевых для обеспечения безопасности рассматриваемой продукции понятий. В связи с этим целесообразна коррекция законодательства о ветеринарии в соответствующей части, исключающая необходимость регистрации премиксов и кормовых концентратов.

Ключевые слова: правовая политика, ветеринария, безопасность кормов и кормовых добавок, сельскохозяйственные животные, правовое регулирование, государственное управление, законодательство

Для цитирования: Соколов А. Ю., Лакаев О. А. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных // Гуманитарные и юридические исследования. 2023. Т. 10 (2). С. 293-299. DOI: 10.37493/2409-1030.2023.2.15.

, Saratov, Russian , Saratov, Russian

its compliance with the necessary requirements, one of which is the requirements for ensuring the safety of animal feed and feed additives. Materials and Methods. The research was facilitated by the use of general scientific methodology (system-structural, logical, cybernetic methods) and the formal legal method. The formulated

LEGAL POLICY IN THE FIELD OF ENSURING THE SAFETY OF ANIMAL FEED AND FEED ADDITIVES

Aleksandr Yu. Sokolov1 Oleg A. Lakaev2

1 Saratov Branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (135, Chernyshevsky St., 410028 Federation)

Dr. Sci. (Law), Professor. ORCID: 0000-0003-3350-7775. E-mail: aysockolov@mail.ru

2 Saratov Branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (135, Chernyshevsky St., 410028 Federation)

Cand. Sci. (Law). ORCID: 0000-0003-1156-3717. E-mail: olegoleg81@mail.ru Corresponding author: Aleksandr Yu. Sokolov, aysockolov@mail.ru

м

fr I

proposals are based on the study of scientific literature, which considered topical issues of legal policy, the legal organization of the agro-industrial complex and control and supervisory activities, as well as analytical materials reflecting modern problems of ensuring the safety of feed and feed additives for farm animals. Analysis. The main areas of analysis are the problems of ensuring the safety of feed and feed additives for farm animals by identifying factors that hinder the optimization of legal regulation in the field of veterinary medicine. Results. The improvement of legal regulation in the field of ensuring the safety of feed and feed additives for animals is complicated by the inconsistency of the state's position with the approaches adopted in the field

of agricultural sciences to determine the content of the concepts key to ensuring the safety of the products in question. In this regard, it is advisable to correct the legislation on veterinary medicine in the relevant part, eliminating the need for registration of premixes and feed concentrates.

Key words: legal policy, veterinary medicine, safety of feed and feed additives, farm animals, legal regulation, public administration, legislation

For citation: Sokolov A., Lakaev O. Legal policy in the field of ensuring the safety of animal feed and feed additives // Humanities and law research. 2023. V. 10 (2). P. 293-299 (In Russian). DOI: 10.37493/2409-1030. 2023.2.15

Введение. В условиях современной международной действительности, когда Российская Федерация нуждается в развитии отраслей агропромышленного комплекса для укрепления продовольственной независимости от других стран, необходимо сосредоточение усилий государства на обеспечении надлежащей организации сельскохозяйственного производства, включая его соответствие необходимым требованиям,к которым относятся в том числе требования обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных. Данная сфера деятельности входит в предмет исследования, прежде всего, сельскохозяйственных наук, изучающих возможности производства биологически активных добавок для ввода в корм сельскохозяйственных животных и обеспечивающих формирование новаторских идей, которые направлены на совершенствование технологий кормления животных. Однако ее осуществление сопряжено с рядом проблем, связанных с установлением отвечающих требованиям сохранения здоровья сельскохозяйственных животных максимально допустимых уровней в растительных кормах вредных веществ и соединений, а также показателей безопасности различных видов кормов и кормовых добавок, в том числе остатков технических производств, консервированных кормов, предназначенных для длительного хранения, нетрадиционных кормов, норм ввода их в рационы кормления животных.

Следует отметить, что возникающие в этой сфере отношения не подвергнуты всеобъемлющей нормативно-правовой регламентации, в то время как Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [19], перечисляя технологические приоритеты, ориентирует на необходимость организации экологически чистого и сельскохозяйственного производства, характеризующегося высокой продуктивностью, развитие номенклатуры качественных и безопасных продовольственных товаров. При этом основой получения безопасных продуктов для питания человека является обеспечение безопасности кормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных, из которых впоследствии производится продукция животноводства, употребляемая в пищу человеком.

В то же время упомянутая неполнота нормативно-правового регулирования безопасности кормов и кормовых добавок для животных является результатом общего несовершенства правовой политики в данной сфере. Как известно, правовая политика является сложносоставным явлением, предполагающим системную деятельность не только органов публичной власти, но и представителей научно-юридического сообщества, осуществляющих выработку правовых идей [8, с. 13], которые впоследствии реализуются в рамках правотворчества, правоприменения и в правоинтерпретационном измерении. Как правило, категория правовой политики рассматривается в связи с довольно широким кругом сфер деятельности и правоотношений, часто сообразуясь с отраслями права (уголовно-правовая, гражданско-правовая, административно-правовая и иные отраслевые виды правовой политики). Однако остаются без внимания узко-ориентированные, но крайне важные сферы жизнедеятельности социума, которые также требуют комплексной работы по выработке правовых идей, обеспечивающих в дальнейшем необходимый уровень развития законодательного и подзаконного регулирования, а также правореализации. Это актуально и для сферы обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных.

Состояние научной исследованности рассматриваемой проблемы в юридической литературе оставляет желать лучшего. Учеными-админи-стративистами и иными правоведами они не проводятся. Имеется круг исследований более широкого плана - в области правового обеспечения агропромышленного комплекса. В частности, государственный контроль (надзор) в агропромышленном комплексе и правовое положение осуществляющих его субъектов рассмотрены в ряде научных работ [3, с. 80-83; 18, с. 282-289]. Активно разрабатываются общие вопросы государственного управления и административно-правового регулирования в сельском хозяйстве, однако в соответствующих трудах не уделено внимание проблемам правового обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных [7, с. 21-26; 16, с. 48-54; 17, с. 136-141].

Важной для исследования вопросов правового обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных является проблема дисбаланса ветеринарного законодательства, ключевым аспектом которой является наличие большого количества недостаточно согласованных между собой нормативных правовых актов. По данной тематике имеются соответствующие научные наработки, однако без изложения конкретных проблем, связанных с обеспечением безопасности кормов и кормовых добавок для животных [1, с. 198-204; 2, с. 91-94].

В то же время проблема формирования надлежащего механизма административно-правового регулирования безопасности кормов и кормовых добавок для животных является крайне актуальной, поскольку состояние научной разработанности данной тематики определяет возможность создания необходимой правовой основы сельскохозяйственного производства, отвечающего потребностям населения в полезных и безопасных продуктах питания и связанного с получением сбалансированного рациона кормления животных качественными кормами и безопасной экологически чистой продукцией, способствующей улучшению минерального питания населения.

Материалы и методы. Проведению исследования способствовало применение общенаучной методологии (системно-структурного, логического, кибернетического методов) и формально-юридического метода. Системно-структурный метод задействован для исследования структуры нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных, определения места в нем отдельных его элементов. Логический метод востребован для изучения закономерностей становления современной нормативно-правовой основы обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных. Кибернетический метод оказался актуален для определения перспектив совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных, проектирования и реализации различных задач правовой политики в указанной сфере. Применение формально-юридического метода позволило обеспечить рассмотрение и детальный анализ правового материала в сфере отечественной и наднациональной практики нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных. Кроме того, сформулированные предложения построены на основе изучения научной литературы, в которой рассматривались актуальные вопросы правовой политики, правовой организации агропромышленного комплекса и контрольно-надзорной деятельности, а также аналитических материалов, отражающих современные проблемы обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных.

Анализ. Нормативно-правовой основой обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных в настоящее время является Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 (в ред. от 28 апреля 2023 г.) «О ветеринарии» [4], который содержит ряд правил, направленных на обеспечение данного вида безопасности. В первую очередь, в 2015 г. в данный Закон введена ст. 2.1, систематизирующая требования к федеральному органу государственного управления сельским хозяйством (Министерство сельского хозяйства РФ) по разработке и принятию ветеринарных правил. На сегодняшний день данным органом принято более 60 нормативно-правовых актов, содержащих указанные правила. Особенно данная работа ускорилась в 2020-2022 гг., когда были предприняты меры по наиболее полной реализации положений названной статьи, содержащей в обобщенном виде перечень ветеринарных правил, которые подлежат принятию. Однако до сих пор не разработаны отдельные ветеринарные правила, затрагивающие производство, хранение, перемещение и оборот кормов и кормовых добавок, на необходимость наличия которых прямо указывает законодатель. В целом нормативно-правовое регулирование данных видов деятельности характеризуется фрагментарностью. Например, регламентированы правила перевозки автомобильным транспортом кормов для свиней [12], но если говорить об их производстве как для свиней, так и для других сельскохозяйственных животных, то таких правил нет.

Большое значение в деле обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных имеет международное сотрудничество Российской Федерации, осуществляемое как в целом с зарубежными странами, так и на основе участия в региональных международных объединениях. Общие установленные Законом РФ о ветеринарии правила кормления животных ориентируют на необходимость разработки норм, обеспечивающих безвредность кормов и кормовых добавок, на основе требований международных организаций, в которых участвует наше государство. Примечательно, что такие нормы утверждены Минсельхозом России [11] в отношении импорта кормов лишь для кошек и собак. Требования их безвредности для сельскохозяйственных животных, на что в первую очередь рассчитано законодательство о ветеринарии как часть нормативно-правового регулирования агропромышленного комплекса, в настоящее время отсутствуют.

На протяжении длительного времени (с 2010 по 2021 г.) существовала практика заимствования требований по обеспечению безопасности кормов и кормовых добавок для животных на основе имплементации в российскую правовую систему зарубежных правил. Речь идет о применении на территории России Технического регламента

м

ГГI

«Требования к безопасности кормов и кормовых добавок», утвержденного Правительством Республики Казахстан от 18 марта 2008 г. № 263 [9]. В силу участия данного государства в таможенном союзе Правительством РФ [10] было принято решение о целесообразности обеспечения единообразного подхода к обеспечению безопасности кормов и кормовых добавок для животных на основе правил Республики Казахстан, в которых были отражены требования к безопасности кормов и кормовых добавок при их изготовлении, транспортировке, обороте, упаковке и маркировке, требования к безопасности применяемого для их изготовления сырья, а также к безопасности соответствующих производственных объектов. Данные правила применялись для определения соответствия деятельности производителей кормов и кормовых добавок и иных участников соответствующего рынка установленным критериям безопасности в ходе осуществления государственного контроля (надзора), а их нарушители подвергались административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ [6]. Однако с 1 января 2021 г. ранее имплементированный в российское правовое поле технический регламент Республики Казахстан не подлежит применению, что связано с реализацией идеи так называемой «регуляторной гильотины».

Таким образом, сформировался некий правовой вакуум, который к настоящему времени надлежащими правилами не заполнен. Российское законодательство, в том числе административ-но-деликтное, предполагает, что соответствующие нормы должны содержаться в документе, имеющем форму технического регламента. Нор-мотворческая практика показывает, что принятие указанных регламентов обусловливается, прежде всего, принципом регионализации, связанным с участием Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе (ранее - в Таможенном союзе), в связи с чем регламенты ЕАЭС (Таможенного союза) имеют межгосударственное значение, будучи обязательными для всех государств-участников данного объединения. Кроме того, часть технических регламентов имеет сугубо внутригосударственное значение, если они утверждаются федеральными законами или правительственными постановлениями. Что касается обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных, то здесь необходим технический регламент именно межгосударственного значения, так как взаимодействие в различных отраслях и сферах экономической деятельности, в том числе в агропромышленном комплексе, требует интенсификации интеграционных процессов для применения единых правил при перемещении продукции внутри территории ЕАЭС, ее соответствия общим требованиям безопасности.

Как показала нормотворческая практика, разработка технического регламента по вопросу обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных оказалась трудоемким процессом. Его начало было положено в 2011 г. в период существования Таможенного союза подготовкой соответствующего проекта [15], который так и не был принят. С созданием ЕАЭС данная работа была продолжена, и утверждение данного регламента относится к числу приоритетов нормотворческой политики ЕАЭС. К 27 октября 2022 г. был создан его рабочий вариант [14]. Судя по количеству внесенных в него правок и альтернативных позиций, окончание правотворческого процесса в данном направлении далеко от завершения. Здесь сказываются объективные закономерности развития нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных в разных государствах-участниках ЕАЭС, различия в степени готовности к реализации предполагаемых требований с учетом имеющейся технологической базы. Тем не менее необходимо отметить важность этого документа для упорядочения отношений, исходя из потребностей растущего сельскохозяйственного рынка ЕАЭС. Кроме того, неизбежно его влияние на правовую политику Российской Федерации, поскольку потребуется гармонизация российского и наднационального регулирования, в то время как отечественный подход к регламентации отдельных вопросов обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных подвергается критике со стороны ассоциаций сельхозпроизводителей.

В Законе РФ о ветеринарии сохранились архаичные положения об отдельных административных процедурах, которые в действительности не осуществляются. Относя регистрационную деятельность в отношении кормов к полномочиям Российской Федерации (ст. 3), законодатель не регламентирует соответствующую процедуру. Кроме того, отсутствует подзаконное нормативно-правовое регулирование регистрации кормов, и в целом в подобной административной процедуре отсутствует необходимость. Если рассматривать корма как имеющую питательную ценность продукцию, подлежащую скармливанию сельскохозяйственным животным, то их номенклатура носит практически неисчерпаемый характер за счет вариативности входящих в ее состав компонентов. В случае реального введения регистрационных процедур усилится административная нагрузка на сельхозпроизводителей, тормозящая процесс производства продукции ввиду необходимости сосредоточения усилий на совершении формальных действий, которые требуют значительных временных затрат. В части производства кормов в настоящее время регистрации подлежат только генно-модифициро-ванные организмы, используемые при их изготовлении, а также содержащие их корма [13].

Иначе обстоит дело с государственной регистрацией кормовых добавок, в отличие от кормов выполняющих различные технологические зоотехнические и иные функции, а также нормализующих обмен веществ в организме животных. Нормативно-правовая регламентация данной административной процедуры за последние два десятилетия претерпела некоторую трансформацию, начиная с подзаконных правил и заканчивая дополнения в 2021 г. Закона РФ о ветеринарии новым разделом 111.1, специально посвященным государственной регистрации кормовых добавок. Следует отметить, что существующие в настоящее время правила отражают позицию, прежде всего, государства, которая была сформирована с учетом сложившихся в ходе практической деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) представлений относительно значения, целей, содержания регистрационных процедур и в особенности подлежащих регистрации объектов в данной сфере. Однако при осуществлении законодательного регулирования должен обеспечиваться баланс интересов государства и тех субъектов, на которых рассчитаны принимаемые правила. В действительности же в сфере обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок такой баланс в полной мере не обеспечивается. Уже давно в сообществе производителей данной продукции поднимается вопрос об избыточности мер административного воздействия в части рассматриваемой регистрации, которая с принятием указанной поправки в Закон РФ о ветеринарии вышла на законодательный уровень. Дело в том, что законодатель прямо указывает на необходимость государственной регистрации уже зарегистрированных ранее кормовых добавок, но с новым количественным или качественным составом действующих веществ либо с новым качественным составом вспомогательных веществ (ч. 1 ст. 11.1). Речь идет о таких используемых в специальной сельскохозяйственной литературе понятиях, как премиксы, амидо-витаминно-мине-ральные концентраты и белково-витаминно-ми-неральные концентраты, подпадающие под рассматриваемую законодательную формулировку. Вместе с тем производители добавок по индивидуальным заявкам животноводческих предприятий ежегодно выпускают несколько тысяч рецептов данных премиксов и концентратов с переменным составом. В некоммерческой организации «Национальный кормовой союз» отмечают, что в случае осуществления в полном объеме государственной регистрации указанной продукции в виде новых кормовых добавок, то это может нанести ущерб отрасли животноводства и кормопроизводству. Регистрация премиксов и концентратов с переменным составом способна привести к снижению эффективности государственного управления в данной сфере ввиду невозможности своевременной ре-

акции государства на потребности предприятий животноводства в обеспечении их кормовыми добавками, необоснованного увеличения их затрат, сокращения номенклатуры данной продукции и снижения объемов производства [5].

Недостаточная проработка данного вопроса на уровне российского законодательства, обусловленная позицией органов государственного управления в сфере ветеринарии, является одним из факторов замедления разработки и принятия технического регламента ЕАЭС по вопросу безопасности кормов и кормовых добавок для животных. Разработанный в ответственной за подготовку данного регламента Республике Казахстан проект содержит терминологию, не характерную для законодательства Российской Федерации о ветеринарии (премиксы и кормовые концентраты). Если судить по внесенным в него правкам со стороны разных государств-участников ЕАЭС, то их однородная позиция далека от формирования. В то же время данный проект предполагает отход от практики рассмотрения премиксов в качестве кормовых добавок и их декларирование так же, как и кормов.

Результаты. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных является сложным явлением, находящимся в существенной зависимости от сельскохозяйственной политики государства. Совершенствование нормативно-правового регулирования в данной сфере осложнено несоответствием позиции государства принятым в сфере сельскохозяйственных наук подходам к определению содержания ключевых для обеспечения безопасности рассматриваемой продукции понятий - «корма», «кормовые добавки», «премиксы», «концентраты». Этим определяется и разбалансированность интересов государства и производителей сельскохозяйственной продукции, поскольку текущее состояние законодательства осложняет деятельность последних ввиду неоправданности задействования административных процедур, связанных с регистрацией ранее уже зарегистрированных кормовых добавок. С учетом изложенного представляется целесообразным коррекция законодательства о ветеринарии в соответствующей части, исключающая необходимость регистрации премиксов и кормовых концентратов. Следует также иметь в виду, что от правовой политики Российской Федерации в данной сфере во многом зависит и состояние наднационального регулирования, наличие которого в области обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных могло бы дать толчок к развитию рынка кормов и кормовых добавок для сельскохозяйственных животных и общему подъему животноводческой отрасли в государствах-участниках ЕАЭС. Соответствующий технический регламент требуется и собственно Российской Федерации, поскольку отсутствие с 2021 г. внутригосударственных

M

fr I

правил обеспечения безопасности кормов и кормовых добавок для животных не способствует обеспечению законности и государственной дисциплины в сфере производства и оборота данной

продукции, поскольку делает беспредметным осуществление контрольно-надзорной и администра-тивно-юрисдикционной деятельности в рассматриваемой сфере.

Литература

1. Батова В. Н. Дисбаланс ветеринарного законодательства: вопросы теории и практики // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 2. С. 198-204.

2. Воронин Б. А., Донник И. М. Правовое регулирование ветеринарной деятельности: состояние, актуальные задачи // Аграрный вестник Урала. 2015. № 1 (131). С. 91-94.

3. Донник И. М., Воронин Б. А., Тухбатов И. А. Государственная контрольно-надзорная деятельность в сельском хозяйстве // Аграрный вестник Урала. 2015. № 4 (134). С. 80-83.

4. Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 24. Ст. 857.

5. Как сделать кормовой рынок цивилизованным. URL: https://soyanews.info/interview/217397/ (дата обращения: 14.05.2023).

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

7. Козлова О. И. Перспективы развития административно-правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации // Право и практика. 2017. № 2. С. 21-26.

8. Панченко В. Ю., Петров А. А., Деменишин А. В. Правовая политика: базовый курс: учебное пособие. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. 54 с.

9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2008 г. № 263 «Об утверждении Технического регламента «Требования к безопасности кормов и кормовых добавок»» // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 2007. № 15. Ст. 138.

10. Постановление Правительства РФ от 9 марта 2010 г. № 132 «Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 11. Ст. 1221.

11. Приказ Минсельхоза России от 11 марта 2003 г. № 381 «Об утверждении Ветеринарно-санитарных требований при импорте в Российскую Федерацию кормов для кошек и собак» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 16.

12. Приказ Минсельхоза России от 6 июля 2017 г. № 329 «Об утверждении ветеринарных правил перемещения (перевозки) автомобильным транспортом свиней и кормов для них» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.08.2017.

13. Приказ Минсельхоза России от 26 июля 2017 г. № 366 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, используемых для производства кормов и кормовых добавок для животных, генно-инженерно-модифицированных организмов, используемых для производства лекарственных средств для ветеринарного применения, а также кормов и кормовых добавок для животных, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащих такие организмы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.08.2017.

14. Проект Технического регламента ЕАЭС «О безопасности кормов и кормовых добавок» // Официальный сайт некоммерческой организации «Союз комбикормщиков». URL: http://souzkombikorm.ru/content/tehnicheskiy-reglament-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza-o-bezopasnosti-kormov-i-0 (дата обращения: 13.05.2023).

15. Проект Технического регламента Таможенного союза «О безопасности кормов и кормовых добавок» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/ Pages/bezopKormov.aspx (дата обращения: 13.05.2023).

16. Труфанов М. Е. Современная специфика государственно-властного воздействия на развитие сельского хозяйства // Право и практика. 2011. № 2. С. 48-54.

17. Увайдов М. И. К вопросу о содержании административно-правового регулирования в агропромышленном комплексе // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 6 (143). С. 136-141.

18. Увайдов М. И. Субъекты государственного контроля (надзора) в агропромышленном комплексе // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 1. С. 282-289.

19. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6887.

References

1. Batova VN. Imbalance of veterinary legislation: issues of theory and practice. Pravovaya politika i pravovaya zhizn' = Legal policy and legal life. 2020;(2):198-204. (In Russ.).

2. Voronin BA, Donnik IM. Legal regulation of veterinary activity: state, actual tasks. Agrarnyi vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals. 2015; 1(131):91-94. (In Russ.).

3. Donnik IM, Voronin BA, Trekhbratov IA. State control and supervisory activity in agriculture. Agrarnyi vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals. 2015; 4(134):80-83. (In Russ.).

fri

CK©y

4. Law of the Russian Federation of May 14, 1993 No. 4979-1 «On veterinary medicine». Vedomosti of the Council of People's Deputies and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993. No. 24. Art. 857. (In Russ.).

5. How to make the feed market civilized. Available from: https://soyanews.info/interview/217397/ [Accessed 14 May 2023]. (In Russ.).

6. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 1 (Part 1). Art. 1.

7. Kozlova OI. Prospects for the development of administrative and legal regulation of the agro-industrial complex in the Russian Federation. Pravo i praktika = Law and practice. 2017;(2):21-26. (In Russ.).

8. Panchenko VYu, Petrov AA, Demenishin AV. Legal policy: basic course. Moscow: RIOR: INFRA-M; 2019. 54 p. (In Russ.).

9. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated March 18, 2008 No. 263 «On approval of the Technical Regulations «Requirements for the safety of feed and feed additives»». Collection of acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan. 2007. No. 15. Art. 138. (In Russ.).

10. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 132 of March 9, 2010 «On mandatory requirements for Certain Types of Products and Related Design Processes (including Surveys), Production, Construction, Installation, Commissioning, Operation, Storage, Transportation, Sale and Disposal contained in the technical regulations of the Republic of Kazakhstan, which is a member State of the Customs Union». Collection of legislation of the Russian Federation. 2010. No. 11. Art. 1221. (In Russ.).

11. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation No. 381 dated March 11, 2003 «On approval of Veterinary and sanitary requirements for the import of cat and dog food to the Russian Federation». Bulletin of normative acts of Federal executive authorities. 2003. No. 16. (In Russ.).

12. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation No. 329 dated July 6, 2017 «On approval of veterinary rules for the movement (transportation) of pigs and feed for them by road». Official Internet portal of legal information http:// www.pravo.gov.ru, 03.08.2017. (In Russ.).

13. Order of the Ministry of Agriculture of Russia dated July 26, 2017 No. 366 «On Approval of the Administrative Regulations of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Supervision on the Provision of State Services for the State Registration of Genetically Engineered Modified Organisms Used for the Production of Animal Feed and Feed Additives, Genetically Engineered Modified Organisms Used for the Production of Medicines for Veterinary Use, as Well as Feed and Feed Additives for animals obtained with the use of genetically engineered modified organisms or containing such organisms». Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 24.08.2017. (In Russ.).

14. Draft Technical Regulations of the EAEU «On the safety of feed and feed additives». Official website of the non-profit organization «Union of feeders». Available from: http://souzkombikorm.ru/content/tehnicheskiy-reglament-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza-o-bezopasnosti-kormov-i-0 [Accessed 13 May 2023]. (In Russ.).

15. Draft Technical Regulations of the Customs Union «On the safety of feed and feed additives». Official website of the Eurasian Economic Commission. Available from: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/ bezopKormov.aspx [Accessed 13 May 2023]. (In Russ.).

16. Trufanov ME. Modern specifics of state-power influence on the development of agriculture. Pravo i praktika = Law and practice. 2011;(2):48-54. (In Russ.).

17. Uvaidov MI. On the issue of the content of administrative and legal regulation in the agro-industrial complex. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii = Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2021;6(143):136-141. (In Russ.).

18. Uvaidov MI. Subjects of state control (supervision) in the agro-industrial complex. Pravovaya politika i pravovaya zhizn' = Legal policy and legal life. 2022;(1):282-289. (In Russ.).

19. Decree of the President of the Russian Federation No. 642 of December 1, 2016 «On the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation». Collection of Legislation of the Russian Federation. 2016. No. 49. Art. 6887.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.