• ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
£
А.В. Малько, A.V. Malko,
доктор юридических наук, Doctor of law (LLD), Professor
профессор кафедры теории of the theory of state and law department
государства и права of the Saratov state law academy,
Саратовской государственной Professor, Honored worker
юридической академии, of Russian Academy of Science
заслуженный деятель науки РФ [email protected]
В.В. Елистратова, V.V. Elistratova,
кандидат юридических наук, Candidate of law, the Associate
доцент кафедры теории professor of the theory of state 3C государства и права and law department of the Saratov state
j2 Саратовской государственной law academy
юридической академии [email protected]
о;
О Правовая политика в сфере Евразийского
GQ
g экономического союза: пути оптимизации
S Аннотация: статья посвящена проблеме эффективного правового обеспе-
^ чения интеграционных процессов в сфере Евразийского экономического союза.
В ней определяются приоритеты и пути оптимизации его правовой политики, ^ призванные способствовать достижению баланса национальных, наднациональ-^ ных и интернациональных интересов, адаптации государств к негативным про-
С
явлениям глобализации, подчеркивается необходимость обеспечения равноправия участников .межгосударственного объединения; отмечается, что позитивный
европейский опыт необходимо использовать творчески, с учетом специфичных
® факторов государств — членов интеграционного объединения.
Щ Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический союз, межгосу-
0. дарственное объединение, правовая политика, наднациональное регулирование, сближение права, баланс интересов, опыт Европейского Союза.
Legal policy in the sphere of the Eurasian Economic
^ Union: ways of optimization
©
«V
„ Abstract: the article is devoted to the problem of effective legal support of integration
processes in the sphere of the Eurasian Economic Union. Priorities and ways to optimize its legal policy are identified to promote a balance between national, supranational and international interests and to adapt states to the negative manifestations of globalization. The need to ensure the equality of members of an interstate association is stressed. Positive
European experience should be used creatively, taking into account the specific factors of the member States of the integration association.
Keywords: integration, Eurasian Economic Union, interstate association, legal policy, supranational regulation, convergence of law, balance of interests, experience of the European Union.
Евразийская региональная интеграция, оглядываясь на европейский опыт, предполагает альтернативный глобализации путь развития межгосударственных связей. Евразийский экономический союз, функционирующий в составе России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана с 1 января 2015 г., органично вписался в процессы как экономической, так и политико-правовой жизни его государств-членов. Он задуман для реализации новых возможностей в интеграции государств в первую очередь на постсоветском пространстве.
Исторические предпосылки взаимодействия государств - членов региональных объединений на евразийском пространстве составляют прочную основу успешного развития интеграционных процессов [1, с. 71]. Кроме того, современный регионализм является очевидной u а доминирующей тенденцией развития не только международной эко- ° j номики и политики, но и государственно-правового строительства. | §
Создание оптимальных механизмов правового регулирования | * интеграционных отношений и позитивная динамика в развитии ЕАЭС § | предполагают осуществление грамотной, адекватной, разноуровне- ° 3 вой правовой политики, которая выступает способом модернизации 8 j правовой системы общества. Она является категорией XXI в., отража- * g ющей процессы оптимизации права, пути правового развития обще- 1■§ ства, способы полноценного выстраивания его правовой системы, 0 j т.е. всю многогранную реальность. | 8
Правовая политика в сфере евразийской интеграции направлена | | на установку определенных правил, четких ориентиров, способ- 1 § ствующих реализации ее целей. Сегодня выстраиваются приоритеты правовой политики. Так, без эффективного наднационального 9 регулирования невозможно улучшение работы общего рынка. Для этого необходимо продолжить устранение препятствий во внутрен- ^ ней торговле и развитие конкурентных условий для бизнеса. Глава Г § Правительства Беларуси С.Н. Румас
о наделении Евразийской экономической комиссии дополнитель- "§ ными полномочиями по приятию решений об отмене национальных § актов государств-членов, нарушающих право ЕАЭС, а также об установлении порядка и определении сроков рассмотрения обращений
о нарушении права Союза. Следующим приоритетом евразийской интеграции выступает цифровизация экономик, открывающая принципиально новые возможности участникам, поскольку она предполагает формирование единой системы цифровой идентификации в Евразийском экономическом союзе и защиту данных. Для стимулирования цифрового развития участники Союза должны провести инвентаризацию своих технологических ресурсов, открыть совместные центры компетенций в области технологий. Еще одним безусловным приоритетом евразийской интеграции являются реализация соглашений о зонах свободной торговли с Сингапуром и Сербией, либерализация торговли с Ираном, переговорный процесс по зоне свободной торговли с Египтом и Израилем [2].
Для наиболее успешного развития евразийских интеграционных .а процессов в современный период крайне важно извлечение ценных уроков из европейского опыта. Интерес России и различных межгосударственных структур к европейской интеграции закономерен в плане ц. не только заимствования ее положительного опыта, но и предотвра-^ щения возможности повторения допущенных Европейским Союзом О ошибок и просчетов.
^ На современном этапе в европейской интеграции наблюдаются С совершенно очевидные центробежные тенденции, пессимистические 5 прогнозы о ее судьбе небеспочвенны. В Евросоюзе складывается ££ достаточно тревожная ситуация, внутренние противоречия налицо. ■5 Сегодня он не располагает действенными рычагами, кроме установленных для участников квот, которые вовсе не опираются на принцип О равноправия граждан. Среди государств - членов ЕС многие недовольны его правовой политикой, поскольку в Союзе нет полноценного ^ равноправия. Необоснованные квоты в интересах западных стран О бьют по экономике отдельных участников. Некоторые государства ^ пользуются явными привилегиями, возможности других намеренно С; ограничиваются. Можно с уверенностью констатировать, что в рамках ЕС происходит одновременное формирование двух «миров» с раз-10 носкоростным развитием. Истоки проблем заключаются в условиях,
созданных его государствами-членами. ® Реальные противоречия в рамках Союза продолжают усиливаться О и обостряться. Национальные интересы все чаще заявляют о себе. * ЕС не принимает мигрантов из восточных стран. Трудоспособное население из восточных стран в целях экономической выгоды уезжает в западные, которым, в свою очередь, это выгодно. Нужны правовые средства, которые помогут поставить заслон для оттока трудоспособного населения из Польши, Венгрии, Словакии, Чехии,
стран Балтии. Отсутствие военной защиты НАТО делает Евросоюз еще более уязвимым. Кроме того, имеют место проблемы с кадрами.
Выход Великобритании из Европейского Союза - первый звонок. Вирус Вгехк бродит по Европе. Франция, Греция, Нидерланды, Венгрия, Швеция, Дания открыто заявляют о недовольстве европейской политикой. Чтобы Союз мог в дальнейшем развиваться, нужны более надежные, более справедливые правовые скрепы, которые вырабатываются только в рамках правовой политики.
Неудачи Евросоюза вовсе не означают отсутствие перспектив для реального достижения необходимого баланса наднациональных интересов интеграционных объединений и национальных интересов государств - членов. Они не означают его обязательный полный распад, но уповать на оптимистические прогнозы и не считаться с реальностью опасно. С одной стороны, невозможно не признать, что любые достижения в рамках внутригосударственного строительства происходят в контексте межгосударственной интеграции, с другой, реалии сегодняшнего дня часто разочаровывают.
Наднациональная правовая система, которая выделяется среди разноуровневых правовых феноменов
вень [3, с. 137], естественно, не может обеспечить реализацию всех § £ интересов участников межгосударственного объединения. Тем не | | менее в результате ее формирования появляется новая форма взаи- <§ * модействия, которая ограничивает возможности управления отдель- § | ных государств в пользу управления, осуществляемого совместно. ° 3 Интеграционная модель остается единственной на пути достижения 8 * компромисса между странами. Не побоимся утверждать: даже с ее * неудачами, потерями и разочарованиями. Эта модель не предполагает 1 отказа от нее, она требует постоянного поиска эффективных средств 0 £ и методов для усовершенствования механизма межгосударственного | 8 общения. 8
Государства - члены Евразийского экономического союза, а также 1 § иные межгосударственные структуры должны на современном этапе извлечь уроки из негативного опыта Евросоюза, чтобы избежать до- 11 пущенные им ошибки. Важно учитывать следующее: недопустимо искусственное форсирование естественного сближения государств, Ь ь путь к объединению возможен только на основе внутреннего убеж- г» § дения; интеграция в рамках межгосударственных союзов должна § | ориентироваться на сохранение народами государств - участников "§ их ценностей и самобытности; следует отказаться от навязывания | единых идеологических и культурных стандартов, свойственных западному миру; объединение государств должно осуществляться
£
на основе адекватной, гибкой, конструктивной и динамичной правовой политики, базирующейся на принципе равноправия граждан; интеграционные процессы должны выстраиваться параллельно с формированием соответствующего уровня правовой культуры населения государств - членов межгосударственных союзов; важно сдерживать экспансию судебных органов, не допускать расширительного толкования учредительных документов интеграционных объединений, не ущемлять государственный суверенитет; в целях осуществления взаимодействия в рамках межгосударственных интеграционных объединений необходимо повышать качество подготовки соответствующих специалистов.
На современном этапе наблюдается стремление к разработке основ качественного правового обеспечения деятельности ЕАЭС с творческим использованием апробированного правового опыта как
Европейского Союза, так и межгосударственных структур постсовет-
ского пространства. Правовая политика Евразийского экономического
ц. союза должна быть более справедливой, более сбалансированной и,
^ что также важно, децентрализованной. Центры общей правовой по-
О литики должны быть сосредоточены в разных местах. Союз должен
^ обеспечить правовую защиту от реальных угроз для интеграции.
С Новые угрозы связаны с распространением вирусов, паника по поводу
5 коронавируса является тому подтверждением. Огромную опасность
££ представляют киберугрозы. Правовая защита, по своей сути, являет-
■5 ся частью правовой политики. В ее рамках выявляются также иные эффективные средства правового обеспечения деятельности ЕАЭС,
0 осуществляется правовое прогнозирование развития интеграционных процессов.
1 Назрела необходимость в разработке проекта Концепции право-О вой политики в сфере развития Евразийского экономического союза
как доктринального документа. Своевременным представляется
С; определение основных тенденций в сфере евразийской интеграции.
Важнейшей проблемой правового обеспечения деятельности 12 Евразийского экономического союза является формирование его правовой системы. На первый план выходит союзное законодательство. ® Следует разработать положения о наиболее оптимальных способах О сближения права, ориентированных на согласование государства* ми-членами принципов правового регулирования на основе норм международного права, определение этапов, способов и совместных мер по развитию национальных законодательств, курса на выработку общих правовых позиций. Формирование единой правовой системы ЕАЭС проявляется в конкретных мерах государств-членов
по унификации нормативных регуляторов. В то же время евразийская экономическая интеграция вполне обоснованно характеризуется как постепенная и последовательная гармонизация правовых систем участвующих государств [4, с. 61-62].
Значимой проблемой правового обеспечения деятельности Евразийского экономического союза является эффективный наднациональный парламент.
В рамках правовой политики Евразийского экономического союза необходимо разработать систему гарантий для его участников, к числу которых относятся прежде всего гарантии защиты национального суверенитета государств-членов, соблюдения баланса публичных и частных интересов всех участников, обеспечения их равноправного членства. Именно в этом состоит сила интеграционного объединения. Если интересы осуществляются на неравных условиях, то противоречия между государствами будут только усиливаться. Нужна правовая политика, обеспечивающая меры по созданию равных юридических возможностей для реализации интересов участников интеграции.
Решение проблемы юридической ответственности уполномочен- з ^ ных субъектов правовой политики в области объединения государств § £ также будет способствовать обеспечению равноправного членства | § участников Союза. Большое значение имеет процедура привлечения | * государств-членов к ответственности, включая административную § | и судебную стадии. ° 3
Евразийский экономический союз, творчески используя право- 8 £ вой опыт Европейского Союза, должен выстроить свою полноцен- * ную судебную систему. Судебно-правовая политика должна быть 1 направлена на создание эффективных механизмов разрешения 0 £ неизбежных споров и разногласий между государствами-членами, | | а также на определение мер их ответственности в случае нарушения | | установленных норм и принципов, определяющих положительную Ц § динамику евразийских интеграционных процессов с учетом опыта Суда ЕС. 13
Обозначенные пути оптимизации правовой политики в сфере Евразийского экономического союза будут способствовать обеспече- Ь ь нию баланса национальных, наднациональных и интернациональных » § интересов, адаптации государств к негативным проявлениям глобали- § | зации, а также обеспечению национальной суверенной безопасности § участников интеграционных процессов. А позитивный европейский § опыт необходимо использовать творчески, учитывая специфичные особенности государств - членов интеграционного объединения.
Список литературы:
1. Курбанов, Р. А. Евразийское право: процессы формирования / Р.А. Курбанов // Государство и право. - 2015. - № 9. - С. 65-71.
2. Кузьмин, В. Цифра для Союза / В. Кузьмин // Российская газета. -2020. - 3 февраля.
3. Исаков, И.Н. Разноуровневые правовые системы: особенности формирования и взаимодействия / И.Н. Исаков // Правовая политика и правовая жизнь. - 2017. - № 4. - С. 134-139.
4. Капустин, А.Я. Право Евразийского экономического союза: международно-правовой дискурс / А.Я. Капустин // Журнал российского права. - 2015. - № 11. - С. 59-69.
В.С. Хижняк, V. S. Khizhnyak,
-Q доктор юридических наук, старший Doctor of Law, Senior Research Officer,
pj научный сотрудник Саратовского Saratov branch of Institute of State
§ филиала Института государства и and Law of Russian Academy of Sciences
^ права Российской академии наук
о; §
О Международно-правовая политика в условиях
■=( глобализации и регионализации
S Аннотация: .международно-правовая политика, глобализация и регионализа-
^ ция — факторы, оказывающие влияние на современные.международные отношения.
В статье рассматривается сущность понятий «глобализация» и «регионализация»,
^ выявляется их соотношение. Автор выделяет те проблемы, на решение которых
^ в создавшихся условиях должна быть направлена международно-правовая поли-
о с
о;
тика, указавает конкретные действия, необходимые для повышения ее эффективности в условиях глобализации и регионализации. ^t Ключевые слова: глобализация, регионализация, международные отношения,
q международно-правовая политика, политика РФ. GQ S
С Globalization, regionalization
and international legal policy
14
Abstract: international legal policy, globalization and regionalization are factors ® that influence modern international relations. In the presented article, the essence of q the concepts of "globalization" and "regionalization" is examined, their relationship {V is revealed. The author identifies those problems on the solution of which, in the ^ circumstances, the international legal policy should be directed. The article indicates the specific actions necessary to increase its effectiveness in the context of globalization and regionalization.
Keywords: globalization, regionalization, international relations, international legal policy, policy of the Russian Federation.