Научная статья на тему 'Правовая политика современной России в сфере формирования системы юридической ответственности законодательных органов власти*'

Правовая политика современной России в сфере формирования системы юридической ответственности законодательных органов власти* Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ДЕПУТАТ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LEGAL POLICY / LEGAL RESPONSIBILITY / LEGISLATIVE BODIES / DEPUTY / CIVIL SOCIETY / CONSTITUTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько А.В., Маркунин Р.С.

Статья посвящена исследованию перспективного направления правовой политики в сфере выстраивания эффективной системы юридической ответственности органов законодательной власти. Подчеркивается особая важность системного изучения юридической ответственности с учетом взаимосвязи позитивного и негативного аспектов указанного явления. Отмечается тесная взаимосвязь выстроенной системы ответственности и уровня результативности, осуществляемой законодательными органами деятельности. Предлагается особая процедура проведения мониторинга деятельности конкретного представителя законодательного органа с возможностью досрочного прекращения его полномочий. Обозначенное в статье направление правовой политики ориентировано на усиление контроля за деятельностью властных субъектов со стороны институтов гражданского общества. Делается вывод о важной роли системы юридической ответственности в вопросе создания добропорядочной и эффективной модели поведения должностных лиц органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal policy of modern Russia in the sphere of formation of the system of legal responsibility of legislative authorities

The article is devoted to the study of the perspective directions of legal policy in the field of building an effective system of legal responsibility of legislative bodies. Emphasizes the special importance in the systematic study of legal responsibility, taking into account the relationship of the positive and negative aspects of this phenomenon. The study emphasizes the close relationship between the fixed system of responsibility and the level of performance of the activities carried out by legislative bodies. A special procedure is proposed for monitoring the activities of a specific representative of the legislative body, with the possibility of early termination of its powers. The direction of legal policy indicated in the article is focused on strengthening control over the activities of power subjects by civil society institutions. In conclusion, it is concluded that the important role of the system of legal responsibility in the matter of building a respectable and effective model of behavior of officials of the authorities.

Текст научной работы на тему «Правовая политика современной России в сфере формирования системы юридической ответственности законодательных органов власти*»

• ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА •

А.В. Малько,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН

Р.С. Маркунин,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии

1

2

0

CQ

1

8 §

о

CQ

S

8

о

cv

cv

A.V. Malko,

Doctor of Law, Professor,

Honored Scientist of the Russian Federation,

Director of the Saratov branch Institute of

State and Law of the Russian Academy of

Sciences

i_gp@ssla.ru

R.S. Markunin,

Candidate of Juridical Sciences,

Associate Professor of the Department of

Theory State and Rights Saratov State

Law Academy

markunin88@yahoo.com

Правовая политика современной России в сфере формирования системы юридической ответственности законодательных органов власти*

Аннотация: статья посвящена исследованию перспективного направления правовой политики в сфере выстраивания эффективной системы юридической ответственности органов законодательной власти. Подчеркивается особая важность системного изучения юридической ответственности с учетом взаимосвязи позитивного и негативного аспектов указанного явления. Отмечается тесная взаимосвязь выстроенной системы ответственности и уровня результативности, осуществляемой законодательными органами деятельности. Предлагается особая процедура проведения мониторинга деятельности конкретного представителя законодательного органа с возможностью досрочного прекращения его полномочий. Обозначенное в статье направление правовой политики ориентировано на усиление контроля за деятельностью властных субъектов со стороны институтов гражданского общества. Делается вывод о важной роли системы юридической ответственности в вопросе создания добропорядочной и эффективной модели поведения должностных лиц органов власти.

Ключевые слова: правовая политика, юридическая ответственность, законодательные органы власти, депутат, гражданское общество, правовое государство.

Legal policy of modern Russia in the sphere of formation of the system of legal responsibility of legislative authorities

Abstract: the article is devoted to the study of the perspective directions of legal policy in the field of building an effective system of legal responsibility of legislative bodies. Emphasizes the special importance in the systematic study of legal responsibility, taking into account the relationship of the positive and negative aspects of this phenomenon. The study emphasizes the close relationship between the fixed system of responsibility and the level of performance of the activities carried out by legislative bodies. A special procedure is proposed for monitoring the activities of a specific representative of the legislative body, with the

* Статья выполнена при поддержке РФФИ, проект № 19-011-00103 А «Юридическая ответственность в правовой системе России: концепция взаимодействия, взаимосвязей и устранения противоречий с иными элементами правовой системы».

possibility of early termination of its powers. The direction of legal policy indicated in the article is focused on strengthening control over the activities of power subjects by civil society institutions. In conclusion, it is concluded that the important role of the system of legal responsibility in the matter of building a respectable and effective model of behavior of officials of the authorities.

Keywords: legal policy, legal responsibility, legislative bodies, deputy, civil society, constitutional state.

Вопрос ответственности органов публичной власти занимал важное место на протяжении всей истории становления человеческого обще- э ства. C развитием идеи демократического и правового государства эта тема g приобрела первостепенное значение. На современном этапе одним из наибо- g лее актуальных направлений исследования обозначенной тематики является § разработка полноценной системы юридической ответственности властных 5 § субъектов, в которой находило бы отражение сбалансированное сочетание g s мер поощрения и наказания. « | Детально проработанная система юридической ответственности органов g О публичной власти может стать залогом поддержания эффективной работы и ис- §< .g полнения обязанностей названных субъектов [1, с. 15]. Однако не менее важной g g выступает и сама деятельность по созданию и приведению в рабочее состояние s | подобной системы. В этом отношении не последнее место занимает целенаправ- g §, ленно проводимая правовая политика, под которой мы понимаем научно обосно- | о ванную, последовательную и системную деятельность государственных органов g 8 и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма S s правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических g g средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и §§ свобод человека и гражданина, формирование правовой государственности и |§> высокого уровня правовой жизни общества и личности [2, с. 34]. ¡¡¡О Для создания полноценной системы юридической ответственности орга- » g нов публичной власти следует сформировать отдельное направление правовой s ■§ политики, которое включало бы в себя установление четких оснований, мер g | ответственности и процедур их реализации. Е» | Отсутствие подобной системы, в частности в отношении законодательных § g органов, приводит к низкой результативности осуществляемой ими деятель- | « ности. Как следствие, повышается опасность принятия нормативно-правовых s g актов, противоречащих интересам общества, без соблюдения установленных процедур, в связи с чем содержание юридических документов может отличаться незавершенностью разработки, наличием пробелов и различных 9_

противоречий. Кроме того, фактическая невозможность привлечения к

ответственности конкретных должностных лиц может привести к росту т ь

коррупционной составляющей в работе властных субъектов. § §

Новые подходы по повышению эффективности функционирования g ^

органов законодательной власти должны включать в себя разработку со- ^ g

ответствующей системы юридической ответственности и соответствующей | §

политики.

Правовая политика должна быть направлена на выявление взаимосвязи законотворческой деятельности и качества принимаемых актов. Установление подобной связи в перспективе будет снижать уровень угрозы осуществления

какой-либо неправомерной деятельности со стороны властного субъекта, создаст гарантию недопущения «легального» использования закона в ущерб общественным интересам [3, с. 13].

Немалую роль на своеобразие системы юридической ответственности законодателя оказывают влияние институты гражданского общества, заставляющие депутатов законодательных органов задумываться об ответственности перед избирателями, которую они несут на протяжении срока своего избрания. Структуры гражданского общества исполняют роль своеобразного проводника между государством и населением, они наделены возможностью оспаривания решений государственных органов и выдвижения различных инициатив, способствующих повышению результативности работы всего государственного механизма [4, с. 21]. Совершенствование работы подобных институтов также связано с проводимой в стране правовой политикой. Ее приоритеты должны включать в себя: усиление прозрачности законотворческого процесса; адекватные меры ответственности за результаты своей деятельности в отношении государственных служащих; создание условий для беспрепятственного доступа к информации о рассматриваемых зако-.о нопроектах для обеспечения возможности их общественного обсуждения. $5 Перечисленные направления позволят повысить позитивную юридическую ответственность законодателя и положительным образом скажутся на его о; профессиональном уровне. Роль позитивной ответственности в системе оа выступает определяющей, поскольку статус государственного служащего оа отличается наличием определенных иммунитетов, что порой затрудняет [Ъ привлечение его к мерам негативной юридической ответственности [5, с. 101]. 5 Деятельности представителей законодательных органов власти свойственны д черты свободы в выражениях своей воли. Характеристика данного поведения ¡5 чаще всего происходит через оценочные категории в виде справедливости,

1 добропорядочности, честности и т.д. Такие категории лежат в сфере регулиро-§ вания морально-этических норм [6, с. 126], в большей своей массе находящих о; отражение в иных системах ответственности (моральной, социальной, политика ческой и т.д.). Однако для успешной работы системы юридической ответственна ности они, в части реализации позитивного аспекта ответственности, должны [Ъ быть учтены. Система ответственности определяет границы, выход за которые

недопустим, в виде тех же оценочных категорий, которые могут фиксироваться ¡О в различного рода этических кодексах, регламентах профессиональной этики — и т.д. Подобное положение вещей свидетельствует о связи систем различных уровней общности, в частности системы социальной ответственности с ее

2 подсистемой в виде ответственности юридической. Реализуемая правовая по® литика в сфере функционирования системы юридической ответственности ^ публичных органов власти должна учитывать указанную взаимосвязь.

Ввиду значимой деятельности законодательных органов, благодаря которой подвергаются регулированию базовые правоотношения всего общества, к должностным лицам должны предъявляться особые требования, в том числе к их деловым и личностным качествам. Должностное лицо, задействованное в работе законодательного органа, обязано осознавать, что помимо системы гарантий, иммунитетов и социальных благ его особый статус содержит и

особую систему юридической ответственности в виде специальных оснований, мер и процедур их реализации, направленных на обеспечение наиболее эффективного и профессионального уровня его деятельности.

Предлагаемое нами направление правовой политики в той или иной мере уже начало реализовываться на практике, что привело к расширению оснований и санкций ответственности в виде штрафных мер, применяемых к представителям законодательных органов. За последнее время в Регламенте

Государственной Думы появилась ответственность за непосещение пленарных о

заседаний палаты парламента. Помимо этого, п. 3.1 ст. 4 Федерального закона д

от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депу- §

тата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» *

установил норму, согласно которой «полномочия депутата Государственной .§ §

Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы 2 |

по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 *

настоящего Федерального закона, или по инициативе комитета, членом ко- § §

торого он является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных §■§

дней обязанностей». Полагаем, что проводимая политика в этом направлении д 2

должна быть продолжена за счет установления дополнительных оснований О §

ответственности за игнорирование работы профильных комитетов, неучастие 3 §

во встречах с избирателями и т.д. 3 о

Следует также отметить, что реализуемая политика на современном этапе § 2

помогли бы уменьшить образовавшуюся пропасть между обществом и госу-

затрагивает только регулирование вопросов ответственности депутата перед парламентом, не учитывая ответственность перед населением. Следующий

о

этап проводимой политики должен быть ориентирован на разработку меха- § о низма привлечения населения к мероприятиям по контролю за деятельно- § 5 стью народных избранников с возможностью последующего инициирования § § процедуры досрочного прекращения их полномочий. Подобные изменения * 2

й -о

дарственными органами. о |

Считаем, что современное ориентирование на построение правового го- § §

5 2 3 г

сударства связывается с необходимостью отхода от презумпции законности осуществления государственной деятельности. Любое принятое решение § 3 законодательного органа власти должно подвергаться контролю со стороны институтов гражданского общества. Система юридической ответственности, а именно ее позитивное проявление, призвана обеспечивать выстраивание ц

добропорядочной и эффективной модели поведения должностных лиц. -

В случае совершения действий вопреки интересам общественного развития, наносящих вред правовым ценностям и идеям, выстроенная на законода- — ^

тельном уровне система юридическом ответственности должна включать в

§ S

себя реализацию своего негативного аспекта. §

* о-

'S S

Список литературы: 3

1. Маркунин, Р.С. Система юридической ответственности органов публичной 1 власти: постановка проблемы // Юридическая наука. — 2015. — № 4. — С. 14—16.

2. Малько, А.В. Теория правовой политики: монография / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 328 с.

3. Гущина, Н.А. Пробелы и дефекты в законодательстве и механизм их устранения // Современное право. — 2011. — № 6. — С. 12—14.

4. Роговая, А.В. Вопросы реализации Концепции взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции // Мониторинг правоприменения.

— 2013. — № 4. — С. 21-28.

5. Кузьмин, М.Н. Особенности нейтрализации противодействия расследованию преступлений, совершенных лицами, по должности обладающими правовым иммунитетом, и некоторые пути его преодоления / М.Н. Кузьмин, Н.В. Солонникова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2016.

— № 11. — С. 100-102.

6. Котовский, Л.Э. Юридическая ответственность субъектов публичного права: дис. ... канд. юрид. наук / Л.Э. Котовский. — Калининград, 2018. — 228 с.

В.А. Рудковский, V.A. Rudkovsky,

доктор юридических наук, профессор, Doctor of Law, Professor, Professor of

профессор кафедры теории и истории Department of Theory and History of Law

права и государства Волгоградского and State Volgograd State University

3C государственного университета rudkovsky@volsu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Проблемы классификации принципов правовой

з политики

CQ О

® Аннотация: принципы правовой политики относятся к числу ведущих элементов ее содержания,

gt в них концентрируется информация о наиболее значимых свойствах и закономерностях правовой по-

^ литики, особенностях ее осуществления в различных сферах социальной и юридической практики, отраслях права и т.д. В основу классификации принципов правовой политики, по мнению автора,

2 должны быть положены такие взаимосвязанные критерии, как специфика их содержания и назна-

¡5 чения. С учетом такого подхода в системе обозначенных принципов выделяются принципы-идеалы и

5 принципы-технологии, своеобразие которых раскрывается в статье. Кроме того, принципы правовой

О политики предлагается анализировать с позиции таких критериев, как сфера действия, юридическая значимость, и ряда других. Автор обращает внимание на своеобразие принципа научности, его особое

положение в системе ведущих начал правовой политики современного государства.

Ключевые слова: правовая политика, принципы правовой политики, классификация, принципы-

CQ идеалы, принципы-технологии, научность. |

Problems of classification of legal policy principles

12 Abstract:principles of legal policy relate to the leading elements of its content. They concentrate the information

- about the most important properties and trends of legal policy; about the particularities of its realization in different

spheres of social and legal practice, branches of law etc. All of this actualizes the problem of classification of the W above indicated principles, to which the present article is dedicated. The author supposes that such interconnected q criteria as the specific features of content and meaning of principles of legal policy should be put into the basis of CV| their classification. Considering such approach, there are two specific groups of ideas in the system of principles fy of legal policy: principles-ideals and principles-technologies. The specific features of both are shown in the present article. Moreover, it's suggested that principles of legal policy should be analyzed from the point of such criteria as the sphere of action, legal meaning and some other. Attention is paid to the peculiarity of the scientificity principle and its special position in the system of leading bases of a modern state policy.

Keywords: legal policy, principles of legal policy, classification, principles-ideals, principles-technologies, scientificity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.