Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ-ИДЕАЛЫ / ПРИНЦИПЫ-ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНОСТЬ / LEGAL POLICY / PRINCIPLES OF LEGAL POLICY / CLASSIFICATION / PRINCIPLES-IDEALS / PRINCIPLES-TECHNOLOGIES / SCIENTIFICITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудковский В.А.

Принципы правовой политики относятся к числу ведущих элементов ее содержания, в них концентрируется информация о наиболее значимых свойствах и закономерностях правовой политики, особенностях ее осуществления в различных сферах социальной и юридической практики, отраслях права и т.д. В основу классификации принципов правовой политики, по мнению автора, должны быть положены такие взаимосвязанные критерии, как специфика их содержания и назначения. С учетом такого подхода в системе обозначенных принципов выделяются принципы-Кроме того, принципы правовой политики предлагается анализировать с позиции таких критериев, как сфера действия, юридическая значимость и ряда других. Автор обращает внимание на своеобразие принципа научности, его особое положение в системе ведущих начал правовой политики современного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CLASSIFICATION OF LEGAL POLICY PRINCIPLES

Principles of legal policy relate to the leading elements of its content. They concentrate the information about the most important properties and trends of legal policy; about the particularities of its realization in different spheres of social and legal practice, branches of law etc. All of this actualizes the problem of classification of the above indicated principles, to which the present article is dedicated. The author supposes that such interconnected criteria as the specific features of content and meaning of principles of legal policy should be put into the basis of their classification. Considering such approach, there are two specific groups of ideas in the system of principles of legal policy: principles-ideals and principles-technologies. The specific features of both are shown in the present article. Moreover, it’s suggested that principles of legal policy should be analyzed from the point of such criteria as the sphere of action, legal meaning and some other. Attention is paid to the peculiarity of the scientificity principle and its special position in the system of leading bases of a modern state policy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

3. Гущина, Н.А. Пробелы и дефекты в законодательстве и механизм их устранения // Современное право. — 2011. — № 6. — С. 12—14.

4. Роговая, А.В. Вопросы реализации Концепции взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции // Мониторинг правоприменения.

— 2013. — № 4. — С. 21-28.

5. Кузьмин, М.Н. Особенности нейтрализации противодействия расследованию преступлений, совершенных лицами, по должности обладающими правовым иммунитетом, и некоторые пути его преодоления / М.Н. Кузьмин, Н.В. Солонникова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2016.

— № 11. — С. 100-102.

6. Котовский, Л.Э. Юридическая ответственность субъектов публичного права: дис. ... канд. юрид. наук / Л.Э. Котовский. — Калининград, 2018. — 228 с.

В.А. Рудковский, V.A. Rudkovsky,

доктор юридических наук, профессор, Doctor of Law, Professor, Professor of

профессор кафедры теории и истории Department of Theory and History of Law

права и государства Волгоградского and State Volgograd State University

3C государственного университета rudkovsky@volsu.ru

^ Проблемы классификации принципов правовой

з политики

CQ О

® Аннотация: принципы правовой политики относятся к числу ведущих элементов ее содержания,

gt в них концентрируется информация о наиболее значимых свойствах и закономерностях правовой по-

^ литики, особенностях ее осуществления в различных сферах социальной и юридической практики, отраслях права и т.д. В основу классификации принципов правовой политики, по мнению автора,

2 должны быть положены такие взаимосвязанные критерии, как специфика их содержания и назна-

¡5 чения. С учетом такого подхода в системе обозначенных принципов выделяются принципы-идеалы и

5 принципы-технологии, своеобразие которых раскрывается в статье. Кроме того, принципы правовой

О политики предлагается анализировать с позиции таких критериев, как сфера действия, юридическая значимость, и ряда других. Автор обращает внимание на своеобразие принципа научности, его особое

положение в системе ведущих начал правовой политики современного государства.

Ключевые слова: правовая политика, принципы правовой политики, классификация, принципы-

CQ идеалы, принципы-технологии, научность. |

Problems of classification of legal policy principles

12 Abstract:principles of legal policy relate to the leading elements of its content. They concentrate the information

- about the most important properties and trends of legal policy; about the particularities of its realization in different

spheres of social and legal practice, branches of law etc. All of this actualizes the problem of classification of the W above indicated principles, to which the present article is dedicated. The author supposes that such interconnected q criteria as the specific features of content and meaning of principles of legal policy should be put into the basis of CV| their classification. Considering such approach, there are two specific groups of ideas in the system of principles fy of legal policy: principles-ideals and principles-technologies. The specific features of both are shown in the present article. Moreover, it's suggested that principles of legal policy should be analyzed from the point of such criteria as the sphere of action, legal meaning and some other. Attention is paid to the peculiarity of the scientificity principle and its special position in the system of leading bases of a modern state policy.

Keywords: legal policy, principles of legal policy, classification, principles-ideals, principles-technologies, scientificity.

Дл

|,ля теории правовой политики, как и для любой другой развитой научной концепции, вопрос о принципах является одним из основополагающих. Так или иначе, в нем фокусируются все важнейшие теоретико-методологические и практические проблемы, связанные с разработкой общего понятия, содержания, назначения правовой политики, а также с определением оптимальных путей и средств ее реализации в современной России. Правовая политика, как бы она ни определялась, остается таковой до тех пор, пока сохраняет «верность» своим базовым принципам, в противном случае она неизбежно теряет свою специфику и становится «придатком» экономической, социальной и прочей государственной политики.

В последние годы в отечественной литературе наблюдается определенный прогресс в разработке общетеоретической доктрины принципов правовой политики: утвердилось понимание указанных принципов в качестве основополагающих идей (установок), воплощающих исходные начала (подходы, § требования) деятельности государства и институтов гражданского общества ^ в сфере совершенствования и развития действующего права (правовой си- | стемы, правовой жизни) [1, с. 216]; определены их наиболее существенные ~ содержательные характеристики [2, с. 11—14]; значительное внимание уде- 3 ляется данному понятию при разработке проблем правотворческой и иных § разновидностей правовой политики [3, с. 49—63]. Ц

Тем не менее, в обозначенной области остается немало нерешенных задач, ^ и одна из них — систематизация принципов правовой политики. I

Анализ научных источников свидетельствует о том, что в настоящее время при характеристике принципов правовой политики преобладает своеобразный | суммативный подход. Принципы воспринимаются в виде некоего набора § идей, которые, с точки зрения того или иного автора, имеют основополагаю- I щее значение для правовой политики. При этом наблюдается значительный разброс мнений относительно их перечня: одни исследователи выделяют § около двадцати принципов правовой политики, другие — ограничиваются § тремя-четырьмя. §

Обращает на себя внимание и то, что в числе принципов правовой § политики фигурируют весьма разноплановые по своему характеру идеи: § справедливость, гуманность, планомерность, научность, прогнозирование, § комплексность и пр.

В частности, по мнению Н.И. Матузова, стержневыми принципами 13 правовой политики выступают: социальная обусловленность; научная обоснованность, реалистичность; устойчивость и предсказуемость; легитимность, 0 демократический характер; гуманность и нравственные начала; справедли- ь вость; гласность; сочетание интересов личности и государства; приоритетность прав человека; соответствие международным стандартам [4, с. 323]. § В проекте Концепции правовой политики Российской Федерации до £ 2020 года, помимо названных, выделяются такие принципы, как закон- | ность, целенаправленность, прогнозирование, планомерность и поэтапность, эволюционный характер реформирования правовой формы, ориентация на достижимые результаты, комплексный подход к решению проблем, до-

статочность средств и ресурсов, сочетание механизмов управления и самоорганизации [5, с. 231—234].

Одним из средств, позволяющих упорядочить и в определенной мере углубить современные представления о принципах правовой политики, является их классификация.

Принципиальный вопрос: по каким основаниям следует классифицировать указанные принципы? За основу, на наш взгляд, можно взять такие взаимосвязанные критерии, как специфика содержания и назначения принципов правовой политики.

С учетом такого подхода в системе принципов правовой политики отчетливо просматриваются две специфичные группы идей:

— идеи, воплощающие важнейшие социально-политические и нравственно-правовые установки государства и общества в области совершенствования и развития действующего права (справедливость, гуманность, демократизм и т.п.);

— идеи, нацеленные на оптимизацию технологии формирования и осуществления правовой политики (системность, реалистичность, планомер-

.о ность и т.п.).

$5 Условно указанные принципы можно обозначить как принципы-идеалы

и принципы-технологии. о; Принципы-идеалы — это своеобразное аксиологическое «ядро» право-па вой политики. Их содержание обусловлено особенностями переживаемого оа государством исторического периода, спецификой политического режима и [Ъ национальной правовой культуры, состоянием морального и правового со-5 знания общества, а также другими факторами объективного и субъективного д порядка. Например, правовая (юридическая) политика Советского государ-¡5 ства ориентировалась на такие принципы-идеалы, как руководящая роль § коммунистической партии, интернационализм, оценка правовых явлений § с позиций рабочего класса, социалистический демократизм и некоторые о; другие [6, с. 142—144]. Принципы-идеалы современной России, как известно, и выглядят иначе: приоритет прав человека, правовое государство, верховен-ВД ство и прямое действие Конституции РФ и др. Все это свидетельствует об [Ъ исторической динамике указанных принципов, которая может выражаться не только в появлении каких-то новых идей, но и в переоценке содержания и 14 смысла уже существующих. Общей чертой названных принципов остается то, что они играют роль ценностных доминант правовой политики конкретного государства и функционально направлены на обеспечение ее идеологического 2 единства и социальной легитимности.

® Принципы-технологии, в свою очередь, отличаются идеологической (ак-^ сиологической) нейтральностью и организационной универсальностью. Они не имеют жесткой привязки к типологическим и прочим особенностям конкретного государства и права. Планомерность, системность, прогнозирование, профессионализм — это те установки, которые меньше всего зависят от политического режима и идеологических ориентаций государства. Они воплощают прагматичные требования наиболее рациональной организации процесса формирования и практического осуществления правовой поли-

тики. Именно этим прежде всего и объясняется их специфика и самостоятельное значение в ряду основных начал правовой политики. На какие бы нравственно-правовые идеалы ни ориентировалось государство, его политика может быть результативной только в том случае, если при ее формировании и реализации будут соблюдаться соответствующие технологические начала.

Принципы-идеалы и принципы-технологии могут быть подвергнуты более детальной классификации. В частности, в системе принципов-идеалов правовой политики современного государства можно выделить: нравственные (гуманизм, нравственная обоснованность и т.д.); собственно политические (демократизм, федерализм, разделение властей и пр.); специально-юридические (законность, равноправие, неотвратимость юридической ответственности и пр.); идеологические (идеологическое многообразие, светский характер Российского государства и пр.); общесоциальные (благополучие и процветание России, патриотизм и др.) и тому подобные требования.

Приведенная градация, бесспорно, не безупречна. Законность, например, ^ выступает не только как специально-юридическое, но и политическое, и, в | определенном смысле, организационное требование. Гуманизм, поскольку £ он закреплен в качестве исходного конституционного положения, имеет | значение не только нравственного, но и правового начала и т.д. Указанную 8 условность нужно иметь в виду. Вместе с тем предложенная классификация | ценна тем, что она позволяет проследить социальные истоки тех или иных § начал правовой политики, их обусловленность основными устоями духовно- | нравственной, экономической, политической и иных сфер общественной и а государственной жизни.

Неоднозначны и принципы-технологии. Одни из них «обслуживают» | преимущественно процессы выработки правовой политики, другие — реали- о зации. Соответственно, можно вести речь о принципах формирования (прин- а ципы социальной обоснованности и реалистичности принимаемых решений; § согласованности, взаимодополняемости и соподчиненности целей и задач § правовой политики; предвидения; комплексного подхода и ряд других) и £ принципах реализации правовой политики (принципы единства и согласован- | ности при осуществлении целей и задач правовой политики; субординации ^ и координации усилий государственных и негосударственных органов и | организаций в правореализационной сфере; стимулирования социально-активного поведения; концентрации политических усилий на наиболее 15 важных направлениях реализации государственно-правовой стратегии; — компетентности, профессионализма и т.п.).

Далее принципы правовой политики могут быть классифицированы по их юридической значимости.

а ь

Можно заметить, что некоторые принципы оказывают свое регулирую- Й щее воздействие на деятельность субъектов правовой политики в качестве § сугубо доктринальных установок, подкрепляясь в своей реализации мерами й идеологического, воспитательного, организационно-кадрового и т.п. харак- х< тера. Такая ситуация характерна прежде всего для принципов-технологий. В частности, реализм, т.е. требование принимать такие политико-правовые решения, которые соответствуют действительным (реальным) потребностям

и возможностям общества и могут быть практически реализованы, выражает одну из доктринальных установок, нацеленных на обеспечение эффективности проводимого государством правового курса. В качестве такой установки он и воспринимается субъектами правовой политики. Если в практической деятельности какого-то должностного лица наблюдаются систематические отступления от указанного принципа, то они расцениваются как показатель его профессиональной некомпетентности с соответствующими организационными выводами.

Иная ситуация наблюдается в сфере действия принципов-идеалов (гуманизм, справедливость, законность, демократизм и пр.). Они чаще всего получают формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве и приобретают значение общеобязательных юридических требований. Отступление от этих принципов воспринимается в качестве грубого попрания конституции и прав личности со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Еще одним критерием является сфера действия принципов правовой политики. В данном случае они могут быть классифицированы на общие .о (значимые для правовой политики в целом) и специальные (характерные для с? отдельных направлений или видов этой политики: правотворческой, право-^ применительной, уголовной, антикоррупционной и др.).

В системе принципов правовой политики есть и такие, которые не могут и быть однозначно отнесены ни к принципам-идеалам, ни к принципам-ВД технологиям, поскольку имеют отношение и к тем, и к другим. Отметить [Ъ следует прежде всего принцип научности (научной обоснованности/ х Указанный принцип ориентирует субъектов правовой политики на макси-§ мально полное использование потенциала современного научного знания при ¡5 выработке и реализации соответствующей стратегии и тактики. Научность — § это и идеал правовой политики, и мера оценки ее качества, и технологическое § требование, и показатель ее реального состояния. Практически все элементы ^ правовой политики могут быть подвергнуты «ревизии» на предмет их научной ® состоятельности. Можно, в частности, ставить вопрос о научности целей, за® дач, приоритетов, средств, методов правовой политики и т.д. Иными словами, [Ъ речь идет о некоем всеобъемлющем начале, которое буквально пронизывает

правовую политику как сферу рациональной человеческой деятельности. 6 Данное обстоятельство необходимо учитывать и при оценке места и назначения научности в системе принципов правовой политики. Научность, обладая собственным содержанием, выступает требованием, которое придает новое качество всем принципам правовой политики. Первоочередная ® задача научности, возможно, состоит именно в том, чтобы сформулировать ^ и обосновать систему научно обоснованных начал правовой политики современного государства.

Список литературы:

1. Малько, А.В. Теория правовой политики: монография / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 328 с.

2. Рудковский, В.А. Принципы правовой политики: понятие и содержание // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 6 (113).

— С. 11-14.

3. Исаков, Н.В. Принципы и приоритеты современной российской правотворческой политики / Н.В. Исаков, А.П. Мазуренко // Правотворческая политика в современной России: курс лекций / под ред. А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. — 456 с.

4. Матузов, Н.И. Актуальные проблемы теории права / Н.И. Матузов. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2003. — 512 с.

5. Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010.

— 276 с.

6. Куманин, Е.В. Взаимодействие правовой и политической систем // Правовая система социализма: Понятие, структура, социальные связи / под ред. А.М. Васильева.

— М.: Юрид. лит., 1986. — Кн. 1. — 368 с.

К.В. Агамиров, K.V. Agamirov,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor,

старший научный сотрудник сектора Senior Research Associate Sector of Legal

философии права, истории и теории Philosophy, History and Theory of the

государства и права Института State and Law of Institute of State and

государства и права РАН Law, Russian Academy of Sciences

agamirow@yandex.ru

Понятие и значение институциональной составляющей юридического прогнозирования

Аннотация: в современной системе государственного управления правовыми явлениями и процессами особая роль принадлежит юридическому прогнозированию как важнейшему виду социальной прогностики, направленному на получение научно обоснованных выводов о тенденциях и перспективах совершенствования общественных отношений с целью определения стратегии развития законодательства и его отраслей. Обеспечивая социально-управленческие механизмы надежной правовой базой, юридическое прогнозирование способствует реализации перспективно-долгосрочного подхода в решении первостепенных проблем общественного развития. Цель статьи — определить понятие институциональной составляющей юридического прогнозирования, показать ее значение для придания процессу прогнозирования и планирования законотворческой деятельности организованного начала.

Ключевые слова: юридическое прогнозирование, планирование законотворческой деятельности, правовые явления и процессы, институциональная составляющая юридического прогнозирования, 17 прогностический банк данных о развитии общественных отношений. _

concept and value of an institutional component legal forecasting

Abstract: in the modern system of public administration by the legal phenomena and processes the special role belongs to legal forecasting as the most important type of social prognostics directed to receiving evidence-based conclusions about trends and the prospects of improvement of the public relations with the purpose of definition of the strategy of development for the legislation and its industries. Providing social and administrative mechanisms with reliable legal base, legal forecasting promotes realization of perspective and long-term approach in the solution of major problems of social development. Article purpose — to define a concept of an institutional component of legal forecasting and to show its value for giving to process of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.